Системно-деятельностный подход к управлению качеством в условиях реализации ФГОС общего образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пронина
Л.
Н. Системно-деятельностный подход к управлению качеством в условиях реализации ФГОС общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4001–4005. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55065.htm.
Аннотация. Государственная политика в области образования связана с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. В них заложена идея нового качества образования. Управление качеством – приоритетное направление деятельности руководителя образовательной организации.
Ключевые слова:
управление, системно-деятельностный подход, качество образования, федеральные государственные образовательные стандарты
Текст статьи
Пронина Лариса Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образованияГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» г. Тула larisa.pronina.55@mail.ru
Системнодеятельностный подход к управлению качеством в условияхреализацииФГОС общего образования
Аннотация.Государственная политика в области образования связана с реализацией федеральных государственных образовательных стандартовнового поколения.В них заложена идея нового качества образования. Управление качеством –приоритетное направление деятельности руководителя образовательной организации.Ключевые слова:системнодеятельностный подход, управление, качество образования, федеральные государственные образовательные стандарты
Актуальность федеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовнового поколения(ФГОС)связана с проблемой обеспечения нового качества образования, которое должно соответствовать меняющимся социальноэкономическим реалиям. Приоритеты Стратегии инновационногоразвития Российской Федерации, Федеральный закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,Национальная доктрина российского образования до 2020 года, отражающие государственную политикув области образования, ориентируют современную школу на достижение такого качестваобразования,которое сможет обеспечитьинновационноеразвитиеэкономики, в том числе в кризисные периоды.
Знаниеориентированная парадигма, лежащая в основе существующей системы образования, обеспечивавшая достижения и высокие результаты всех общественных институтов в доперестроечную эпоху, оказалась недостаточно гибкойперед вызовами постиндустриального общества и экономики, ставшей на рыночный путь развития. Эффективные педагогические технологии стабильной общественной системы оказались несовершенными и неадекватными бурному росту инновационных технологий во всех отраслях человеческой деятельности. Установка на накопление знания «на всюжизнь» оказалась вытесненной общественным заказом на постоянное обновление знаний(«образование через всюжизнь»), на преодоление стереотипа о силе конкретного знания. Ставка в образовании была сделана на формирование и развитие компетенций личности, что легло в основу компетентностного подходав федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.Основа стандартов новый тип взаимоотношений: со стороныгосударства–требование от ученика необходимого уровня образованности, со стороны ученика и родителей –требование от государства качественного выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг.ФГОС является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны.Таким образом, определены основные ориентирынового качества образования, основанные на следующем определении качества, принятом Международной организацией по стандартизации ИСО:«Качество –совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».Понятие качества образованиясоотносится с такими характеристиками, как
соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;
соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности и востребованности школьного образования; развитие навыков, необходимых для приобретения знаний в течение всей жизни, и информационной грамотности;
соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.В педагогической науке понятие качестваобразования как объекта управления определяется различными подходами. Общепринятым является определение М.М. Поташника, который указывает на «соотношение цели и результата», как меру достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школы [1].ФГОС отражает социальный заказ общества на обновление основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями.В связи с этим актуальной становится проблема совершенствования системы управления качествомкак ведущая задача управленческой деятельности.Теория образовательного менеджмента определяет понятие «управление» как целенаправленноевоздействиевсех субъектовуправления на объекты управления, что призвано обеспечиватьстановление, стабилизацию, оптимальное функционирование и системноеразвитиешколы.Управление школой –это особая деятельность, в которой «ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы»(В.С. Лазарев)[2].