Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье на основе опыта подготовки сотрудников полиции в Тюменском институте повышения квалификации МВД России, а также компетентностного подхода в образовании рассмотрены возможности применения практикоориентированного обучения в системе дополнительного профессионального образования образовательных учреждений МВД России.
Ключевые слова: знания, дополнительное профессиональное образование, компетентность, компетентностный подход, метод моделируемых ситуаций, навыки, практикоориентированное обучение, принцип практической направленности образования, умения.

«Я слышу и забываю,
я вижу и запоминаю,
я делаю и понимаю».
Китайская поговорка

 В последнее время в педагогике пристальное внимание уделяется компетентностному подходу в образовании, основанному на ключевых компетенциях [1,2,3,4,5]. Как справедливо отмечает В.А. Кудин «Тенденция движения от понятия «знание» к понятию «компетентность» является общемировой. Она выражается в том, что усиление познавательных начал в современной профессиональной деятельности не покрывается традиционными понятиями «знания», «умения» и «навыки». Более адекватным становится понятие «компетентность» [6, С.4].

Не смотря на относительную «молодость» практико-ориентированного обучения в России выделяют несколько подходов к его определению. Одни авторы (П. Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности. Указанными авторами ставится задача обновления содержания образования путем усиления его практической направленности, но при сохранении фундаментальности.  Не умаляя значимость теоретического блока, компетентностный подход нацеливает образовательные программы на разработку тех форм учебного процесса, которые позволяют эффективно формировать компетенции - практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования и т. п. Другие авторы (А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева и др.) становление практико-ориентированного образования связывают с использованием возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин[7].

Р.А. Аджимуллаева отмечает, «принцип практической направленности образования является одним из фундаментальных дидактических принципов, который признается большинством педагогов и входит почти во все учебники по педагогике. Реализация этого принципа по определению разрешает противоречие между теорией и практикой профессиональной подготовки, определяет все элементы процесса обучения и воспитания» [8]. Согласно этому принципу, отмечают Н.Ф. Гейжан и Р.А. Аджимуллаева, преподаватель первостепенное внимание уделяет связи теории с практикой, максимально приближает условия обучения к условиям деятельности специалиста, учитывает проблемы, в ней возникающие, предлагает конструктивные пути их разрешения [1, С. 123].

Сказанное в полной мере относится и к дополнительному образованию в системе МВД, поскольку на первое место выходит многоуровневая практикоориентированная система непрерывного профессионального образования [4, С. 72].

Так, Е.И. Мещерякова определяет практико-ориентированную технологию обучения в учебных заведениях системы МВД как последовательность целенаправленных педагогических процедур, операций и приемов, в совокупности составляющих целостную дидактическую систему, реализация которой обеспечивает формирование профессионально-значимых качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень готовности обучаемых к осуществлению практической правоприменительной деятельности [5]. Для обучения будущих специалистов ОВД, по ее мнению, проектирование и использование практико-ориентированных технологий сложная и многогранная деятельность, при которой преподаватель становится автором проекта, реализация которого позволяет сформировать у будущих специалистов значимые профессиональные качества личности, подготовить их к профессиональной правоприменительной деятельности [5].

Рассмотрим как реализуется указанный принцип в образовательных учреждениях дополнительного образования на примере обучения в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России (далее ТИПК МВД России), где основной особенностью является то, что в короткие сроки обучения (в большинстве случаев это 10-14 дней) необходимо дать слушателю максимально возможный объем интересующей его информации с целью развития и совершенствования его профессиональных знаний, умений и навыков. Кроме повышения квалификации в ТИПК МВД России осуществляется подготовка специалистов для органов внутренних дел в рамках профессионального обучения и переподготовки, которые рассчитаны на больший срок до шести месяцев, что тоже по сравнению даже со средне специальным образованием представляет собой весьма короткие сроки обучения. От того, как будет решена задача учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса, зависит, успеет ли слушатель приобрести за установленный срок обучения недостающие ему для служебной деятельности знания и навыки работы и в конечном счете повысить свой профессиональный уровень. Именно поэтому в дополнительном профессиональном образовании немаловажное значение приобретает применение практико-ориентированных технологий.

Признаками практикоориентированного обучения являются:
•общее количество часов, отведенных на практическое образование, составляет не менее 50 % времени обучения;
• использование в обучении креативных методов (метод проблемно-ориентированного обучения, метод проектов и др.);
• ориентация обучения на работу в группе, команде;
• интеграция учебных дисциплин как «способ приближения» учебной (аудиторной) ситуации к реальной, способ создания целостного представления о будущей профессиональной деятельности;
• большинство преподавателей имеет значительный опыт практической работы, и, продолжая преподавать, они постоянно обращаются к практической деятельности, которую рассматривают как источник повышения квалификации, профессионального мастерства.

