Психологический аспект профилизации обучения в старших классах

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Изосимова Ю. С., Рябченко Г. В., Меньшикова И. Н. Психологический аспект профилизации обучения в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4406–4410. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55146.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения школьников среднего звена, особенностей этого процесса у учащихся профильных и общеобразовательных классов как фактора, влияющего на уровень удовлетворенности выбранной в будущем профессии. На основе проведенного исследования авторы предлагают конкретные направления работы психолога образовательного учреждения с целью помощи школьникам в осознании своих склонностей и способностей и тем самым повышения уровня удовлетворенности выбранной профессией.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Изосимова Юлия Сергеевна, магистрант, НОУ ВПО «Невинномысский институт экономики, управления и права», г. Невинномысскizosimova_89@bk.ru

Рябченко Галина Викторовна, магистрант, НОУ ВПО «Невинномысский институт экономики, управления и права», г. Невинномысскsuminova@yandex.ru

Меньшикова Инна Николаевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Невинномысский институт экономики, управления и права», г. НевинномысскInsight1906@mail.ru

Психологический аспект профилизации обучения в старших классах

Аннотация.Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения школьников среднего звена, особенностей этого процесса у учащихся профильных и общеобразовательных классов как фактора, влияющего на уровень удовлетворенности выбранной в будущем профессии. На основе проведенного исследования, авторы предлагают конкретные направления работы психолога образовательного учреждения с целью помощи школьникам осознания своих склонностей и способностей и тем самым повышения уровня удовлетворенности выбранной профессии.Ключевые слова:профессиональное самоопределение, профильное обучение, дифференциация,индивидуализация, психологическая помощь.

В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных учреждений. Ее важнейший аспект –организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества.Также немаловажным вопросом является профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, которое способствует психологическому аспекту дальнейшего профессионального самоопределения,так как профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.К сожалению, во многих школах отсутствует предмет, где бы ребенок мог получить знания о самом себе: о том, какой он есть, каков его потенциал. Современные школьники не имеют представления о том, что такое профессиональная пригодность. В соответствии со всем вышеизложенным,цельюисследованияявляется изучение особенностей профессионального самоопределения в классах с профильным обучением.Гипотеза:у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах.Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в классах с профильным обучением.Задачи исследования:1.Провести обзор психологопедагогической литературы по вопросам профессионального самоопределения и профильного обучения;2.Выбрать методики и провести психологическое исследование;3.Проанализировать, обобщить полученные результаты.Методы исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ.Экспериментальные методики исследования:1.Дифференциальнодиагностический опросник Климова Е. А.;2.Методика «Профиль», модифицированная Резапкиной Г. В. (карта интересов);3.Цифровой тест на определение соционическоготипа личности (составлен В. Мегедь и А. Овчаровым).Эмпирическая база: учащиеся 9х классов,обучающиеся в профильных и общеобразовательных классах (30 человек).Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемыхпсихологопедагогических проблем. Многообразие различных концептуальных подходов (педагогов, психологов, социологов, методологов) в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения объясняется следующими обстоятельствами. Вопервых, глубокое исследование профессионального самоопределения личности отвечает насущным потребностям социальноэкономического развития страны. Это связано с тем, что незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени во многих случаяхпричина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а, следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита квалифицированных специалистов наносит немалый ущерб экономике. Вовторых, проблема профессионального самоопределения это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как "ядро", наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой как критерий одного из этапов этого процесса[1].В отечественной педагогике накоплен немалый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной тематике. Вопросы профессионального и личностного (как болееобщей проблемы) интересовали и интересуют попрежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов.Климов Е.А. считает, что обдумывание жизненного и, в частности профессионального, трудового пути это есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем. Традиционно многие авторы связывают профессиональное самоопределение преимущественно с подростковым и юношеским возрастом, рассматривая его как важнейшее новообразование для данного этапа развития человека[2].

Сегодня мы должны рассматривать школьника как личность и это во многом зависит от того, какие требования к результатам работы школы предъявляет общество. Модернизация образования нацеливает нас на то, что школа должна, прежде всего, реализовывать цели развития личности ребёнка, т.е. служить его собственным интересам.К 1516 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.Таким образом, основная проблема помощь будущему выпускнику осмыслить своё дальнейшее социальное и профессиональное становление. Решить проблему отчуждённостишколы от внешне заданных целей и ценностей и подвести к обоснованию введения новой системы образования, возможно только в классах с профильным обучением.Профильное обучение преследует следующие цели:1) обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;2) создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;3) способствование установлению ровного доступа к полноценному обучению разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;4) расширение возможностей социализации учащихся, обеспечением преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.В современном варианте главные задачи предпрофильной и профильной подготовки связывают с профориентацией, с тем, чтобы "способствовать самоопределению учащихся", чтобы решить, прежде всего, профориентационную задачу.Профориентационнаяработa с учащимися, делится на несколько этапов:1. Пропедевтический этап (8й класс) выявление образовательного запроса учащихся.2. Основной этап (9й класс) моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе.3. Завершающий этап (по окончанию 9го класса) оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.Составляющими профессионального самоопределения школьника являются потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, умение ставить образовательную и профессиональную цель, продуктивно осваивать образовательные программы, в самореализациив образовательном и профессиональном сообществе.Вопросами самоопределения учащихся в школе занимается психолог. Включение в занятия различных диагностических процедур помогает подросткам в самопознании, а психологу дает возможность получения обратной связи от ребят, а также служит для закрепления полученных знаний. Работапсихолога построена на взаимодействии с учащимися с цельюопределенияего интересов, склонностей и способностей, выявленияиндивидуальных особенностей и их развития, как основы поиска оптимальных для учащегося способов обучения и ознакомления с конкретнойпрофессией.Исходя из цели взаимодействия, задачами работы психологаявляются:

