Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и условия применения электронных образовательных ресурсов для обеспечения интерактивности процесса обучения. Описываются происходящие при этом изменения в компонентах методической системы обучения. Приводятся примеры грамотного построения занятий с привлечением электронных образовательных ресурсов, способствующих повышению качества обучения.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, формы обучения, методы обучения, средства обучения, электронные образовательные ресурсы.

Происходящие в нашем обществе изменения создали предпосылки для обновления российского образования, связанного с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировую систему образования, с внедрением в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий. В Концепции модернизации российского образования [1] сформулированы социальные требования к системе российского образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны, его конкурентоспособность и реализацию социальной роли высшего образования.

Соответствовать новым требованиям возможно лишь при условии пересмотра форм и методов обучения. В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг и требований эпохи информационных технологий преподавание должно перейти к современной, носящей инновационный характер, интерактивной модели. Наиболее целесообразным при этом является применение активных и интерактивных методов обучения, направленных на формирование профессиональных компетенций при самостоятельном решении студентами поставленных задач.

Не случайно, государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Так, согласно п. 7.3. ФГОС ВПО, «удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью основной образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25-30 процентов (для бакалавриата) и не менее 40 процентов (для магистратуры) аудиторных занятий» [2].

Одним из перспективных направлений обеспечения интерактивности современной образовательной системы является применение сравнительно новых дидактических средств – электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Как показывают психолого-педагогические исследования в этой области, именно использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет педагогу реализовать на практике инновационные идеи и направления индивидуализации и информатизации образования, например такие, как построение учащимися индивидуальных образовательных траекторий, внедрение в учебный процесс принципов компетентностного подхода, повышение самостоятельной активности учащихся и др. [3].

Достижение таких образовательных результатов становится возможным благодаря реализации основных дидактических функций электронных образовательных ресурсов, среди которых можно выделить:
−    инициирование новых видов учебной деятельности и поддержка функционирования традиционных видов учебной деятельности на более высоком качественном уровне,
−    обеспечение возможности изменения характера взаимодействия участников образовательного процесса,
−    индивидуализация учебного процесса и расширение образовательного контента [4], [5].
Указанные дидактические функции могут быть реализованы посредством дидактических возможностей электронных образовательных ресурсов. К таким возможностям, как правило, относят:
−    реализацию незамедлительной обратной связи (интерактивность обучения),
−    визуализацию учебной информации,
−    возможность обработки информации с помощью средств современных информационных технологий,
−    возможность организации виртуальных лабораторий,
−    возможность моделирования сложных, дорогих или опасных реальных экспериментов,
−    возможность применения компьютерного моделирования (аналитического и имитационного),
−    возможность представления учебного контента с различной степенью детализации и с различным уровнем когнитивной сложности в зависимости от текущего уровня умственного развития учащегося,
−    возможность выбора индивидуального темпа работы,
−    возможность выбора способа воспроизведения информации в зависимости от типа доминирующей перцептивной модальности обучающегося,
−    возможность самодиагностики учебных достижений и самоконтроля и т. д.
Столь широкий спектр дидактических возможностей ЭОР обусловлен их дидактическими свойствами. Свойства представляют собой основные характеристики ресурса, признаки, отличающие его от других, качества, которые могут быть использованы в дидактических целях. Дидактические свойства ресурсов позволяют инициировать элементарные действия, из которых складывается деятельность по достижению поставленной цели в рамках современной информационной образовательной среды. К дидактическим свойствам относят:
−    наличие средств передачи и сохранения информации;
−    автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности;
−    возможность формирования запросов к базам данных;
−    наличие средств создания, копирования, перемещения и удаления информационных объектов;
−    возможность создания и редактирования изображений;
−    возможность набора, редактирования и форматирования текста;
−    возможность создания таблиц, графиков и формул, создания и редактирования диаграмм, сортировки и фильтрации данных и т. д.

Электронные образовательные ресурсы представляют собой один из компонентов современной информационно-образовательной среды, которая представляет собой систему субъектов образовательного процесса (учителя, обучающиеся) и компонентов методической системы обучения (цели, содержание обучения, формы, методы и средства обучения, учебные и методические пособия, традиционные и электронные средства обучения, образовательные интернет-ресурсы, средства коммуникаций и т. д.).

