Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Статья посвящена проблеме эффективного взаимодействия учителя дефектолога и родителей учащегося. Авторы статьи показывают свое видение проблемы и предлагают конкретные методические рекомендации специалистам - дефектологам.
Ключевые слова: педагог, дефектолог, педагогический процесс, коррекционное образование, коммуникация, родители учащегося.

Каждый учитель, в меру особенностей своей профессии, ежедневно участвует в трехстороннем процессе коммуникации: учитель – родитель – ученик. При этом, если учитель и ученик - это непосредственные участники процесса, то родитель далеко не всегда является даже свидетелем педагогического воздействия, но тем не менее, мы не можем отрицать влияние родителя на течение и результат обучения. Поэтому перед учителем постоянно стоит проблема – как построить общение не только с ребенком, но и с родителем.

Ситуация общения особенно усложняется, если мы говорим о работе дефектолога. Рассмотрим этот тезис подробней.

Во-первых, важно учитывать условия работы педагога, если мы говорим о работе в рамках коррекционного учебного заведения, то здесь родитель чаще всего занимает позицию наблюдателя и выполняет в основном контролирующую роль. Если же педагог работает частным образом или это индивидуальные занятия в детском центре, то в этом случае родитель является непосредственно участником процесса обучения, его активным деятелем и от того, насколько эффективно построено взаимодействие учителя и родителя, зачастую зависит весь результат работы. То есть свою работу учитель должен направить не только на ученика, но и на родителя, при этом добиться от него правильного понимания ситуации и реально эффективных активных действий, направленных на решение проблемы.

Во-вторых, при общении учителя с родителями всегда встает проблема уровня подготовленности родителя. При этом надо отметить разные аспекты уровня подготовки родителя. Всего мы выделили три аспекта:

1 – интеллектуальный,
2- психологический,
3- социальный. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальный аспект предполагает то, насколько родитель осведомлен о проблеме. Как правило, родители либо совсем ничего не знают о проблеме, либо читают несколько статей из сети Интернет, формируя достаточно поверхностное мнение, не всегда корректное. Поэтому учителю всегда необходимо уделять особое внимание на момент «просвещения» родителей, объяснять основные теоретические моменты, в том числе разъяснять значение основных терминов. Важно объяснять не только суть нарушения, но и причины его возникновения, план действий учителя, перспективы решения вопроса. Надо отметить, что этот уровень контакта учителя и родителя требует серьезной теоретической подготовки со стороны учителя и регулярного изучения современных взглядов в науке на проблему. При этом знания не должны ограничиваться только узкой спецификой работы, родитель часто задает вопросы, которые касаются в общем проблемы развития ребенка, просят разъяснить те или иные термины, диагнозы, дать пояснения к заключениям других специалистов смежных дисциплин, порой даже пояснить действия лекарственных препаратов, назначенных врачом. Давая ответы на многие вопросы родителей, учитель должен осознавать свою ответственность за предоставленную информацию и, не мало важно, не преступить грань – не принимать решение за родителей. Так в практике часто слышим: «Нам назначили препарат…, нам его давать ребенку?». Надо помнить, что отвечая на подобные вопросы учитель, с одной стороны, берет на себя функцию врача (что категорически нельзя делать дефектологу), с другой стороны, берет на себя ответственность родителя за решение. Дело в том, что в современном мире часто возникает ситуация, когда родителю дают право выбора, и он должен взять на себя ответственность за серьезные решения – делать ли ребенку прививки, в какой школе и по какой программе учиться ребенку, какую детскую поликлинику посещать и так далее. Но многие родители не готовы к такой ответственности и ищут того, кто смог бы ее взять на себя. Поэтому учитель – дефектолог, будучи профессионалом всегда должен понимать границы своей компетентности и границы ответственности, важно постоянно акцентировать внимание родителей на то, что ваши слова – это сугубо ваша точка зрения, что существуют различные взгляды и подходы на решение данного вопроса, а иногда нужно просто показать, что данный вопрос не входит в компетентность дефектолога.

