Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Феномен «профессионально-личностное становление и развитие педагога» представлен в качестве поэтапного формирования непрерывного интегративного процесса самосовершенствования и самореализации субъекта педагогического труда и овладения им профессиональными компетенциями.
Ключевые слова. Концепция, профессионально-личностное становление, самореализация, профессиональные компетенции, профессиональное и личностное развитие.  

Противоречие в учебном познании педагога-профессионала
В учебном познании профессионалов среднего профессионального и высшего образования обострилось противоречие между возросшими требованиями современного общества к профессиональному самосовершенствованию и самореализации педагогов, с одной стороны, и отсутствием обоснованных и апробированных подходов в научно-методическом обеспечении и сопровождении процесса профессионально-личностного становления и развития молодых педагогов − с другой. Их становление и развитие наиболее интенсивно происходит в процессе социализации непосредственно в педагогических образовательных организациях. Усвоение социального опыта студента педагогического вуза или колледжа по 4−8 часов в день на протяжении 4−6 лет обучения неизбежно и закономерно накладывает свой отпечаток на его становление как педагога-профес-сионала. Вместе с тем, постоянный состав педагогических образовательных организаций мало интересуется качественными показателями усвоения социального опыта студентами – будущими педагогами, вследствие чего социализация этих студентов довольно часто идёт на самотёк. Между тем при качественном усвоении социального опыта в педагогической образовательной организации (вузе,  педколледже) будущий педагог способен накопить профессионально-личностный формирующий потенциал, без которого полноценное становление педагога-профессионала невозможно.

Разрешить указанное выше противоречие можно при  условии разработки психолого-педагогических механизмов, обеспечивающих профессионально-личностное становление и развитие педагога при одновременно протекающих процессах самореализации, социализации, индивидуализации и персонализации молодого педагога (прежде всего, − учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения).
Объект концепции профессионально-личностное становление и развитие  педагога профессиональных образовательных организаций.
Предмет концепции – психолого-педагогические, аксиологические и акмеологические предпосылки профессионально-личностного становления и развития педагога.
Цель преобразования объекта концепции − создание условий, обеспечивающих его эффективное профессионально-личностное становление и развитие. 
Задачи преобразования объекта концепции:

 – разработать психолого-педагогические, аксиологические и акмеологические пути оптимизации сопровождения процесса профессионально-личностного становления современного педагога;

− выявить педагогические и социально-психологические условия эффективного профессионального становления современного педагога.

         Анализ психолого-педагогических, аксиологических и акмеологических иссле-дований в области профессионально-личностного становления и развития педагога позволил авторам научно обосновать психолого-педагогические, аксиологические и акмеологически предпосылки становления педагога-профессионала, наметить рациональные пути его сопровождения к вершинам профессионализма.

Научные подходы к построению концепции
При решении задач преобразования объекта концепции авторы взяли за основу  два основных научных подхода:
процессуально-деятельностный подход, позволяющий с научных позиций раскрыть структуру деятельности  профессионала в процессе его движения  к вершинам профессионализма;
профессионально-личностный подход к педагогу-профессионалу, при котором достигается оптимальное регулирование «взаимоотношений» педагога и педагогических профессии на основе изменения в разумных пределах его личных интересов и мотивов.
При этом в своём исследовании авторы опирались на основные положения ранее разработанных нами концепций:
психолого-педагогической концепции самореализации педагога, предполагающей саморазвитие и самосовершенствование субъекта педагогического труда, формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству;
акмеологической концепции развития личности, согласно которой развитие человека не есть прямое восхождение к вершинам акме, на пути развития встречаются спады и подъёмы, периоды застоя и периоды творческого развития.
Указанные выше подходы и основные положения ранее разработанных концепций позволили выделить следующие принципы построения разрабатываемой авторами новой концепции:
1) принцип проблемности целеуказаний в педагогическом образовании, заключающийся в обосновании целей и задач исследуемых явлений в педагогике;
2) принцип преемственности научных психолого-педагогических и профессиологических исследований в профессиональной педагогике;
3) принцип единства психолого-педагогической, аксиологической и акмеологической составляющих профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы.
Описанный выше понятийный аппарат позволил выделить основные преобразующие  функции концепции:
интегративная функция, определяющая взаимообусловленность, взаимопроникновение и взаимовлияние одновременно протекающих процессов, объединяющая в одно целое предметы (явления) объективного мира;
социально-педагогическая функция, позволяющая раскрыть не только психолого-педагогические основания, но также аксиологические и акмеологические  предпосылки феномена «профессионально-личностное становление педагога».
Разработка концепции проводилась авторами в соответствии с планом НИР ФГБНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых РАО» (ФГБНУ «ИПООВ РАО») по теме «Психолого-педагогические, аксиологические и акмеологические основания профессионально-личностного становления педагога» (2013−2017 гг.)  на 2013 год. 
Концепция адресуется педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций (руководящему составу, методистам, преподавателям, мастерам производственного обучения) и научным работникам системы среднего профессионального и высшего образования. 

