Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрывается прикладной аспект психолого-педагогической поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. С учетом особенностей адаптации тревожных детей старшего дошкольного возраста выявлено основное содержание психолого-педагогической поддержки. Приведены психологические техники работы с тревожными детьми по развитию их адаптационных ресурсов.
Ключевые слова: адаптация, психолого-педагогическая поддержка, тревожность, старший дошкольный возраст. 

Адаптация к детскому саду на протяжении всего периода дошкольного детства остается эмоционально-стрессовым фактором для ребенка. Не является исключением и старший дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок, как правило, уже имеет определенный опыт жизнедеятельности в условиях детского сада, а ситуация адаптации возникает вновь в связи со сменой дошкольного учреждения.

Переход ребенка в новый коллектив сопровождается психологическими трудностями: новое место, незнакомые люди, другие правила – все это требует от него дополнительных усилий для освоения изменившейся ситуации. Поэтому проблема адаптации в детском саду детей старшего дошкольного возраста заслуживает особого внимания и требует разработки собственных механизмов обеспечения вхождения ребенка в новую для него среду.

Общепризнанно, что адаптация  - это двусторонний процесс, который включает, с одной стороны, приспособление личности к изменившимся обстоятельствам (изменение когнитивных структур, действий, представлений), а с другой стороны, преобразование элементов среды в соответствии с потребностями субъекта адаптации. Таким образом, в процессе адаптации активно изменяются как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

Принимая во внимание значимость обеспечения средовых условий для успешной адаптации ребенка, сделаем акцент на развитии его собственных адаптационных ресурсов.

С.А. Ларионова рассматривает адаптационные ресурсы личности как ряд ее социально-психологических и индивидуальных характеристик, определяющих степень адаптированности личности в конкретных социальных условиях [2]. К ним следует отнести уровень физического,  психического и социального развития, состояние здоровья, в том числе психологического, имеющийся адаптационный опыт, настрой на освоение новой среды.

В старшем дошкольном возрасте социальная ситуация развития ребенка характеризуется формирующимся самосознанием. Это значит, что он не только осознает адаптивную ситуацию, но и способен осознанно направлять свои адаптационные ресурсы на овладение новой средой. Чем лучше развиты у ребенка адаптационные ресурсы, тем успешнее ход и результаты адаптации. При слабо выраженных адаптационных ресурсах к объективным сложностям адаптации добавляются и трудности субъективного характера. Так,  дети с высоким уровнем тревожности представляют группу повышенного риска в ситуации адаптации к новому детскому саду.

А.М.Прихожан определяет тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [3].

Тревожные дети очень чувствительны и ранимы, характеризуются чаще всего заниженной самооценкой, остро реагируют на неудачи и оценку окружающих. Даже в безопасных ситуациях, они испытывают проявления повышенного беспокойства, тревоги и страхов. Их характеризует неуверенность в собственных силах, отсутствие мотивации достижений, недостаточная сформированность коммуникативных умений. К последним относятся: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому; неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности; проявление агрессии; уход от ситуации; негативно окрашенный стиль общения (грубость, обзывание, дразнение, упрямство и пр.); авторитарный стиль общения со сверстниками (использование приказов, установление своих правил); агрессивная реакция на педагогическое воздействие.

В адаптивной ситуации индивидуально-типологические и личностные особенности тревожных детей еще более усугубляются, создавая угрозу социальному развитию ребенка. Одним из главных препятствий адаптации является тот отрицательный эмоциональный фон, через призму которого ребенок воспринимает новую среду как опасную для него. Об этом можно судить по поведенческим проявлениям ребенка, спектр которых разнообразен: от ярко выраженных форм (плачет, не хочет расставаться с мамой, отказывается от игровой деятельности, угнетен, агрессивен), до скрытых форм (внешне спокоен, играет, дисциплинирован, но испытывает внутренний дискомфорт).

Наш опыт профессиональной деятельности в дошкольной образовательной организации показывает, что без специальной поддержки со стороны взрослых у тревожных детей, по сравнению с другими вновь пришедшими детьми, период адаптации длится более полутора месяцев и проходит в более тяжелой форме.

О.С. Газман определяет психолого-педагогическую поддержку как комплекс мер по оказанию помощи ребенку, имеющему эмоциональное неблагополучие [1].

Поддержка тревожным детям должна быть направлена не столько на создание условий внешней среды, сколько на развитие адаптационных ресурсов ребенка и снижение уровня тревожности. В первую очередь, необходимо помочь ему восстановить положительный эмоциональный настрой и позитивное восприятие новой ситуации.

Уровень тревоги будет снижаться, если ребенку новая обстановка не будет казаться угрожающей. Для безопасности таким детям необходимо ощущать безусловное и позитивное принятие  со стороны воспитателя.  Улыбка, контакт глаз, ласковые прикосновения, ободряющие слова, вопросы, обращенные к ребенку, все это способствует  установлению эмоционально-личностного контакта между  ним и взрослым. Воспитатель может обратиться к ребенку за незначительной помощью, например, придержать дверь, раздать листы для рисования и т.п.

В первое время нужно помочь наладить его игровую деятельность  и помочь установить контакты с другими детьми.  При этом важно не форсировать события и не включать ребенка в активную деятельность, а так же в игры с элементами соревнования. Особенно важно фиксировать сознание ребенка на его успехах и позитивных моментах прошедшего дня.

Своеобразную психологическую поддержку тревожному ребенку окажет небольшой альбом с семейными фотографиями, любимая игрушка, оберег сделанный или подаренный мамой (подвеска на шею, маленький предмет).

В работе с тревожными детьми в период их адаптации в детском саду целесообразно использовать особые психологические техники. Например, научить ребенка приемам снятия нервно-мышечного напряжения. Можно использовать метод "отреагирования" страха, тревоги, напряжения. Например, мы используем игры – драматизации "в очень страшный, "страшилищный детский сад", где сначала с помощью кукол, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации, причём все "пугающие" моменты должны быть доведены до крайней степени ("так чтобы зрителям было очень страшно"). Кроме того, можно применять приёмы "рисование страхов", "рассказы о страхах", причём акцентироваться должна  тематика жизни ребенка в детском саду. В ходе такой работы поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуации.

Таким образом, стратегия психолого-педагогической поддержки тревожных детей заключается не только и не столько в том, чтобы создать среду, благоприятную для вхождения в нее ребенка, сколько в том, чтобы максимально полно задействовать адаптационные ресурсы ребенка, минимизируя риски адаптации (в данном случае – тревожность). Такой подход  способствует не только ситуативной адаптации, но и позволяет формировать адаптационный потенциал ребенка, необходимый для последующей адаптации в школе.

Ссылки на источники
1. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М., 2002
2. Ларионова С.А. Концептуальная модель социально-психологической адаптации личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003г. - СПб. 2003.
3. Прихожан А.М. Психология тревожности. - СПб. 2009