Осознанная саморегуляция современных школьников, обучающихся в разных типах образовательных учреждений
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левшунова
Ж.
А. Осознанная саморегуляция современных школьников, обучающихся в разных типах образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4286–4290. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55122.htm.
Аннотация. В статье представлены материалы исследования осознанной саморегуляции современных школьников (на примере учеников старших классов). В работе использовались методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», а также аппаратный комплекс «Активациометр» для диагностики психоэмоциональной устойчивости, устойчивости мышления, саморегуляции мыслительной деятельности и саморегуляции психических состояний.
Ключевые слова:
осознанная саморегуляция, стиль саморегуляции, психоэмоциональная устойчивость, устойчивость мышления, саморегуляция мыслительной деятельности и саморегуляция психических состояний
Текст статьи
Левшунова Жанна Амирановна,старший преподаватель кафедры психология развития личности, Лесосибирский педагогический институт –филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г.Лесосибирскzh.levshunova@mail.ru
Осознанная саморегуляция современных школьников, обучающихся в разных типах образовательных учреждений
Аннотация.В статье представлены материалы исследования осознанной саморегуляции современных школьников (на примере учеников старших классов).В работе использовались методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», а также аппаратный комплекс «Активациометр» для диагностики психоэмоциональной устойчивости, устойчивости мышления, саморегуляции мыслительной деятельности и саморегуляциипсихических состояний.Ключевые слова: осознанная саморегуляция, стиль саморегуляции, психоэмоциональная устойчивость, устойчивость мышления, саморегуляция мыслительной деятельности и саморегуляция психических состояний
Россия на современном этапеобладает широкими возможностями в области образования. Спрос на качественное образование рождает большое количество «предложений». На территории Российской Федерации существует несколько типов образовательных учреждений: дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательное учреждение, вечернее общеобразовательное учреждение, общеобразовательная школаинтернат, кадетская школа и т.д.Наиболее распространены в нашей странеобщеобразовательные школы, деятельность которыхдетерминируется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением, уставом общеобразовательного учреждения.Основными целями общеобразовательного учреждения является полноценное развитие личности ребенка, создание условий для формирования профессионального интереса, воспитание гражданской позиции, трудолюбия, любви к Родине, формирование здорового образа жизни.Распространены в Российской Федерациии такие учебные заведения как кадетские школы (кадетские школыинтернаты). Конечно, как и другие учебные заведения, кадетские школы призваны осуществлять«интеллектуальное, культурное, физическое и духовнонравственное развитие кадет».Учащиеся кадетской школы, школыинтерната получают образование по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Однако, исходя из специфики таких заведений, в образовательный курс вводятся дополнительные предметы, направленные на формирование позиции защитника Отечества и служению Родине.Важное значение в кадетской школе, школеинтернате придается воспитанию, в основе которого лежат общечеловеческие ценности, история государства и примеры служения отечеству. Комплексный подход, реализуемый в системе воспитания, позволяет воспитывать у кадетов духовнонравственные, эстетические, моральные качества.С позициинашего исследования особый интерес представляет проблема формирования осознанной саморегуляции у школьников в период обучения в обычной общеобразовательной школе и кадетской школеинтернате.Саморегуляция –это процесс, неоднозначно понимаемый в психологии. Изучениепроблемы осознанной саморегуляции отражено в работахК.А.АбульхановаСлавской [1], Н.А. Бабаевой[2],О.А. Конопкина[3], Ж.А. Левшуновой [4], В.И.Моросановой[5], С.Л.Рубинштейна[6]и др.
