Риски социальной идентичности в полиэтническом регионе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мотеюнайте В. Р. Риски социальной идентичности в полиэтническом регионе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3501–3505. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54964.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию идентификационных рисков в условиях трансформации российского общества. Рассмотрены основные факторы, определяющие риски в российском обществе: социально-экономические, социально-правовые, социально-политические. Охарактеризованы основные институциональные механизмы формирования социальной идентичности: семья, образование и средства массовой информации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мотеюнайте Виктория Робертасовна,лаборантисследователь, Социальногуманитарный факультет, ФГБОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет, г. КраснодарVikforme@mail.ru

Риски социальнойидентичности вполиэтническом регионе

Аннотация. Статья посвящена исследованию идентификационных рисков в условиях трансформации российского общества. Рассмотрены основные факторы, определяющие риски в российскомобществе:социальноэкономические, социальноправовые, социальнополитические. Охарактеризованыосновные институциональные механизмы формирования социальной идентичности: семья, образование и средства массовой информации.Ключевые слова:социальная идентичность, идентичность, идентификация,социальный риск, рискологический подход,полиэтнический регион

Работа выполнена в рамках проекта «Идентификационные риски в полиэтническом пространстве региона», поддержанного грантом Президента РФ (МК4165.2013.6)

Современный человек существует вобществе, которое наполнено социальными рисками, возникающими в различных сферах:в образовании, в семье, в профессиональной деятельности, политике и экономике. Индивид пытается приспособиться к рискогенности современного общества, изменяя прежде всегосвою индивидуальность, ставя вопрос о своей идентичности. В свете данной проблемы можно говорить о современном обществекак об обществе риска,изучение которого представляется репрезентативным через анализ трансформации социальной идентичности. Как отмечает З. Бауман идентичность «становится призмой, через которуюрассматриваются, оцениваютсяи изучаются многие важные черты современной жизни … впечатляющее возрастание интереса к обсуждению идентичности может сказать больше о нынешнем состоянии человеческого общества, чем известныеконцептуальные и аналитические результаты его осмысления» [1, с. 176177]. В научной литературе достаточно разработаны различные аспекты идентичности, рассмотрена ее структура и классификация. Отмечается, что идентичность и самоидентичность как особое состояние человека формируются в процессе деятельности,обусловлены рефлексией. Обращаясь к структуре идентичности необходимо учитывать две стороны человеческой особенности, которые сосуществуют вместе: первая, конформизм ‬полное приспособленчество, и второе ‬замкнутость на себе. Особое внимание Гидденс заостряет на изучении «общей идентичности», которая имеет особенность в безличности человеческих чувств, эмоций, ценностей, качества становятся коллективными, и идентичность становится коллективной, неосознаваемой, не принадлежащей ни к какому коллективу или группе. Своеобразный человек мира, принадлежащий ко всем, но не отождествляемый ни с какой группой людей[2].Представляется необходимым рассмотреть социальную идентичность как целостный, интегративный и дифференцированный процесс, что позволяет установить соответствие индивидов с внешним социокультурным пространством, через которыйлюди воспринимают и сопоставляют с действовавшими когда либо социальными образцами. Именно это дает основаниярассматривать общество риска через призму идентичности человека.Идентичность явление социальное так как представляет собой не биологическую характеристику человека, а его особые приобретенныев процессе взаимодействия с людьми и усвоения определенных навыков умений и знаний, следовательно изменения идентичности обусловлены социальными изменениями. Идентификационные риски ‬потенциальные угрозы существованию индивидаи определенной социальной группы, вызываемые созданием или поддержанием социальной идентичности.Важнейшим фактором, формирующим поведенческое пространство индивида, является риск, по мнению Н. Лумана, рациональная природа человеческого поведения сомнительна, невозможно раз и навсегда рассчитать исход событий и тем самым избавитьсяот риска. Данная проблема может быть решена анализом принятия рискованных решений, которое меняет будущее индивида в различных сферах деятельности и как следствие окружающего его общества. Возникаетвопрос: кто принимает решение или что оказывается решающим в вопросе о том, учитывать риск или нет, а если да, то в каких временных или предметных горизонтах.