Электронные образовательные ресурсы являются средством обучения и выступают инструментом повышения его качества. Изменение средств обучения, как, впрочем, изменение в любом звене образовательной среды, неизбежно приводит к перестройке всей этой системы: изменяются содержание учебного материала, формы и методы обучения, а также деятельность субъектов образовательного процесса.

В традиционной образовательной среде активная роль принадлежала учителю, ученик же рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать, чтобы достичь запланированных результатов обучения. Превалировали репродуктивные методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Ученик был получателем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием. В характере деятельности участников учебного процесса в условиях современной информационной образовательной среды, построенной на основе электронных образовательных ресурсов, должны произойти изменения в направлении увеличения доли самостоятельной, исследовательской, творческой и продуктивной работы обучающихся. Планирование учебного процесса должно происходить как следствие совместной деятельности учителя и обучающихся в соответствии с планируемыми образовательными результатами, содержанием образования, индивидуальными особенностями обучающихся, с ориентацией на формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).

Изменение содержания обучения происходит в направлении его расширения за счет электронных наглядных пособий, электронных приложений к учебнику, информационно-поисковых систем, за счет многочисленных интернет-ресурсов, которые предоставляют обучающимся огромное количество доступной для ознакомления информации. Кроме того, в отличие от традиционного бумажного учебника электронные образовательные ресурсы обладают возможностью нелинейного представления учебной информации за счет средств гипермедиа, что также позволяет значительно увеличить объем доступного материала, расширить тематику и способы  его представления.

Новшества, касающиеся организационных форм обучения, связаны с постепенным снятием абсолютного приоритета классно-урочной системы и организацией таких форм обучения как научно-исследовательская работа, дистанционная олимпиада, видеолекция, вебинар, дистанционная консультация, учебная презентация, составление интеллект-карт, круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм (brain storm, или мозговая атака), деловые и ролевые игры, сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ),  мастер класс и т. д.  (см., например, [6], [7]).

Однако наибольшее влияние внедрение электронных образовательных ресурсов оказывает на методы обучения. Сейчас трудно представить себе реализацию традиционных методов без участия средств информационных технологий. Например, объяснительно-иллюстративный метод сегодня активно поддерживается демонстрационными программными средствами и информационно-поисковыми системами. Метод проектов, зародившийся задолго до появления современных технологий, в настоящее время также реализуется посредством широкого круга системных, прикладных и инструментальных программ. Но оказывается, влияние электронных образовательных ресурсов на методы обучения настолько велико, что, по существу, некоторые методы (например, программированный, моделинговый) в их современном понимании уже не могут быть реализованы без средств информационных технологий.

Более того, внедрение в практику обучения средств информационных технологий вызвало к жизни ряд новых методов обучения, среди которых можно выделить: ассоциативный метод, метод фальсифицируемости, метод прецедентов, учебное компьютерное моделирование, метод реификации и др. [8].

В основе ассоциативного метода лежит создание информационной обучающей среды на базе гипертекста и гипермедиа, которые обуславливают возможность изучать учебный материал не в определенной учителем (или учебной программой) последовательности, а свободно, руководствуясь своими ассоциациями, склонностями и приоритетами.

Метод фальсифицируемости, или вынужденного предположения связан с реализацией в образовании концепции К. Поппера [9]. В соответствии с этим методом обучающийся ставится в ситуацию, которая вынуждает его высказывать определенные предположения, гипотезы, в том числе, опровергающие первоначальную теорию. После этого обучающая система предоставляет ему информацию, подтверждающую или опровергающую предположения, давая возможность дальнейшего развития исследования. Если в результате очередной проверки обнаруживается фальсификатор (опровержение), то исследователь должен отказаться от своей теории и разрабатывать следующую. В смене научных теорий, по мнению К. Поппера, и заключается позитивная роль ошибки.

Метод прецедентов имеет психологическое основание, поскольку прецедентное рассуждение – это естественный мыслительный процесс, в ходе которого используются знания о предыдущих ситуациях или случаях (прецедентах). При рассмотрении новой проблемы отыскивается похожий прецедент в качестве аналога, а затем делается попытка использовать прецедентное решение, возможно, адаптировав его к изменившейся ситуации.

