Проблемно-творческое обучение учащихся на уроках музыки
Выпуск:
ART 55293
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Виноград
Т.
П. Проблемно-творческое обучение учащихся на уроках музыки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
246–250. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55293.htm.
Аннотация. Современный урок музыки – это сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и тщательной исполнительской работы. В статье представлен опыт организации проблемных уроков музыки.
Текст статьи
Виноград Татьяна Петровна,учитель музыки МБОУ СОШ № 15,г.Нерюнгриsh15@nerungri.edu.ru
Проблемно –творческое обучение учащихся на уроках музыки
Аннотация.Современный урок музыки –это сплав поэзии итворческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и тщательной исполнительской работы.В статье представлен опыт организации проблемных уроков музыки.Ключевые слова: урок музыки, учебная проблема, музыкальная форма
Мышление, его активность начинается с проблемной ситуации,утверждает психолог С.Л.Рубинштейн. ©Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность чтото понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процессª.Постановка учебной проблемы: в одних случаях учитель сам ставит проблему и сам же решает её, рассуждая вслух, высказывая в классе предположения, опровергая возможные возражения. Приведём пример подобного проблемного изложения темы ©Сонатная формаª (седьмой класс). Обращаясь к учащимся, учитель рассказывает, учитель рассказывает следующее: ©Кто из вас, ребята не испытывал своего рода внутренней борьбы, когда в душе одного человека сталкиваются разные, противоположные чувства и мысли? Словами о них рассказыватьочень трудно. ©Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и сильнее –неопределеннее всякого слова, писал Тургенев в повести ©Вешние водыª. –Музыка одна могла бы их передатьª. Правда, не всякая музыка,вряд ли подошла бы здесь песня или небольшая инструментальная пьеса. Но вот мы слышим ©Патетическую сонатуª Л.Бетховена. Звучит первая часть, и вам начинает казаться, что эта музыка –о вас, о том нелёгком состоянии души, когда необходимо принять какое –то важное решение. ©Смелей! –призывает внутренний голос. –Решайся!ª Но тут уже вас охватывает сомнение. Не лучше ли повременить? Хватит ли сил? ©Медлить нельзя, снова настаивает голос. –Решись, и всё будет хорошо…ª Разноречивые чувства, мысли непрерывно сменяют друг друга, противоборствуют. Возникает правдивая картина душевного мира человека во всей его удивительной сложности. Именно соната лучше других видов музыки способна передать такую картину. Недаром она в своё время так уверенно вытеснила свою предшественницу –танцевальную сюиту. Произошло этово второй половине ХVIII века, в преддверии Великой французской революции.Новыйжанр инструментальной музыки был сформирован великими австрийскими композиторами Гайдноми Моцартом. С чем же в искусстве сравнить сонату? С пейзажем в живописи, с рассказомв литературе?Нет,ибо пейзаж и рассказ чаще всего передают одно настроение, одну мысль. Здесь скорее всего подойдёт аналогия с романом или повестью, подобно которымсоната делится на несколько ©главª частей, три или четыре. Подобнороманам, сонаты ©населеныª различными ©героямиª мелодиями, или темами, и эти мелодии не просто следуют друг за другом, а взаимодействуют, вступают в конфликты. Какая же из частей сонаты должна отличаться наибольшей напряжённостью? Последняя? Вряд ли. К моменту её возникновения человек уже изрядно устал от восприятия всё новой музыки. Вторая? Но тогда слушатель не сразу будет включён в сложные ©событияª музыкального произведения. Поэтому, как правило, наибольшей напряжённостью отличается первая часть. Поэтому –то в нейсложилась особая музыкальная форма, которая получила название сонатной. Прежде чем подвести слушателя к драматическому действию необходимо познакомить его с действующими лицами. Знакомя нас с основными темами, мелодиями, композитор как бы завязывает драму.Далее
действие
развивается, обостряется, достигает
вершины, после чего наступает итог, развязка. И так сонатная форма состоит из трёх разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция начинается мелодией, которая носит название главной темы. Вскоре возникает вторая мелодия, именуемая побочной темой. Самим своим появлением она как бы оспаривает, опровергает первую, стремится вы теснить её из нашего сознания. У нас рождается ощущение неравновесия, неустойчивости. Окончание экспозиции как бы внушает слушателю мысль: ©Продолжение следуетª. О чём рассказывают другие части сонаты? Они как бы продолжают мысль, высказанную в первой части, но по –своему, освещая её с новых сторон.