Луман различает три смысловых измерения: предметное (вещь отлична от другой вещи), временное (один момент времени не тождествен другому) и социальное (мнение одного участника взаимодействия отлично от мнения другого. В дополнение к уже достаточно распространенным дискуссиям об исчислении риска, восприятии риска, оценке риска и согласии на риск теперь добавляется еще вопрос об отборе риска: какойто риск учитывается, а какойто нет, тогда как отбором управляют различные социальные факторы [3].Все факторы, которые определяют риск, как таковой воздействуют на идентификационные процессы. Индивид, который живет в современном обществе (обществе риска), должен обладать высокой степенью профессионализма и компетентности во всех происходящих процессах общества. Так как множество социальных ситуаций предполагает проявление различных умений. И удовлетворение от своего решения индивид получает в том случае, если его знания и умения пригодились на практике, это повышает его самооценку, если же этого не происходит, то риск вместе со своими составляющими выступает как одна из форм самоутверждения и самоусовершенствования человека, интересы которого связаны с творческим поиском, самобытностью индивида, который развивает свои способности индивида. Зачастую именно то, что человек чегото не знает и не понимает, дает стимул ему открывать в себе новые возможности посредством обучения, изучения и познания. Неопределенность побуждает преодолеть прежнюю планку своих возможностей. В обществе риска в социальных процессах возрастает значение организационных решений практически во всех областях общественной жизни. Рискогенная среда под воздействием объективных и субъективных составляющих формирует людей с разной степенью социальной активности и восприятием постоянно меняющегося мира. От скорости принятия решений, профессионализма, решительности, потребности в самореализации зависят успех, благополучие, самодостаточность и самодостоинство, то есть категории, которые выступают, в свою очередь, социальными качествами идентичности.Социальные риски в современном российском обществе имеет определенные черты, такие как всеобщность, неизбежность, потенциальная кризисогенность, так какони несут в себе потенциальную возможность возникновения кризисов различных сфер общества,будь то кризис экономический, политический, демографический. Социальные риски ‬это риски, пронизывающие все общественные слои, группы, одни из которых выступают субъектами, адругие объектами риска. В качестве общих факторов перехода российского общества в общество риска чаще всего выделяют такие как: глобализация, котораявыступает в качестве угрозы, влияющей и на идентификационные процессы, в том числе; возможность экологических катастроф, угрозы международного терроризма. Однако, наиболее актуальными и требующими постоянного внимания являются именно специфические факторы перехода российского общества в общество риска. Специфические факторы отличают российского общество риска от многих других обществ, например, европейских, прошедших модернизацию. К специфическим факторам относятся социальноэкономические, социальноправовые, социальнополитические. В качестве основных институциональных механизмов формирования социальной идентичностивыделяются семья, образование и средства массовой информации. Динамичные процессы, протекающие в обществе, затрагивают, прежде всего, институциональный уровень, который через систему социальных институтов влияет на процесс идентификации личности. СМИ.Нас повсеместно окружает информация, которая имеет характерную черту быть настолько разнообразной и доступной, что создается возможность выбора среди альтернативных вариантов знаний, ценностей. Человек выбирает, следовательно, он рискует, так как не вся информация несет положительную функцию. В структуре личности людей появляется моральный риск, что подразумевает самоопределение относительно самой морали [4, с. 81]. Идентифицируя себя с какойлибо социальной группой, человек может столкнуться с тем, что усваивая ценности, например, субкультуры, он перенимает деформированные поведенческие установки, которые не всегда помогают ему правильно ориентироваться в обществе. Так же он может усваивать конформистские установки поведения, например, если не хочет быть изолированным референтной для него группой. Это риск прекращения саморазвития. Те утилитарные и гедонистические ценности, которые популяризируются СМИ становятся фактором риска потери саморазвития. Отдельного внимания в изучении формирования идентичности занимает Интернет.