Вышеназванные определения управленческой деятельности, называя ее основные функции, соотносятся с представлением общей теории управления о понятии «управление» как функции организованных систем, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ. При этом сегодня следует учитывать изменения в субъектах управления (управляющей системе) в соответствии с требованиями «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". Руководители образовательных организаций должны соответствовать предъявляемому уровню компетентности и осуществлять свою деятельность во взаимодействии, образуя совокупный субъект управления, так как в условиях формирования государственнообщественной системы управления видоизменяется и расширяется понятие субъектауправления школой, приобретая статус совокупного субъекта управления.Являясь управляющей подсистемой,онсостоит из четырех взаимосвязанных блоков: общественное управление, административное управление, педагогическое коллегиальное управление, ученическое самоуправление. Методологической основой управления современной образовательной организацией являетсясистемнодеятельностный подход, всоответствии с принципами которого объектами управления в образовательной организации являются вещи, цели, процессы, люди (управляемая система)(В.В. Афанасьев)[3]. Современныеусловия требуют отруководителей школ владеть такими компетенциями, какумение корректироватьсодержание и направления управленческой деятельности,делегировать выполнениереализуемых управленческих функций, моделировать и видоизменять необходимую организационную структуру управляющей системы школы, осваивать новые, в первую очередь информационнокоммуникационные управленческие технологии». В связи сэтим следует отметить, что в отечественной теории внутришкольного управления, в исследованиях последних лет принято рассматривать в качестве функций управления не общие и универсальные управленческие действия, а наиболее конкретные, наиболее часто востребованные в практиктической деятельности. Управление качеством образования это не только достижение его определенного уровня, но и обеспечение позитивной динамики его изменения.ФГОС общего образования как нормативный документ уже определяет совокупность как необходимых условий дляобеспечения выполнения поставленных задач, так и требований к результатам образовательной деятельности. В связи с этим руководителям общеобразовательных организаций приходится трудиться в режиме интенсивного инновационного поиска, разрабатывая сбалансированную разноуровневую систему управления качеством образования, учитывающую специфику современного социальноэкономического развития России и ее регионов, переориентацию управления на развитие региональных образовательных систем, разработку адаптивной модели управления конкретной школы с учетом ее специфики.Системнодеятельностный подход к управлению позволяет определить основные объекты и направления управленческого воздействия в системе управления школой. В этом плане можно выделить универсальныедля всех типов и видов образовательных организацийпоказатели качества: качество образования в узком смысле;качество управления:
целями, задачами, содержанием образования;
кадровым обеспечением;
научнометодическим обеспечением;
условиями образования (санитарногигиеническими, экономическими, материальнотехническими, информационными, психологическими, юридическими, социальными, бытовыми, эстетическими и др.);качество реализации образовательного процесса;качество соответствия государственным образовательным стандартам;качество соответствия запросам учащихся и их родителей;качество соответствия потребностям общественных институтов;имидж образовательного учреждения, гарантирующий высокое качество образования.Совокупность характеристик новых ФГОС определяет соответствующая им нормативноправовая база, опирающаяся на Закон «Об образовании в Российской федерации» (2012 г.), Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»; «Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы»; Приказы Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (2010 г.);"Об утверждениифедеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" (2010 г.); СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (2010 г.),Письмо Министерства образования«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием» (2011) и др. Нормативной основой реализации ФГОС в конкретной школе являются локальные акты, регулирующие деятельность обновленных структур, подразделений и направлений деятельности. Так, в соответствии с методическими рекомендациями ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» в образовательных учреждениях Тульской области, наряду с образовательной программой начального общего и основного общего образования разработаны положения
о структурных подразделениях общеобразовательного учреждения (о методическом совете, о библиотечноинформационном центре, о физкультурнооздоровительном центре, методическом объединении);
о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся общеобразовательного учреждения;
о режиме работы общеобразовательного учреждения;
о системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы (о текущем контроле, о промежуточной аттестации);
об индивидуальном учебном проекте;
о портфеле достижений обучающихся;
о мониторинге качества реализации образовательной программы;
