Рейтинговая система в воспитательном процессе как способ развития социальной активности школьника

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тарасенко Н. В. Рейтинговая система в воспитательном процессе как способ развития социальной активности школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 331–335. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55310.htm.
Аннотация. Рейтинговая система в воспитательном процессе как способ развития социальной активности школьника.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тарасенко Надежда ВладимировнаУчитель начальных классовМуниципального бюджетного образовательного учреждения «Котлубанской средней общеобразовательной школы Городищенского района Волгоградской области».tarasenko58@listmail.ru«Рейтинговая система в воспитательном процессе как способ развития социальной активности школьника»Аннотация:рейтинговаясистемав воспитательном процессе как способ развития социальной активности школьника.Ключевые слова:социальная активность, самоуправление, рейтинг, рейтинговая система.

Главная задача современной школы это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкретном мире. Особое внимание в образовательном пространстве школы, обращается на создание условий, способствующих развитию социальной активности личности.Ученическое самоуправлениеформа участияобучающихся в самоуправлении вобщеобразовательном учреждении предполагающее участие детей в решении вопросов по организации учебновоспитательного процессасовместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.В круг дел, попадающих под самоуправление сегодняшней школы, входит:самоуправление как ресурс самоорганизации учебной деятельности;создание условий для развития чувства социальной ответственности, участие в решении образовательных, общественных и социальнозначимых вопросов;пропаганда здорового образа жизни;формирование лидерских качеств у обучающихся;проведение культурномассовых,спортивнооздоровительных и научнопрактических мероприятий.В нашей школе система самоуправления достаточна традиционна. У нас действует Ученический совет, в который входят представители от каждого класса (с 5 по 11).

Среди членов Ученического совета проводятся выборы председателя и его заместителей по разным направлениям. Обязательно проходит предвыборная кампания, где кандидаты представляют свою программу.Ученический совет, являясь высшим органом самоуправления, решает основные вопросы жизни школы. Каждую четверть проводится учеба актива спривлечением школьного координатора детского движения. На занятиях и семинарах используются специально разработанные деловые игры, тренинги по темам: «Лидер–кто это?»,» Как стать лидером?», «Урокиораторского искусства», «Как стать харизматичной личностью», «Конфликты и способы егоразрешение», «Ярмарка идей».Однако, проанализировав уровень и качество самоуправления путем диагностики, анкетирования, наблюдения, пришлак выводу, что дети проявляют недостаточную активность, а работа носит формальный характер. Как выяснилось,причиной этогоявляется недостаточный уровеньсостязательности, а ведь именно стремление самоутвердиться, потребностьв высоком статусе среди сверстников присущи детям и подросткам реализация потребности самоутверждения сопряжена сдвумя важнейшими условиями наличием определенной сферы деятельности, позволяющей школьнику полностью раскрыть, выразить себя; наличием общественного познания своей деятельностисо стороны сверстников. Как повысить уровень активности учащихся в школьной жизни? Чем их заинтересовать, привлечь? Данная проблема была озвучена на заседании ученического совета, после чего стали искать выходы из сложившейся ситуации: изучили литературу, обратились к опыту других школ. Изученные материалы были представлены на заседании ученического совета и совещании МОклассных руководителей. Полученный материал был апробирован в нашем ОУ в течение одной года послечего были внесены коррективы, и данное положение было утверждено на заседании педагогического совета. Так с 1 сентября 2009года на базе нашей школы в воспитательном процессе действует рейтинговаясистема. Достижения по воспитательной работе учащихся переводятся в бальную систему.Целью: создание условий для мотивации самостоятельности,обучающихся средствами своевременной исистематической оценки результатов их деятельности в соответствии среальными достижениями. Доступность рейтинговой системы улучшает условия и эффективность проведения воспитательной работы как в классе, таки во всей школе; активизирует участие родителей в воспитательной работе; способствует всестороннему изучению и определению статуса личностиучащегося в школьной жизни.Рейтинговая шкала, разработаннаятворческой группой учеников, учителей, применяется в течение5 лет на практике.По окончании учебногогода подсчитываетсярейтинг, который складывается из суммы всех показателей воспитательныхмероприятий.

По итогаманкетирования учащихся, педагогов и родителей по опросам действия рейтинговой системы в воспитательном процессе школы выяснилось, что из 135опрошенных73%показывают абсолютную заинтересованность в использовании данной системы, поддерживая ее.И все же, опираясь на данный опыт, считаю, что использование рейтинговой системы преобразует воспитательный процесс:стимулируется познавательная и творческая активность учащихся, создается возможность раскрытия потенциала ученика, активизируются межличностные отношения учащихся постоянно находящихся в условиях конкуренции;способствует развитию внутреннего потенциала человека, способного в дальнейшем реализовывать свои знания, опыт и возможности;рейтинг способствует подготовке конкурентоспособных выпускников, повышает их компетентность, способствует самоопределению, развитию самостоятельности и креативности;рейтинг вовлекает в воспитательный процесс всех его участников,обеспечивает его саморазвивающийся характер, мотивирует детский коллектив на достижение новогоуровня самостоятельности и социальной активности.

Ссылкина источники:http://www.agmu.ru/about/fakultet/lechebnyyfakultet/kafedranormalnoyanatomii/uchebnyyprotsess/ballnoreytingovaiasistema/

http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoesoprovozhdeniedetskogoliderstva

Tarasenko Nadezhda VladimirovnaThe teacher of elementary school Municipal Budget Educational Institution «Kotluban Secondary Comprehensive School Gorodischensky District Volgograd Region»«Ranking system in upbringing process as methodof development studentssocial activity»Annotation:This article is devoted to the question of applying ranking system in upbringing process as method of development students’ social activity:why and how it appeared at school.Key words:social activity, selfmanagement, a rank, ranking system.