Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арсёнова
М.
А.,
Груздева
А.
В. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3406–3410. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54945.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Экспериментальным путем доказано, что использование средств и методов музейной педагогики благоприятно влияет на развитие нравственной стороны личности ребенка. Также представлены методические рекомендации для педагогов ДОУ, которые будут способствовать повышению уровня нравственной воспитанности дошкольников.
Текст статьи
Груздева Анастасия Викторовна,студентка ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», специальность 050703.65 «Дошкольная психология и педагогика», г. ЧереповецGruzdena@yandex.ru
Арсёнова Марина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецy0sh@mail.ru
Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
Аннотация.Статьяпосвящена проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Экспериментальным путем доказано, что использование средств и методов музейной педагогики благоприятно влияет на развитие нравственной стороны личностиребенка. Также представлены методические рекомендации для педагогов ДОУ, которые будут способствовать повышению уровня нравственной воспитанности дошкольников.Ключевые слова: нравственное воспитание, музейная педагогика, минимузей.
Проблема нравственного развития личности, на современном этапе, стоит довольно остро. Нравственное воспитание ребенка является актуальной задачей современного образования. Всем известно, что развитие нравственности закладывается еще в дошкольном возрасте. Важно, именно в этомвозрасте, сформировать у ребенказнания о нравственных нормах, а также сделать все возможное, чтобы эти знания были актуализированы в разных видах детской деятельности.Одним из средств развития представленийо нравственном поведении является музейная педагогика. Сотрудничество дошкольного учреждения и музея плодотворно влияет не только на освоение ребенком нравственных ценностей, но и на развитие личности малыша в целом.Все более весомо в педагогических кругах утверждается положение о том, что дошкольныйвозраст имеет главенствующее значение в формировании личности ребенка, и является в дальнейшем согласно высказыванию А.В. Запорожца «фундаментом формирования гармоничной личности». Многочисленными исследованиями Р.С. Буре, А.Н. Леонтьевой, Г.С. Якобсона,В.Г. Нечаевой и Т.А. Макаровой и других авторов обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, создаются наиболее благоприятные условия для егонравственного развития. Именно в этот период у ребенка формируется система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Благодаря данному общению дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей. У него накапливаются навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношениек поручениям, формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе.И. Кант утверждал, что нравственность заложена в характере. А характер, как известно, начинает формироваться уже в детстве. И только педагогов и родителей зависит,какими вырастут наши дети, какони смогут социализироваться в современном обществе и как сложится их дальнейшая жизнь. Вопросам нравственного развития и воспитания большое внимание уделяется в современной педагогике и психологии. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами обучения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.Нравственность
это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами[1].Нравственность является особым аспектом культуры,охватывающим не только личность, группу людей, или общество, она является основанием жизнедеятельности всего человечества, поэтому изучение этого аспекта актуально во все времена. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, детский сад, школа, дополнительные образовательные учреждения, организации культурыи т.д.). В основе нравственного воспитания должно лежать побуждение детей к развитию, когда сам ребенок принимает активное участие в своем нравственном развитии, проявляет инициативу в приобщении к богатейшему духовному опыту национальной культуры [2].Нравственное воспитание
это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения [3].С.Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский установили, что дошкольный возраст характеризуется восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, диктуемых взрослым.Таким образом, стоитотметить, что нравственное воспитание личности складывается из многочисленных форм и имеет свои особенности на которые, в свою очередь, нужно обращать особое внимание, при формировании у дошкольников нравственных норм и ценностей.Процесс становления личности и ее нравственной сферы не ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Механизму нравственного воспитания, по мнению Козловой С. Нужно отводить особое, значимое место.