В условиях внедрения практико-ориентированных методов обучения в ТИПК МВД России разработка программ дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, профессиональной переподготовки строится по пути оптимизации практико-ориентированного обучения, которое проявляется прежде всего в значительном повышения объема практических занятий и насыщения их проблематикой профессиональной деятельности, внедрением элементов деловых и ролевых игр. Так в настоящий момент все учебно-тематические планы сориентированы на практические занятия, которые занимают 80-90% от всего курса обучения. При этом профессорско-преподавательский состав старается применять различные активные формы обучения – это и деловые (ролевые) игры, выездные занятия, комплексные учебно-тактические учения, круглые столы и др. Все программы проходят процедуру согласования с соответствующими подразделениями УМВД по Тюменской области, что также позволяет своевременно реагировать на потребности практики в формировании тех или иных навыков и умений сотрудников полиции, что является еще одной формой взаимодействия теории и практики.

Практико-ориентированное обучение предполагает создание и  особых форм (мест) профессиональной занятости  слушателей с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности по осваиваемому профилю обучения. Это прежде всего создание различных полигонов, автоматизированных рабочих мест, приобретение специальных технических средств, применяемых в работе сотрудниками полиции. На базе ТИПК МВД России для этого созданы как специализированные классы (например, класс подготовки специалистов ДПС, оказания первой помощи), так и специальные полигоны для проведения практических занятий, в том числе в рамках практикоориентированного обучения. И это не случайно, поскольку привить навыки, например, личного досмотра, досмотра транспортных средств, осмотра места происшествия, применения многих технических средств и т.д. невозможно не выходя из учебных классов, не моделируя реальные жизненные ситуации. Для организации работы по созданию практико-ориентированных форм создается практико-ориентированная площадка, под которой понимается «место, где должен присутствовать обучаемый для выполнения практических задач, и все профессиональные процессы, функции и результаты деятельности, присущие этому месту и описанные на бумаге в форме положения об этом месте» [9].
Следует согласиться с Т.А. Фатеевым, что в отличие от академически-ориентированной модели, направленной главным образом на углубленное понимание предмета или предметной области, на их научную разработку, на подготовку исследователей в той или иной сфере, программы с практической направленностью сориентированы главным образом на овладение практическими навыками, умениями, ноу-хау, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере [10].
Практикоориентированное обучение, отмечает Г.А. Тырыгина, это освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле, формирование у студентов профессиональных компетенций (как общепрофессиональных, так и специальных) за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время [9].
На передний план в ТИПК МВД России, по сравнению с традиционными занятиями в институтах высшего профессионального образования, поставлены занятия с использованием методов кейса, анализа конкретных ситуаций, моделируемых ситуаций и т.п.
Метод моделируемых ситуаций позволяет соотнести учебную информацию с профессиональной деятельностью сотрудника полиции. Так, группа делиться на подгруппы, в которых выделяются статисты, разыгрывающие заданные ситуации, под руководством преподавателя. Другой группе дается задание, без детализации ситуации и она самостоятельно принимает решение по проигрываемой ситуации. Затем обсуждаются ошибки, допущенные при выполнении задания и группа составляет необходимые процессуальные и служебные документы. Оценка выставляется как за выполнение непосредственного задания, так и за правильность составления документов.
Технология метода моделируемых ситуаций (имитационного обучения) включает в себя как игровые, так и неигровые методы. К игровым методам относятся все виды игр. К неигровым методам относятся анализ, обсуждение конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с документами и т.д.
Метод моделируемых ситуаций служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов (метод имитационного обучения) - это осмысленная деятельность слушателей, руководимая преподавателем, по решению практических задач путем имитационного моделирования ситуаций, отражающих процессы профессиональной деятельности, где каждый из участников выполняет действия, предусмотренные его ролью (должностью).
Использование указанного метода при подготовке сотрудников полиции предполагает комплексный подход, которые предполагает два этапа решения ситуации. На первой слушатели при помощи статистов проигрывают предложенную ситуацию, на второй составляют необходимые служебные и процессуальные документы. При этом постоянно закрепляются навыки квалификации административных правонарушений в соответствующих областях безопасности дорожного движения, а также алгоритм действий сотрудников в конкретной ситуации, применительно к полномочиям в рамках административно-юрисдикционной деятельности соответствующей категории обучаемых. Именно за счет многократного повторения совершения однотипных действий (остановка транспортного средства, представления гражданам, проверка документов и т.п.), а также многократное составление процессуальных документов (рапорт, протокол и т.д.) совершенствуются навыки и умения, а также активизируется познавательная деятельность слушателей [3, С. 235-236]. Рассмотренный метод является преобладающим при проведении специализированных модулей.
Одной из форм контроля знаний слушателей профессионального обучения является подготовка практикума. Задания для слушателей соответствующей категории подобраны таким образом, что позволяют охватить практически все типичные ситуации, встречающиеся в их деятельности, в результате чего по окончании обучения у них остается фактически практическое пособие с макетами дел об административных правонарушений, либо криминалистических и следственных ситуаций, а также образцы всех процессуальных материалов, составляемых сотрудниками полиции в повседневной деятельности. После проверки практикума слушатели по желанию могут забрать практикум для использования в практической деятельности.