консультационная и информационная поддержка учебного процесса;

повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог ученик”;

создание условий для оказания психологической помощи учащихся в решении проблем профессионального самоопределения.Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога:1. Психодиагностика. Психодиагностическое направление имеет цель информационное обеспечение учебновоспитательного процесса. Психодиагностические данные необходимы: для составления социальнопсихологического портрета каждого учащегося образовательного учреждения.2. Психоконсультирование. Эта одна из форм практической деятельности психолога, направленная на обучение старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития. 3. Психопросвещение. Результатом просвещения учащихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии. 4. Коррекционноразвивающая работа. Она осуществляется через специально организованную систему мероприятий, которые ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии.Таким образом, при выборе профессии старшеклассникам необходима специальная подготовка, которая была бы ориентирована на индивидуализацию обучения исоциализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.Исследование проводилось на базе МБОУ гимназия №9 г. НевинномысскаСтавропольского краясреди учащихся девятых классов,обучающихся в общеобразовательном и в профильном классах с историкообщественным уклоном. В исследовании принимали участие 30 человек.В эмпирическом исследовании были использованы три методики:1.Дифференциальнодиагностический опросник Климова Е. А.предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Климова Е. А., которая состоит из пяти видов: человекприрода, человектехника, человекчеловек, человекзнак и человекхудожественный образ. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число положительных значений.2.Методика «Профиль» (модифицированная Резапкиной Г. В. карта интересов). Вопросы данной методики касаются отношения к различным направлениям деятельности. При обработке результатов необходимо также подсчитать число положительных ответов. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям.3.Цифровой тест на определение соционического типа личности (составлен В. Мегедь и А. Овчаровым). В данном тесте даны четыре пары утверждений, из которых надо выбрать одно, наиболее соответствующее поведению испытуемого. Респондент узнает рекомендуемый род деятельности и те требования и ожидания, которые он не сможет выполнить в силу индивидуальнопсихологических и личностных характеристик.При обработке и анализе ответов учащихся на предложенные методики, было выявлено следующее.1.По результатам дифференциальнодиагностического опросника Е. А.Климова:а) выбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе:40% (6 человек) предпочли тип человекприрода; 53% (8 человек) выбрали тип человекчеловек; 7% (1 человек) –человекобраз;отрицательный выбор оказался у типов человектехника и человекзнак. б) выбор учащихся в общеобразовательном классе:27% (4 человека) выбрали тип человекприрода; 13% (2 человека) предпочли тип человектехника; 27% (4 человека) человекчеловек; 0% выбора у типа человекзнак;33% (5 человек) человекобраз. Данные результаты представлены в таблице 1 и диаграмме 1. Таблица 1Выбор учащихся классовпрофессиональных направленностей личности(Климов Е. А.)

Тип деятельностиПрофильный классОбщеобразовательный классЧеловек/природа40% (6 человек)27% (4 человека)Человек/техника013% (2 человека)Человек/человек53% (8 человек)27% (4 человека)Человек/знак00Человек/образ7% (1 человек)33% (5 человек)

Диаграмма 1Выбор учащихся классовпрофессиональных направленностей личности(Климов Е. А.)



2.Анализ методики «Профиль» свидетельствует о следующих результатах:а) профильный класс:73% (11 человек) отдали предпочтение историкообщественному профилю; 0% –физмату; по 13% выбора пришлось на естественнонаучный и гуманитарный профиль.б) общеобразовательный класс:7% (1 человек) историкообщественный профиль; 0 –физмат; 20% (3 человека) естественнонаучный профиль; 73% (11 человек) –гуманитарный профиль. Полученные результаты представлены в таблице 2 и диаграмме 2.