о стимулирующих выплатах общеобразовательного учреждения и др. Названные документы призваны обеспечить системнодеятельностный подход к управлению педагогическим коллективом, инновационными процессами, качеством образования, сформировать правовое поле образовательного учреждения.ФГОСконкретизирует объекты управленияв образовательной организации. Образовательная программа, которая на этапе ее внедрения становится программой развития,определяет цели и задачи деятельности в соответствии с приоритетами государственной политики с учетом специфики и направленности образовательной организации. Образовательный процесс в соответствии с системнодеятельностным подходом представляет собой единство учебной и внеурочнойдеятельности, призванной обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, формирование общеучебных, предметных и социальных компетенций.Серьезное внимание уделяется вопросам взаимосвязи качества образования и эффективности системы управления педагогическим персоналом современной школы, т.к. образование все более предстает как сфера конкурирующих концепций, гдерезультативность обеспечиваютсовременные наукоемкие технологии, программные продукты, квалифицированные специалисты.Однако прианализе проблемного поля современной школы в условиях реализации ФГОС ученые и практики отмечают его многогранность, многоаспектность. Например, среди проблем, без разрешения которых невозможно включение школы в режим развития, главными определены следующие:
несформированность педагогического коллектива как коллектива единомышленников;
отсутствие демократических начал и гуманистических отношений;
отсутствие творческой активности учителей, их недостаточная теоретическая подготовка;
отсутствие целостной системы формирования и развития общеучебных навыков и умений;
отсутствие новых технологий обучения и воспитания;
устаревшие формы и структуры управленческих функций;
отсутствие приоритетов качества преподавания, знаний, развития, воспитанности;
отсутствие действенной внутришкольной культуры и др. В практике реализации новых стандартов как никогда становится актуальным утверждение «кадры решают все». Старение и медленное обновление педагогических коллективов противоречит основной идее развивающего обучения, лежащей в основе ФГОС. Это направление существует в отечественной педагогике уже несколько десятилетий, прошло испытание временем и вошло в повседневную практику отдельных учителей какорганично транслируемая философия личностноориентированной педагогической позиции. Однако для значительной части учителей развивающее обучение является лишь научным лозунгом, не нарушающим сложившиеся стереотипы педагогической практики, основанной на зуновской парадигме. Преодоление профессиональных стереотипов предполагает высокую мотивацию педагогических кадров кразвитию своих профессиональных компетенций и формированию компетентности в реализации новых образовательных программ. Поэтому управление методической работой в образовательном учреждении, ее проблемный анализ, планирование, организация, контроль является одним из важных системообразующих направлений деятельности. Помимо курсовой подготовки на базе ИПК, предполагается система внутришкольных методических мероприятий, призванных приобщить педагогический коллектив к идее ФГОС нового поколения. Включение учителей в рабочую группу по разработке образовательной программы, привлечение к экспертизе рабочих программ формирует профессиональное ценностноориентационное единство. Обсуждение содержательных, организационных вопросов, осмысление новой профессиональной терминологии (компетентность, универсальные учебные действия, метапредметные компетенции, проектная деятельность, личностные результаты и др.) способствует совершенствованию профессиональной компетентности, росту профессионального мастерства.Обеспечение эффективности использования материальных ресурсов является одним из объектов контроля в системе управления образовательного учреждения. Приобретаемые наглядные пособия, электронное оборудование, бесплатно выдаваемые учебнометодические комплексы должны целенаправленно использоваться в образовательном процессе. Однако использование ИКТтехнологий в массовой практике еще остается проблемой. Несмотря на транслируемый позитивный опыт, в массовой практике отдаленных от центра школ, ксожалению, пока не делают погоды те учителя и руководители, кто не мыслит своей работы без компьютера, мультимедийной доски, электронного дневника, элементов дистанционного обучения, без которых не решить современных образовательных задач. В связи с этим актуализируются функции планирования, организации, руководства в процессе управления внедрением электронных технологий.И, наконец, еще одна проблема, связанная с системнодеятельностным подходом в организации образовательного процесса, который предполагает органичное сочетание учебной и внеурочной деятельности как обязательное условие содержания ФГОС. То, что внеурочная деятельность является обязательной составной частью образовательного процесса, а ее организация –компетенция администрации школы, к сожалению, осознается не всеми руководителями. Являясь частью учебного плана, внеурочные занятия должны быть определены свободным выбором учащихся из предлагаемых школой направлений, но не отрицанием участия во внеурочной деятельности, что не соответствует регламенту образовательной программы. Эти требования необходимо грамотно и убедительно довести до сведения родителей, многие из которых именно так воспринимают свое право выбора. Решение проблемы полноценной реализации образовательной программы выявляет компетентность руководителей в вопросах реализации ФГОС.