Вторая часть в отличие от первой проходит в медленном темпе. Здесь музыка передает неторопливоетечение мысли, или поёт о красоте, счастье, природе. Третья часть –это, как правило, менуэт или скерцо –проникнута танцевальностью. Она словно напоминает о простых радостях жизни, об отдыхе, развлечениях. Финал –последняя часть может быть весёлой, торжественной или драматической, но почти всегда эта часть по характеру напориста, стремительная и воспринимается нами, как вывод из всего предшествовавшегоª.В приведённом примере объяснение сонатной формы построено с помощью проблемного изложения.Можно организовать проблемное обучение иначе: привлечь самих учащихсяк самостоятельному поиску новых знаний. Нужно сделать так, чтобы могло вскрыться противоречие между опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Пример проблемной ситуации в 5 классе, после того, как учащиеся прослушали и запомнили четыре произведения Э.Грига, им было предложено определить новое его произведение среди нескольких фрагментов из произведений других композиторов.Возникла проблемная ситуация, которая требует от них выполнения конкретного задания –определить музыку Э.Грига, раскрыть некоторое неизвестное, составляющее новый способ узнавания искомого. Главное условие проблемной ситуации –усвоение учащимисязнания некоторых произведений Э.Грига. Без этих знаний проблемная ситуация при данном задании возникнуть не может. С.Т.Шацкий
в одной из своих работ писал о каверзности учительского вопроса. От обычного житейского учительский вопрос отличается тем, чтоответ на него уже сформулирован в голове учителя. И частенько ученик пытается ответить не по существу вопроса, а по форме, навязанной учителем. Такая практика приводит к развитию, в основном механической памяти и мало имеет отношение к действительно умственному развитию ученика. Важной положительной особенностью проблемного обучения является коллективность, когда все объединяются в решение проблемы и в проверке её результатов. Проблема поисковой деятельности, наиболее успешно решается в условиях коллективной работы, формирует умение сотрудничать с другими членами коллектива. Таким образом, процесс проблемного обучения складывается из двух необходимых этапов: 1.Этап постановки задания, вызывающего проблемную ситуацию.2.Этап поиска неизвестного в этой проблемной ситуациилибо путём самостоятельного исследования учащегося, либо путём сообщения учителем сведений, необходимых для решения поставленной проблемы.Закономерности творческой деятельности полностью связаны с процессами обучения. Гениальный Эйнштейн заметил: ©В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процессаª
Ссылки на источники: 1.С.Л.Рубинштейн ©Основы общей психологииª 2.Занимательный словарь для школьника ©Поговорим о музыкеª3.Б.Г.Кузнецов ©Эйнштейнª
Проблемно –творческое обучение учащихся на уроках музыки
Аннотация.Современный урок музыки –это сплав поэзии итворческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и тщательной исполнительской работы.В статье представлен опыт организации проблемных уроков музыки.Ключевые слова: урок музыки, учебная проблема, музыкальная форма
Мышление, его активность начинается с проблемной ситуации,утверждает психолог С.Л.Рубинштейн. ©Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность чтото понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процессª.Постановка учебной проблемы: в одних случаях учитель сам ставит проблему и сам же решает её, рассуждая вслух, высказывая в классе предположения, опровергая возможные возражения. Приведём пример подобного проблемного изложения темы ©Сонатная формаª (седьмой класс). Обращаясь к учащимся, учитель рассказывает, учитель рассказывает следующее: ©Кто из вас, ребята не испытывал своего рода внутренней борьбы, когда в душе одного человека сталкиваются разные, противоположные чувства и мысли? Словами о них рассказыватьочень трудно. ©Подобным чувствам нет удовлетворительного выражения: они глубже и сильнее –неопределеннее всякого слова, писал Тургенев в повести ©Вешние водыª. –Музыка одна могла бы их передатьª. Правда, не всякая музыка,вряд ли подошла бы здесь песня или небольшая инструментальная пьеса. Но вот мы слышим ©Патетическую сонатуª Л.Бетховена. Звучит первая часть, и вам начинает казаться, что эта музыка –о вас, о том нелёгком состоянии души, когда необходимо принять какое –то важное решение. ©Смелей! –призывает внутренний голос. –Решайся!ª Но тут уже вас охватывает сомнение. Не лучше ли повременить? Хватит ли сил? ©Медлить нельзя, снова настаивает голос. –Решись, и всё будет хорошо…ª Разноречивые чувства, мысли непрерывно сменяют друг друга, противоборствуют. Возникает правдивая картина душевного мира человека во всей его удивительной сложности. Именно соната лучше других видов музыки способна передать такую картину. Недаром она в своё время так уверенно вытеснила свою предшественницу –танцевальную сюиту. Произошло этово второй половине ХVIII века, в преддверии Великой французской революции.