В основе большинства исследований лежит определение, данное О.А.Конопкиным, который под осознанной регуляцией произвольной активности понимал «системноорганизованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей» [3].В рамках осознанной способности к саморегуляции реализуются индивидуальные особенности саморегуляции.В.И. Моросанова [5] относит киндивидуальнымособенностям саморегуляции такие категории как: индивидуальные особенности планирования целей; особенности моделирования анализ внешних и внутренних условий деятельности и выделение комплекса условий, значимых для достижения целей); особенности программирования предстоящих исполнительских действий; особенности контроля, оценивания и коррекции своей активности.Стилевые (индивидуальнотипические) особенности саморегуляции выстраиваютсяна основе индивидуальных профилей саморегуляции: гармоничный регуляторный профиль (при относительно равной развитости всех компонентов) и акцентуированный профиль (выраженные различия в уровне сформированности компонентов).На основе регуляторных профилейвыделены типы стилей саморегуляции: гармоничные и акцентуированные. Гармоничные стили саморегуляции часто формируются в условиях специфической, требующей саморегуляции, деятельности и не зависят от личностных свойств. Акцентуированные стили саморегуляции определяются, наоборот, развитостью регуляторноличностных свойств (самостоятельностью, гибкостью, надежностью и др.).Мы предположили, что четкая организация жизнедеятельности в кадетской школеинтернате, развитие мотивации к военной службе формируют более высокий уровень осознанной саморегуляцииу кадет (как профессиональногокачества). В исследовании, котороепроходило в мартеапреле 2012 года в г. Лесосибирске Красноярского края, приняли участие 127 человек (учащиеся 1011 классов); в том числе учащиеся старших классов средней общеобразовательной школы –103 человека, кадеты старших классов кадетской школыинтерната –24 человека. Возраст обследуемых –1618лет.Для изучения сформированности саморегуляции у старшеклассников мы использовали опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой[7]. В качестве дополнительного средства изучения уровня саморегуляции был использованАК «Активациометр» (автор Ю.А. Цагарелли). Данный прибор позволил нам определить надежность в экстремальной ситуации, однойиз составляющих которой является саморегуляция психических состояний.Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой позволяет определить не только индивидуальный стиль, но и общий уровень саморегуляции. Это интегральная характеристика индивидуальной саморегуляции отражает актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью. Исследуя общий уровень саморегуляции, мы получили следующие результаты(табл.1). Так, в кадетской школе интернате низкий уровень саморегуляции был выявлен у4%,средний уровень саморегуляции –у 46%,высокий уровень саморегуляции –у50%кадет.Изучение общего уровня саморегуляции в средней общеобразовательной школе показало: низкий уровень саморегуляции имеют 7%, средний уровень саморегуляции –61%, высокий уровень саморегуляции –32%старшеклассников.Таблица 1Результаты исследования уровня общей саморегуляцииТип образовательного учрежденияУровень саморегуляции (%)низкийсреднийвысокийКадетская школаинтернат44650Общеобразовательная школа76132В зависимости от стилевых особенностей саморегуляции, у учащихся с низким уровнем саморегуляции слабо выражен регуляторный процесс. Такие школьникизатрудняются в постановке цели, ее достижении; не умеют продумывать последовательность своих действий, часто действуют импульсивно, не умея исправить свои ошибки; испытывают трудности в оценке результатов своей деятельности, некритичны; с трудом привыкают к переменам в жизни, испытывают трудности в адаптации, не способны адекватно реагировать на ситуацию и быстро вносить коррективы в свою деятельность; несамостоятельны.Учащиеся с высоким общим уровнем саморегуляции способны к анализу ситуации, быстро перестраиваются и вносят коррективы в свою деятельность; легко овладевают новымивидами активности; имеют и реализуют потребность в планировании; имеют адекватную самооценку; способны самостоятельно планировать свою деятельность и поведение; автономны и самостоятельны. Определяя у старшеклассников общий уровень саморегуляции, мы обратились к другому аспекту методики В.И. Моросановой, а именно к определению гармоничного или акцентуированного стиля саморегуляции (табл. 2). Анализ результатов показал, что в обеих выборках превалирует акцентуированный профиль саморегуляции при среднем общем уровне саморегуляции (45,8% и 61,2%). Таблица 2Соотношение уровня общей саморегуляции и профилей регуляции (%)Тип учрежденияНизкий уровень общей саморегуляцииСредний уровень общей саморегуляцииВысокий уровень общейсаморегуляции121212Кадетская школаинтернат