Сегодня музей рассматривается не только как одно из средств постижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребенка к этому миру. Умение видеть, наблюдать и анализировать, размышлять об увиденном формируется с раннего детства. Такие умения уребенка развиваются наиболее успешно, если с детстваввести его в культуру музея.Понятие «музейная педагогика» было сформулировано и введено в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А.Лихтварка, А.Рейхвена, Г. Фройденталя. А.Лихтваркпервым сформулировал идеи об образовательном назначении музея. В зарубежных странах и в России музейная педагогика зародилась еще столет назад, но сам термин «музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70е годы прошлого века.Музейэто учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [4].Педагогический словарьпод редакцией БимБада Б.М.даёт следующее определение музейной педагогике: Музейная педагогикаобласть науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.[5]Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневичвысказывают мнение, что музейная педагогика
является областью научного знания, возникающей на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.[6]Таким образом, музейная педагогика формируется на
стыке музееведения, педагогики, психологии. Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.Посещение музея событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно историческому и художественному наследию. Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.Становлению музейной педагогики, как особой области знаний и исследований способствовало возрастание социальной роли музейной педагогики в обществе. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей главные идеи воспитания духовнонравственных качеств личности.[7]В ходе анализа теоретического материала по проблеме нашего исследования, были выявлены недостатки системы современного нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Нами было проведеноопытноэкспериментальноеисследование, в котором участвовали 2 группы детей старшего дошкольного возраста,воспитывающиеся в разных дошкольных учреждениях г. Череповца. Содержание среды этих дошкольных учреждений имеет некоторые различия: в первом (условно назовем его ДОУ № 1) есть музейная комната (центр), в которой располагаются экспонаты, а так же организуется большое количество выставок на различные темы. Воспитанники этого детского сада активно участвуют в сборе, систематизации и презентации музейного материала. Чего не было отмечено в условиях второго образовательного учреждения (условно ДОУ №2), хотя следует отметить, что в нем организовано сотрудничество с музейным объединением города. Экспериментальным путем было доказано,что дети, воспитываемые ДОУ №1, имеют высокий уровень сформированности нравственных представлений, а дети ДОУ№ 2средний уровень. Были проведены 2 диагностические методики, результаты которых показали, что в ДОУ№1, в котором присутствует музейная среда и используются средства музейной педагогики, нравственное воспитание находится на высоком уровне. Из чего следует вывод, что сотрудничества ДОУ с музеем, находящимся в микрорайоне не достаточно для полноценного нравственного воспитания подрастающего поколения. В ДОУ №2выявлены дети,которые не справляются с заданием на определение нравственных ибезнравственных поступков. Онине только не могут отличить на картинках положительные и отрицательные поступки, они еще и не могут объяснить, как поступать в определенной проблемной ситуации и дают неадекватную эмоциональную реакцию их количество составляет 30% от всего количества детей.В ДОУ № 1всего у 6% детей имеют аналогичные проблемы.
Мы пришли к выводам о том, что только сотрудничества с музеем, при организации воспитательнообразовательного процесса по формированию нравственности у детей дошкольного возраста недостаточно. Это не обеспечивает полноценного формирования и развития нравственного сознания, понимания и закрепления нравственных чувств.С целью оптимизации такого важного компонента педагогического процесса как нравственное воспитание, нами были разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ, которые будут способствовать повышению уровня нравственной воспитанности дошкольников средствами музейной педагогики. В предлагаемых рекомендациях представлена система форм, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста с широким использованиемсредств музейной педагогики, позволяющая адаптировать детей к современной жизни, расширить их нравственные представления и сформировать ценностные установки. Новая информативная среда предоставит детям возможность сопереживания общих впечатлений с другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в самостоятельной и совместной с взрослыми творческой деятельности. Основная идея нашей технологии создание «минимузея» в ДОУ. Методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных учреждений и представляет собой описание работы по организации совместной деятельности воспитателя ребенка родителя, посредством создания, «наполнения» и активного использования минимузея. Важное место в системе работы занимает региональный компонент (материалы близкого ребенку социума).Методическая разработка направлена на решение следующих воспитательных, развивающих и образовательных задач:сформировать у детей целостное представление о родном крае;способствовать развитию у детей ценностного отношения к городу, в котором они живут;развитие у детей мышления, воображения, памяти;активизировать процессы, связанные с формированием культуры личности ребенка.