В общеобразовательных организациях Тульской
области накоплен значительный управленческий опыт по проблеме управления качеством образования.В Щекинском районе под руководством комитета по образованию, муниципальной методической службы разработана модель муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО), котораяна основании утвержденногоПоложения определяет ориентиры для школ района, где разработаны свои системы оценки качества образования –ШСОКО. Лучшие образовательные организации Тульской области, являясь региональными стажировочнымии базовыми площадками, пилотными образовательными организациями по внедрению ФГОС нового поколения, транслируют передовой управленческий опыт по проблеме управления качествомвобразовании. Несмотря нато, что эти учреждения имеют разные возможности, направленность, специфику решаемых образовательных задач, ихдеятельностьосуществляется в соответствии со следующими составляющими:
наличие организационных структур управления качеством;
выполнение в полном объеме ведущих управленческих функций (планирование, проектирование, корректировка, контроль) и административных процедур управления качеством;
обеспеченность основными ресурсами (кадры, финансы, материальнотехническая база и др.);
системность отслеживания результатов образовательного процесса и его участников, степени их соответствия нормам и стандартам (обученность, воспитанность, и компетентность выпускников, личные достижения педагогов и руководителей, выполнение плана и программ);
системность анализа иоценки основного и вспомогательных процессов управления качеством образования;В условиях реализации ФГОС нового поколения особенно актуальными становятся такие формы проектирования, как программа развития школы, комплексноцелевые программы, тематическиепроекты. Заложенная в них идеальная модель предстоящих преобразований и изменений призвана обеспечить целенаправленное достижение нового качества образования. Как никогда актуально звучат слова классика управленческой мысли А. Файоля:«Управлять —значит,предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».Управлять качеством образования осуществлять все функции управления для достижения заданных показателей как в узком, так и в широком смысле, иметь гарантированный результат.
Список литературы1.Поташник, М.М.Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программноцелевого управления / М.М. Поташник.М., 1996.
2.Лазарев, В.С.Руководство педагогическим коллективом: модели и методы /. В.С. Лазарев. –М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995, с. 1713.Афанасьев, В.В.Педагогические технологии управления: вопросы терминологии, проектирования, классификации / В.В. Афанасьев, // Преподаватель. –2001. № 5. –С.1419.
Pronina LarisaPh.D., assistant professorof management technology development of educational institutions and vocational training
SEI APE TO " IPKand PPRO TO " Tulalarisa.pronina.55 @ mail.ruSystem activity APPROACH TO QUALITY MANAGEMENT IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF educationAbstract:The state policy in the field of education is associated with the implementation of the federal state educational standards of the new generation. They are based on the idea of a new quality of education. Quality Management a priority activity of the headof the educational organization .Keywords:systemactivity approach, management, quality of education, federal state educational standards
Системнодеятельностный подход к управлению качеством в условияхреализацииФГОС общего образования
Аннотация.Государственная политика в области образования связана с реализацией федеральных государственных образовательных стандартовнового поколения.В них заложена идея нового качества образования. Управление качеством –приоритетное направление деятельности руководителя образовательной организации.Ключевые слова:системнодеятельностный подход, управление, качество образования, федеральные государственные образовательные стандарты
Актуальность федеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовнового поколения(ФГОС)связана с проблемой обеспечения нового качества образования, которое должно соответствовать меняющимся социальноэкономическим реалиям. Приоритеты Стратегии инновационногоразвития Российской Федерации, Федеральный закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,Национальная доктрина российского образования до 2020 года, отражающие государственную политикув области образования, ориентируют современную школу на достижение такого качестваобразования,которое сможет обеспечитьинновационноеразвитиеэкономики, в том числе в кризисные периоды.