Концепция разработана доктором педагогических наук А. В. Батаршевым и кандидатом педагогических наук И. С. Макарьевым.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ  
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ  
ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

         Профессионально-личностное становление педагога понимается как процесс развития, саморазвития, самореализации субъекта педагогической деятельности в ходе решения им профессиональных педагогических задач, овладения  профессиональными педагогическими компетенциями. Вместе с  тем, это – динамический процесс «развёртывания» психологических свойств и качеств личности педагога, проявляющийся в формировании интереса к педагогической деятельности, профессионально важными и социально значимыми качествами личности.

         Анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований позволил выявить сущность феномена «становление личности»,под которым понимается непрерывный процесс прогрессивных изменений личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации. Такой процесс можно  охарактеризовать как процесс интегративный, объединяющий в одно целое движение личности на пути профессионального самоопределения, профессионализации, самореализации и саморегуляции.

Закономерности профессионально-личностного становления и развития педагогов раскрыты В. А. Дмитриевским на основе анализа работ Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Э. Эриксона по возрастной периодизации личности. Профессионализация и педагогическое мастерство педагога приходятся в основном на пятый и частично на шестой возрастной период профессионального становления педагога. Пятый период – становление педагога (первые 2−3 года педагогической деятельности). На первых порах его труд чаще всего стереотипен. Ведь педагогу приходится выполнять одновременно (или почти одновременно) перцептивную, академическую, контрольную, организаторскую и коммуникативную функции. Новообразования этого периода – приобретение навыков педагогического труда, формирование мотивов и желания быть и оставаться педагогом. Этот период является для молодого человека самым трудным и драматичным, так как именно в этот период проверяются на прочность и жизненность результаты его предыдущего развития. Важно воздерживаться от негативных оценок работы молодого педагога. Надо поощрять малейшие его успехи, поддерживать его желание остаться педагогом.

Интегративное значение феномена «профессионально-личностное становление и развитие педагога» заключается во взаимообусловленности, взаимопроникновении и взаимовлиянии одновременно протекающих процессов профессионального самоопределения, самореализации и социализации (для студентов педвузов – первичной социализации) субъекта педагогической деятельности.  Происходит процесс прогрессивного интегрированного изменения личности педагога под влиянием социальных воздействий и его собственной активности.  Для уяснения данного психолого-педагогического явления обратимся к вопросу о моделировании феномена «профессиональное  становление педагога».

Модель психолого-педагогической системы профессионально- личностного становления и развития педагога
Ядром психолого-педагогической модели профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональных образовательных организаций. вышеуказанной модели является психолого-педагогическая структура профессионально-личностного становления и развития педагога, состоящая из следующих подструктур:

− профессионально-личностное становление (образующие: профессиональная направленность; формирование педагогический компетенций и профессионально важных качеств личности);

− профессиональное и личностное развитие (образующие: профессиональное самоопределение, продуктивная самореализация, педагогическое мастерство, профессиональная зрелость);

− социализация (усвоение социального опыта, формирование социально значимых качеств, развитое самосознание) (рис. 1). рис1

Рис. 1.  Модель психолого-педагогической системы профессионально-личностного становления и развития

Деление структуры профессионально-личностного становления педагога на подструктуры и соответствующие им составляющие весьма  условно.  Все  элементы  структуры  взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга одновременно, но каждый из них − с различной степенью интенсивности в зависимости от многих привходящих факторов (социально-экономические условия; неравномерность психического развития индивидов; гетерохронность, т. е. разновремённость  развития профессионально важных качеств; подъёмы и спады активности в профессионализации, возможное наступление негативных явлении в развитии личности, − профессиональная деформация, эмоциональное «выгорание» и др.).

