Педагогические технологии как практика реализации компетентностного подхода в обучении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пенионжек Е. В. Педагогические технологии как практика реализации компетентностного подхода в обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55272.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации педагогических технологий: личностно-ориентированной, сотрудничества и поддержки – в рамках реализации требований к подготовке специалистов-психологов системы МВД России на примере учебной дисциплины «Психиатрия».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пенионжек Евгения Владимировна,кандидат философских наук, доцент кафедры общей психологии, гуманитарных и социальных дисциплин ФГКОУ ВПО Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбургpenionzhec@yandex.ru

Педагогические технологии как практика реализации компетентностного подхода в обучении

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации педагогических технологий: личностноориентированной, сотрудничества и поддержки –в рамках реализации требованийк подготовке специалистовпсихологов системы МВД России на примере учебной дисциплины «Психиатрия».Ключевые слова:обучение, педагогическая технология, политехнологии, компетентность обучающихся, лекция, методическая разработка группового занятия,методические рекомендации для организации самостоятельной работы

Обучение как категория педагогического процесса выстраивается на основании сложного и многогранного процесса формирования личностных свойств как комплекса гражданских, профессиональных и нравственных качеств. В осуществлении такого процесса множество трудностей. Обучение должно быть целенаправленным процессом организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности [1].Пониманиетого, как осуществить учебную работу и называется педагогической технологией. Педагогическая технология –это суммирование элементов системы обучающего воздействия, что предполагает включение и работу личностных, инструментальных и методологических средств, ориентированных на конкретный профиль образования, и способствует решению педагогической задачи формирования комплекса качеств, что позволяет осуществлять профессиональную деятельность в определенной сфере.Область профессиональной деятельности специалистовпсихологов в образовательных организациях системы МВД России характеризуется решением комплексных задач [2]. Основным требованием к любой педагогической технологии является комплексность. Любая педагогическая технология, применяемая в профессиональном обучении психолога, вместе с тем, имеет особые акценты и характеристики, исходящие из принципа ориентации на личностноориентированные технологии, а также технологии поддержки и технологии сотрудничества. Поэтому можно отметить, что педагогический процесс подготовки психологовспециалистов выстраивается таким образом, что конструируется политехнология, которая объединяет несколько отдельных. Так учебнометодическая документация сопровождения освоения обучающимися образовательной программы на основании матрицы распределения компетенций по темам дисциплины определяет содержательную часть, структурированную по видам учебных занятий, и самостоятельную работу обучающихся в учебном процессе. Рассмотрение учебнометодических материалов дисциплины «Психиатрия» по теме 7«Алкоголизм и алкогольные (металкогольные) психозы и психические расстройства при других интоксикациях» позволяет увидеть реализацию компетентностного подхода в обучении.Лекция темы 7 является основанием для теоретической подготовки обучающихся, выраженным в систематизации научных знаний, в раскрытии состояния и перспектив развития определенной области науки для сосредоточения внимания обучающихся на наиболее важных вопросах, активизируя их познавательную деятельность и способствуя творческому мышлению. Цели лекциисформулированы с учетом формирования компетенций у обучающихся в соответствии с матрицей распределения компетенций по темам. Обучающая и развивающая цели –с учетом профессиональных компетенций, воспитательная цель –общекультурнойкомпетенции. Заключительная часть лекционного занятия должна сопровождаться подведением итогов, где расставляются акцентына таких вопросах лекции, которые были направлены на формирование этих компетенций. Рекомендации обучающимся по самостоятельной проработке лекционного материала должны быть скоординированы в соответствии с формированием этих же компетенций. Именно таким образом лекционный материал будет реализован на основании педагогической технологии, ориентированной на формирование ценностных установок личности в целях ее интеллектуального, духовнонравственного, творческого и профессионального развития.Методическая разработка группового занятия (семинарского, практического) содержательно соответствуетпсихологопедагогическим и дидактическим принципам, на основании чего учебновоспитательные цели должны быть проработаны (не только сформулированы) с учетом формирования компетенций в соответствии с матрицей распределения компетенций по теме 7. Выбор методов и приемов проведения занятия осуществляется в соответствии с целями формирований компетенций. Методическая разработка группового занятия содержиторганизационные характеристики самостоятельной работы обучающихся, скоординированные для формирования компетенций. Методические приемы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся, направленные на повышение интереса к изучаемому материалу, поддержание обратной связи, способствуют реализации педагогической технологии сотрудничества.Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихсянаправлены на обеспечение составной части образовательного процесса освоения компетенций темы лекционного и группового занятия дисциплины для углубления и закрепления материала. Методика организации самостоятельной подготовки обучающихся должна быть действенной в плане формирования компетентности обучающихся. Самостоятельное активное приобретение знаний в ходе изучения теоретического материала, систематическая работа с учебным материалом в виде конспектирования способствует реализации педагогической технологии поддержки.С учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы учебнометодические материалы обновляются на основании подготовки специалистов конкретного года набора.Поэтому образовательные организации самостоятельно разрабатывают рабочие программы учебных дисциплин и иные учебнометодические материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующей педагогической технологии в обучении.

Ссылки на источники1.См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2. См.: Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030301 Психология служебной деятельности квалификации «специалист», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» января 2011 года № 67.