4,2
45,88,341,7Общеобразовательная школа
6,8
61,2131Примечание:1гармоничный профиль, 2 –акцентуированный профиль.Среди обследуемых были выявлены сгармоничнымпрофилем 8,3% кадети 1%учащихся общеобразовательной школы. Все они имеют высокий уровень общей саморегуляции. Сформированный на высоком уровне саморегуляции гармоничный профиль является предпосылкой высокой успешности в видах деятельности, имеющих повышенные требования к регуляции.Остальные обследуемые в обеих группах имеют акцентуированный профиль, что составляет у кадет: 4,2%с низким уровнем саморегуляции, 45, 8%со средним уровнем саморегуляции, 41,7%с высоким уровнем саморегуляции; у учащихся общеобразовательной школы: 6,8%с низким уровнем саморегуляции, 61,2%со средним уровнем саморегуляции, 31%с высоким уровнемсаморегуляции.Акцентуированный профиль у лиц со средним уровнем саморегуляции говорит о компенсировании слаборазвитых компонентов саморегуляции высокоразвитыми, поэтому такие старшеклассники сохраняют эффективность самоуправления. У старшеклассников, имеющих акцентуированный профиль при высоком уровне саморегуляции,наблюдаются характеристики, свойственные гармоничному профилю.Акцентуированный профиль на фоненизкой способности к саморегуляции, в условиях отсутствия компенсации одного звена другим более развитым, говорит о необходимости коррекции индивидуальной саморегуляции. В такой коррекционной работе нуждаются 4% кадет и 6,8% учащихся школы.С помощью АК «Активациометр» мы провели исследование компонентов надежности в экстремальной ситуации(НЭС), обеспечивающих регуляцию деятельности и поведения:психоэмоциональной устойчивости(ПУ), устойчивости мышления(УМ), саморегуляции мыслительной деятельности(КСМ)и саморегуляциипсихических состояний(КСПС). Психоэмоциональная устойчивость –это устойчивость психического состояния в экстремальных и напряженных ситуациях. Недостаточная психоэмоциональная устойчивость обуславливает низкую психологическую надежность, приводящую, в свою очередь, к аварийным ситуациям, социальнопсихологическим конфликтам, сбоям и отказам в деятельности.Устойчивость мышления –это способность не изменять характеристики мышления под влиянием экстремальной ситуации. От устойчивости мышления, зависит адекватность и эффективность исполнительных действий. Устойчивость мышления компенсирует для исполнителей «ломку» алгоритма действий и ведет к поведению, адекватному возникшей ситуации.Саморегуляция мышления –это способность регулировать мышление под влиянием самоуправляющих воздействий. На практике саморегуляция мышления проявляется как способность упорядочить и дисциплинировать умственную деятельность в экстремальной ситуации.Коэффициент эффективности саморегуляции психоэмоциональных состояний показывает насколько человек успешно владеет методамии техникой саморегуляции психоэмоциональных состояний.Распределив полученные значения на 3 уровня (высокий, средний и низкий), мы получили следующие результаты (табл.3). Среди учащихся кадетской школыинтерната не было обнаружено ни одного человека с низким показателем ПУ. Большинство кадет (95,8%) обладает высоким и очень высоким уровнем развития ПУ. Высокий показатель УМ был выявлен у 50% обследуемых кадет, зато и низкий уровень развития УМ составил более 29%. Саморегуляция мыслительной деятельности оказалась не развита у 66,7% кадет, высокий уровень этого качества продемонстрировали только 8,3% учащихся. И, наконец, саморегуляцией психических состояний владеют только 29,2% учащихся кадетской школыинтерната, из них 25% на высоком уровне. Остальные 70,8% таким умениемобладают на очень незначительном уровне.Среди старшеклассников средней общеобразовательной школы 1% имеет очень низкий уровень развития ПУ; 1% средний уровень и 98% высокий уровень. Только 42,7% обладают высоким уровнем УМ, а 31,1% УМ обладают на незначительном уровне. Высокий уровень саморегуляции мыслительной деятельности развит у 20,4% старшеклассников школы, остальные имеют низкие и средние показатели (52,4% и27,2% соответственно). Саморегуляция психических состояний не развита у 70,9% учащихся старших классов школы. И только 17,5% ребят справились с заданием на саморегуляцию своего психического состояния в постстрессовой ситуации.