Профессиональное развитие обусловлено последовательным прохождением его этапов, среди которых не исключён и профессиональный регресс личности, когда на определённом этапе личность в своём развитии может «остановиться», проявляя элементы стагнации и регресса.

В структуре профессионально-личностного становления педагога феномены «профессиональная направленность» и «продуктивная самореализация» играют важную интегративную роль в процессе объединения, взаимодействия и развития всех остальных элементов данной структуры в процессе движения специалиста к вершинам профессионализма.

Подструктура профессионально-личностного становления  

Профессиональная направленность личности выступает в качестве интегративного свойства, определяющее её отношение к педагогической профессии. Под направленностью личности понимается совокупность устойчивых, независимых от текущих ситуаций мотивов, ориентирующих деятельность человека в соответствие с его интересами, склонностями, убеждениями и идеалами. В совокупности эти осознанные мотивы образуют мировоззрение личности. Немалую роль в формировании направленности личности играют и неосознанные мотивы, например, психологическая установка, под которой понимается неосознанная личностью готовность действовать определённым образом, обеспечивая устойчивый целенаправленный характер деятельности.

Для педагога доминирующим мотивом является профессиональный интерес, понимаемый как эмоционально выраженную познавательную направленность личности на овладение педагогической деятельностью, реализацию своих склонностей к профессии, профессионально значимых способностей и убеждений. Проявления таких профессиональных интересов объединяются в группы:

− в познавательной деятельности (стремление к приобретению профессиональных знаний, осведомлённость о содержании профессии);

− в эмоционально-волевой сфере личности (положительное отношение к данному виду деятельности, осознание её общественной значимости, стремление достичь высоких результатов в труде);

− в практической деятельности (стремление к пробе сил, проверка своих способностей, желание самореализоваться в данной профессии и др.).

Профессиональная педагогическая компетентностьпонимается как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональную компетентность специалистов любого профиля принято делить на такие разновидности, как практическая (специальная), социальная, педагогическая, психологическая, информационная, коммуникативная, экологическая и валеологическая компетентности.

Под профессионально важными качествами (ПВК) принято понимать любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее исполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. ПВК  могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности личности, убеждения, другие качества личности.

Подструктура профессионального и личностного развития

В психологии развитие личности принято делить на индивидное, личностное и профессиональное. Индивидное развитие человека определяется биологическими особенностями (наследственностью, состоянием здоровья, психофизиологической организацией, физической и психической энергетикой). Личностное развитие опосредуется индивидуально-психологическими особенностями и степенью сформированности мотивационной и эмоционально-волевой сфер (темперамент, характер, способности, направленность личности, учебно-профессиональ-ная мотивация, волевые качества и др.). Профессиональное развитие обусловлено степенью сформированности личностных качеств и опосредовано социально-экономическими факторами и ведущей профессиональной деятельностью.

Профессиональное самоопределение и самореализация представлены здесь как важнейшие этапы профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы, как выбор человеком для себя системы ценностей, норм морали и поведения, образа жизни, жизнедеятельности. Самоопределение рассматривается как активный поиск возможного развития личности, формирование себя в качестве коллективного участника сообщества специалистов-профессионалов.

Под профессиональным самоопределением педагога понимается самостоятельное и осознанное согласование индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических возможностей с содержанием и требованиями педагогической деятельности, а также нахождение смысла выполняемого педагогического труда по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Профессиональное самоопределение педагога профессиональной школы предполагает наличие у него профессионально важных и социально значимых качеств личности, которые формируются в процессе  усвоения социального опыта. Их наличие является непременным условием профессиональной пригодности личности к педагогической деятельности.

Самореализация педагога профессиональной школы предполагает собственное его саморазвитие, самосовершенствование и формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству. Только самореализующийся педагог способен создать условия для эффективной самореализации учащегося профессиональной школы на основе гармонизации трёх личностных сфер обучающегося («Хочу», «Могу», «Надо»). 

Под продуктивной самореализацией мы понимаем такую самореализацию, которая носит позитивный характер, направлена на раскрытие творческого потенциала педагога, его профессионально важных и социально значимых качеств. Проблемы «самореализации» ассоциальных личностей мы не рассматриваем, так как они являются прерогативой криминальной психологии. Самореализация педагога профессиональной школы предполагает его саморазвитие и формирование способности к непрерывному педагогическому творчеству. Процесс и результат самореализации немыслим без осуществления профессионального и личностного самоопределения педагога и сформированности позитивных мотивов выбора профессии.

