Использование технологии проектной деятельности на уроках географии
Выпуск:
ART 55294
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бабина
Л.
А. Использование технологии проектной деятельности на уроках географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
251–255. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55294.htm.
Аннотация. В статье описывается система работы по организации обучения географии в основной школе по методу проекта. Педагог делится опытом организации мини-проектов, вписанных в ткань одного урока.
Текст статьи
Бабина Любовь Алексеевна,учитель географии МБОУ СОШ № 15 г. Нерюнгриsh15@nerungri.edu.ru
Использование технологии проектной деятельности на уроках географииАннотация. В статье описывается система работы по организации обучения географии в основной школе по методу проекта. Педагог делится опытом организации минипроектов, вписанных в ткань одного урока. Ключевые слова: проектная деятельность на уроке,проблема, гипотеза, информационная компетентность
Сегодня технологию проектной деятельности в учебном процессе использует, практически каждый учитель. Отсюда возникает некоторое недоразумение, состоящее в том, что теперь чуть ли не любое хорошее дело, будь то внеклассное мероприятие или хороший урок,называют проектом. Но следует помнить, что технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие этапы деятельности учащихся:1этап: анализ проблемной ситуации в форме дискуссии, беседы, входе которой формулируется проблемный вопрос.2 этап: посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования, планируются действия по решению проблемы. 3 этап: исследование, применение для исследования методов научного познания, поиск недостающихзнаний и применение новых полученных знаний для решения проблемы.4этап: получение конечного продукта и его защита.5этап: рефлексия деятельности учащихся.Итак, разработав этапы проектного урока, можно эту основу использовать на уроках, включая в этапы вопросы темы урока. Главное, учитель должен помнить, что «урокпроект»это не игра, а особая форма уровня информационной компетенции. Опираясьна свой опыт, предлагаю варианты подачи информации для учащихся при выполнении учебного проекта:1.Предлагаю учащимся тексты с готовой информацией, им остается выделить из предложенной информации ту, которая формирует знания по теме. 2.Предлагаю информацию в виде готовой таблицы. Например, реализуя минипроект по теме «Электроэнергетика» в 9 классе,показываю принципы размещения всех типов электростанций. Решая проблему: «Какой тип электростанции построить в городахНерюнгри, Якутске, Красноярске, Сургуте, Курске?», учащиеся,
изучая эту таблицу с принципами размещения всех типов электростанций, отмечают принципы размещения электростанций в предложенных городах. 3.При закреплении темы в 6 классе «План местности» организуюурок мини проект, где учащиеся, используя текст написанного мною письма другу, переводят текстовую информацию в графическую. Несмотря на кажущую шутливость проблемы, речь идет о формировании пространственных представлений. И прописать условными знаками, используя масштаб, азимутвзаимное расположение объектов отнюдь не лёгкая задача.4.Предлагаю выходв Интернет,осуществляя поиск решения вопросов на конкретных сайтах по темам уроков(в старших классах учащиеся поиск сайтов проводят сами). Проектная деятельность учащихся может занимать не весь урок по времени, а часть урока. Например, при изучении темы: «Открытие и исследование Антарктиды»сначала изучаем особенности материка Антарктиды его рельеф, климат, органический мир, а открытиеАнтарктиды реализуем в проекте: «Представьте себе, что мы отправляемся в опасное путешествие на Южный полюс. И нам необходимо выбрать состав команд, опытных руководителей, снаряжение, надежное оборудование». Решение записываем в таблицу, в которую выписываем из набора предложенных,необходимое продовольствие, одежду и обувь, средства связи, средства передвижения и т.д.Далее, используя дневники экспедиций Рауля Амундсена и Роберта Скота, делаем вывод причин успеха одной экспедиции и гибели другой (для информационной компетентности были взяты дневники путешественников из сайтов Интернета).На этом уроке я предлагаю детям готовую проблемную ситуацию.Иногда пользуюсь этим приемом изза нехватки времени. Например,при изучении темы «Типы климатов России», включаю организации учебного минипроекта: «Оймякон –полюс холода Земли» суть проблемной ситуации состоит в следующем: ««Вы являетесь руководителем географической международной экспедиции. Под вашим руководством группа студентов из университетов Канады, Бразилии, Сиднея будут год работать в Оймяконе».