Таким образом, можно отметить, что в обеих выборках высокий и очень высокий уровень ПУ присущ абсолютному большинству. УМ высокого уровня имеют большее количество кадетов (50%), а низкого –учащиеся школы (31,1%). Саморегуляция мыслительной деятельности высокого уровня свойственна в большей мере учащимся средней общеобразовательной школы (20,4% против 8,3% у кадет). Саморегуляция же психических состояний одинаково не развита и у кадет(70,8%), и у учащихся школы (70,9%). Однако 25% кадетимеют высокий уровень КСПС (у школьников только 17,5%).Таблица 3Результаты исследования компонентов надежности в экстремальной ситуации (%)УчрежденияПУУМКСМКСПС123123123123Кадетская школаинтернат
0
4,2
95,8
29,2
20,8
50
66,7
25
8,3
70,8
4,2
25Общеобразовательная школа
1
1
98
31,1
26,2
42,7
52,4
27,2
20,4
70,9
11,717,5Примечание:Уровни развития: 1низкий и незначительный; 2средний, 3высокий и очень высокий.Отметим, что при слабом саморегулирующем воздействии наблюдается повышенная устойчивость мышления. То естьтакие люди обладают устойчивостью мышления в стрессовых ситуациях и поэтому не нуждаются в расслаблении. Если же устойчивость мышления находится на низком уровне, или не развита, то на первый план выходит такое качество как саморегуляция мышления –это способность регулировать мышление под влиянием самоуправляющих воздействий. Она начинает действовать, когда необходимо стабилизировать устойчивость мышления. Таким образом, выпадение или недостаточная развитость одной из составляющих саморегуляции компенсируется другой. Если же устойчивость мышления и саморегуляция мышления имеют низкие показатели, то в таком случае обычно развита способность саморегуляции психических состояний.Таким образом, в результате нашего исследования было выявлено, что вкадетскойшколеинтернатенаблюдается большее количествоучащихся с высоким уровнем общей саморегуляции, чем в средней общеобразовательной школе. Это означает, что подобное учебное учреждениеобладает большими условиями для формирования высокого уровня саморегуляции. К таковым можно отнести воспитание выносливости, патриотизма, развитие мотивации служения Родине, распорядок дня, единая система требований. При этом, среди кадетбыл выявлен больший процент с гармоничным стилем саморегуляции. Такой стиль мог сформироваться, по мнению автора методики В.И.Моросановой [5:10], только в условиях развития предпосылок высоких достижений, там, где предъявляются изначально высокие требования к организации деятельности, при высокоймотивации к достижениюуспеха. Исследование компонентов методики «НЭС» на АК «Активациометр» показало, что ПУ имеет примерно один уровень развития в обеих образовательных системах. Однако показатель УМ у половины обследуемых кадетов находится на высоком уровне (у школьников42,7%). Это свидетельствует о том, что эта группа юношей не нуждается в расслаблении и способна кэффективной деятельности в экстремальных условиях. 25% кадетспособны регулировать свое психическое состояние и при необходимости пользуются своим умением дляснятия напряженности в стрессовых ситуациях; среди школьников саморегуляция психических состояний развита только у 17,5% старшеклассников.Кадетская школаинтернат, не смотря на закрытость, обладает всеми необходимыми условиями для формирования профессионально важного для человека навыка саморегуляции.
Ссылки на источники1.АбульхановаСлавская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности.–URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/shorohova_psi/03.aspx2.Бабаева Н.А. Структура и механизмы психологической саморегуляции личности. –М.:МААН, МОСУ, 2004. –63 с.3.Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности// Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.–М.: ЛЕНАНД, 2011. –320 с. –С. 273291. 4.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. –М.: Наука, 2010. –519 с.5.Левшунова Ж.А. Саморегуляция произвольной активности в период ранней юности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. –2012. –№4 (22). –С.257264.6.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. –СПб.: Питер, 2003. –512 с.7.Моросанова В.И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ): Руководство по использованию. –М.: КогитоЦентр, 2004. –44 с.