Педагогическое мастерство и профессиональная зрелостьформируются у субъектов педагогического труда в основном при переходе с пятого на шестой возрастной период становления педагога. К этому времени у педагога уже сформировался достаточно высокий уровень профессионализма деятельности, приобретён опыт педагогической и воспитательной работы. Характерной особенностью педагогического мастерства является социальная и профессиональная сверхнормативная активность, творческий, инновационный уровень выполнения профессиональной деятельности (новаторство, управленческая карьера и т. п.).

Подструктура «Социализация»
Когда мы говорим о профессионально-личностном становлении и самоопределении личности, то имеем в виду эталон – модель будущего специалиста, которой человек стремится соответствовать в процессе социального взаимодействия. Активное воспроизводство человеком социального опыта происходит в процессе социализации – сложного социально-психологического явления, представляющего собой и процесс, и отношения, и способ, и результат становления личности в общении и деятельности.

Основными составляющими элементами социализации педагога  являются приемлемый уровень ответственности как показатель социальной зрелости, развитое самосознание и мотивация к творческому саморазвитию.

Акмеологические основания профессионально-личностного становления педагога

Шестой период профессионального становления педагога по В. А. Дмитриевскому – достижение педагогом профессиональной зрелости. Это длительный и относительно спокойный период профессионализации педагога, при котором возможны достижения наивысших и стабильных результатов в непрерывном процессе педагогической деятельности. Изучением закономерностей и механизмов развития человека на ступени его зрелости занимается педагогическая акмеология – наука о путях достижения высокого уровня профессионализма в работе педагога. По аналогии с профессиограммами в педагогической акмеологии разрабатывают акмеограммы − документы, в которых отражаются индивидуальные «траектории» восхождения педагогов к вершинам профессионализма, программы перехода от одного уровня  профессионализма к другим, более высоким.  Акмеограмма педагога соотносится с его профессиограммой. Планирование каждой новой ступени профессионализма подкрепляется  перечислением тех профессионально важных качеств, которые необходимо достичь на определённой ступени развития, сообразуясь с данными профессиограммы педагога.    

Педагогической акмеологией выявлены закономерности профессионального становления педагога, связанные с неравномерностью и гетерохронностью развития специалиста-профессионала. Неравномерность развития является следствие кризисов в профессиональной деятельности.  Такие кризисы играют позитивную роль. Они всегда сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями, человек начинает осознавать необходимость смены старых способов деятельности, находит новые способы решения проблем, использует свои потенциальные возможности, мобилизует способности для преодоления противоречий. 

Для педагога, например, одним из кризисов профессионального становления может быть вызван новыми повышенными требованиями к профессиональной подготовке как обучающихся, так и самих педагогов. В другом случае кризис может инициироваться через повышение требований к себе, к уровню профессиональной подготовки или, благодаря снижению своей профессиональной самооценки. Обычно такие кризисы наступают на четвёртом или пятом году самостоятельной деятельности педагога. К этому времени педагоги достигают нормативно одобренного уровня профессиональной продуктивности, Они без особых проблем начинают справляться с решением всех нормативных учебно-воспитательных задач, обретают устойчивый статус в педагогическом коллективе, авторитету администрации образовательного коллектива и обучающихся, могут свободно оперировать учебным материалом.

Кризисные явления в профессиональной деятельности педагога нередко могут сопровождаться механизмами психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Одним из таких механизмов является синдром «эмоционального выгорания», присущий людям системы «человек – человек». Существуют различные определения феномена «выгорание», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Именно поэтому такой синдром чаще всего называют «профессиональным выгоранием». Это обстоятельство позволяет говорить о личной деформации специалиста-профессионала под влиянием длительного профессионального стажа и стрессовых ситуаций. Такой синдром характерен для коммуникативных профессий (например, для профессий педагога).

Аксиологические основания
В ст. 1 п. 1 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года) отмечается, что образование это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В этике, под благом понимают все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, представляет ценность для человека. Противоположностью блага принято считать отрицательную ценность или зло.

