Организация учебного сотрудничества

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зобенко М. В., Киселева А. Н., Калинина Е. А., Алимбаева Е. В., Большагина М. В. Организация учебного сотрудничества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55296.htm.
Аннотация. В статье кратко описаны теоретическая основа и условия для организации учебного сотрудничества. Подготовка к уроку в сотрудничестве - довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников. Авторами рассмотрены формы организации учебного сотрудничества, приемлемые в начальной школе. Описан алгоритм формирования метапредметных УУД при учебном сотрудничестве.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зобенко Марина Валерьевна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»mar_om@mail.ru

Киселева Алевтина Николаевна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»alik_67@mail.ru

Калинина Елена Александровна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»ekalinina.omsk@mail.ru

Алимбаева Елена Владимировна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»lena_76omsk@mail.ru

Большагина Марина Валерьевна,учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 95 сУИОП»marinabolshagina@mail.ru

«Организация учебного сотрудничества»Аннотация.В статье кратко описаны теоретическая основа и условия для организации учебного сотрудничества.Подготовка к уроку в сотрудничестве довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников.Авторами рассмотрены формы организации учебного сотрудничества, приемлемые в начальной школе. Описан алгоритм формирования метапредметных УУД при учебном сотрудничестве.

Ссылки на источники1.Амонашвили Ш. А. «Размышления о гуманной педагогике» М., 2001.2.Цукерман Г.А. «Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться»,Москва, 1992[http://psychlib.ru/mgppu/disers/Zsy1992/ZSya39.htm]3.Чуракова Н. А.«Деятельностная парадигма образования как важнейшее условие реализации ФГОС»

Организация учебного сотрудничества.В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился личностнодеятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.[1]Отношение «ученик учитель» реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются достаточно редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничают друг с другом.(Слайд 1)Суть сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности. (Слайд 2)[2]Сотрудничество несет в себе все основные признаки совместной деятельности. Это наличие единой цели, побуждение участников совместной деятельности работать вместе, объединение индивидуальных деятельностей в единое целое, разделение единого процесса деятельности на отдельные взаимосвязанные операции, и их распределение между участниками, координация индивидуальных деятельностей и управление ими, наличие единого конечного результата. (Слайд 3,4)Учебное сотрудничество:обеспечивает развитиеи самореализацию личности ученика;предоставляет возможностькаждому ученику, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.(Слайд 5)[3]Формы организации учебного сотрудничества:работа в парах;работа в группах постоянного и сменного состава;гендерныйподход (дифференциация по половому признаку);учебная дискуссия;коллективное взаимодействие. (Слайд 6)Для формирования учебного сотрудничестванеобходимо создать следующие условия:•создать эмоциональную и содержательную поддержку;• создать возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях;• создать условия для приобретения опыта выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);• дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения. (Слайд 7)[2] В процессе учебного сотрудничества формируются метапредметные УУД. Учащиеся имеют возможность научиться понимать, принимать и сохранять учебную задачу, представлять результат работы, распределять роли, составлять план действий, выполнять задания по плану, осуществлять контроль, презентоватьработу групп, корректировать и оценивать. (Слайд 8)[3] В работе используются различные методические приемы: задачи «ловушки»; задачи, не имеющие решения; задания с недостающими данными; задания для воспитания привычки «спрашивания»; ситуации открытого незнания. (Слайд 9, 10) Система работы учителя состоит из следующих компонентов:учение без принуждения, т.к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе.идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности.идея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор.технология обучения в сотрудничестве. При этом педагог должен следовать правилам организации совместной работы:давать образец новой формы учебного сотрудничества и показывать весь ход работы и формы обращения друг к другу;не требовать абсолютной тишины;не наказывать за выкрики и не исключать из групповой работы. (Слайд 11) Все это положительно сказывается и на усвоении учебного материала: дети более глубоко понимают усваиваемый материал, приучаются анализировать учебные ситуации, у них качественнее отрабатываются действия моделирования, формируются действия контроля и оценки.