Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хапачева С. М. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4856–4860. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55236.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о психолого-педагогических условиях формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога, реализация которых значительно повышает эффективность развития эмоциональной устойчивости будущего психолога в процессе профессиональной подготовки. Эти условия направлены на поддержку психологической комфортности, развитие мотивационных, когнитивных, эмоциональных, волевых и перцептивных процессов, что обеспечивает формирование эмоциональной устойчивости.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хапачева Сара Муратовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологийФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопsara.xapacheva@mail.ru

Психологопедагогические условия формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о психологопедагогических условиях формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога, реализация которых значительно повышает эффективность развития эмоциональной устойчивости будущего психолога в процессе профессиональной подготовки. Эти условия направлены на поддержку психологической комфортности, развитие мотивационных, когнитивных, эмоциональных, волевых и перцептивных процессов, что обеспечивает формирование эмоциональной устойчивости.Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, структурные компоненты эмоциональной устойчивости, мотивационный, когнитивный, перцептивноаффективный и действеннопрактический процессы.

В начале XXIвека образование в России сопровождается рядом сложных и противоречивых процессов, которые обусловлены динамикой происходящих в обществе изменений. Эти процессы создают такую социокультурную и образовательную ситуацию, выход из которой требует развития высокого уровня профессионализма педагогических кадров. В связи, с этим меняется представление опедагоге и психологе, о сущности и содержании, его деятельности и развития в условиях интенсивно развивающейся инновационной образовательной практики, поиска и постижения субъектом смысла, ценностей,аксиологическихоснований своей деятельности.Труд психолога осуществляется в постоянной смене обстоятельств, условий, ситуаций и состояний, и психолог должен обладать не только профессиональной гибкостью и лабильностью, но и высокой степенью эмоциональной устойчивости. При этом особую актуальность приобретает проблема формирования эмоциональной устойчивости как одного изпрофессиональнозначимых качеств и личностных особенностейпсихолога, которое является критерием профессионализма и эффективности деятельности психолога.Эмоциональная устойчивость студентов может развиваться и обеспечиваться путем приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, совершенствования физиологических процессов адаптации к стрессфакторам, выработки навыков, умений, привычек саморегуляции эмоциональной напряженности. Эффективное формирование эмоциональной устойчивости следует осуществлять на фоне постепенного увеличения психологических нагрузок в специально создаваемых условиях, моделирующих профессиональную деятельность. Это может достигаться разными путями, например, созданием усложнённых условий деятельности; искусственным ограничением времени иинформации для решения той или иной задачи; внесением различных элементов внезапности, требующих незамедлительных и четких действий. Подготовка психолога в вузе отражает современные тенденции модернизации образования и нацелена на формирование компетенций как основных результатов освоения образовательных программ. Компетентностный подход в профессиональной подготовке психолога ориентирован на обеспечение успешности выпускника в условиях современного нестабильного рынка труда.Психологопедагогические условия являются существенным, а иногда даже значимым компонентом педагогического процесса, интегрирующим в себе определенную совокупность мер, направленных на достижение поставленной цели. Поэтому, крайне важно определить психологопедагогические условия, если нарушить ситуацию деятельности, то меняется и результат.[2]Кроме того, психологопедагогические условия —эторезультат целенаправленного отбора. Конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения (воспитания) для достижения целей. Мы понимаем психологопедагогические условия, как специально создаваемые и целенаправленно организуемые ситуации в процессе обучения и воспитания, при которых достижение дидактических целей осуществления средствами индивидуального подхода с учетом личностных особенностей, мотивов и жизненно профессионального опыта обучаемых.[5]Последовательное формирование эмоциональной устойчивости обеспечивает субъект субъективное взаимодействие всех участников процесса формирования эмоциональной устойчивости на каждом уровне, построенного на равенстве позиций преподавателя и студента, где педагог актуализирует тенденцию студента к личностному росту, а также актуализирует исследовательскую активность, для самостоятельной постановки познавательных проблем. Необходимость учета субъектсубъективного взаимодействия педагога со студентами способствует созданию особой дидактической коммуникативной среды, обеспечивая субъективносмысловое общение, рефлексию и саморазвитие будущего психолога, формируя его эмоциональную устойчивость. Формирование эмоциональной устойчивости будущего психолога имеет огромное практическое значение, так как успешность и эффективность деятельности будущего специалиста, во многом определяется, на сколько будет подготовлен будущий психолог справляться с большими нервными нагрузками и стрессами, которые сопровождают профессиональнуюдеятельность.