Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы трудовой подготовки подрастающего поколения в России.

Ключевые слова: трудовая подготовка, трудовое воспитание, трудовое обучение, знания, умения, навыки, отношения. 

Закрытие школьных мастерских, изгнание из учебных планов общеобразовательной школы таких предметов как «Трудовое обучение», «Черчение», резкое сокращение финансирования трудового обучения и воспитания привели к существенному снижению уровня трудовой подготовки подрастающего поколения. Всё более дефицитными становятся квалифицированные рабочие – токари, слесари, электрики. Уходят в прошлое различные формы организованного общественно-полезного труда школьников, как например, ученические производственные бригады, школьные лесничества, летние лагеря труда и отдыха. Закрыты многие межшкольные учебно-производственные комбинаты. Фактически запрещены даже работы по самообслуживанию в общеобразовательной школе. Всё это ведёт к тому, что растёт так называемое «безрукое поколение». Проблемы трудовой подготовки молодёжи оказались почемуто вне поля зрения современной педагогики России. Последствия мы видим воочию – взрываются на старте ракеты, в череде авиационных катастроф мы слышим как о ведущей причине – о «человеческом факторе», растёт число техногенных негативных явлений. Так в чём же дело и как исправить ситуацию?

Наиболее очевидными причинами ухудшения трудовой подготовки современной российской молодёжи, на наш взгляд, является пересмотр учебных планов общеобразовательных школ и изменение их не в лучшую сторону с точки зрения готовности к труду, а также будущей профессиональной подготовке. Так, новая образовательная область «Технология» привела к сокращению доли ручных работ и увеличению доли интеллектуальной деятельности учащихся, что не следует признать правильным. Конечно, она предусматривает ряд перспективных направлений, например: информационные и высокие технологии, радиоэлектронику, основы предпринимательства, а также блок, обеспечивающий подготовку к индивидуальной трудовой деятельности в рамках домашнего либо фермерского хозяйства. Тем не менее, развитие ручных умений и навыков не должно быть предано забвению. Так в передовых по качеству образования скандинавских странах «Технология» и «Трудовое обучение» лишь дополняют друг друга, а столярные и слесарные мастерские являются неотъемлемым атрибутом общеобразовательных школ.

Значительно сократилось количество образовательных учреждений начального профессионального образования. К тому же, профессиональная школа не в состоянии компенсировать потери в развитии руки ребёнка в школьных мастерских, соответственно, резко снизилось качество начальной профессиональной подготовки в оставшихся образовательных организациях профессионального образования.

В практике трудовой подготовки ведущей тенденцией в последние годы является переориентация направленности трудовой деятельности человека с установки на участие в коллективном труде, на установку на достижение личного благополучия, преимущественно за счет собственной активности, за счет индивидуального труда. Поэтому возникли серьёзные проблемы с разработкой целей и содержания трудовой подготовки, которые должны учитывать тенденции общественного развития и отражать объективные потребности в формировании личности способной эффективно трудиться в условиях общества с рыночной экономикой.

Понимание трудовой подготовки включает в себя, прежде всего, совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, которые позволяют эффективно и качественно осуществлять процесс трудовой деятельности в различных её видах - интеллектуальной, физической, учебной, досуговой, творческой, а также обслуживающей естественные потребности конкретного человека. Наиболее общие и важные требования к трудовой подготовке предполагают овладение человеком общими основами её организации необходимыми в любом виде труда и включающими ряд важнейших умений и навыков, выработанных на основе систематических знаний, а именно:

-  умения четко определить цель и задачи деятельности, с учетом прогнозируемых результатов; 

-  умения разработать реальный план достижения поставленной цели и решения задач; 

- умений и навыков по обеспечению трудового процесса необходимыми материальными средствами достижения цели - например, оборудованием, инструментами, материалами ит.п.; 

-  умения организовать рабочее место; 

-  умения рационально распределить силы и средства с целью достижения желаемого результата с минимальной затратой сил, средств и времени;

-  умения анализировать процесс и результат собственных трудовых усилий, вносить коррективы в решение последующих трудовых задач.

Необходимо заметить, что стержневым началом личности с позитивной нравственной ориентацией, является трудолюбие - постоянное стремление к активной самостоятельной трудовой деятельности как интеллектуальной, так и физической. Поэтому на любых исторических этапах развития общества следует признать одной из центральных задач работы с подрастающим поколением - воспитание трудолюбия. Ведущим методом здесь является постоянное включение в самостоятельную трудовую деятельность, доступную и посильную для детей.