В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующиевсем требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «минимузеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность «мини музеев» участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к содержанию «мини музея». Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, анализировать материал, пополнять содержание продуктами своей творческой деятельности (рисунками, макетами, моделями, поделками …).В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в «мини музее» не только можно, но и нужно активно взаимодействовать с экспонатами. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. «Мини музей» результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение минимузея обязательно должны отражать специфику возраста детей конкретной группы. Мини музей постоянно пополняется новыми экспонатами в соответствии с интересами и потребностями детей. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.В целом, условия организации нравственного воспитания средствами музейной педагогике можно сформулировать следующим образом:Для того, чтобы педагогический процесс по воспитанию нравственных норм и ценностей был целостным и эффективным, нужно создать все средовые условия, подобрать необходимые приемы и методы работы, а также комбинировать всю работу с интересными средствами музейной педагогики.Так как ведущим видом деятельности у детей в дошкольном возрасте является игра, детям необходимо предлагать различные проблемные игровые ситуации, которые будут ставить ребенка перед выбором нравственного, или безнравственного поступка.Проведение тематических занятий, в рамках минимузея с детьми поможет детям присвоить знания о различных музейных объектах, их социальной и исторической значимости; об уважении к старшим, нравственном поведении и нравственных нормах.Вот некоторые темы занятий и экскурсий: «Русская изба», «Печкаматушка», «Хлеб всему голова», «Мудрые пословицы», «История народного костюма», «Русь деревянная», «Русские музыкальные инструменты», «Играй гармонь», «Игры наших предков», «Прялка и веретено», «Колыбельные песни», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка».Беседы ирассказы помогут дать детям систему знаний о правильных и социально приемлемых способах взаимодействия в обществе. Также беседа побуждает детей думать и рассуждать о нравственных нормах и ценностях.Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности необходимо включать детей в разнообразные виды деятельности, связанные с художественной литературой.Художественные произведения В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница» помогут воспитателю, на примере героев произведений, показать детям нравственное и безнравственное поведение.Совместное участие в творческих мероприятиях поможет объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Можно ввести традицию проводить праздники, семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают традиции и обычаи, поют народные и обрядовые песни, играют с детьми.«Масленица», «Праздник Урожая», «Народные игры», «В гостях у сказки», «Мы богатыри», «Старинные обычаи на Руси» тематика праздников, которые можно провести в рамках музея. Можно оформить тематические выставки, включающие работы детей, а также работы, выполненные детьми совместно с родителями. В ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей на базе минимузея можно предложить проектную деятельность для детей и родителей. Темы совместных проектов: «Моя семья», «Мой семейный альбом», «Моя родословная», «Улицы города», «О чем рассказал самовар» и т.д.В целом результаты экспериментального исследования показали, что в дошкольном образовательном учреждении, где на базе «минимузея» организована система нравственного воспитания детей с использованием средств музейной педагогики, уровень нравственного развития находится на более высоком уровне. Экспериментально доказано, что музейная педагогика, каксредство нравственного воспитания имеет значительное место в иерархии разнообразных методов и приемов воспитания ребенкадошкольника.
Ссылкинаисточники1.Пантелееева Л. Хочу в музей / Л.Пантелеева Дошкольное воспитание, 2006, № 9. 115с.2.Васильченко Н.Р. Нравственнопатриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко Дошкольная педагогика, №5, 2009. стр.673.Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина"Просвещение", Москва, 1978 г.256 с. 4.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический Проект, 2005. 704 с.
5.Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой.М.: ТЦ Сфера, 2006. 416 с.6.Нестеренко Н. Минимузеи в ДОУ/ Н.Нестеренко Обруч, № 6, 2000. стр.3031.7.Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире// Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98101.8.Ожегов С.И. и Шведова Н.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и выражений/РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4е изд. М.: Азбуковник, 1999. 568с.
Gruzdeva Anastasia,student VPO "Cherepovets State University", specialty 050703.65 "Preschool Pedagogy and Psychology", Cherepovets.Gruzdena@yandex.ruArsenova Marina,Ph.D., Associate Professor of Early Childhood Education VPO "Cherepovets State University", Cherepovets.y0sh@mail.ruMoral education of preschool children by means of museum pedagogy.Abstract:This paper is devoted to problems of moral education of preschool children by means of museum pedagogy. Experimentally proven that the use of means and methods of museum pedagogy positive effect on the development of the moral side of the child's personality. Also presents guidelines for preschool teachers that will enhance the level of moral education of preschool children.Keywords:moral education, museum education,miniMuseum.