В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: «Какие вещи взять с собой?». (1 этап) 2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Планируются план действия: 1определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находится Оймякон; 2
найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находится Оймякон, изучить погодные условия 4–х времен года города; 3
из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует погодным условиям Оймякона и сложить в «чемоданчик», (2 этап) Учащиеся, работая в группах, установили
соответствие между имеющимися знаниями и новыми потребностями. Каждая группазащищает свой проект. Формы для защиты могут быть разные рисунок, таблица, схемы и т.д.(3 этап) В конце урока проводим рефлексию деятельности учащихся (5 этап)При организации учебного мини проекта на уроке как видим, учитель может навязать проблемную ситуацию учащимся, и мастерство учителя будет заключаться в том, как он сумеет в эту закручивающуюся спираль вовлечь всех учеников.На примере этого мини проекта я постаралась показать всю технологию организации проектной деятельности на уроке.За 45минут урока ученик, работая над мини проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта. Как успеть за один урок пройти вместе с учениками все этапы проектной деятельности? Если разграничить минипроект по этапам,то на формулирование темы, цели, проблемы, планирование задач по достижению цели отвожу 7 минут, при этом по возможности если необходимо повторяем ключевые знаниядля изучения нового материала. На планирование информационного поиска, извлечение информации,её обработки, выделяю 20минут, 15 минут на защиту проекта, 3 минуты на озвучивания домашнего задания и рефлексию урока. Сложно, пройти все этапы за 45 минут, но как мы видим, возможно. Все зависит от мастерства учителя, и если эти уроки проводить в системе, то к 11 классу учащиеся без особого труда ставят проблему на уроке, которую надо решить, высказывают гипотезы и пути решения и чаще источник решения проблем находят в Интернете.Такие формы обучения, по моему мнению, наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения. В дальнейшей работе планирую включать межпредметные проекты.
Использование технологии проектной деятельности на уроках географииАннотация. В статье описывается система работы по организации обучения географии в основной школе по методу проекта. Педагог делится опытом организации минипроектов, вписанных в ткань одного урока. Ключевые слова: проектная деятельность на уроке,проблема, гипотеза, информационная компетентность
Сегодня технологию проектной деятельности в учебном процессе использует, практически каждый учитель. Отсюда возникает некоторое недоразумение, состоящее в том, что теперь чуть ли не любое хорошее дело, будь то внеклассное мероприятие или хороший урок,называют проектом. Но следует помнить, что технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия, который включает следующие этапы деятельности учащихся:1этап: анализ проблемной ситуации в форме дискуссии, беседы, входе которой формулируется проблемный вопрос.2 этап: посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования, планируются действия по решению проблемы. 3 этап: исследование, применение для исследования методов научного познания, поиск недостающихзнаний и применение новых полученных знаний для решения проблемы.4этап: получение конечного продукта и его защита.5этап: рефлексия деятельности учащихся.Итак, разработав этапы проектного урока, можно эту основу использовать на уроках, включая в этапы вопросы темы урока. Главное, учитель должен помнить, что «урокпроект»это не игра, а особая форма уровня информационной компетенции. Опираясьна свой опыт, предлагаю варианты подачи информации для учащихся при выполнении учебного проекта:1.Предлагаю учащимся тексты с готовой информацией, им остается выделить из предложенной информации ту, которая формирует знания по теме. 2.Предлагаю информацию в виде готовой таблицы. Например, реализуя минипроект по теме «Электроэнергетика» в 9 классе,показываю принципы размещения всех типов электростанций. Решая проблему: «Какой тип электростанции построить в городахНерюнгри, Якутске, Красноярске, Сургуте, Курске?», учащиеся,