Второй, психологический аспект уровня подготовки родителя является одним их важнейших факторов эффективной коммуникации родителя и учителя. На этом уровне перед учителем стоит сложнейшая задача – адекватно настроить родителя на работу, постараться дать ему понять реальную ситуацию и реальный, возможный ход решения проблемы. При этом важно сохранить баланс – не дать родителям лишних надежд и веру в чудо, но и не создать ощущений полной безысходности и необратимости процессов. Поэтому прежде, чем начать непосредственное коммуникативное взаимодействие, учитель должен понять - насколько родитель адекватно относится к проблеме и насколько он готов в ней разбираться. К сожалению, сегодня очень часто мы сталкиваемся с тем, что родителем движет не столько забота о своем ребенке, сколько забота о том, насколько он, ребенок, соответствует своим ровесникам и о том, какое мнение о ребенке складывается у окружающих. Безусловно, сравнение с ровесниками - это всегда повод задуматься и это нормально, когда результатом сравнение становится решение обратиться к специалистам, но зачастую мы сталкиваемся с тем, что это сравнение становится основополагающим и в этом случае ребенок становится виновником своей проблемы, что ведет к тупиковым решениям и действиям родителей. Так, например, ребенок объявляется тяжелобольным, неисправимым и полностью тзолируется от общества или, чрезмерно усердствуя, родители посещают все возможные лечебные и учебные заведения, при этом ни один курс лечения или обучения не  проходится до конца или происходит игнорирование проблемы: в это случае родители пытаются заставить ребенка соответствовать ровесникам не смотря ни на что – тогда неговорящего ребенка отдают в школу с углубленным изучением английского языка, а ребенка с нарушениями двигательной сферы в танцевальную студию.

В любом из этих случаев между учителем и родителем воздвигнута стена непонимания и учителю необходимо не только ее преодолеть, но и убедить родителя пойти с ним в одном направлении. И тут, от того насколько эффективно будет построено общение, зависит будет ли оказана реальная помощь ребенку.

Третий аспект уровня подготовленности родителя мы определяем, как социальный.  Не секрет, что коррекционное образование на данный момент далеко не самый доступный вид образования: специализированных учреждений не хватает, расположены они часто далеко и получить туда направление не так уж просто. Поэтому родители выбирают путь, порой наиболее простой, порой единственный – это занятия частным образом или в различных развивающих центрах. И если, например, индивидуальные занятий у логопеда – это не редкость, то найти практикующего сурдолога или олигофренопедагога – это задача далеко не из легких. Не раз мы слышали от отчаявшихся родителей – «но хоть что-нибудь сделайте, хоть как-нибудь позанимайтесь».  Но даже, если необходимый специалист все-таки найден, важно, чтобы родители имели возможность постоянно и регулярно приводить ребенка на занятия, что бы время занятия подходило ребенку по режиму дня, а родителям по графику работы, что бы время в пути не было утомительно для ребенка и, конечно, что бы стоимость занятий была доступна для родителей. Но и если даже все эти условия были выполнены, редко дети с тяжелыми нарушениями проходят весь курс обучения до конца. Как показывает практика, основные причины, почему ребенок перестает посещать занятия – это мама выходит на работу или в семье рождается другой ребенок. При это интересно отметить, что уровень материального достатка семьи далеко не всегда является решающим, порой родители наоборот выбирают более дорогое обучение с надеждой, что уж оно то точно будет эффективным.

Естественно, что повлиять на социальный аспект учитель дефектолог не в силах, но он может оказать воздействия на первые два аспекта, а значит, возможность все-таки эффективной коммуникации и положительного результата работы учителя и родителя остается.

Возвращаясь к проблеме специфики коммуникации именно учителя дефектолога, считаем важным третий пункт – это умение учителя выстраивать диалог.

Мы уже говорили об этической стороне общения с родителем, но проблема заключается еще и в том, что педагог должен объяснить адекватно именно реальную ситуацию и, в коррекционном образовании, она не всегда бывает благоприятной. Здесь важно подобрать так слова, выстроить так предложения, что бы родитель смог правильно понять и принять ситуацию. При это адекватное восприятие должно быть и у самого учителя, а именно - трезвый и четкий анализ фактов.  Учитель, в первую очередь, должен сам правильно оценивать проблему и видеть четкие пути ее решения и только после этого, он сможет настроить родителя на серьезную, продолжительную работу, результат которой будет виден не сразу или может быть не такой, какой хотели бы видеть родители.

Итак, мы видим, что перед дефектологом стоит сложная и многогранная задача, которую мы обозначим как эффективная коммуникация с родителями. Одной из наиболее распространенных форм коммуникации – это беседа. Как правило, до или после проведения первого диагностического занятия специалист проводит беседу с родителями. Это безусловная и неотъемлемая часть работы с родителями. Но всегда ли специалист может правильно построить беседу?

Приведем пример из практики:

«Девочка, три года. Жалобы мамы: не говорит. При обследовании психологом и логопедом выявлено наличие только лепетных слов и звукоподражаний, нарушения понимания обращенной речи, задержка развития психических функций, нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы. С мамой была проведена длительная разъяснительная беседа, рекомендовано пройти дополнительное медицинское обследование. Мама внимательно выслушала специалистов, после было принято решение начать занятия с логопедом и психологом, а также начать посещать детский сад. Через 2 недели маме было предложено в анкете дать ответы на несколько вопросов.

