Организация учебного сотрудничества
Международная
публикация
Выпуск:
ART 55296
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зобенко
М.
В.,
Киселева
А.
Н.,
Калинина
Е.
А.,
Алимбаева
Е.
В.,
Большагина
М.
В. Организация учебного сотрудничества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 25. – С.
261–265. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55296.htm.
Аннотация. В статье кратко описаны теоретическая основа и условия для организации учебного сотрудничества. Подготовка к уроку в сотрудничестве - довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников. Авторами рассмотрены формы организации учебного сотрудничества, приемлемые в начальной школе. Описан алгоритм формирования метапредметных УУД при учебном сотрудничестве.
Текст статьи
Зобенко Марина Валерьевна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»mar_om@mail.ru
Киселева Алевтина Николаевна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»alik_67@mail.ru
Калинина Елена Александровна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»ekalinina.omsk@mail.ru
Алимбаева Елена Владимировна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»lena_76omsk@mail.ru
Большагина Марина Валерьевна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»marinabolshagina@mail.ru
«Организация учебного сотрудничества»Аннотация.В статье кратко описаны теоретическая основа и условия для организации учебного сотрудничества.Подготовка к уроку в сотрудничестве довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников.Авторами рассмотрены формы организации учебного сотрудничества, приемлемые в начальной школе. Описан алгоритм формирования метапредметных УУД при учебном сотрудничестве.
Ссылки на источники1.Амонашвили Ш. А. «Размышления о гуманной педагогике» М., 2001.2.Цукерман Г.А. «Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться»,Москва, 1992[http://psychlib.ru/mgppu/disers/Zsy1992/ZSya39.htm]3.Чуракова Н. А.«Деятельностная парадигма образования как важнейшее условие реализации ФГОС»
Организация учебного сотрудничества.В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился личностнодеятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.[1]Отношение «ученик учитель» реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются достаточно редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничают друг с другом.(Слайд 1)Суть сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности. (Слайд 2)[2]Сотрудничество несет в себе все основные признаки совместной деятельности. Это наличие единой цели, побуждение участников совместной деятельности работать вместе, объединение индивидуальных деятельностей в единое целое, разделение единого процесса деятельности на отдельные взаимосвязанные операции, и их распределение между участниками, координация индивидуальных деятельностей и управление ими, наличие единого конечного результата. (Слайд 3,4)Учебное сотрудничество:обеспечивает развитиеи самореализацию личности ученика;предоставляет возможностькаждому ученику, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.(Слайд 5)[3]Формы организации учебного сотрудничества:работа в парах;работа в группах постоянного и сменного состава;гендерныйподход (дифференциация по половому признаку);учебная дискуссия;коллективное взаимодействие. (Слайд 6)Для формирования учебного сотрудничестванеобходимо создать следующие условия:•создать эмоциональную и содержательную поддержку;• создать возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях;• создать условия для приобретения опыта выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);• дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения. (Слайд 7)[2] В процессе учебного сотрудничества формируются метапредметные УУД. Учащиеся имеют возможность научиться понимать, принимать и сохранять учебную задачу, представлять результат работы, распределять роли, составлять план действий, выполнять задания по плану, осуществлять контроль, презентоватьработу групп, корректировать и оценивать. (Слайд 8)[3] В работе используются различные методические приемы: задачи «ловушки»; задачи, не имеющие решения; задания с недостающими данными; задания для воспитания привычки «спрашивания»; ситуации открытого незнания. (Слайд 9, 10) Система работы учителя состоит из следующих компонентов:учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе.идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности.идея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор.технология обучения в сотрудничестве. При этом педагог должен следовать правилам организации совместной работы:давать образец новой формы учебного сотрудничества и показывать весь ход работы и формы обращения друг к другу;не требовать абсолютной тишины;не наказывать за выкрики и не исключать из групповой работы. (Слайд 11) Все это положительно сказывается и на усвоении учебного материала: дети более глубоко понимают усваиваемый материал, приучаются анализировать учебные ситуации, у них качественнее отрабатываются действия моделирования, формируются действия контроля и оценки.
Киселева Алевтина Николаевна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»alik_67@mail.ru
Калинина Елена Александровна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»ekalinina.omsk@mail.ru
Алимбаева Елена Владимировна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»lena_76omsk@mail.ru
Большагина Марина Валерьевна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»marinabolshagina@mail.ru
«Организация учебного сотрудничества»Аннотация.В статье кратко описаны теоретическая основа и условия для организации учебного сотрудничества.Подготовка к уроку в сотрудничестве довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников.Авторами рассмотрены формы организации учебного сотрудничества, приемлемые в начальной школе. Описан алгоритм формирования метапредметных УУД при учебном сотрудничестве.
Ссылки на источники1.Амонашвили Ш. А. «Размышления о гуманной педагогике» М., 2001.2.Цукерман Г.А. «Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться»,Москва, 1992[http://psychlib.ru/mgppu/disers/Zsy1992/ZSya39.htm]3.Чуракова Н. А.«Деятельностная парадигма образования как важнейшее условие реализации ФГОС»
Организация учебного сотрудничества.В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился личностнодеятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.[1]Отношение «ученик учитель» реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются достаточно редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничают друг с другом.(Слайд 1)Суть сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности. (Слайд 2)[2]Сотрудничество несет в себе все основные признаки совместной деятельности. Это наличие единой цели, побуждение участников совместной деятельности работать вместе, объединение индивидуальных деятельностей в единое целое, разделение единого процесса деятельности на отдельные взаимосвязанные операции, и их распределение между участниками, координация индивидуальных деятельностей и управление ими, наличие единого конечного результата. (Слайд 3,4)Учебное сотрудничество:обеспечивает развитиеи самореализацию личности ученика;предоставляет возможностькаждому ученику, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.(Слайд 5)[3]Формы организации учебного сотрудничества:работа в парах;работа в группах постоянного и сменного состава;гендерныйподход (дифференциация по половому признаку);учебная дискуссия;коллективное взаимодействие. (Слайд 6)Для формирования учебного сотрудничестванеобходимо создать следующие условия:•создать эмоциональную и содержательную поддержку;• создать возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях;• создать условия для приобретения опыта выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);• дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения. (Слайд 7)[2] В процессе учебного сотрудничества формируются метапредметные УУД. Учащиеся имеют возможность научиться понимать, принимать и сохранять учебную задачу, представлять результат работы, распределять роли, составлять план действий, выполнять задания по плану, осуществлять контроль, презентоватьработу групп, корректировать и оценивать. (Слайд 8)[3] В работе используются различные методические приемы: задачи «ловушки»; задачи, не имеющие решения; задания с недостающими данными; задания для воспитания привычки «спрашивания»; ситуации открытого незнания. (Слайд 9, 10) Система работы учителя состоит из следующих компонентов:учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе.идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности.идея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор.технология обучения в сотрудничестве. При этом педагог должен следовать правилам организации совместной работы:давать образец новой формы учебного сотрудничества и показывать весь ход работы и формы обращения друг к другу;не требовать абсолютной тишины;не наказывать за выкрики и не исключать из групповой работы. (Слайд 11) Все это положительно сказывается и на усвоении учебного материала: дети более глубоко понимают усваиваемый материал, приучаются анализировать учебные ситуации, у них качественнее отрабатываются действия моделирования, формируются действия контроля и оценки.