Аннотация. Статья посвящена нравственному и духовному развитию обучающихся на ступени начального общего образования. В статье особое внимание уделено психолого-педагогическим возрастным особенностям младших школьников. Автор предлагает пакет методик, которые могут быть адаптированы и использованы в работе педагогов-практиков, в частности, учителей начальных классов.
Ключевые слова: диагностика, отношение, духовность, нравственность, младший школьник
Диагностика результатов личностного развития младших школьников в настоящий момент активно обсуждается педагогами, методистами, психологами, исследователями педагогической практики. Нравственное развитие является неотъемлемой, составляющей частью личностного развития младшего школьника. Учитывая тот факт, что духовное и нравственное воспитание становиться обязательным условием реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, изучение нравственного развития, ценностных отношений младших школьников становится наиболее актуальным.
Младший школьный возраст от 7 до 10 лет является важнейшим периодом детского развития, имеющим самостоятельное значение. Данный возраст является периодом активного формирования личности, развития индивидуального механизма поведения (А.В.Запорожец, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев) Как отмечают ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, В.С.Мухина, Е.В.Субботский, именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться нравственная регуляция. Нравственность ребенка связана с внутренней мотивацией его поведения, позволяющей делать ребенку правильный моральный выбор (Л.И.Божович, В.С.Мухина). Овладевая нравственными представлениями и понятиями и развития произвольности всех психических процессов осуществляется интенсивное формирование духовно-нравственной сферы личности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). В процессе духовно-нравственного воспитания в непосредственном общении и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками у младшего школьника формируются интегрированные свойства личности – нравственные качества, которые, закрепляясь в нравственном опыте ребенка, обусловливают его нравственные действия, поступки и отношения.
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника предполагает осознание ребёнком самого себя; развитие личностных механизмов поведения; развитие нравственных представлений, понятий и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков. Оно связано с общим процессом социального и психического развития ребёнка, становлением целостной личности. Развитие духовно-нравственной сферы личности младшего школьника есть процесс приобретения ребенком нравственного опыта через освоение заданных обществом нравственных образцов, вырабатываемых на основе базисных этических понятий. [2]
Рассмотрим возрастные особенности, которые оказывают непосредственное влияние на подбор диагностических методик и способов организации процесса духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Исследователи эмоциональной сферы личности младшего школьника (К.Н.Волков, Л.С. Выготский, У.Джеймс, Н.Н. Ланге, А.Н. Лутошкин, З.Фрейд) обнаружили, что именно она предопределяет атмосферу развития, активизирует и одухотворяет ценностное отношение к деятельности, стимулирует творчество. Благодаря обобщению переживаний в этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, становится возможна борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. С другой стороны, внутренняя жизнь – жизнь переживаний влияет на поведение, и, тем самым, на внешние события, в которые активно включается ребенок. Система нравственных норм и ценностей становится регулятором жизни и деятельности младшего школьника только благодаря тому, что нормы приняты, осмыслены и реализуются в действии.[1]
Духовно-нравственное воспитание невозможно без речевого развития младшего школьника, т.к. развитие речи способствует развитию коммуникативных навыков, формированию умений отстаивать свое мнение, грамотно выражать свою мысль. Воображение способствует зарождению у младших школьников способности переноса. Это нацеливает учителя в организации духовно-нравственного воспитания создавать как можно больше ситуаций проживания, приобретения личного опыта, предоставлять возможность для анализа, сопоставлений, раздумий, выводов, обобщений. [1]
Особенности поведения младшего школьника во многом определяются его новым социальным статусом: он ученик, он впервые вне семьи получает права и обязанности школьника, становится членом классного коллектива.
Анализ выводов психологов, изучавших особенности развития младших школьников, позволил нам сделать следующие выводы, что проблема духовно - нравственного развития младшего школьника взаимосвязана с тремя факторами. Во-первых, переход от фрагментарного эмпирического познания окружающей действительности к изучению целостной картины мира на основе научных знаний. Во-вторых, учебная деятельность предполагает взаимодействие и сотрудничество классного коллектива. Такое сотрудничество способствует принятию и усвоению нравственных норм, являющихся регулятором взаимоотношения обучающихся между собой и с педагогом. И третий фактор: содержание гуманитарных дисциплин, изучаемых в курсах начального образования, а также специально сориентированное содержание дисциплин естественно-математического цикла позволяет оптимизировать работу над духовным и нравственным воспитанием обучающихся.