С развитием глобализированного информационно коммуникативного сообщества сети Интернет возникает проблема размывания идентичности личности, это сказывается и на социетальном уровне. Данный феномен происходит изза особенностей Интернета, который включает анонимность, что дает возможность людям становиться другими, разыгрывать драмы и менять маски,меняет восприятие мира, виртуализируется общение. Все формирует множественность и размытие идентичности личности. Личность становитсясимулякрами, то есть идентичными копиями того, что в реальности никогда не существовало [5]. Формирование идентичности в новых условиях интерактивной среды определяет потребность в самоопределении в процессе коммуникации. Человек создает новое представление о себе в условиях анонимности и реальность перестает быть правдой. Идентичность становится мозаичной, размытой, множественной, фрагментарной, открытой, текучей, коллажной.Семья ‬этоследующий социальный институт, главная функция которого воспроизводство и воспитание. Именно всемье человек проходит первичную социализацию, он познает нормы и ценности, образуются стандарты мышления, воззрения, убеждения, что главным образом определяет формирование идентичности. Но риски поджидают человека и тут, современность характеризуется кризисом семьи как института. Многочисленные изменения придали семье новый облик, который до сих пор не устоялся,изменяется даже само понятие семьи. Это сказывается на детях. Дети лишеныстабильного процесса воспитания, лишены познания духовнонравственной сферы, они лишь наблюдают ее опустошение. Вследствие этого ребенок не может познать, что такое ответственность, доброта, честность и др. детское поведение становится аморализовано, наблюдаются такие социальные явления как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал. Неизведанными для детей остаются такие понятия как личность, культура, национальная принадлежность ее ценности и традиции. Главная функция семьи перестала выполняться (социализация и воспитание), что с самого раннего возраста человека дает потенциальную рискогенную атмосферу в обществе [6].Образование. Образование это один из способов социализации личности, и определяется ‬как процесс трансляции социокультурных ценностей, норм, программ деятельности, моделей поведения, адаптации и усвоения индивидами социальных установок и ожиданий. Образование как на особый социальный институт, передачи и преумножения ценностей и традиций в процессе воспитания, обучения и развития личности человека. Образование несет одну из своих функций социализации и инкультурации личности, устойчивое развитие личности, культурное воспроизводство. Это говорит о том, что институт образования ‬это значимое средство социокультурного воспроизводства общества. Образование в себе несет распространение ценностей культуры того общества в котором индивид живет и развивается, куда входят знания научных достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, особенности организации жизнедеятельности, хозяйственного уклада данного общества. Поскольку модель образования отражает особенности социальной структуры и организации общества, протекающих в нем социальных процессов, стандартизированные программы обучения обеспечивают, закладывают основывзаимопонимания между различными поколениями, тем самым, помогая урегулировать процесс вхождения индивида в систему социальных связей, служат гарантом социального воспроизводства общества и способствуют формированию позитивной культурной идентичности. Но система образования не совершенна, и зачастую функции которые система образования должна выполнять не практикуются, и это несет еще один потенциальный риск и угрозу формирование социальной идентичности на ранних этапах развития личности [7]. Именно благодаря нормальному функционированию социальных институтов поддерживается совместная кооперативная деятельность людей в группах и организациях.