Арсёнова Марина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецy0sh@mail.ru
Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
Аннотация.Статьяпосвящена проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Экспериментальным путем доказано, что использование средств и методов музейной педагогики благоприятно влияет на развитие нравственной стороны личностиребенка. Также представлены методические рекомендации для педагогов ДОУ, которые будут способствовать повышению уровня нравственной воспитанности дошкольников.Ключевые слова: нравственное воспитание, музейная педагогика, минимузей.
Проблема нравственного развития личности, на современном этапе, стоит довольно остро. Нравственное воспитание ребенка является актуальной задачей современного образования. Всем известно, что развитие нравственности закладывается еще в дошкольном возрасте. Важно, именно в этомвозрасте, сформировать у ребенказнания о нравственных нормах, а также сделать все возможное, чтобы эти знания были актуализированы в разных видах детской деятельности.Одним из средств развития представленийо нравственном поведении является музейная педагогика. Сотрудничество дошкольного учреждения и музея плодотворно влияет не только на освоение ребенком нравственных ценностей, но и на развитие личности малыша в целом.Все более весомо в педагогических кругах утверждается положение о том, что дошкольныйвозраст имеет главенствующее значение в формировании личности ребенка, и является в дальнейшем согласно высказыванию А.В. Запорожца «фундаментом формирования гармоничной личности». Многочисленными исследованиями Р.С. Буре, А.Н. Леонтьевой, Г.С. Якобсона,В.Г. Нечаевой и Т.А. Макаровой и других авторов обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, создаются наиболее благоприятные условия для егонравственного развития. Именно в этот период у ребенка формируется система взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Благодаря данному общению дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей. У него накапливаются навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношениек поручениям, формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе.И. Кант утверждал, что нравственность заложена в характере. А характер, как известно, начинает формироваться уже в детстве. И только педагогов и родителей зависит,какими вырастут наши дети, какони смогут социализироваться в современном обществе и как сложится их дальнейшая жизнь. Вопросам нравственного развития и воспитания большое внимание уделяется в современной педагогике и психологии. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами обучения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.Нравственность
это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами[1].Нравственность является особым аспектом культуры,охватывающим не только личность, группу людей, или общество, она является основанием жизнедеятельности всего человечества, поэтому изучение этого аспекта актуально во все времена. Нравственность формируется посредством различного рода социальных институтов (семья, детский сад, школа, дополнительные образовательные учреждения, организации культурыи т.д.). В основе нравственного воспитания должно лежать побуждение детей к развитию, когда сам ребенок принимает активное участие в своем нравственном развитии, проявляет инициативу в приобщении к богатейшему духовному опыту национальной культуры [2].Нравственное воспитание
это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения [3].С.Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский установили, что дошкольный возраст характеризуется восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм, диктуемых взрослым.Таким образом, стоитотметить, что нравственное воспитание личности складывается из многочисленных форм и имеет свои особенности на которые, в свою очередь, нужно обращать особое внимание, при формировании у дошкольников нравственных норм и ценностей.Процесс становления личности и ее нравственной сферы не ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Механизму нравственного воспитания, по мнению Козловой С. Нужно отводить особое, значимое место.