Levshunova Zhanna,Senior teacher of Psychology of personality development ChairLesosibirsk Pedagogical Institute –the branch of Siberian Federal University, Lesosibirskzh.levshunova@mail.ruConscious selfregulation of modern school students learning in different types of educational institutionsAbstract.The article presents the results of study of conscious selfregulation of modern school students (on the example of senior classes’ pupils).In work the author used methodic «The style of selfregulation of behavior» by V.I. Morosanova and the hardware complex «Aktivatsiometr» for diagnostic of psychoemotional stability, stability of thinking, selfregulation of thinking and selfregulation ofpsychic states.Key words:conscious selfregulation, style of selfregulation, psychoemotional stability, stability of thinking, selfregulation of thinking, selfregulation of psychic states.
Осознанная саморегуляция современных школьников, обучающихся в разных типах образовательных учреждений
Аннотация.В статье представлены материалы исследования осознанной саморегуляции современных школьников (на примере учеников старших классов).В работе использовались методика В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», а также аппаратный комплекс «Активациометр» для диагностики психоэмоциональной устойчивости, устойчивости мышления, саморегуляции мыслительной деятельности и саморегуляциипсихических состояний.Ключевые слова: осознанная саморегуляция, стиль саморегуляции, психоэмоциональная устойчивость, устойчивость мышления, саморегуляция мыслительной деятельности и саморегуляция психических состояний
Россия на современном этапеобладает широкими возможностями в области образования. Спрос на качественное образование рождает большое количество «предложений». На территории Российской Федерации существует несколько типов образовательных учреждений: дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательное учреждение, вечернее общеобразовательное учреждение, общеобразовательная школаинтернат, кадетская школа и т.д.Наиболее распространены в нашей странеобщеобразовательные школы, деятельность которыхдетерминируется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением, уставом общеобразовательного учреждения.Основными целями общеобразовательного учреждения является полноценное развитие личности ребенка, создание условий для формирования профессионального интереса, воспитание гражданской позиции, трудолюбия, любви к Родине, формирование здорового образа жизни.Распространены в Российской Федерациии такие учебные заведения как кадетские школы (кадетские школыинтернаты). Конечно, как и другие учебные заведения, кадетские школы призваны осуществлять«интеллектуальное, культурное, физическое и духовнонравственное развитие кадет».Учащиеся кадетской школы, школыинтерната получают образование по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Однако, исходя из специфики таких заведений, в образовательный курс вводятся дополнительные предметы, направленные на формирование позиции защитника Отечества и служению Родине.Важное значение в кадетской школе, школеинтернате придается воспитанию, в основе которого лежат общечеловеческие ценности, история государства и примеры служения отечеству. Комплексный подход, реализуемый в системе воспитания, позволяет воспитывать у кадетов духовнонравственные, эстетические, моральные качества.С позициинашего исследования особый интерес представляет проблема формирования осознанной саморегуляции у школьников в период обучения в обычной общеобразовательной школе и кадетской школеинтернате.Саморегуляция –это процесс, неоднозначно понимаемый в психологии. Изучениепроблемы осознанной саморегуляции отражено в работахК.А.АбульхановаСлавской [1], Н.А. Бабаевой[2],О.А. Конопкина[3], Ж.А. Левшуновой [4], В.И.Моросановой[5], С.Л.Рубинштейна[6]и др.