Новыйжанр инструментальной музыки был сформирован великими австрийскими композиторами Гайдноми Моцартом. С чем же в искусстве сравнить сонату? С пейзажем в живописи, с рассказомв литературе?Нет,ибо пейзаж и рассказ чаще всего передают одно настроение, одну мысль. Здесь скорее всего подойдёт аналогия с романом или повестью, подобно которымсоната делится на несколько ©главª частей, три или четыре. Подобнороманам, сонаты ©населеныª различными ©героямиª мелодиями, или темами, и эти мелодии не просто следуют друг за другом, а взаимодействуют, вступают в конфликты. Какая же из частей сонаты должна отличаться наибольшей напряжённостью? Последняя? Вряд ли. К моменту её возникновения человек уже изрядно устал от восприятия всё новой музыки. Вторая? Но тогда слушатель не сразу будет включён в сложные ©событияª музыкального произведения. Поэтому, как правило, наибольшей напряжённостью отличается первая часть. Поэтому –то в нейсложилась особая музыкальная форма, которая получила название сонатной. Прежде чем подвести слушателя к драматическому действию необходимо познакомить его с действующими лицами. Знакомя нас с основными темами, мелодиями, композитор как бы завязывает драму.Далее
действие
развивается, обостряется, достигает
вершины, после чего наступает итог, развязка. И так сонатная форма состоит из трёх разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция начинается мелодией, которая носит название главной темы. Вскоре возникает вторая мелодия, именуемая побочной темой. Самим своим появлением она как бы оспаривает, опровергает первую, стремится вы теснить её из нашего сознания. У нас рождается ощущение неравновесия, неустойчивости. Окончание экспозиции как бы внушает слушателю мысль: ©Продолжение следуетª. О чём рассказывают другие части сонаты? Они как бы продолжают мысль, высказанную в первой части, но по –своему, освещая её с новых сторон.Вторая часть в отличие от первой проходит в медленном темпе. Здесь музыка передает неторопливоетечение мысли, или поёт о красоте, счастье, природе. Третья часть –это, как правило, менуэт или скерцо –проникнута танцевальностью. Она словно напоминает о простых радостях жизни, об отдыхе, развлечениях. Финал –последняя часть может быть весёлой, торжественной или драматической, но почти всегда эта часть по характеру напориста, стремительная и воспринимается нами, как вывод из всего предшествовавшегоª.В приведённом примере объяснение сонатной формы построено с помощью проблемного изложения.Можно организовать проблемное обучение иначе: привлечь самих учащихсяк самостоятельному поиску новых знаний. Нужно сделать так, чтобы могло вскрыться противоречие между опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Пример проблемной ситуации в 5 классе, после того, как учащиеся прослушали и запомнили четыре произведения Э.Грига, им было предложено определить новое его произведение среди нескольких фрагментов из произведений других композиторов.Возникла проблемная ситуация, которая требует от них выполнения конкретного задания –определить музыку Э.Грига, раскрыть некоторое неизвестное, составляющее новый способ узнавания искомого. Главное условие проблемной ситуации –усвоение учащимисязнания некоторых произведений Э.Грига. Без этих знаний проблемная ситуация при данном задании возникнуть не может. С.Т.Шацкий
в одной из своих работ писал о каверзности учительского вопроса. От обычного житейского учительский вопрос отличается тем, чтоответ на него уже сформулирован в голове учителя. И частенько ученик пытается ответить не по существу вопроса, а по форме, навязанной учителем. Такая практика приводит к развитию, в основном механической памяти и мало имеет отношение к действительно умственному развитию ученика. Важной положительной особенностью проблемного обучения является коллективность, когда все объединяются в решение проблемы и в проверке её результатов. Проблема поисковой деятельности, наиболее успешно решается в условиях коллективной работы, формирует умение сотрудничать с другими членами коллектива. Таким образом, процесс проблемного обучения складывается из двух необходимых этапов: 1.Этап постановки задания, вызывающего проблемную ситуацию.2.Этап поиска неизвестного в этой проблемной ситуациилибо путём самостоятельного исследования учащегося, либо путём сообщения учителем сведений, необходимых для решения поставленной проблемы.Закономерности творческой деятельности полностью связаны с процессами обучения. Гениальный Эйнштейн заметил: ©В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требует однородного мыслительного процессаª
Ссылки на источники: 1.С.Л.Рубинштейн ©Основы общей психологииª 2.Занимательный словарь для школьника ©Поговорим о музыкеª3.Б.Г.Кузнецов ©Эйнштейнª