• Считаете ли вы, что у ребенка есть сложности в развитии?
• Считаете ли Вы, что ребенку необходимо дополнительно специальное обучение?
• Какие шаги Вы предприняли или готовы предпринять, чтобы помочь ребенку?

Мы получили следующие ответы:
• Она не говорит,
• Нужно заниматься с логопедом,
• Ходим на занятия, выполняем домашние задания.

Таким образом, мы видим, что мама по-прежнему замечает только одну проблему – работа психолога осталась в стороне, проблема в развитии сведена только к отсутствию речи, ни каких шагов по дополнительному обследованию предпринято не было, т.е. эффективность беседы оказалась минимальной.

Таким образом, мы видим первый недостаток этого метода работа – его мало эффективность. Кроме того, беседа – процедура достаточно продолжительная и занимает от 30 до 40 минут, если мы прибавим еще время предварительной диагностики, время на установление контакта и знакомство, а также организационные моменты, то в итоге первая встреча родителя и учителя может затянуться до нескольких часов.

Так же не мало важно то, в какой обстановке проходила беседа и чем все это время был занят ребенок.

А еще обратим внимание на то, какую колоссальную нагрузку испытывает учитель, когда на протяжении нескольких часов необходимо вести напряженную работу с ребенком и родителем: наблюдать, делать выводы, принимать решения и при этом сохранять эмоциональное спокойствие, четко и ясно излагать свои мысли, соблюдать педагогическую этику в своих высказываниях – действительно, сложная задача, требующая серьезного опыта.

Основываясь на анализе собственного практического опыта и опыта своих коллег, мы постарались сформулировать некоторые рекомендации, которые должны стать помощью для специалиста в работе с родителями.

• Педагог всегда должен избегать поспешных выводов после первого знакомства с ребенком и его родителями. Нужно постараться дать себе время подумать, а родителям время отдохнуть, ведь на протяжении всего занятия они находились в сильном эмоциональном напряжении. Для этого можно перевести беседу на отвлеченную тему, предложить родителям кофе или чай, переместиться в другое помещение, или, на крайний случай, просто выйти из кабинета на 5-7 минут под любым предлогом, оставив родителей одних.
• Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок был чем-то занят. По возможности пригласите обоих родителей, что бы один из них мог занять ребенка. Оцените, нужно ли, что бы ребенок слышал ваш разговор.
• Обратите внимание на психологический комфорт родителей – учитель должен находится на одном уровне, избегайте ситуаций, когда учитель за столом, а родитель сидит на приставном стульчике или за ученической партой. Постарайтесь говорит с родителем «на одной волне», соответственно тому стилю, которым говорит родитель, но не переходите на уровень болтовни, сохраняйте дистанцию и не переходите на "ты".
• Продумайте план беседы, излагайте мысли строго, логично и по существу. Отвечая на вопросы, не отходите от основной темы разговора.
• Постарайтесь сократить теоретические разъяснения до минимума, предложите обратиться на ваш личный сайт, подготовьте заранее буклеты, листовки, распечатки по основным проблемам.
• Избегайте крайностей и категоричности, всегда подчёркивайте, что это ваше мнение, и оно сложилось в результате первой встречи, в дальнейшем возможны уточнения или даже изменения. Но при этом излагайте мысль четко и уверенно, без использования форм сомнения: мне кажется, наверно, вряд ли, а вдруг - и так далее.
• Обязательно объясните общий план занятий. Объясните роль родителя в системе обучения и четко обозначьте план действий на длительный срок (например, на два-три месяца) и план действий родителя на ближайшее время, т.е. до следующей встречи.
• При разговоре используйте форму множественного числа 1 лица – мы («Мы будем заниматься, мы будем учить»). Покажите, в ходе разговора, что это проблема теперь и ваша и родителя, а не только ваша или не только родителя. Если проблема требует привлечения других специалистов поясните каких именно и зачем.
• Сразу же определите время и условия занятий, найдите удобное время для всех участников процесса и зафиксируйте его, что бы было понятно, что занятия должны быть постоянными и регулярными.
• Общение педагога и родителя не ограничивается первой встречей. Как правило, после каждого занятия у родителей возникает масса вопросов, отвечая на которые учитель тратить много времени, при этом могут возникнуть вопросы, на которые трудно ответить сразу, без подготовки. Один из вариантов решения – воспользоваться Интернет – ресурсами, возможна организация сайта, общение на форуме, общение по средствам электронной почты.

Итак, мы видим, что эффективная коммуникация педагога и родителя - сложная задача, требующая привлечения различных средств и методов. Поэтому считаем необходимым уделить особое внимание этой проблеме в процессе подготовки будущих специалистов в педагогических вузах и особенно в сфере коррекционной педагогике.