Учебное компьютерное моделирование является очень важным методом обучения, обладающим значительным потенциалом в формировании мышления обучающихся. Его преимущества неоспоримы: компьютерные модели проще и удобнее исследовать, поскольку они предоставляют возможность проводить вычислительные эксперименты в тех случаях, когда реальные эксперименты затруднены или могут дать непредсказуемый результат. Логичность и формализованность компьютерных моделей позволяют выявить основные факторы, определяющие свойства изучаемого объекта, раскрыть закономерности протекающего процесса, исследовать отклик моделируемой системы на изменения ее параметров и начальных условий.

Метод реификации (от англ. reification – материализация) основан на принципе разделения знаний на кодифицированные и неформальные знания. Кодифицированные знания формализованы и зафиксированы в бумажных и электронных носителях (учебниках и электронных образовательных ресурсах). Они легко могут храниться, копироваться и распространяться. В состав неформальных знаний входят секреты мастерства, опыт и интуиция профессионалов в своей области. В отличие от кодифицированных, неформальные знания неотделимы от человека, не оформлены и накапливаются в личном опыте, в процессе профессиональной деятельности. Такие знания могут быть переданы только через прямые личные отношения, в ходе социального взаимодействия.

В учебной практике метод реификации используется с целью дополнения широко доступных кодифицированных знаний неформальными. Электронные образовательные ресурсы облегчают задачу обеспечения непосредственного контакта обучающихся с членами профессионального сообщества посредством организации видеолекций, форумов, вебинаров и т. д. В данном методе существенным является момент обеспечения двусторонней связи между обучающимися и профессионалами, поскольку это усиливает эмоциональный контакт и является мощным стимулом к развитию. 

Итак, электронные образовательные ресурсы, внедряясь в информационную образовательную среду, оказывают влияние на подходы к определению целей обучения, на принципы отбора и структурирования содержания учебного материала, ориентируют среду на развитие форм и методов обучения, изменяют характер деятельности участников учебного процесса.

Очевидно, что использование электронных образовательных ресурсов расширяет возможности образовательного процесса, но при этом они остаются лишь инструментом, орудием решения задач, и их применение ни в коем случае не должно превращаться в самоцель. Нельзя забывать, что повсеместное и бессистемное применение ЭОР может обернуться такими проблемами, как: 1) возможность информационного перенасыщения учебного процесса, способствующего понижению восприятия и усвоения; 2) необходимость приобретения техники, соответствующей требованиям новейших ЭОР; 3) возникновение дополнительной когнитивной нагрузки вследствие обилия гиперссылок; а также 4) проблемой подготовки кадров, способных вести обучение с использованием ЭОР; 5) проблемой авторского права и др. [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение в учебный процесс новых – электронных − средств обучения будет способствовать решению задачи достижения качественно новых образовательных результатов лишь при условии грамотного их использования, которое предполагает правильное сочетание электронных образовательных ресурсов с другими (традиционными или инновационными) средствами обучения.

Так, если условно, поделить занятие на 3 части: стадию мотивации (вызова), стадию изучения нового материала (осмысления) и стадию закрепления (рефлексии), то наиболее целесообразным будет следующее распределение форм, методов и средств обучения. Первая стадия пробуждает интерес к теме, создает установку на ее актуальное и творчески-поисковое изучение, побуждает к вопросам, актуализирует имеющиеся знания и структурирует процесс дальнейшего изучения темы. На этом этапе наиболее эффективна фронтальная, диалоговая и групповая работа учащихся, поскольку именно эти методы позволяют наиболее быстро включить учащихся в образовательный процесс, вызвать познавательный интерес, актуализировать их умственную деятельность. Здесь могут быть применены такие педагогические приемы, как обсуждение (или придумывание) эпиграфа к изучаемой теме, привлечение жизненного опыта учащихся, составление ассоциативного ряда слов, фамилий, терминов, возникающих у учащихся в связи с темой урока, формулирование проблемных вопросов по изучаемому материалу и т. п. Итогом данного этапа работы должно стать сформированное первоначальное представление учащихся об основных аспектах темы урока, а также обозначенный круг вопросов (проблем), на которые следует получить ответ в ходе дальнейшего изучения.

Если говорить об электронных образовательных ресурсах, используемых в начале занятия, то наиболее целесообразным здесь будет, например, небольшая компьютерная презентация или видеофильм для иллюстрации постановки задачи в ходе фронтальной работы с учащимися, а также любых других видов учебных ситуаций.