Между потребностями личности и ее системой ценностей существует тесная взаимосвязь. Система ценностей, входя в структуру личности, выражает уровень развития личности, влияет на особенности потребностного взаимодействия. Но потребности генетически первичны по отношению к системе ценностей личности как образованиям сознания. Следовательно, человека интересует не просто знание о каком-либо объекте. Его интересует значение этого объекта для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает все, что происходит в его жизни по значимости каждого отдельного факта и тем самым реализует ценностное отношение к миру. В ценностном отношении к окружающему миру собственно и состоит специфика человека. В научном педагогическом коллективном сознании в качестве аксиологических приоритетов утверждается ориентация на гуманистические ценности (доброта, человечность, дружелюбность, совесть, справедливость, сопереживание).

В «Плане фундаментальных научных исследований Российской академии образования на 2013-2020 годы» (Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2012 № 2237-р) вопросам исследований ценностей современного отечественного образования и ценностных ориентаций личности отводится одно из важнейших мест. Предполагается проведение фундаментальных исследований по изучению: тенденций влияния демографических и социально-стратификационных факторов на структуру ценностных ориентаций, становление идеалов и формирование стилевых особенностей социокультурного поведения; индивидуальных особенностей развития личности во взаимосвязи социокультурных и эстетических ценностей; педагогических оснований ценностно-генеалогического подхода к воспитанию молодежи; технологий ценностно-генеалогического подхода к воспитанию личности современного информационного общества; педагогических условий формирования ценностного отношения студентов университетского комплекса к профессиональной деятельности.

Для педагогики освещение вопроса о приоритете тех или иных ценностей, определяющих цели воспитания, важно и потому, что, по мнению Н.Д. Никандрова, от того, на каком ценностном фундаменте будет построено воспитание и образование подрастающего поколения, будут во многом зависеть изменения всей системы ценностей нашего общества, а значит, направления и темпы поступательного развития России.

В педагогической системе ценностью может выступать в как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок) и факт мысли (идея, образ, убеждение), так и внутренние качества личности. Соответственно выделяются социально-педагогические, групповые, личностно-педагогические ценности, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания.

Ценностно-ориентационный компонент представляет собой систему ценностных приоритетов и содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль внутреннего ориентира. В нем аккумулированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые идеалы, служащие основанием профессионально-личностного становления и развития педагога.     Ценностно-ориентационный компонент включает следующие ценности:
-  связанные с пониманием личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим окружением и др.);
-  удовлетворяющие потребность в общении (общение с обучающимися, коллегами, референтными людьми и др.);
-  ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (совершенствование творческих способностей, постоянное самосовершенствование и др.);
-  позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, увлечённость педагогической профессии и др.);
-  удовлетворяющие прагматические потребности (получение гарантированной работы, оплата труда, длительность отпуска, карьерный рост и др.).

Личностные ценности отражаются в сознании в форме личностных ориентаций. Эти ориентации, будучи личностными, включают в себя широкий круг и ценностей социальных. Они признаются личностью, но не всегда принимаются ею в качестве собственных жизненных целей и принципов.

Для выстраивания траектории профессионально-личностного становления и развития педагога следует отобрать ценности в соответствии с индивидуально-творчес­кими запросами и  социально-педа­гогической обстановки (рис. 2). 

Иногда, говоря о ценностях, используют термин «ценностные ориентации личности» – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей, приобретая функцию важнейших регуляторов социального поведения.

Содержанием ценностных ориентаций личности являются мировоззренческие и нравственные убеждения человека, нравственные принципы поведения, а также привязанности. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации оказываются объектом целенаправленного воспитания.

 К такой рекомендации по ранжированию ценностей мы пришли после анализа литературных источников и опытно-экспериментального исследования, проведенного нами в ФГБНУ «ИПООВ РАО» в 2013−2014 гг. Таким образом, в процессе профессионального становления и социального развития педагогам, в первую очередь,  следует ориентироваться на следующие иерархически расположенные ценности: семейные ценности, человеческое благо, патриотизм, самоограничение, ответственность, солидарность, свобода, справедливость.  

 рис2

Рис. 2. Иерархия ценностей 

Справедливость является основополагающей, базовой ценностью. Каждая последующая ценность не может быть реализована без учета предыдущей. Представленная выше система обеспечивает устойчивость личности, преемственность поведения, определяет направленность потребностей и интересов. Целостность и устойчивость предложенной системы ценностей, в конечном итоге, определяет возможность становления и развития личности педагога.