Таблица 2Выбор учащихся классов по методике «Профиль»(модифицированная Резапкиной Г. В. карта интересов)

0%10%20%30%40%50%60%40%0%53%0%7%27%13%27%0%33%9 А класс9 В классПрофили обученияПрофильный классОбщеобразовательный классИсторикообщественный73% (11 человек)7% (1 человек)Физикоматематический00Естественнонаучный13% (2 человека)20% (3 человека)Гуманитарный13% (2 человека)73% (11 человек)

Диаграмма 2Выбор учащихся классов по методике «Профиль»(модифицированная Резапкиной Г. В. карта интересов)

3.Цифровой тест на определение соционического типа личности выявил показатели:а) профильный класс:53% (8 человек)рекомендуется социальная сфера; 47% (7 человек) управленческая сфера;отрицательный выбор у научноисследовательской и инновационнотехнической сфер.б) общеобразовательный класс:27% (4 человека) указали на социальную сферу; по 20% (3 человека) –научноисследовательская и инновационнотехническая сферы; 27% (4 человека) –управленческая сфера. Результаты представлены в таблице 3 и диаграмме 3.

Таблица 3Выбор учащихся классов по цифровому тестуна определение соционического типа личности(составлен В. Мегедь и А. Овчаровым)

Рекомендуемая сфера деятельностиПрофильный классОбщеобразовательный классСоциальная сфера53% (8 человек)27% (4 человека)Научноисследовательская020% (3 человека)Инновационнотехническая020% (3 человека)0%20%40%60%80%73%0%13%13%7%020%73%9 А класс9 В классУправленческая сфера47% (7 человек)27% (4человека)

Диаграмма 3Выбор учащихся классов по цифровому тестуна определение соционического типа личности(составлен В. Мегедь и А. Овчаровым)

Таким образом, анализ теоретических аспектов и результатов психологического исследования показывают выраженную тенденцию выбора в профильном классе показателей профессиональных интересов и способностей, которые наиболее ярко отражены в обучении старшеклассников. Результаты эксперимента в общеобразовательном классе свидетельствуют о более равнозначных показателях профессиональных интересов и способностей школьников, которые могут выражать несущественное определение в выборе дальнейшего профессионального пути.В основу научной работы была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися,обучающихся в общеобразовательных классах.По результатам исследования старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном и профильном классах, получились следующие результаты.Все учащиеся профильного историкообщественного класса в основном предпочитают такие предметы и сферы, которые соответствуютвыбору профиля обучения и дальнейшему профессиональному самоопределению. Большинство старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе, относятся к самым различным типам профессии. При этом половина учащихся общеобразовательного класса хотели быобучаться в профильных классах для того, чтобы углубленно изучать только те предметы, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Многие учащиеся, обучающиеся в общеобразовательном классе, выбирают профессии, не учитывая свои способности и склонности, при выборе будущей профессии ориентируются на престижность профессии, их желания расходятся с их возможностями.0%10%20%30%40%50%60%социальная научноисследовательскаяинновационнотехническаяуправленческая53%0%0%47%27%20%27%27%9 В класс9 АклассСреди учащихся старших классов, обучающихся в профильном классе, большинство относятся к типу профессий человекчеловек и имеют способностик социальной и управленческой сфере деятельности, эти учащиеся, довольны тем, что обучаются в профильном классе.Учащиеся, обучающиеся в профильных классах выбирают профессии связанные с их профилем. Эти учащиеся знают свои склонности и способности, и учитывают их при выборе профессии. У многих учащихся совпадают результаты, полученные по проведенным методикам, с их желанием получить определенную профессию.На основе результатов исследования выявилось, что большинство старшеклассников, обучающихся в профильных классах, определились с выбором будущей профессии, а большинство учащихся общеобразовательного класса еще не сделали свой выбор.По этому результату мы можем говорить, что гипотеза подтвердилась: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах.

Ссылки на источники:1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр «Академия», 2003.2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Izosimova Yulia SergeevnaMagister, Private Educational Establishment of Higher Professional Education “Nevinnomysskiy Instituteof Economics, Management and Law”, Nevinnomysskizosimova_89@bk.ruRyabhenko Galina ViktorovnaMagister, Private Educational Establishment of Higher Professional Education “Nevinnomysskiy Institute of Economics, Management and Law”, Nevinnomyssksuminova@yandex.ruMenshikova Inna NikolaevnaCandidate of psychology sciences, associate professor of psychology and humanitarian subjects chair, Private Educational Establishment of Higher Professional Education “Nevinnomysskiy Institute of Economics, Management and Law”, NevinnomysskInsight1906@mail.ruProfile Orientation Psychological Aspect in High School EducationAbstract.The article deals with the issues ofjunior school students’ professional orientation. This process peculiarities as far as the students of common and profile classes are concerned, is also regarded as a factor influencing the satisfaction with the chosen profession in future. On the basis of the research the authors suggest some tips to be followed by the secondary school psychologist in order to help students realize their likes and capabilities and in this way, increase the level of satisfaction with the chosen profession. Key words: professional selforientation, profile study, differentiation, individualization, psychological aid