Важную роль в духовно - нравственном развитии ребёнка играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития. С возрастом способность ребёнка переживать за другого переключается с реакции на физический ущерб человека на реакцию на его чувства и далее – на реакцию на жизненную ситуацию в целом. Для развития эмпатии у младших школьников очень важно учитывать, что в этом возрасте дети особенно восприимчивы к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам педагог был эмоционально отзывчив на переживания ребёнка, умел вовремя прийти ему на помощь.
Через эмпатию возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребёнок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, его всё равно необходимо похвалить, дать понять, что он очень помог кому-то или доставил радость. Видя такую реакцию, ребёнок переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдёт сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия. [4]
Поступки младших школьников часто носят подражательный характер или вызываются импульсивными внутренними побуждениями, поведение также часто бывает импульсивным, непоследовательным. Это связано с отсутствием социального опыта и с недостаточной сформированностью волевых качеств личности.
В то же время дети младшего школьного возраста начинают активно наращивать свой опыт, стараясь самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий и поступков часто носит ситуативный характер. Учитель должен, поддерживая стремление детей во всём разобраться, помогать им в выборе правильной оценки. По мере того, как жизненный опыт детей обогащается знанием нравственных норм и представлений, развивается способность совершенствовать своё поведение на основе полученных знаний о морали, а также способность принятия альтернативных решений.[5]
В своем исследовании Е.В. Михайлова особое внимание уделила анализу модели нравственного формирования личности (В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина). Согласно данной модели в младшем школьном возрасте происходит постепенное изменение соотношения внешнего контроля в поведении детей в пользу их внутренней регуляции. С точки зрения развития субъектности человека (Е.И.Исаев, В.И. Слободчиков), младшие школьники вступают в стадию персонализации, на которой происходит превращение наиболее характерных для данного ребенка и ценностно значимых для других форм поведения в содержании его самосознания – представлений о себе (образ «Я», самооценка»). Внутренняя позиция (Л.И. Божович, Л.С, Выготский и др.) и другие особенности возраста в обобщенном виде представляют собой симптомокомплекс кризиса 7 лет – «чувство социальной компетентности» (Н.И. Ганошенко, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещярикова). Он характеризуется спроецированностью одновременно в три сферы отношений личности: к себе, к другим, к предметной деятельности. В соответствии с тем, что нравственные ценности проявляются, прежде всего, в межличностных отношения, основными ориентирами в исследовании Е.В. Михайловой стали: Человек, Близкие, Отечество, Человечество (С.Д.Поляков). С учетом возрастных особенностей и потребностей младших школьников приоритетными определены такие ценности, как готовность прийти на помощь, доброта, дружба, самостоятельность, смелость, честность, чуткость. Социальная сфера ребенка становиться объектом его целенаправленного познания. Так как накопление опыта межличностных отношений, осмысление моральных норм, принятие ценностей другого, удовлетворение разносторонних познавательных интересов происходит в совместной деятельности обучающихся, а потребность стать взрослым принимает у младших школьников вид стремления стать равноправным партнером. Младшие школьники, начиная с первых дней обучения, становятся участниками взаимоотношений со сверстниками и учителем. Детские аксиосферы выступают во взаимодействие, стихийно влияют друг на друга благодаря действию в этом возрасте механизмов нравственного развития. Об особенностях сформированности нравственных ценностей школьников можно судить на основании таких основных критериев, как когнитивный, эмоциональный, поведенческий. (А.Г. Адамова, Г.П.Иванова, М.В. Куранова, Е.В. Михайлова, М.В. Новоходская). [3]
Когнитивный (интеллектуально-волевой, когнитивно-познавательный) критерий характеризуется следующими показателями – полнота и объем нравственных знаний и знаний о ценностях, ценностное отношение к познанию, нравственная мотивация в деятельности, ценностное отношение к близким людям, творческое отношение к задачам, замыслам, поручениям. Для изучения данного критерия можно использовать следующие методики:
- Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой (адаптированный вариант для мл. школьников В.М. Ивановой, Е.Н. Степановым)
- Метод «Беседа»
- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- Методика «Закончи историю»
- Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой
- Диагностика нравственной мотивации (Анкета)
- Анкета «Я и моя семья»
- Диагностика творческих способностей школьников по Дж. Гилфорду
Показателями эмоционального (эмоционально-ценностного, эмоционально-волевого, эмоционально-мотивационного) критерия являются: степень развития эмоционального к нравственно значимым ценностям, ценностное отношение к семье, способность к рефлексии, способность к интерпретации понятий. Для изучения данного критерия можно использовать следующие методики:
- Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой
- Методика « «Незаконченные предложения» Н.Е. Богуславской
- Проективная методика Рене Жиля
- Рефлексивная самооценка учебной деятельности «Хороший ученик»
- Методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха
- Методика «Пословицы» С.М. Петровой
Поведенческий (коммуникативный) критерий характеризуется: наличие практического опыта следования принятым нравственным ценностям в поведении; способностью оценивать свое поведение и окружающих с позиции следования нравственным ценностям (наличие собственных оценочных суждений; сформированностью способности коммуникации на основе ценностных ориентаций. Для изучения данного критерия можно использовать следующие методики:
- Методика «Список желаний» (Отношение к жизненным ценностям)
- Задание на норму справедливости «Раздели игрушки» Ж.Ж. Пиаже
- Моральная дилемма «Разбитая чашка» Ж.Ж.Пиаже.
- Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
Следует использовать в своей работе основной метод изучения отношений личности ребенка – наблюдение. Наблюдение ситуации, эпизода школьной жизни, инцидента ли конфликта и правильная его интерпретация способствует улучшению качества прогнозирования оптимальных способов организации учебно-воспитательного процесса.
На основании выделенных критериев младших школьников можно распределить по уровням сформированности ценностных отношений и ориентаций.
Для низкого уровня характерны: несформированность нравственных понятий, неустойчивое, импульсивное поведение; несоответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту; отсутствие нравственной мотивации; неадекватные эмоциональные реакции; неадекватность рефлексивной самооценки учебной деятельности; преобладание атрибуции везения; отсутствие способности к интерпретации высказываний; отсутствие ориентации на подлинные жизненные ценности; низкий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; неумение выделить мотив, обстоятельства и объективные последствия поступка; отсутствие навыков совместного сотрудничества.
Для удовлетворительного уровня характерны: эгоистическая позиция; неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности; нестабильность нравственной мотивации; адекватные, но слабовыраженные эмоциональные реакции; нечеткость рефлексивной самооценки учебной деятельности; ориентация на атрибуции способности и объективная сложность; стремление за словами увидеть ценностное отношение; нечеткая ориентация на подлинные жизненные ценности; средний уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; неточность выделения мотива, обстоятельств и объективных последствий поступка; ориентация на коммуникацию в общем деле.
Высокий уровень характеризуется устойчивая ориентация на положительное поведение; сформированность представлений о духовных и нравственных ценностях согласно младшему школьному возрасту, сформированность нравственной мотивации; адекватные эмоционально яркие эмоции; адекватность рефлексивной самооценки учебной деятельности; атрибуция на собственные усилия; видение ценностного отношения в высказываниях; ориентация на жизненные ценности; высокий уровень освоения уровня справедливого распределения, осознания нормы, моральных суждений; ориентация на мотив, обстоятельства и объективные последствия поступка; активная позиция и стремление к продуктивному сотрудничеству.
Важно отметить, что любая методика должна быть адаптирована согласно возрастным особенностям детей, традициям региона проживания, а так же особенностям уклада школы. Прежде чем начать диагностику необходимо четко определить, с какой целью она проводиться и как ее результат будет использован в работе педагога. Так же необходимо соблюдать педагогические принципы диагностирования и алгоритм использования конкретной диагностики.
Ссылки на источники
1. Воронова, О.А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника [Текст]/ О.А. Воронова // Автореф….кан.пед.наук. 13.00.01 – Иркутск – 2006- 21 с.
2. Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография [Текст] / Н.В.Мельникова, Р.В.Овчарова.- СПб: Изд-во «Амалтея».2008.-336с.
3. Михайлова, Е.В. Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Е.В. Михайлова// Автореф….кан.пед.наук. 13.00.01 – Москва – 2007- 20 с.
4. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника// Классный руководитель. 1997. - №6 – с.32-45
5. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников.// Нравственное воспитание школьников. 1976. – №12 – с.104-105.