Принципы гармонизации непрерывного профессионального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Харабет В. В. Принципы гармонизации непрерывного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55265.htm.
Аннотация. Постоянное развитие производства и потребность в квалифицированных специалистах вызывает постоянную потребность в повышении и переквалификации специалистов отвечающих производственным потребностям предприятия. Создание и реализация системы непрерывного профессионального образования связаны с взаимодеятельностью предприятия – заказчика и учебного заведения, образующих производственно -педагогическую мегасистему построенной на принципах гармонизации непрерывного профессионального образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Харабет Виктор ВикторовичКандидатпедагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»,. г. Мариуполь, Украинаsocsrsbornik@mail.ru

Принципы гармонизации непрерывного профессионального образования

Постоянное развитие производства и потребность в квалифицированных специалистах вызывает постоянную потребность в повышении и переквалификации специалистов отвечающих производственным потребностям предприятия. Создание и реализация системы непрерывного профессионального образования связаныс взаимодеятельностью предприятия –заказчика и учебного заведения, образующих производственнопедагогическую мегасистемупостроенной на принципах гармонизации непрерывного профессионального образования. [4]

Системообразующими компонентами производственнопедагогический мегасистемы являются производственная система предприятия –заказчика и педагогическая система учебного заведения.[2,3 ] Производственная система основывается на технологических процессах и на соответствующих квалифицированных специалистах, а педагогическая система на образовательноквалификационных требованиях к подготовке квалифицированных специалистов.В основу гармонизации непрерывного профессионального образования положены следующие принципы.Принцип связи модернизации производства и непрерывного совершенствования кадрового потенциала предприятия. Научнотехнические достижения вызывают глубокие перемены в сфере производства, что связано с необходимостью модернизации производства и профессионализацией кадрового потенциала, способным решать производственные проблемы на достаточно высоком уровне, как в области управления производством, так и непосредственно в выпуске продукции.[4]В этих условиях эффективность деятельности предприятия связывается с перспективным непрерывным совершенствованием кадрового потенциала, путем заказа учебному заведению подготовку или переподготовку специалистов на период внедрения в производство прогрессирующих технологий, или повышения квалификации специалистов в связи с совершенствованием действующих технологий.Принцип социального партнерства предприятиязаказчика и учебного заведения. Социальное партнерство рассматривается как партнерские отношения учебного заведения с предприятиемзаказчиком в решении кадрового обеспечения производства.Деятельность учебных заведений в подготовке соответствующих специалистов, может складываться как на уровне опосредованных партнерских отношениях ,так и непосредственных. При опосредованныхпартнерскихотношенияхподготовка специалистов не носят целевой характер, а осуществляется учебным заведением для предприятий и организаций социальноэкономического региона. Непосредственные партнерские отношения

это целевые отношения между предприятиемзаказчиком и учебным заведением,которые устанавливаются на основе заказа предприятия на подготовку соответствующих специалистов, повышениеквалификации или переподготовку.Образовательнопрофессиональной основой выступает базовое образованиепо стандартной специальности, а требуемые специальные знания и практические умения специализации определяются в вариативной части учебного плана, [2] Принцип единства и соразмерности производственных и педагогических систем. Впринципе единства и соразмерности выступают производственные и педагогические системы, которые в своем целесодержательном единствеи соразмерности образуют производственнопедагогическую мегасистему непрерывного профессионального образования. [1]. Принципиальным в их разработке является соразмерность их компонентовв образовании целостной мегасистемы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов.Соразмерность также выражается в общности их целесодержания, основанной на пропорциональной системе знаний и умений. Принцип соизмеримости конструктивнотехнологических компонентов производственныхи педагогическихпроцессов профессионального образования. Соизмеримость рассматривается с точки зрения общности однотипных компонентов, обладающих целесодержательнымихарактеристиками и общей мерой их оценки.Таковыми являются целевой и содержательный компонент. В системе непрерывного профессионального образования производственные и педагогические процессы определенной специализации должныбыть соизмеримы как по структуре,так и по содержанию профессиональной деятельности специалиста и содержанию овладеваемой специальностью студентом.[1]Принцип непрерывности профессионализации личности. Образование как процесс становления и развития личности непрерывен напротяжении активной жизнедеятельности человека. Одним из радикальных составляющих данного процесса является профессионализация личности. Овладениебазовойспециальностью в системе профессионализации рассматривается как начальный этап последующих этапов последипломного образованияпереподготовкии повышенияквалификации в процессе практической деятельности. Профессионализм личности специалиста должна гармонировать с профессионализацией регионального рынка труда.Профессионализация специалиста связана с активизацией мотивации специалиста в его профессиональной деятельности, в объективной необходимости повышения своего профессионального уровня, что связано с непрерывной профессиональной подготовкой и повышением квалификации.[1,3]

Ссылки на источники

1. Неперервна професійна освіта: проблеми, пошуки, перспективи: монографія за ред. І. А.Зязюна. К.: Віпол, 2000.636 с.2. Педагогічні технології у неперервній професійній освіті:монографія С.О.Сисоєва, А.М.Алексюк, П.М. Воловик,О.І Кульчицька, Л.Є Сігаєва та ін.. ; за ред. С.О.Сисоєвої.К.: ВІПОЛ,2001.502 с.3. Толочек В.А. Современная психологиятруда В.А.Толочек.СПб.: Питер, 2005.479 с.4.Уткин А.И. Глобализация :процесс и осмысление: М.: Логос,2001.254 с.