Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Рассматривается реконструкция и ролевая игра живого действия как основа реконструкции, относящейся к зрелищным видам искусства, а так же ее виды, структура и функции. Реконструкция представлена как самый действенный способ изучения прошлого.  
Ключевые слова: Реконструкция, прошлое, деятельность, история, игра. 

Прошлое всегда с нами,
и все, что мы собой представляем,
все, что мы имеем, исходит из прошлого.
Мы его творение, и мы живем, погруженные в него.
Не понимать этого и не ощущать прошлое
значит, не понимать настоящее.

Д Неру..

 В 60-е годы прошлого столетия появилась новая форма зрелищных искусств, получившая название военно-историческая реконструкция. Тогда в США и Англии, практически одновременно, появились первые клубы, которые занимались прикладной историей гражданских войн – 1642-1651 и 1861-1865 гг. соответственно. Первоначально в них участвовало несколько десятков человек в театральных или подлинных костюмах с применением исторических или воссозданных деталей вооружения и другой атрибутики. Участники клубов исторической реконструкции восстанавливали самые известные фрагменты из времен гражданских войн.

В России реконструкция появилась в 1976 году, когда Олег Соколов создал Ассоциацию Любителей Наполеоновской Эпохи. Впоследствии, до 1980-х годов российское движение реконструкции занималось воссозданием материальной культуры и событий наполеоновских войн от конца XVIII века до 1815 года. Постепенно движение становится массовым и распространяется по всему миру.

Цель данной статьи – рассмотреть понятие зрелищной реконструкции как новой формы получения знаний и навыков. Цель диктует задачи:

– определить основные виды реконструкций и дать им конкретное определение;

- рассмотреть структуру реконструкции и ее базовую основу;

– вывести основные функции реконструкции.

В 1967 году в Ленинградском большом драматическом театре появился спектакль «Правду и ничего кроме правды», в постановке Г. Товстоногова. Автором пьесы был Даниил Натанович Аль. Сюжет пьесы – суд над Октябрьской революцией, который состоялся в 1919 году в Северо-Американских соединенных штатах. Все действующие лица спектакля являлись реально существующими людьми и говорили они именно те слова, которые произносили в суде. Автор не добавил ни единого собственного слова. Все монологи и диалоги героев были запротоколированы при прохождении судебного процесса. Данная пьеса явилась первым результатом литературной реконструкции. Впоследствии Д.Н. Аль реконструировал историю социалистов утопистов в пьесе «Первая глава».  

Таким образом, первым видом реконструкции, которая появилась в России, а фактически в мире, была литературная реконструкция – это создание драматургической основы для театрального спектакля или уличного зрелища, основыванное на строго документальном (зафиксированном) материале – литературное произведение, мемуары, дневники и переписка.

Второй вид реконструкции, историческая реконструкция – восстановление событий прошлого (военного, социального, спортивного или религиозного характера), с соблюдением всей исторической атрибутики: место действия, костюмы, реквизит - предметы, которые существовали именно в восстановленный промежуток времени.  

Историческая реконструкция делится на следующие виды:

Военно-историческая. Особенностью данной реконструкции является то, что она обязательно должна происходить там, где это события произошли в действительности, с использованием подлинной военной формы и оружия. На сегодняшний день сложились основные темы реконструкций – Куликовская битва, Бородинское сражение и события Первой и Второй мировых войн.

Социально-бытовая реконструкция – восстановление событий или условий существования личности или общества в прошлом с соблюдением всех исторических условий

Под Сергиевым Посадом в Подмосковье с января по июль 2014 г. прошел уникальный эксперимент: доброволец реконструировал жизнь русского крестьянина на хуторе Х века. Инициатор проекта «Один в прошлом» управляющий партнер Агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко. Используя только аутентичные технологии, методы, предметы и материалы, он прожил на этом хуторе шесть месяцев [1]. Пока это единственный пример существования отдельного человека в строгом историческом прошлом.

Спортивная реконструкция

Единственной спортивной реконструкцией, можно назвать зажжение огня на открытие летних Олимпийских игр, которая проходит в Греции на месте, где был зажжен огонь первых Олимпийских игр и после этого, факел с олимпийским огнем отправляется в город, где будут проходить очередные Олимпийские игры.