Знаниеориентированная парадигма, лежащая в основе существующей системы образования, обеспечивавшая достижения и высокие результаты всех общественных институтов в доперестроечную эпоху, оказалась недостаточно гибкойперед вызовами постиндустриального общества и экономики, ставшей на рыночный путь развития. Эффективные педагогические технологии стабильной общественной системы оказались несовершенными и неадекватными бурному росту инновационных технологий во всех отраслях человеческой деятельности. Установка на накопление знания «на всюжизнь» оказалась вытесненной общественным заказом на постоянное обновление знаний(«образование через всюжизнь»), на преодоление стереотипа о силе конкретного знания. Ставка в образовании была сделана на формирование и развитие компетенций личности, что легло в основу компетентностного подходав федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения.Основа стандартов новый тип взаимоотношений: со стороныгосударства–требование от ученика необходимого уровня образованности, со стороны ученика и родителей –требование от государства качественного выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг.ФГОС является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны.Таким образом, определены основные ориентирынового качества образования, основанные на следующем определении качества, принятом Международной организацией по стандартизации ИСО:«Качество –совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».Понятие качества образованиясоотносится с такими характеристиками, как
соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта, умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности, повышения уровня толерантности;
соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся; повышение уровня доступности и востребованности школьного образования; развитие навыков, необходимых для приобретения знаний в течение всей жизни, и информационной грамотности;
соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.В педагогической науке понятие качестваобразования как объекта управления определяется различными подходами. Общепринятым является определение М.М. Поташника, который указывает на «соотношение цели и результата», как меру достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школы [1].ФГОС отражает социальный заказ общества на обновление основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями.В связи с этим актуальной становится проблема совершенствования системы управления качествомкак ведущая задача управленческой деятельности.Теория образовательного менеджмента определяет понятие «управление» как целенаправленноевоздействиевсех субъектовуправления на объекты управления, что призвано обеспечиватьстановление, стабилизацию, оптимальное функционирование и системноеразвитиешколы.Управление школой –это особая деятельность, в которой «ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы»(В.С. Лазарев)[2].Вышеназванные определения управленческой деятельности, называя ее основные функции, соотносятся с представлением общей теории управления о понятии «управление» как функции организованных систем, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ. При этом сегодня следует учитывать изменения в субъектах управления (управляющей системе) в соответствии с требованиями «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". Руководители образовательных организаций должны соответствовать предъявляемому уровню компетентности и осуществлять свою деятельность во взаимодействии, образуя совокупный субъект управления, так как в условиях формирования государственнообщественной системы управления видоизменяется и расширяется понятие субъектауправления школой, приобретая статус совокупного субъекта управления.Являясь управляющей подсистемой,онсостоит из четырех взаимосвязанных блоков: общественное управление, административное управление, педагогическое коллегиальное управление, ученическое самоуправление. Методологической основой управления современной образовательной организацией являетсясистемнодеятельностный подход, всоответствии с принципами которого объектами управления в образовательной организации являются вещи, цели, процессы, люди (управляемая система)(В.В. Афанасьев)[3]. Современныеусловия требуют отруководителей школ владеть такими компетенциями, какумение корректироватьсодержание и направления управленческой деятельности,делегировать выполнениереализуемых управленческих функций, моделировать и видоизменять необходимую организационную структуру управляющей системы школы, осваивать новые, в первую очередь информационнокоммуникационные управленческие технологии». В связи сэтим следует отметить, что в отечественной теории внутришкольного управления, в исследованиях последних лет принято рассматривать в качестве функций управления не общие и универсальные управленческие действия, а наиболее конкретные, наиболее часто востребованные в практиктической деятельности. Управление качеством образования это не только достижение его определенного уровня, но и обеспечение позитивной динамики его изменения.ФГОС общего образования как нормативный документ уже определяет совокупность как необходимых условий дляобеспечения выполнения поставленных задач, так и требований к результатам образовательной деятельности. В связи с этим руководителям общеобразовательных организаций приходится трудиться в режиме интенсивного инновационного поиска, разрабатывая сбалансированную разноуровневую систему управления качеством образования, учитывающую специфику современного социальноэкономического развития России и ее регионов, переориентацию управления на развитие региональных образовательных систем, разработку адаптивной модели управления конкретной школы с учетом ее специфики.Системнодеятельностный подход к управлению позволяет определить основные объекты и направления управленческого воздействия в системе управления школой. В этом плане можно выделить универсальныедля всех типов и видов образовательных организацийпоказатели качества: качество образования в узком смысле;качество управления:
целями, задачами, содержанием образования;
кадровым обеспечением;
научнометодическим обеспечением;
условиями образования (санитарногигиеническими, экономическими, материальнотехническими, информационными, психологическими, юридическими, социальными, бытовыми, эстетическими и др.);качество реализации образовательного процесса;качество соответствия государственным образовательным стандартам;качество соответствия запросам учащихся и их родителей;качество соответствия потребностям общественных институтов;имидж образовательного учреждения, гарантирующий высокое качество образования.Совокупность характеристик новых ФГОС определяет соответствующая им нормативноправовая база, опирающаяся на Закон «Об образовании в Российской федерации» (2012 г.), Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»; «Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы»; Приказы Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (2010 г.);"Об утверждениифедеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" (2010 г.); СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (2010 г.),Письмо Министерства образования«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием» (2011) и др. Нормативной основой реализации ФГОС в конкретной школе являются локальные акты, регулирующие деятельность обновленных структур, подразделений и направлений деятельности. Так, в соответствии с методическими рекомендациями ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» в образовательных учреждениях Тульской области, наряду с образовательной программой начального общего и основного общего образования разработаны положения
о структурных подразделениях общеобразовательного учреждения (о методическом совете, о библиотечноинформационном центре, о физкультурнооздоровительном центре, методическом объединении);
о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся общеобразовательного учреждения;
о режиме работы общеобразовательного учреждения;
о системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы (о текущем контроле, о промежуточной аттестации);
об индивидуальном учебном проекте;
о портфеле достижений обучающихся;
о мониторинге качества реализации образовательной программы;
о стимулирующих выплатах общеобразовательного учреждения и др. Названные документы призваны обеспечить системнодеятельностный подход к управлению педагогическим коллективом, инновационными процессами, качеством образования, сформировать правовое поле образовательного учреждения.ФГОСконкретизирует объекты управленияв образовательной организации. Образовательная программа, которая на этапе ее внедрения становится программой развития,определяет цели и задачи деятельности в соответствии с приоритетами государственной политики с учетом специфики и направленности образовательной организации. Образовательный процесс в соответствии с системнодеятельностным подходом представляет собой единство учебной и внеурочнойдеятельности, призванной обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, формирование общеучебных, предметных и социальных компетенций.Серьезное внимание уделяется вопросам взаимосвязи качества образования и эффективности системы управления педагогическим персоналом современной школы, т.к. образование все более предстает как сфера конкурирующих концепций, гдерезультативность обеспечиваютсовременные наукоемкие технологии, программные продукты, квалифицированные специалисты.Однако прианализе проблемного поля современной школы в условиях реализации ФГОС ученые и практики отмечают его многогранность, многоаспектность. Например, среди проблем, без разрешения которых невозможно включение школы в режим развития, главными определены следующие:
несформированность педагогического коллектива как коллектива единомышленников;
отсутствие демократических начал и гуманистических отношений;
отсутствие творческой активности учителей, их недостаточная теоретическая подготовка;
отсутствие целостной системы формирования и развития общеучебных навыков и умений;
отсутствие новых технологий обучения и воспитания;
устаревшие формы и структуры управленческих функций;
отсутствие приоритетов качества преподавания, знаний, развития, воспитанности;
отсутствие действенной внутришкольной культуры и др. В практике реализации новых стандартов как никогда становится актуальным утверждение «кадры решают все». Старение и медленное обновление педагогических коллективов противоречит основной идее развивающего обучения, лежащей в основе ФГОС. Это направление существует в отечественной педагогике уже несколько десятилетий, прошло испытание временем и вошло в повседневную практику отдельных учителей какорганично транслируемая философия личностноориентированной педагогической позиции. Однако для значительной части учителей развивающее обучение является лишь научным лозунгом, не нарушающим сложившиеся стереотипы педагогической практики, основанной на зуновской парадигме. Преодоление профессиональных стереотипов предполагает высокую мотивацию педагогических кадров кразвитию своих профессиональных компетенций и формированию компетентности в реализации новых образовательных программ. Поэтому управление методической работой в образовательном учреждении, ее проблемный анализ, планирование, организация, контроль является одним из важных системообразующих направлений деятельности. Помимо курсовой подготовки на базе ИПК, предполагается система внутришкольных методических мероприятий, призванных приобщить педагогический коллектив к идее ФГОС нового поколения. Включение учителей в рабочую группу по разработке образовательной программы, привлечение к экспертизе рабочих программ формирует профессиональное ценностноориентационное единство. Обсуждение содержательных, организационных вопросов, осмысление новой профессиональной терминологии (компетентность, универсальные учебные действия, метапредметные компетенции, проектная деятельность, личностные результаты и др.) способствует совершенствованию профессиональной компетентности, росту профессионального мастерства.