В основе большинства исследований лежит определение, данное О.А.Конопкиным, который под осознанной регуляцией произвольной активности понимал «системноорганизованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей» [3].В рамках осознанной способности к саморегуляции реализуются индивидуальные особенности саморегуляции.В.И. Моросанова [5] относит киндивидуальнымособенностям саморегуляции такие категории как: индивидуальные особенности планирования целей; особенности моделирования анализ внешних и внутренних условий деятельности и выделение комплекса условий, значимых для достижения целей); особенности программирования предстоящих исполнительских действий; особенности контроля, оценивания и коррекции своей активности.Стилевые (индивидуальнотипические) особенности саморегуляции выстраиваютсяна основе индивидуальных профилей саморегуляции: гармоничный регуляторный профиль (при относительно равной развитости всех компонентов) и акцентуированный профиль (выраженные различия в уровне сформированности компонентов).На основе регуляторных профилейвыделены типы стилей саморегуляции: гармоничные и акцентуированные. Гармоничные стили саморегуляции часто формируются в условиях специфической, требующей саморегуляции, деятельности и не зависят от личностных свойств. Акцентуированные стили саморегуляции определяются, наоборот, развитостью регуляторноличностных свойств (самостоятельностью, гибкостью, надежностью и др.).Мы предположили, что четкая организация жизнедеятельности в кадетской школеинтернате, развитие мотивации к военной службе формируют более высокий уровень осознанной саморегуляцииу кадет (как профессиональногокачества). В исследовании, котороепроходило в мартеапреле 2012 года в г. Лесосибирске Красноярского края, приняли участие 127 человек (учащиеся 1011 классов); в том числе учащиеся старших классов средней общеобразовательной школы –103 человека, кадеты старших классов кадетской школыинтерната –24 человека. Возраст обследуемых –1618лет.Для изучения сформированности саморегуляции у старшеклассников мы использовали опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой[7]. В качестве дополнительного средства изучения уровня саморегуляции был использованАК «Активациометр» (автор Ю.А. Цагарелли). Данный прибор позволил нам определить надежность в экстремальной ситуации, однойиз составляющих которой является саморегуляция психических состояний.Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой позволяет определить не только индивидуальный стиль, но и общий уровень саморегуляции. Это интегральная характеристика индивидуальной саморегуляции отражает актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью. Исследуя общий уровень саморегуляции, мы получили следующие результаты(табл.1). Так, в кадетской школе интернате низкий уровень саморегуляции был выявлен у4%,средний уровень саморегуляции –у 46%,высокий уровень саморегуляции –у50%кадет.Изучение общего уровня саморегуляции в средней общеобразовательной школе показало: низкий уровень саморегуляции имеют 7%, средний уровень саморегуляции –61%, высокий уровень саморегуляции –32%старшеклассников.Таблица 1Результаты исследования уровня общей саморегуляцииТип образовательного учрежденияУровень саморегуляции (%)низкийсреднийвысокийКадетская школаинтернат44650Общеобразовательная школа76132В зависимости от стилевых особенностей саморегуляции, у учащихся с низким уровнем саморегуляции слабо выражен регуляторный процесс. Такие школьникизатрудняются в постановке цели, ее достижении; не умеют продумывать последовательность своих действий, часто действуют импульсивно, не умея исправить свои ошибки; испытывают трудности в оценке результатов своей деятельности, некритичны; с трудом привыкают к переменам в жизни, испытывают трудности в адаптации, не способны адекватно реагировать на ситуацию и быстро вносить коррективы в свою деятельность; несамостоятельны.Учащиеся с высоким общим уровнем саморегуляции способны к анализу ситуации, быстро перестраиваются и вносят коррективы в свою деятельность; легко овладевают новымивидами активности; имеют и реализуют потребность в планировании; имеют адекватную самооценку; способны самостоятельно планировать свою деятельность и поведение; автономны и самостоятельны. Определяя у старшеклассников общий уровень саморегуляции, мы обратились к другому аспекту методики В.И. Моросановой, а именно к определению гармоничного или акцентуированного стиля саморегуляции (табл. 2). Анализ результатов показал, что в обеих выборках превалирует акцентуированный профиль саморегуляции при среднем общем уровне саморегуляции (45,8% и 61,2%). Таблица 2Соотношение уровня общей саморегуляции и профилей регуляции (%)Тип учрежденияНизкий уровень общей саморегуляцииСредний уровень общей саморегуляцииВысокий уровень общейсаморегуляции121212Кадетская школаинтернат