Вторая стадия занятия − стадия осмысления – предполагает соотнесение новой информации с собственными знаниями (представлениями), получение новой информации активными способами, установление новых смысловых и логических связей. Именно здесь применение электронных образовательных ресурсов может быть особенно эффективным, поскольку они могут содержать необходимую информацию по изучаемым вопросам. Это может быть работа с электронным учебником, учебной презентацией или обучающей программой. Важно отметить, что соответствующие электронные образовательные ресурсы должны быть выбраны педагогом заранее и в максимальной степени удовлетворять требованиям психолого-педагогического, методического, эргономического характера.

При этом самостоятельная работа с электронным ресурсом будет более эффективной, если она завершится обсуждением изученных вопросов в парах, в малых группах или фронтально. Учащиеся при этом могут оформить ответы на поставленные на стадии вызова проблемные вопросы в графическом виде (кластеры, схемы, таблицы) или в текстовой форме (тезисы, эссе, двухчастный дневник, разметка текста). Хорошо, если выполнение подобных заданий будет предусмотрено в используемом электронном ресурсе, если же нет, подойдут и традиционные средства (бумага, тетрадь, классная доска). Главное, чтобы этап осмысления не ограничился стандартным тестом, которым, как правило, завершается любая тема в большинстве разработанных ЭОР, а задействовал более результативные методы и формы обучения интерактивных педагогических технологий.

На стадии размышления (рефлексии) необходимо произвести целостное осмысление и обобщение полученной информации, анализ всего процесса изучения материала, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и его повторную проблематизацию (новый «вызов»). На данном этапе целесообразна реализация педагогических приемов инновационных технологий (синквейн, дайджест, анализ изменений первоначального представления о теме урока, технология «трех П», личностная рефлексия и др.). Возможно также применение электронных образовательных ресурсов для обобщения изученного материала (составления плана, резюме, подготовки опорного конспекта для их последующего использования с указанными педагогическими приемами.

Организованный таким образом урок, с одной стороны, благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, приобретает направленность на развитие интеллекта учащегося, на самостоятельное извлечение и представление знаний, на формирование общеучебных умений и навыков работы с информацией. С другой стороны, включение электронных образовательных ресурсов в современные интерактивные образовательные технологии, позволяет существенно расширить спектр интеллектуальных приемов и организационных форм используемых в процессе обучения. Это сочетание делает процесс усвоения знаний и формирования умений более эффективным и как следствие, способствует повышению уровня образовательных результатов учащихся.

Подводя итоги, можно сказать, что повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений обусловлено сегодня комплексным применением электронных образовательных ресурсов в сочетании с инновационными формами и методами обучения. Грамотное применение электронных образовательных ресурсов, предполагающее соответствующую корректировку всех компонентов методической системы обучения, на наш взгляд, поможет сформировать целостную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования.

Ссылки на источники
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru.
3. Исупова Н. И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов. Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 23. № 4. С. 92-95.
4. Суворова Т. Н. Дидактические функции, возможности и свойства электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 2. –С. 27–35.
5. Суворова Т. Н. Использование дидактических возможностей электронных ресурсов для повышения качества образования // Информатика и образование. – 2014. – № 6. – С. 43–48.
6. Галицких Е. А. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно-методическое пособие. – М.: Академический Проект, 2004.
7. Ходырева Е. А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. − Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.
8. Волошина Т. П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995.
9. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания / сост., общ. ред. и вступ. ст. В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1983.
10.Акользина Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – Издательство: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (Тамбов), 2013. –  № 2 (22). – С. 95-97. 

Natalia Isupova
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of information technologies and methods of teaching computer science, Vyatka State University of Humanities, Kirov
Tatiana Suvorova
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of information technologies and methods of teaching computer science, Vyatka State University of Humanities, Kirov
The use of electronic educational resources for the implementation of active and interactive forms and methods of teaching
Abstract. The authors discuss the possibilities and conditions for the use of electronic educational resources for interactive learning; describe the changes in the components of the methodological training system and give the examples of construction lessons with the help of electronic educational resources for improving the quality of education. 
Key words: information and educational environment, forms of education, teaching methods, teaching aids, electronic educational resources.