Обеспечение эффективности использования материальных ресурсов является одним из объектов контроля в системе управления образовательного учреждения. Приобретаемые наглядные пособия, электронное оборудование, бесплатно выдаваемые учебнометодические комплексы должны целенаправленно использоваться в образовательном процессе. Однако использование ИКТтехнологий в массовой практике еще остается проблемой. Несмотря на транслируемый позитивный опыт, в массовой практике отдаленных от центра школ, ксожалению, пока не делают погоды те учителя и руководители, кто не мыслит своей работы без компьютера, мультимедийной доски, электронного дневника, элементов дистанционного обучения, без которых не решить современных образовательных задач. В связи с этим актуализируются функции планирования, организации, руководства в процессе управления внедрением электронных технологий.И, наконец, еще одна проблема, связанная с системнодеятельностным подходом в организации образовательного процесса, который предполагает органичное сочетание учебной и внеурочной деятельности как обязательное условие содержания ФГОС. То, что внеурочная деятельность является обязательной составной частью образовательного процесса, а ее организация –компетенция администрации школы, к сожалению, осознается не всеми руководителями. Являясь частью учебного плана, внеурочные занятия должны быть определены свободным выбором учащихся из предлагаемых школой направлений, но не отрицанием участия во внеурочной деятельности, что не соответствует регламенту образовательной программы. Эти требования необходимо грамотно и убедительно довести до сведения родителей, многие из которых именно так воспринимают свое право выбора. Решение проблемы полноценной реализации образовательной программы выявляет компетентность руководителей в вопросах реализации ФГОС.
В общеобразовательных организациях Тульской
области накоплен значительный управленческий опыт по проблеме управления качеством образования.В Щекинском районе под руководством комитета по образованию, муниципальной методической службы разработана модель муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО), котораяна основании утвержденногоПоложения определяет ориентиры для школ района, где разработаны свои системы оценки качества образования –ШСОКО. Лучшие образовательные организации Тульской области, являясь региональными стажировочнымии базовыми площадками, пилотными образовательными организациями по внедрению ФГОС нового поколения, транслируют передовой управленческий опыт по проблеме управления качествомвобразовании. Несмотря нато, что эти учреждения имеют разные возможности, направленность, специфику решаемых образовательных задач, ихдеятельностьосуществляется в соответствии со следующими составляющими:
наличие организационных структур управления качеством;
выполнение в полном объеме ведущих управленческих функций (планирование, проектирование, корректировка, контроль) и административных процедур управления качеством;
обеспеченность основными ресурсами (кадры, финансы, материальнотехническая база и др.);
системность отслеживания результатов образовательного процесса и его участников, степени их соответствия нормам и стандартам (обученность, воспитанность, и компетентность выпускников, личные достижения педагогов и руководителей, выполнение плана и программ);
системность анализа иоценки основного и вспомогательных процессов управления качеством образования;В условиях реализации ФГОС нового поколения особенно актуальными становятся такие формы проектирования, как программа развития школы, комплексноцелевые программы, тематическиепроекты. Заложенная в них идеальная модель предстоящих преобразований и изменений призвана обеспечить целенаправленное достижение нового качества образования. Как никогда актуально звучат слова классика управленческой мысли А. Файоля:«Управлять —значит,предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».Управлять качеством образования осуществлять все функции управления для достижения заданных показателей как в узком, так и в широком смысле, иметь гарантированный результат.
Список литературы1.Поташник, М.М.Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программноцелевого управления / М.М. Поташник.М., 1996.
2.Лазарев, В.С.Руководство педагогическим коллективом: модели и методы /. В.С. Лазарев. –М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995, с. 1713.Афанасьев, В.В.Педагогические технологии управления: вопросы терминологии, проектирования, классификации / В.В. Афанасьев, // Преподаватель. –2001. № 5. –С.1419.
Pronina LarisaPh.D., assistant professorof management technology development of educational institutions and vocational training
SEI APE TO " IPKand PPRO TO " Tulalarisa.pronina.55 @ mail.ruSystem activity APPROACH TO QUALITY MANAGEMENT IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF educationAbstract:The state policy in the field of education is associated with the implementation of the federal state educational standards of the new generation. They are based on the idea of a new quality of education. Quality Management a priority activity of the headof the educational organization .Keywords:systemactivity approach, management, quality of education, federal state educational standards