Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена педагогическим  технологиям, использование которых позволят реализовать компетентностный подход в образовательном процессе. Полноценная личность формируется только собственными усилиями, поэтому необходима тесная взаимосвязь личного интереса и поиска со стороны студента и творческого подхода со стороны преподавателя. Указаны востребованные технологии, которые позволяют организовать самостоятельную деятельность студентов, развивать толерантность и корпоративность, а также  решать допрофессиональные задачи.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, качество образования, формы и методы обучения, образовательные технологии, качество образования. 

Основная цель профобразования – подготовить квалифицированного специалиста, который бы свободно владел своей профессией, мог  ориентироваться  в смежных областях деятельности; специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, обладал бы социальной и профессиональной мобильностью.

  Образовательное учреждение должно предусматривать активные и интерактивные формы проведения занятий. К ним относятся компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, групповые дискуссии. Эти формы должны  сочетаться  с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

  Вопросы образовательного процесса логически переплетаются с составляющими качества образования и тесно с ними связаны.

КОГО обучаем: абитуриенты → студенты → выпускники возраста 15-19 лет.

ЧТО подразумевает: какими документами должны руководствоваться преподаватели, какая учебная документация должна ими разрабатываться при организации процесса обучения.

КАК обучаем:  вот здесь очень важна способность преподавателя к самообучению и рефлексии, т.к. предстоит выбор методики преподавания и средств обучения.

КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ: профессиональные качества выпускника напрямую зависят от того, насколько правильно, рационально, разумно спланированы и осуществлены ответы на предыдущие вопросы. [1].

  В связи  с тем, что полноценная личность формируется только собственными усилиями, необходима тесная взаимосвязь личного интереса и поиска со стороны студента и творческого подхода со стороны преподавателя. Здесь, как показывает опыт, особое место занимает технология развивающего обучения.

Современный преподаватель должен владеть, как минимум, тремя языками:  своим родным, иностранным языком   и языком технологий…

  Несмотря на многообразие подходов, большинство исследователей в качестве характеристик педагогических технологий называют: системность, целостность, концептуальность, научность, интегративность,  оптимальность затрат, управляемость, диагностичность,  воспроизводимость, гарантированность результатов.

  Наиболее востребованные технологии  позволяют организовать самостоятельную деятельность студентов (приоритетными выступают технологии модульного обучения и балльно-рейтинговой оценки учебных достижений), включать студентов  в исследовательскую, творческую и проектную деятельность; научить работать с различными источниками информации, так как информация сегодня используется как средство организации деятельности, а не цель обучения (информационные технологии, включая технологию дистанционного обучения, технологию развития критического мышления посредством чтения и письма, технологию проблемного обучения). Работу в микрогруппах  позволяет организовать технология организации дискуссии,  т.к. отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности; развивать личность учащегося позволит технология организации самостоятельной работы, технология рефлексивного обучения, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности.

   Решать допрофессиональные задачи  позволит технология анализа конкретных ситуаций, кейс-технология, использование в обучении игровых методов: имитационных, ролевых, деловых и другие видов обучающих игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). «Ученик, выполняя игровую роль, вступая в условно- реальные отношения с другими играющими, приобретает опыт как познавательной и профессиональной деятельности, так и социальных отношений, - говорил А.А. Вербицкий.- В игровой деятельности наиболее развернуто реализуется один из важнейших принципов воспитания – принцип единства знаний и опыта в формировании и развитии личности». [2].

  К числу современных образовательных технологий можно отнести развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию «дебаты»; технологию модульного и блочно-модульного обучения; лекционно-семинарско-зачетную систему обучения; технологию развития «критического мышления»; использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; систему инновационной оценки «портфолио»; технологию дискантного обучения. [3].

 Согласимся с  интересной мыслью японского писателя и переводчика Харуки Мараками: «Была бы цель поставлена – а цепочка проб и ошибок сама приведёт к желаемому результату». Опытные  преподаватели, которые умело владеют языком технологий, всегда  добиваются «желаемого результата»  в образовательной деятельности.

Цель жизни человека – найти гармонию между «хочу», «могу» и «должен». Задача педагога – создать условия для этой гармонии.

Ссылки на источники
1. Психология профессионального образования [Электронный ресурс]: конспект лекций / Н. В. Гафурова, В. И. Лях, Е. В. Феськова и др. – Электрон. дан. (3 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – (Психология профессионального образования : УМКД № 1834/948–2008/ рук. творч. коллектива Н. В. Гафурова). – 1 электрон. опт. диск (DVD). – Систем. требования: Intel Pentium  1 ГГц ; 512 Мб оперативной памяти ; 50 Мб свободного дискового пространства; привод DVD; операционная система Microsoft Windows XP SP 2 / Vista (32 бит) ; Adobe Reader 7.0.- № гос. Регистрации  0320902538.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /текст/ Г.К.   Селевко //-М.: Народное образование, 1998.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.     пособие для студ. пед.вузов и системы повыш. кввалиф. пед. Кадров /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат.-М.: Издательский центр   «