Сегодня музей рассматривается не только как одно из средств постижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребенка к этому миру. Умение видеть, наблюдать и анализировать, размышлять об увиденном формируется с раннего детства. Такие умения уребенка развиваются наиболее успешно, если с детстваввести его в культуру музея.Понятие «музейная педагогика» было сформулировано и введено в начале XX века в Германии. Его разработка связана с именами А.Лихтварка, А.Рейхвена, Г. Фройденталя. А.Лихтваркпервым сформулировал идеи об образовательном назначении музея. В зарубежных странах и в России музейная педагогика зародилась еще столет назад, но сам термин «музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70е годы прошлого века.Музейэто учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [4].Педагогический словарьпод редакцией БимБада Б.М.даёт следующее определение музейной педагогике: Музейная педагогикаобласть науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.[5]Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневичвысказывают мнение, что музейная педагогика
является областью научного знания, возникающей на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.[6]Таким образом, музейная педагогика формируется на
стыке музееведения, педагогики, психологии. Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.Посещение музея событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно историческому и художественному наследию. Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.Становлению музейной педагогики, как особой области знаний и исследований способствовало возрастание социальной роли музейной педагогики в обществе. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей главные идеи воспитания духовнонравственных качеств личности.[7]В ходе анализа теоретического материала по проблеме нашего исследования, были выявлены недостатки системы современного нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Нами было проведеноопытноэкспериментальноеисследование, в котором участвовали 2 группы детей старшего дошкольного возраста,воспитывающиеся в разных дошкольных учреждениях г. Череповца. Содержание среды этих дошкольных учреждений имеет некоторые различия: в первом (условно назовем его ДОУ № 1) есть музейная комната (центр), в которой располагаются экспонаты, а так же организуется большое количество выставок на различные темы. Воспитанники этого детского сада активно участвуют в сборе, систематизации и презентации музейного материала. Чего не было отмечено в условиях второго образовательного учреждения (условно ДОУ №2), хотя следует отметить, что в нем организовано сотрудничество с музейным объединением города. Экспериментальным путем было доказано,что дети, воспитываемые ДОУ №1, имеют высокий уровень сформированности нравственных представлений, а дети ДОУ№ 2средний уровень. Были проведены 2 диагностические методики, результаты которых показали, что в ДОУ№1, в котором присутствует музейная среда и используются средства музейной педагогики, нравственное воспитание находится на высоком уровне. Из чего следует вывод, что сотрудничества ДОУ с музеем, находящимся в микрорайоне не достаточно для полноценного нравственного воспитания подрастающего поколения. В ДОУ №2выявлены дети,которые не справляются с заданием на определение нравственных ибезнравственных поступков. Онине только не могут отличить на картинках положительные и отрицательные поступки, они еще и не могут объяснить, как поступать в определенной проблемной ситуации и дают неадекватную эмоциональную реакцию их количество составляет 30% от всего количества детей.В ДОУ № 1всего у 6% детей имеют аналогичные проблемы.
Мы пришли к выводам о том, что только сотрудничества с музеем, при организации воспитательнообразовательного процесса по формированию нравственности у детей дошкольного возраста недостаточно. Это не обеспечивает полноценного формирования и развития нравственного сознания, понимания и закрепления нравственных чувств.С целью оптимизации такого важного компонента педагогического процесса как нравственное воспитание, нами были разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ, которые будут способствовать повышению уровня нравственной воспитанности дошкольников средствами музейной педагогики. В предлагаемых рекомендациях представлена система форм, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста с широким использованиемсредств музейной педагогики, позволяющая адаптировать детей к современной жизни, расширить их нравственные представления и сформировать ценностные установки. Новая информативная среда предоставит детям возможность сопереживания общих впечатлений с другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в самостоятельной и совместной с взрослыми творческой деятельности. Основная идея нашей технологии создание «минимузея» в ДОУ. Методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных учреждений и представляет собой описание работы по организации совместной деятельности воспитателя ребенка родителя, посредством создания, «наполнения» и активного использования минимузея. Важное место в системе работы занимает региональный компонент (материалы близкого ребенку социума).Методическая разработка направлена на решение следующих воспитательных, развивающих и образовательных задач:сформировать у детей целостное представление о родном крае;способствовать развитию у детей ценностного отношения к городу, в котором они живут;развитие у детей мышления, воображения, памяти;активизировать процессы, связанные с формированием культуры личности ребенка.