Научно-методическое обеспечение процесса профессионального становления и развития педагога

Научно-методическое обеспечение процесса профессионального становления и личностного развития педагога нами рассматривается в русле психолого-педагоги-ческого сопровождения педагога-профессионала, представленного совокупностью дидактических материалов и работа с ними (психодиагностические методики по определению критериев основных феноменов становления и развития педагога − профессиональной направленности, профессионального самоопределения, профпригодности и др,; диагностика профессионально важных и социально значимых качеств личности; использование института наставничества как одного из действенных механизмов сопровождения педагога-профессионала; формы и методы психолого-педагогического сопровождения педагога; психологическая помощь и поддержка педагога в процессе его профессионального становления и личностного развития). Однако данная проблематика − предмет отдельного рассмотрения.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Тенденции развития оснований (предпосылок) профессионально-личност-ного становления педагога профессиональной школы обусловлены закономерностями интеграционных и дифференционных процессов учебного и научного знания. Изучение данного феномена происходит по двум направлениям:

− по направлению интеграции, уплотнения и унификации знаний о профессионально-личностном становлении педагога-профессионала (профессиональное самоопределение и самореализация педагога оказывают интегративное влияние на процесс его профессионального становления);

− по пути дифференциации, расчленения, размежевания (например, более подробное изучение оснований становления и развития педагога, − психолого-педагогических, аксиологических, акмеологических и др.).

   Ожидаемые результаты связаны с дальнейшим научным обоснованием протекающих интеграционных процессов профессионального самоопределения, самореализации и социализации субъектов педагогического труда, в значительной степени влияющих на их профессиональное становление, формирование интереса к педагогической деятельности, овладение профессионально важными и социально значимыми  качествами личности.

ПУТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Выше было показано, что интегративное значение феномена «профессионально-личностное становление и развитие педагога» заключается во взаимообусловленности, взаимопроникновении и взаимовлиянии одновременно протекающих процессов профессионального самоопределения, самореализации и социализации, т. е. происходит процесс прогрессивного интегрированного изменения личности педагога под влиянием социальных воздействий и его активности. Для преподавателей и мастеров производственного обучения важно знать свои способности и возможности стать полноценно функционирующим педагогом-профес-сионалом, стремящимся к продуктивной самореализации, к профессиональному становлению и формированию творческого педагогического потенциала.

Основные психолого-педагогические пути оптимизации сопровождения процесса профессионально-личностного становления и развития современного педагога группируются по трём направлениям:

профессионально-личностное становление педагога (формирование педагогических компетенций, ПВК и социально значимых качеств личности);

профессиональное и личностное развитие педагога (интернальный (внутренней) локус контроля, продуктивная самореализация, развитое самосознание, педагогическое мастерство и профессиональная зрелость);

−  социализация, усвоение социального опыта (приемлемый уровень ответственности как показатель социальной зрелости, мотивация к творческому саморазвитию и самосовершенствованию, внедрению инноваций).

Концепция «Психолого-педагогические, аксиологические и акмеологические основания профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы» предназначена для научных и педагогических работников профессиональных образовательных организаций.

         Практическая реализация концепции необходима:

         − для администрации профессиональной образовательной организации с целью разработки программ развития организации;

         − для разработки системы качества образовательных услуг в профессиональных образовательных организациях;

         − научным работникам системы дополнительного профессионального образования с целью разработки программ повышения квалификации педагогов профессиональной школы (методистов, преподавателей, мастеров производственного обучения).

Batarshev A., Doctor of pedagogics, Candidate of Psychology, Associate Professor. Chif researcher of the Laboratory of psychological and didactic in pedagogical education of  the Federal State Budget Scientific University «Institute of Pedagogical and Adults Education of the Russian Academy of Education» (IPAE RAE).
Russia, Saint Petersburg
Makariev Igor Sergeyevich – head of Laboratory of psychological and didactic of pedagogical education of IPAE RAE (St. Petersburg), Ph.D.
CONCEPT «Psychological and pedagogical, acsiological, and acmeological basis of professional and personal becoming and development of a teacher of vocational school»
Abstract.The phenomenon «professional and personal becoming and development of a teacher» is presented as a stage-by-stage formation of continuous integrative process of self-improvement and self-actualization of the subject of pedagogical work and mastering professional competences at him.
Keywords: concept, professional and personal becoming, self-actualization of a person, professional competences, professional and personal development.