Эффективность формирования эмоциональной стойкости у студентов определяется применением упражнений специального психофизического тренинга и ранней психодиагностикой, которая учитывает характеристики эмоциональной стойкости на разных уровнях ее проявления. Главным путем формирования эмоциональной стойкости является овладение приемами эмоциональноволевой регуляции на психологическом и физическом уровнях, развитие и усовершенствование индивидуальных свойств и психических функций личности, которые обеспечивают эмоциональную стойкость. Применение целостного комплекса психокоррекционного влияния разрешает оптимизировать эмоциональную стойкость будущих психологов во время учебной деятельности.Изучение психологических условий и особенностей учебной деятельности студентов определило целесообразность и необходимость формирования эмоциональной стойкости, обусловило отбор комплекса психодиагностических и психокоррекционных методик. Это также дало возможность отделить те факторы, которые существенно влияют на эффективность учебной деятельности и уровень эмоциональной стойкости увеличение интенсивности информационного потока, увеличение количества видов деятельности, возрастание личной ответственности за успешность учебной деятельности, значительное увеличение интеллектуальной нагрузки.Информативными показателями, которые свидетельствуют об изменении уровня эмоциональной стойкости, следуетсчитать: нейротизм, ситуативную тревожность, нервнопсихическую стойкость; гипертимность, тревожность, возбудимость, эмотивные типы акцентуаций; общую интернальность, предметную и социальную эргичность, предметную и социальную пластичность, социальный темп, предметную и социальную эмоциональность; эмоциональную стойкость; такие эмоциональные состояния как тревожность, агрессивность, ригидность, трудоспособность и успешность учебной деятельности.Важной частью любой психологопедагогической программы являются диагностические процедуры, которые содержат показатели и инструментарий измерения результатов деятельности и развития личности.Эмоциональная устойчивость является сложным системным образованием человека, поэтому очень высоки требования, предъявляемые кметодическому обоснованию диагностики различных параметров, которые характеризуют эмоциональную устойчивость будущего психолога, и позволяют исследовать эту характеристику. Объективность результатов обеспечивается применением комплекса взаимодополняющих методик исследования.Обычно диагностика осуществляется при помощи отдельных методик: методики определения эмоциональной стойкости (разработанной сотрудниками лаборатории психофизиологических проблем высшей школы Казанского университета), методики ТТАРС (определение тревоги, трудоспособности, активности, расположения духа и самочувствия), методики диагностики эмоциональных состояний Г. Айзенка, методики определения темперамента В. М. Русалова, методики определения локуса контроля Дж. Роттера и нейротизма Г. Айзенка. [2; 7] Для будущего психолога эмоциональная стойкость это не только профессионально необходимая черта, но и качество, которое нужно вырабатывать на протяжении всей жизни.Для реализации поставленных задач в нашем исследовании, нами была разработана психологопедагогическая программа формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога, которая предусматривала интеграцию учебных дисциплин психологопедагогического цикла и их сочетание с различными видами практических занятий, которые были реализованы в виде комплексных занятий, объединивших в себе как теоретические, так и практические формы работы с преобладанием практикоориентированных.[6]В ходе исследования выявлены психологопедагогические условия, реализация которых значительно повышает эффективность развития эмоциональной устойчивости будущего психолога в процессе профессиональной подготовки. К психологопедагогическим условиям относятся: направленность предметов психологопедагогического цикла на осознание будущим психологомнеобходимости развития и саморазвития эмоциональной устойчивости; поэтапность реализации технологии развития эмоциональной устойчивости будущего психолога; диагностическое обеспечение процесса развития эмоциональной устойчивости будущего психолога; реализация общения и педагогического взаимодействия, основанного на принципах сотрудничества, диалога и субъектсубъектных отношений; использование активных методов обучения; включение будущих психологовв квазипрофессиональную деятельность.В качестве основных структурных компонентов эмоциональной устойчивости будущего психолога выделены: мотивационный, когнитивный, перцептивноаффективный и действеннопрактический.Мотивационный компонент предполагает формирование готовности к развитию и саморазвитию эмоциональной устойчивости в процессе преподавания психологопедагогических дисциплин. Когнитивный компонент определяет наличие системы знаний о сущности, содержании, факторах, критериях оценки эмоциональной устойчивости и ее значимости для педагогической деятельности. Перцептивноаффективный компонент состоит в умении управлять своими эмоциями, регулировать эмоциональные состояния и поведение в напряженных условиях. Действеннопрактический компонент направлен на применение и закрепление комплекса психологопедагогических знаний и умений в ходе квазипрофессиональной деятельности.Обеспечение содержательного компонента предполагает приобретение будущим психологам врамках преподавания дисциплин психологопедагогического цикла и тренинговых программ концептуальных знаний, необходимых для развития эмоциональной устойчивости.В результате реализации деятельностного компонента развития эмоциональной устойчивости будущего психолога формируется система умений, основными составляющими которой являются: умение осуществлять психологопедагогическую диагностику эмоциональной устойчивости; владение коммуникативными перцептивными умениями, рефлексивными навыками, приёмами и методами саморегуляции психических состояний; умение разрешать «профессиональноподобные» и конфликтные ситуации, используя конструктивные приёмы и т.д.