В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующиевсем требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «минимузеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность «мини музеев» участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к содержанию «мини музея». Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, анализировать материал, пополнять содержание продуктами своей творческой деятельности (рисунками, макетами, моделями, поделками …).В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в «мини музее» не только можно, но и нужно активно взаимодействовать с экспонатами. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. «Мини музей» результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение минимузея обязательно должны отражать специфику возраста детей конкретной группы. Мини музей постоянно пополняется новыми экспонатами в соответствии с интересами и потребностями детей. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.В целом, условия организации нравственного воспитания средствами музейной педагогике можно сформулировать следующим образом:Для того, чтобы педагогический процесс по воспитанию нравственных норм и ценностей был целостным и эффективным, нужно создать все средовые условия, подобрать необходимые приемы и методы работы, а также комбинировать всю работу с интересными средствами музейной педагогики.Так как ведущим видом деятельности у детей в дошкольном возрасте является игра, детям необходимо предлагать различные проблемные игровые ситуации, которые будут ставить ребенка перед выбором нравственного, или безнравственного поступка.Проведение тематических занятий, в рамках минимузея с детьми поможет детям присвоить знания о различных музейных объектах, их социальной и исторической значимости; об уважении к старшим, нравственном поведении и нравственных нормах.Вот некоторые темы занятий и экскурсий: «Русская изба», «Печкаматушка», «Хлеб всему голова», «Мудрые пословицы», «История народного костюма», «Русь деревянная», «Русские музыкальные инструменты», «Играй гармонь», «Игры наших предков», «Прялка и веретено», «Колыбельные песни», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка».Беседы ирассказы помогут дать детям систему знаний о правильных и социально приемлемых способах взаимодействия в обществе. Также беседа побуждает детей думать и рассуждать о нравственных нормах и ценностях.Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности необходимо включать детей в разнообразные виды деятельности, связанные с художественной литературой.Художественные произведения В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница» помогут воспитателю, на примере героев произведений, показать детям нравственное и безнравственное поведение.Совместное участие в творческих мероприятиях поможет объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Можно ввести традицию проводить праздники, семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают традиции и обычаи, поют народные и обрядовые песни, играют с детьми.«Масленица», «Праздник Урожая», «Народные игры», «В гостях у сказки», «Мы богатыри», «Старинные обычаи на Руси» тематика праздников, которые можно провести в рамках музея. Можно оформить тематические выставки, включающие работы детей, а также работы, выполненные детьми совместно с родителями. В ходе совместной деятельности воспитателей, детей и родителей на базе минимузея можно предложить проектную деятельность для детей и родителей. Темы совместных проектов: «Моя семья», «Мой семейный альбом», «Моя родословная», «Улицы города», «О чем рассказал самовар» и т.д.В целом результаты экспериментального исследования показали, что в дошкольном образовательном учреждении, где на базе «минимузея» организована система нравственного воспитания детей с использованием средств музейной педагогики, уровень нравственного развития находится на более высоком уровне. Экспериментально доказано, что музейная педагогика, каксредство нравственного воспитания имеет значительное место в иерархии разнообразных методов и приемов воспитания ребенкадошкольника.
Ссылкинаисточники1.Пантелееева Л. Хочу в музей / Л.Пантелеева Дошкольное воспитание, 2006, № 9. 115с.2.Васильченко Н.Р. Нравственнопатриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко Дошкольная педагогика, №5, 2009. стр.673.Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина"Просвещение", Москва, 1978 г.256 с. 4.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический Проект, 2005. 704 с.
5.Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой.М.: ТЦ Сфера, 2006. 416 с.6.Нестеренко Н. Минимузеи в ДОУ/ Н.Нестеренко Обруч, № 6, 2000. стр.3031.7.Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире// Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98101.8.Ожегов С.И. и Шведова Н.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и выражений/РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4е изд. М.: Азбуковник, 1999. 568с.
Gruzdeva Anastasia,student VPO "Cherepovets State University", specialty 050703.65 "Preschool Pedagogy and Psychology", Cherepovets.Gruzdena@yandex.ruArsenova Marina,Ph.D., Associate Professor of Early Childhood Education VPO "Cherepovets State University", Cherepovets.y0sh@mail.ruMoral education of preschool children by means of museum pedagogy.Abstract:This paper is devoted to problems of moral education of preschool children by means of museum pedagogy. Experimentally proven that the use of means and methods of museum pedagogy positive effect on the development of the moral side of the child's personality. Also presents guidelines for preschool teachers that will enhance the level of moral education of preschool children.Keywords:moral education, museum education,miniMuseum.