Рассмотрим особенности рисков социальной идентичности в полиэтничном регионена основе эмпирического исследования жителей Краснодарского края (социологический опрос проводился в рамках реализациипроекта ФЦП № 14.B37.21.0982 и грантаПрезидента РФ МК4165.2013.6), выборка составила 1200 человек. В ходе исследования были получены эмпирические данные, иллюстрирующие некоторые аспекты социальных рисков. Так больше всего респонденты (32 %) боятся потерять своих близких, далее идет страх войны и массовой резни ‬21,1 %. Третьим достаточно сильным страхом является приход старости, который испытывают 10,2 % респондентов. Первые два указанных страха имеют однуоснову и обусловлены социальнополитической нестабильностью российского общества. Страх перед старостью носит не только психологический характер, но и обусловлен объективными экономическими причинами. Сравнительно мало респондентов боятся произвола властей и нищеты (по 7 %), тех же, кто не боится ничего всего 1,3 %. Индивид все время вынужден справляться с какимилибо проблемами, угрозами, причем та или иная угроза субъективно воспринимается поразному. Например, для большинства респондентов допустимыми или допустимыми при определенных обстоятельствах являются социальные угрозы потери работы, положения в обществе, изменение служебного статуса (33,8 % и 40 % соответственно), тогда как ни в коем случае нельзя допускать реализации рисков в духовной сфере, а именно, обесценивания человеческой жизни, игнорирования гуманистических идеалов, так считают 48,5 % респондентов. Национальные угрозы невозможность, нежелание отнесения, отождествления себя со своим народом, также представляются крайне нежелательными в российском обществе, что отмечают 50 % респондентов. Допустимыми являются моральные (изменение жизненного уклада, слом жизненных идеалов) и экономические (финансовые потери, утрата или обесценивание сбережений) угрозы для 57,8 % респондентов и 67,3 % респондентов соответственно. Учитывая указанные риски, большинство людей не планируют свое будущее на длительный срок. 27 % могут планировать свое будущее на ближайшие годдва, подавляющее большинство опрошенных (39,5 %) респондентов совсем не планирует свое будущее, т.к. «не знают, что случится в ближайшие месяцы». При этом улучшение жизни, по мнению респондентов, зависит от них самих ‬53,3 %. На государство в плане улучшения благосостояния населения надеются только 27,3 % респонденты. С жизненными проблемами помогают справляться следующие качества: жизненный опыт, деловые качества, друзья, деньги и т.д. При этом респонденты отмечают, что не помогают совсем участие в политической жизни и государство.В заключении необходимо отметить, что риск это многоплановое и многоаспектное понятие, которое все шире стало характеризовать современное общество, теперь принято именовать такое общество ‬«обществом риска». Изучение такого нового явления необходимо производить сквозь призму формирования новой идентичности человека, на которую влияет множество факторов определяющих риск. Такие риски всеобщны, неизбежны, несут потенциальную кризисогенность и возможность возникновения кризисов различных сфер общества,будь то кризис экономический, политический, демографический. В российском же обществе к факторам риска относятся: социальноэкономические; социальноправовые; социальнополитические, которые дали новые условия формирования российской идентичности в результате перехода от классовогражданской системе идентификаций к нестабильному состоянию, характеризующемуся противоборством этнической и гражданской идентичности на современном этапе социального развития.

Ссылки на источники1.Бауман З. Индивидуализированное общество. М. : Логос, 2002. 390с.2.Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М. : Академический проект, 2003. 368 с.3.Луман Н. Понятие риска // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 135 ‬160.4.Григорьев А.В. Риски трансформации ценностных ориентациймолодежи в изменяющемся обществе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2011. №1. С. 81 ‬85.5.Фасслер, М. Действительность компьютеризованных сетей. Курск, 2006. С. 253261.6.Аполлонов И.А. Семья как социокультурный фактор формирования личностной идентичности. // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. 2011. № 4(8) URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/apollonov(дата обращения 30.11.2013). 7.Чотчаева З.А. Образование как фактор трансляции культуры в современном российском обществе. Ставрополь,2002.

Moteyunayte Victoria Robertasovnalaboratoryresearcher, Social and Humanities FacultyKuban State Technological University, KrasnodarRisks of social identity in a multiethnic region Abstract.The article is sanctified to research of identification risks in the conditions of transformation of Russian society. Basic factors are considered,determiningrisksin Russiansociety:socioeconomic, sociallylegal, sociopolitical. The basic institutional mechanisms of forming ofsocial identity are described: family, education and mass medias. Keywords:social identity, identity, authentication, social risk, risk approach, much ethnicregion.