В основе любой реконструкции лежит Ролевая игра – это возможность каждого участника пережить «кусок жизни» любого персонажа литературного или исторического, перенестись в любую историческую эпоху и самому, в соответствии с целями и задачами игры, принять решение.

Впервые ситуационно-ролевые игры на заданную тему были разработаны Джозефом Морено в 1946 году. В основу этой методики им были положены социологические исследования и импровизированные драматические игры, [2], [3]. [4].

Деятельность и ход ролевой игры похожи на театральный спектакль, где между участниками распределены роли, для каждого определена цель или сверхзадача его роли, которую он должен выполнить. Ролевая игра отличается от спектакля тем, что в последнем существует конкретный текст, который произносят актеры. В ролевой игре текст не пишется, а полностью основан на импровизации исполнителя роли того или иного героя. И в этом случае ролевая игра превращается в ролевую игру живого действия. (РИЖД, по-английски LARP — live-action role-playing games или живые квесты). Этот вид игры более конкретизирован и приближен к реальной жизни и в нем моделируемая действительность полностью зависит от игроков и руководителей игры.

С течением времени сложились следующие виды ролевых игр живого действия:

Полевая ролевая игра.

Она проходит на открытом воздухе в определенном месте – лес, поляна, берег озера или водная гладь реки или озера.  

Стационарные ролевые игры.

Для них используют базы отдыха, спортивный или трудовой лагеря.  

Павильонные ролевые игры.

Как правило, они проходят в закрытых помещениях и являются достаточно комфортными.  

Кабинетные ролевые игры.

Для проведения данных игр достаточно одной комнаты. Данные игры характеризует большой уровень условностей и краткое время проведения, в отличии вышеназванных.

Любая ролевая игра должна иметь определенную цель, при ее отсутствии игра не может существовать как не может существовать театр без зрителя. Поэтому цели ролевых игр делятся на два направления – психологические и педагогические. Первые, направлены на то, чтобы добиться психического комфорта, и проводятся под руководством специалиста психолога.

Педагогические ролевые игры проводятся с целью отработки поведения в различных жизненных ситуациях, изменения поведения, что способствует развитию личности и полученные знания, впоследствии, могут применяться в повседневной действительности.

Ролевые игры существуют в двух формах – управляемые и импровизированные.

В управляемой игре ситуация и процесс игры заранее согласуется со всеми участниками, определяются роли, цели, поступки и определяется весь ход деятельности каждого участника. Управляемую игру можно сравнить с театральным спектаклем.

В импровизационных играх, каждый участник выбирает для себя роль, и вся игра проходит спонтанно, главное – достичь поставленной цели. Каждый участник самостоятельно составляет план своей деятельности и действует в зависимости от изменения хода игры. В данной игре, особенно важен свободный ход игровой деятельности.

Исходя из этого, сложились следующие виды ролевых игр;

плановая игра,

театрализованная игра,

игра как – интерактивный театр, импровизационный театр, психологический театр, социальный театр и т.п.

Данные виды предназначены для приобретения знаний в трех различных областях обучения.

Когнитивные цели обучения – Признание собственных способностей и слабостей, пересмотр собственного образа и выбор эффективного поведения.

Аффективные  цели обучения – «Вживание» в чужие роли и ситуации, интерпретация собственных чувств и потребностей, выделение эмоциональных составляющих действия, поддержка самостоятельности и способности принимать решение, увеличение личной гибкости при разрешении жизненных конфликтов.

Психосоциальные цели обучения – Поведение, адекватное роли, поощрение ответственности, умение сотрудничества с окружающими [5].

Отсюда пять основных функций ролевых игр – мотивационно-побудительная, обучающая, воспитательная, ориентирующая и компенсаторная. 

В реконструкции мы можем выделить два основных направления, которые действительно несут новую информацию, тем самым позволяя участникам узнать новое, ранее не знакомое им.

1. «Живая история» (Living history)

Участники этого направления скрупулезно готовят воспроизведение исторического события, воссоздавая все предметы – костюмы, оружие, военные и бытовые вещи, которые существовали в реальности в тот или иной промежуток исторического времени. Они стремятся к скрупулезной точности и отказываются от современных предметов на своих мероприятиях. Это направление прекрасно вписывается в экспозиции экомузеев под открытым небом, такие как Томская писаница или Тюльберский городок, расположенных в Кемеровской области.