4,2
45,88,341,7Общеобразовательная школа
6,8
61,2131Примечание:1гармоничный профиль, 2 –акцентуированный профиль.Среди обследуемых были выявлены сгармоничнымпрофилем 8,3% кадети 1%учащихся общеобразовательной школы. Все они имеют высокий уровень общей саморегуляции. Сформированный на высоком уровне саморегуляции гармоничный профиль является предпосылкой высокой успешности в видах деятельности, имеющих повышенные требования к регуляции.Остальные обследуемые в обеих группах имеют акцентуированный профиль, что составляет у кадет: 4,2%с низким уровнем саморегуляции, 45, 8%со средним уровнем саморегуляции, 41,7%с высоким уровнем саморегуляции; у учащихся общеобразовательной школы: 6,8%с низким уровнем саморегуляции, 61,2%со средним уровнем саморегуляции, 31%с высоким уровнемсаморегуляции.Акцентуированный профиль у лиц со средним уровнем саморегуляции говорит о компенсировании слаборазвитых компонентов саморегуляции высокоразвитыми, поэтому такие старшеклассники сохраняют эффективность самоуправления. У старшеклассников, имеющих акцентуированный профиль при высоком уровне саморегуляции,наблюдаются характеристики, свойственные гармоничному профилю.Акцентуированный профиль на фоненизкой способности к саморегуляции, в условиях отсутствия компенсации одного звена другим более развитым, говорит о необходимости коррекции индивидуальной саморегуляции. В такой коррекционной работе нуждаются 4% кадет и 6,8% учащихся школы.С помощью АК «Активациометр» мы провели исследование компонентов надежности в экстремальной ситуации(НЭС), обеспечивающих регуляцию деятельности и поведения:психоэмоциональной устойчивости(ПУ), устойчивости мышления(УМ), саморегуляции мыслительной деятельности(КСМ)и саморегуляциипсихических состояний(КСПС). Психоэмоциональная устойчивость –это устойчивость психического состояния в экстремальных и напряженных ситуациях. Недостаточная психоэмоциональная устойчивость обуславливает низкую психологическую надежность, приводящую, в свою очередь, к аварийным ситуациям, социальнопсихологическим конфликтам, сбоям и отказам в деятельности.Устойчивость мышления –это способность не изменять характеристики мышления под влиянием экстремальной ситуации. От устойчивости мышления, зависит адекватность и эффективность исполнительных действий. Устойчивость мышления компенсирует для исполнителей «ломку» алгоритма действий и ведет к поведению, адекватному возникшей ситуации.Саморегуляция мышления –это способность регулировать мышление под влиянием самоуправляющих воздействий. На практике саморегуляция мышления проявляется как способность упорядочить и дисциплинировать умственную деятельность в экстремальной ситуации.Коэффициент эффективности саморегуляции психоэмоциональных состояний показывает насколько человек успешно владеет методамии техникой саморегуляции психоэмоциональных состояний.Распределив полученные значения на 3 уровня (высокий, средний и низкий), мы получили следующие результаты (табл.3). Среди учащихся кадетской школыинтерната не было обнаружено ни одного человека с низким показателем ПУ. Большинство кадет (95,8%) обладает высоким и очень высоким уровнем развития ПУ. Высокий показатель УМ был выявлен у 50% обследуемых кадет, зато и низкий уровень развития УМ составил более 29%. Саморегуляция мыслительной деятельности оказалась не развита у 66,7% кадет, высокий уровень этого качества продемонстрировали только 8,3% учащихся. И, наконец, саморегуляцией психических состояний владеют только 29,2% учащихся кадетской школыинтерната, из них 25% на высоком уровне. Остальные 70,8% таким умениемобладают на очень незначительном уровне.Среди старшеклассников средней общеобразовательной школы 1% имеет очень низкий уровень развития ПУ; 1% средний уровень и 98% высокий уровень. Только 42,7% обладают высоким уровнем УМ, а 31,1% УМ обладают на незначительном уровне. Высокий уровень саморегуляции мыслительной деятельности развит у 20,4% старшеклассников школы, остальные имеют низкие и средние показатели (52,4% и27,2% соответственно). Саморегуляция психических состояний не развита у 70,9% учащихся старших классов школы. И только 17,5% ребят справились с заданием на саморегуляцию своего психического состояния в постстрессовой ситуации.Таким образом, можно отметить, что в обеих выборках высокий и очень высокий уровень ПУ присущ абсолютному большинству. УМ высокого уровня имеют большее количество кадетов (50%), а низкого –учащиеся школы (31,1%). Саморегуляция мыслительной деятельности высокого уровня свойственна в большей мере учащимся средней общеобразовательной школы (20,4% против 8,3% у кадет). Саморегуляция же психических состояний одинаково не развита и у кадет(70,8%), и у учащихся школы (70,9%). Однако 25% кадетимеют высокий уровень КСПС (у школьников только 17,5%).Таблица 3Результаты исследования компонентов надежности в экстремальной ситуации (%)УчрежденияПУУМКСМКСПС123123123123Кадетская школаинтернат