изучая эту таблицу с принципами размещения всех типов электростанций, отмечают принципы размещения электростанций в предложенных городах. 3.При закреплении темы в 6 классе «План местности» организуюурок мини проект, где учащиеся, используя текст написанного мною письма другу, переводят текстовую информацию в графическую. Несмотря на кажущую шутливость проблемы, речь идет о формировании пространственных представлений. И прописать условными знаками, используя масштаб, азимутвзаимное расположение объектов отнюдь не лёгкая задача.4.Предлагаю выходв Интернет,осуществляя поиск решения вопросов на конкретных сайтах по темам уроков(в старших классах учащиеся поиск сайтов проводят сами). Проектная деятельность учащихся может занимать не весь урок по времени, а часть урока. Например, при изучении темы: «Открытие и исследование Антарктиды»сначала изучаем особенности материка Антарктиды его рельеф, климат, органический мир, а открытиеАнтарктиды реализуем в проекте: «Представьте себе, что мы отправляемся в опасное путешествие на Южный полюс. И нам необходимо выбрать состав команд, опытных руководителей, снаряжение, надежное оборудование». Решение записываем в таблицу, в которую выписываем из набора предложенных,необходимое продовольствие, одежду и обувь, средства связи, средства передвижения и т.д.Далее, используя дневники экспедиций Рауля Амундсена и Роберта Скота, делаем вывод причин успеха одной экспедиции и гибели другой (для информационной компетентности были взяты дневники путешественников из сайтов Интернета).На этом уроке я предлагаю детям готовую проблемную ситуацию.Иногда пользуюсь этим приемом изза нехватки времени. Например,при изучении темы «Типы климатов России», включаю организации учебного минипроекта: «Оймякон –полюс холода Земли» суть проблемной ситуации состоит в следующем: ««Вы являетесь руководителем географической международной экспедиции. Под вашим руководством группа студентов из университетов Канады, Бразилии, Сиднея будут год работать в Оймяконе».
В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос: «Какие вещи взять с собой?». (1 этап) 2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования. Планируются план действия: 1определить по карте, в каком климатическом поясе и какой климатической области находится Оймякон; 2
найти из предложенной информации характеристику климатического пояса и климатической области, в которой находится Оймякон, изучить погодные условия 4–х времен года города; 3
из предложенных вариантов одежды и обуви выбрать ту одежду и обувь, которая соответствует погодным условиям Оймякона и сложить в «чемоданчик», (2 этап) Учащиеся, работая в группах, установили
соответствие между имеющимися знаниями и новыми потребностями. Каждая группазащищает свой проект. Формы для защиты могут быть разные рисунок, таблица, схемы и т.д.(3 этап) В конце урока проводим рефлексию деятельности учащихся (5 этап)При организации учебного мини проекта на уроке как видим, учитель может навязать проблемную ситуацию учащимся, и мастерство учителя будет заключаться в том, как он сумеет в эту закручивающуюся спираль вовлечь всех учеников.На примере этого мини проекта я постаралась показать всю технологию организации проектной деятельности на уроке.За 45минут урока ученик, работая над мини проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта. Как успеть за один урок пройти вместе с учениками все этапы проектной деятельности? Если разграничить минипроект по этапам,то на формулирование темы, цели, проблемы, планирование задач по достижению цели отвожу 7 минут, при этом по возможности если необходимо повторяем ключевые знаниядля изучения нового материала. На планирование информационного поиска, извлечение информации,её обработки, выделяю 20минут, 15 минут на защиту проекта, 3 минуты на озвучивания домашнего задания и рефлексию урока. Сложно, пройти все этапы за 45 минут, но как мы видим, возможно. Все зависит от мастерства учителя, и если эти уроки проводить в системе, то к 11 классу учащиеся без особого труда ставят проблему на уроке, которую надо решить, высказывают гипотезы и пути решения и чаще источник решения проблем находят в Интернете.Такие формы обучения, по моему мнению, наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения. В дальнейшей работе планирую включать межпредметные проекты.