Данное направление является самым эффективным для изучения прошлого, так как при работе над подобными реконструкциями, участники познают практически все сферы жизнедеятельности общества определенного исторического периода.

2. Шоу-направление.

Повышенный интерес населения к истории нашей страны, да и не только нашей, привел к появлению различных исторических шоу. Например, бал в средневековом замке или встреча Екатерины II при въезде в Москву 9 сентября 1763 г. Для прохождения коронации [6, 248-250]. Последнее не было реконструировано никем, но тема для шоу великолепна. Данные шоу проводятся под лозунгом «развлекая – просвещай», поэтому основное внимание в них уделяется зрелищности и не требует скрупулезного восстановления исторической реальности.

Рассмотрим основные функции реконструкции.

1. Мотивационная: Для каждой ролевой игры создаются индивидуальные, присущие только данной игре мотивы деятельности, значимые для игроков и которые соответствуют реконструированному времени.

2. Образовательная: за период подготовки к Реконструкции и в ходе ее игрок получает ранее незнакомую ему информацию и знания. Для проведения реконструкции, необходимо создать костюмы и атрибутику времени и все это, как правило, создают сами участники, а для этого необходимы знаниями, которыми участники ранее не обладали.

3. Воспитательная: Изучая время реконструкции, участники знакомятся со временем и социальными законами, существовавшими в заданное время. То есть, они изучают существовавшую систему ценностей конкретного общества, взаимососуществование с другими системами и осваивают культуру поведения и взаимоотношений общества.

4. Развивающая: В процессе реконструкции развиваются быстрота реакции, гибкость ума и поведения в предлагаемых обстоятельствах реконструкции. Развиваются внимание, творческие и трудовые способности, качественно улучшаются организаторские и актерские способности.

5. Коммуникативная: Отрабатываются навыки общения, умения вступать в контакт с окружающими, стабилизируются правила поведения в обществе.

6. Обучающая: В ходе подготовки и проведения реконструкции, участники приобретают разнообразные умения и навыки, которыми они ранее не владели.

7. Компенсаторная: Реконструкции компенсируют у детей потребности проявления взрослости и помогают им включиться в социально-значимые отношения. Взрослые участники в процессе реконструкции могут более точно выразить эмоциональную природу личности, что в реальной жизни бывает невозможным.

8. Терапевтическая: Реконструкция помогает более эффективно разрешать конфликты реальной жизни, снимает агрессивность, стрессы, то есть все отрицательные эмоции, при умелом использовании полученных навыков, помогает бороться с комплексами.

9. Релаксационная: Реконструкция помогает снять эмоциональное напряжение, вызванное нагрузками на нервную систему в повседневной жизни.

10. Психотехническая: Формируются навыки подготовки индивидуального физиологического состояния для более эффективной жизнедеятельности. Помогает перестроить психику для усвоения больших объемов информации.

11. Рекреативная: Реконструкция – самый действенный и эффективный вид отдыха, оставляющий неизгладимый след в сознании участников.

Таким образом, реконструкции сегодня уделяется большое внимание, потому что она действительно является самым эффективным средством изучения прошлого.

Ссылки на источники:

1. Один в прошлом URL http://www.istpravda.ru/reconstructions/7026/

2. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М. , 1958. С. 263 – 285 с.

3. Морено Дж.: Включи свою внутреннюю музыку: Музыкальная терапия и психодрама. М. Когито-Центр, 2009. – 143 с.

4. Морено Дж. Театр спонтанности. – Фонд ментального здоровья, Красноярск, 1993. – C. 114.

5. Авидон И, Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. М. Речь, 2008. – 192 с.

6. Курбатов В.П. Сценография как способ художественного бытия / В.П. Курбатов; ФГОУП ВПО Кемеровский государственный университет культуры и искусств. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. – 555 с. с 248-250.

Kurbatov Vladimir
candidate of Culturology,Kemerovo 

Kurbatova Natalia
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of SKD
Kemerovo state University of culture and arts, Kemerovo
Reconstruction as an effective method of studying the past.
The species. Structure. Functions.
Abstract. Considered reconstruction and role play live action as the basis for reconstruction related to the entertainment arts, as well as its types, structure and functions. Reconstruction is presented as the most effective way of studying the past.
Keywords: Reconstruction, past activities, historical.