При этом не следует забывать о необходимости выработки системы отношений у подрастающего поколения к различным сторонам трудовой деятельности, а именно: позитивного отношения к любого вида честному труду как единственному средству удовлетворения возникающих у человека потребностей; положительного отношения к трудовому образу жизни, к людям труда; рационального отношения к предметам и орудиям труда; бережного отношения к окружающей природе, преобразуемой в процессе трудовой деятельности. В целом, решение указанных задач обеспечило бы содействие общему нравственному оздоровлению общества.

С точки зрения потребностей реального рынка труда, приоритетно также развивать у подрастающего поколения активность, самостоятельность, инициативность, умение самим находить сферу приложения собственных сил. Пассивность в современных условиях может привести к невозможности устроить свою собственную жизнь, а также жизнь близких людей, к жизненным катастрофам.

Весьма значимыми для жизни в современных условиях являются адаптационные способности человека. Постоянно изменяющиеся условия жизни, изменения не рынке труда, а также экономических и материальных условий трудовой деятельности требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения предусматривать возможные изменения и соответственно менять сферу деятельности, перестраиваться психологически. Целесообразно также психологически готовить учащихся к включению в будущем в честную конкурентную борьбу и, соответственно, развивать такое качество как конкурентоспособность.

Что касается содержания общего образования, то здесь имеется тенденция к сокращению доли естественнонаучной подготовки и падению её качества. Необходим пересмотр содержания общего образования. Системообразующим фактором здесь могли бы служить наиболее общие, характерные для различных типов производств и сфер трудовой деятельности человека биологические, физические, химические процессы. Курс на гуманитаризацию общего образования резко понизил возможности современной школы в приобретении учащимися базовых системных знаний необходимых как для дальнейшей профессиональной подготовки, так и для последующей самостоятельной трудовой деятельности.

Также следует признать целесообразной выработку у учащихся устойчивых умений и навыков по обработке наиболее употребительных материалов, таких как бумага, картон, древесина, металл, ткань, природные материалы наиболее распространенными инструментами: молоток, пила, рубанок, нож, напильник, ножницы, игла и т.п. Эти умения и навыки необходимы почти каждому человеку, как для последующего профессионального обучения, так и для повседневной жизни. Кроме того, без соответствующего физического развития не может быть обеспечен баланс в общем развитии человека, его различных задатков и способностей. Сокращение доли реальной деятельности школьников является одной из причин плачевного состояния не только физического, но и психического здоровья молодёжи. Достаточно посмотреть статистику медицинских призывных комиссий.Общеизвестно также, что своевременно не развитые задатки детей в дальнейшем не могут быть развиты в полной мере, т.к. природа не восстанавливает полностью не востребованного своевременно. Поэтому, весьма значимым является своевременное развитие руки, глазомера, пространственных ощущений, координации и ловкости движений, тактильных и термических рецепторов, физических качеств, необходимых для эффективной напряженной трудовой деятельности, а также выявление и развитие присущих ребенку склонностей к определенным видам физического либо интеллектуального труда. На этапе школьного образования может быть наиболее эффективно выстроена система определения профессиональных склонностей и профессиональной пригодности детей и система профессиональной ориентации в целом.

Речь не идёт о возвращении в прошлое, но сами по себе педагогические идеи не меняются. И как бы мы не называли то, что необходимо развивать или формировать у молодёжи – пресловутыми «ЗУНами» или новомодными компетенциями и компетентностями, но сущность их в реальной жизни остаётся той же. Поэтому, необходимо принимать решительные меры для исправления ситуации – на основе современной идеологии, использовании современной элементной базы, с учётом потребностей рынка труда. В этом контексте представляется разумным возвращение в учебные планы общеобразовательных школ самостоятельного предмета «Трудовое обучение» параллельно образовательной области «Технология», восстановление школьных мастерских, сохранение хотя бы оставшихся учебно-производственных комбинатов, сохранение и укрепление начального профессионального образования. Имеются основания полагать, что потребности производства, рынка труда, приведут в ближайшие годы к возрождению интереса к проблемам трудовой подготовки молодёжи на уровне педагогической науки и государства.