Технологическая подструктура реализациипрограммыразвития эмоциональной устойчивости будущего психологанаряду с традиционными формами организации образовательного процесса (в цикле преподавания психологопедагогических дисциплин) включала активные методы обучения (дискуссии, ролевые игры, тренинги, инсценировки, моделирование, микропреподавание, психогимнастика и др.), представленные тренинговыми блоками: социальнопсихологический тренинг, тренинг саморегуляции, тренинг педагогического общения.[5]Формами реализации психологопедагогической программы формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога выступали: лекциидиалоги, групповые дискуссии, аутогенинговые и релаксационные упражнения, упражнениятесты, организационнодеятельностные и ролевые игры, «домашние задания», тренинги: коммуникативныйи психорегуляции.Приоритетным был тренинговый метод работы, так как тренинг предполагает усвоение будущим психологам специфических знаний, навыков, умений, коррекцию установок, развитие личностных свойств через интериоризацию особенностей среды, объектов и особенностей взаимодействия с ней. Данный метод работы, позволяет самому студенту формировать образцы профессионального поведения, адекватные своим возможностям и способностям, предусматривая реализацию принципов успешности взаимодействия (ситуативность, вариативность, адаптированность и целесообразность). С одной стороны, тренинговая работа создает ситуацию личностного «вживания» в будущую профессию, и способствует адаптации и самореализации студента в конкретной деятельности, придавая этому процессу целостность, динамизм, вариативность, последовательность, системность и гибкость. А с другой стороны, психологические образования, возникающие в процессе тренинга, активизируют самокоррекцию и самоуправление, способствуя формированию адекватного уровня эмоциональной устойчивости[7].Тренинг коммуникации был рассчитан на изменение самосознания, обогащение репертуара поведения в общении, приобретение новых коммуникативных навыков и расширение своих возможностей. Данный тренинг способствовалповышению коммуникативной компетентности, развитию способности конструктивного поведения в конфликтах и эмоционально напряженных ситуациях.Тренинг психорегуляции способствовал развитию у будущих психологов способности к мобилизации и релаксации, снижению возбуждения, восстановлению сил, устранению эмоционального стресса, овладению своим скрытым физиологическим потенциалом, формированию навыков поддержания личного душевного комфорта, регуляции негативных процессов и формированию устойчивых форм проявления эмоций в самых разных ситуациях.Все виды тренинга сочетались с групповой дискуссией, в процессе которой анализировались и обсуждались выполнение каждого упражнения, выяснялись причины успехов и неудач, что обеспечивало осознанность и целенаправленность формирования эмоциональной устойчивости.В рамках нашего эксперимента, развитие внутренних и использование внешних ресурсов заключалось в согласовании внутреннего и внешнего, субъективного и объективного на основе интегративности и адаптивности педагогической деятельности, с использованием всех компонентов образовательного процесса на протяжении всего периода обучения. Создание внешних предпосылок усиливало внутреннюю активность студентов, повышая субъективность и рефлексивность, что способствовало формированию эмоциональной устойчивости.Таким образом, выделенные психологопедагогические условия, обеспечивающие формированиеэмоциональной устойчивости будущего психолога закономерно взаимосвязаны, образуют определенную соподчиненность, и выступают в качестве требований, как к отбору содержания, так и к организации учебновоспитательного процесса. Эти условия направлены на поддержку психологической комфортности, развитие мотивационных, когнитивных, эмоциональных, волевых и перцептивных процессов, что обеспечивает формирование эмоциональной устойчивости.Соблюдение данных условий способствует эффективному формированию эмоциональной устойчивости будущего психолога.

Ссылкинаисточники1.Аболин, Л. М. Психологические механизмыэмоциональной устойчивости человека [Текст]. –Казань: Издво КазГУ, 2007. –320 с. 2.Вачков,И.В. Психология тренинговой работы:Содержательные, организационные и методические аспекты ведениятренинговойгруппы / Вачков И.В. М.: Эксмо, 2007.3.Маркова,А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. Москва: Знание, 1996.4.Медведева, В.Е. Тренинг формирования эмоциональной устойчивостистудентовпсихологов: учебнометодические материалы к организации и проведению спецкурса / В.Е. Медведева.–Орёл: Вектор, 2007. 28 с. 5.Медведева, В.Е. Учебнометодические рекомендации к организации самостоятельной и внеучебной работы по формированию эмоциональной устойчивости студентовпсихологов / В.Е. Медведева. –Орел: Горизонт, 2009. –16 с. 6.Реан,A.A., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб, 1999.7.Семенова,Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. Учебное пособие. М.: Издво Института Психотерапии, 2002.8.Фельдштейн,Д.И. Психология развивающейся личности: избранные психологические труды. М.: ИТТП; Воронеж: МОДЭК, 1996.

Hapacheva Sarah Muratovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and pedagogical techniques, Adyghe State University, Maikopsara.xapacheva @ mail.ruAnnotation.The article considers the question of psychopedagogical conditions of forming emotional stability future psychologist, the implementation of which considerably increases the efficiency of development of emotional stability future psychologist in the process of professional preparation. These conditions is aimed at support of psychological comfort, development, motivational, cognitive, emotional, volitional and perceptual processes, which ensures formation of emotional stability.Key words:emotional stability, structural components of emotional stability, motivational, cognitive, cognitiveaffective and practical processes.