0
4,2
95,8
29,2
20,8
50
66,7
25
8,3
70,8
4,2
25Общеобразовательная школа
1
1
98
31,1
26,2
42,7
52,4
27,2
20,4
70,9
11,717,5Примечание:Уровни развития: 1низкий и незначительный; 2средний, 3высокий и очень высокий.Отметим, что при слабом саморегулирующем воздействии наблюдается повышенная устойчивость мышления. То естьтакие люди обладают устойчивостью мышления в стрессовых ситуациях и поэтому не нуждаются в расслаблении. Если же устойчивость мышления находится на низком уровне, или не развита, то на первый план выходит такое качество как саморегуляция мышления –это способность регулировать мышление под влиянием самоуправляющих воздействий. Она начинает действовать, когда необходимо стабилизировать устойчивость мышления. Таким образом, выпадение или недостаточная развитость одной из составляющих саморегуляции компенсируется другой. Если же устойчивость мышления и саморегуляция мышления имеют низкие показатели, то в таком случае обычно развита способность саморегуляции психических состояний.Таким образом, в результате нашего исследования было выявлено, что вкадетскойшколеинтернатенаблюдается большее количествоучащихся с высоким уровнем общей саморегуляции, чем в средней общеобразовательной школе. Это означает, что подобное учебное учреждениеобладает большими условиями для формирования высокого уровня саморегуляции. К таковым можно отнести воспитание выносливости, патриотизма, развитие мотивации служения Родине, распорядок дня, единая система требований. При этом, среди кадетбыл выявлен больший процент с гармоничным стилем саморегуляции. Такой стиль мог сформироваться, по мнению автора методики В.И.Моросановой [5:10], только в условиях развития предпосылок высоких достижений, там, где предъявляются изначально высокие требования к организации деятельности, при высокоймотивации к достижениюуспеха. Исследование компонентов методики «НЭС» на АК «Активациометр» показало, что ПУ имеет примерно один уровень развития в обеих образовательных системах. Однако показатель УМ у половины обследуемых кадетов находится на высоком уровне (у школьников42,7%). Это свидетельствует о том, что эта группа юношей не нуждается в расслаблении и способна кэффективной деятельности в экстремальных условиях. 25% кадетспособны регулировать свое психическое состояние и при необходимости пользуются своим умением дляснятия напряженности в стрессовых ситуациях; среди школьников саморегуляция психических состояний развита только у 17,5% старшеклассников.Кадетская школаинтернат, не смотря на закрытость, обладает всеми необходимыми условиями для формирования профессионально важного для человека навыка саморегуляции.
Ссылки на источники1.АбульхановаСлавская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности.–URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/shorohova_psi/03.aspx2.Бабаева Н.А. Структура и механизмы психологической саморегуляции личности. –М.:МААН, МОСУ, 2004. –63 с.3.Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности// Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.–М.: ЛЕНАНД, 2011. –320 с. –С. 273291. 4.Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. –М.: Наука, 2010. –519 с.5.Левшунова Ж.А. Саморегуляция произвольной активности в период ранней юности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. –2012. –№4 (22). –С.257264.6.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. –СПб.: Питер, 2003. –512 с.7.Моросанова В.И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ): Руководство по использованию. –М.: КогитоЦентр, 2004. –44 с.
Levshunova Zhanna,Senior teacher of Psychology of personality development ChairLesosibirsk Pedagogical Institute –the branch of Siberian Federal University, Lesosibirskzh.levshunova@mail.ruConscious selfregulation of modern school students learning in different types of educational institutionsAbstract.The article presents the results of study of conscious selfregulation of modern school students (on the example of senior classes’ pupils).In work the author used methodic «The style of selfregulation of behavior» by V.I. Morosanova and the hardware complex «Aktivatsiometr» for diagnostic of psychoemotional stability, stability of thinking, selfregulation of thinking and selfregulation ofpsychic states.Key words:conscious selfregulation, style of selfregulation, psychoemotional stability, stability of thinking, selfregulation of thinking, selfregulation of psychic states.