Подготовка преподавателями методических материалов для подобного вида занятий осуществляется, в том числе, с учетом опыта различных регионов за счет занятий проводимых в рамках дополнительного профессионального образования. Прибывающие на указанное обучение сотрудники обладают большим практическим опытом, пренебрежение которым недопустимо. С одной стороны он активизирует занятия в системе дополнительного профессионального образования за счет выработки единых подходов правоприменительной практики, с другой служат основой создания новых моделируемых ситуаций для слушателей профессионального обучения. Учитывая территориальные особенности различных регионов правоприменительная практика бывает диаметрально противоположной, в связи с чем типичные ситуации разрешаются неодинаково. В таком случае роль преподавателя организовать обмен мнениями и обсуждение в таком русле, чтобы слушатели смогли с его помощью выработать единый подход к решению таких казусов.
После проведения занятий с использованием метода моделируемых ситуаций, организуются выездные занятия, на которых закрепляются навыки и умения сотрудника полиции. При проведении таких занятий обучаемые выполняют задания, которые ставит сама жизненная ситуация. Под руководством преподавателя и практического работника они учатся принимать решения и составлять проекты процессуальных документов в условиях приближенных к реальным. Это могут быть занятия как с выездом на стационарный пост полиции, где под контролем соответствующих нарядов ДПС закрепляются полученные навыки несения службы, так и выход с имитацией скрытого контроля, когда слушатели выявляют правонарушения и при необходимости проводя профилактическую беседу или при выявлении грубых нарушений вызывают наряд ДПС, либо совместно с участковыми уполномоченными осуществляют обход административного участка, прием граждан и т.п. Если одна форма направлена на выявление недостатков в формировании навыков несения службы, то вторая – навыков квалификации административных правонарушений и их фиксации.
Для отдельных сотрудников полиции, в частности инспекторов ДПС, сотрудников ППС, ОВО, присуща деятельность, построенная  на основе умения именно работы в команде, поскольку службу они несут в составе нарядов. Для выработки навыков работы в группе и проведения тренинговых занятий созданы специализированные аудитории и закуплена специальная мебель – круглые столы, позволяющая вести занятия в группах, что, несомненно, способствует улучшению работы в рамках практико-ориенторованного обучения, позволяя слушателям получать навыки работы в группе.
Навыки работы в команде отрабатываются и во время несения службы по охране общественного порядка на объектах инфраструктуры г. Тюмени, которая проводится в рамках производственной практики, по согласованию с УМВД по Тюменской области, когда слушатели отрабатывают навыки и умения под руководством практических сотрудников полиции, которые назначаются старшими в соответствующих нарядах. Конечно самостоятельно процессуальные действия слушатели выполнять не могут, но вот ряд административных действий ими отрабатываются: проверка документов, пресечения правонарушений, доставление правонарушителей и т.д. Об эффективности такой формы практики свидетельствуют как результаты работы нарядов, в состав которых входили слушатели ТИПК, так потребность практических органов в привлечении наших обучаемых. Оставшиеся часы практики обучаемые проходят уже непосредственно в подразделениях комплектующих органов под руководством наставников, на основании плана-задания, полученного в ТИПК.
Технология практико-ориентированного обучения юриста, по мнению И.С. Мещеряковой, направлена на обеспечение соблюдения действующего законодательства, защиту законных интересов государства, юридических и физических лиц, а также чести и достоинства граждан [11].
Так, в частности, учитывая, что в своей повседневной деятельности сотрудники дорожно-патрульной службы ГИБДД постоянно взаимодействуют с участниками дорожного движения, поскольку контроль и надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является одной из их основных функций, сотрудники ППС с гражданами находящимися в общественных местах, они должны обладать необходимыми знаниями и навыками по разрешению конфликтных ситуаций, возникающих с участниками дорожного движения, лицами нарушающими общественных порядок и т.п.
Для формирования соответствующих навыков из правоприменительной практики подобраны ситуационные задачи и видеоролики, в которых участники дорожного движения оказывают противодействие законным требованиям сотрудников полиции. Учитывая публичность действий сотрудников ДПС и реализацию принципа открытости деятельности полиции, когда участникам дорожного движения разрешено производить фото-видеофиксацию действия сотрудников ДПС, очень часто видеоролики с их действиями оказываются в сети Интернет. Значительно реже это происходит и с видео записями действий других сотрудников полиции (ППС, участковых уполномоченных). При этом, используя законодательную не урегулированность данного процесса, так называемые «режиссеры» выставляют их со своими комментариями, чаще всего не соответствующими действующему законодательству, призывающие в некоторых случаях к прямому противодействию законным действиям сотрудников полиции и не исполнению обязанностей как участников общественных отношений (предъявить документы на право управления транспортным средством, документы удостоверяющие личность, пройти освидетельствование, проследовать в отдел полиции и т.д.), так и злоупотреблению своими правами. В отдельных случаях такие ролики называют даже пособиями «как уйти от административной ответственности» и т.п.
Поэтому при разработке методических рекомендаций для проведения практических занятий, профессорско-преподавательским составом Института разработаны отдельные алгоритмы действий, в частности сотрудников ДПС в конфликтных ситуациях, которые используются не только как учебный материал, но и апробируются в практической деятельности Госавтоинспекции разных регионов [12, 13].
Завершается обучение модулем итогового контроля (комплексным междисциплинарным экзаменом) для профессионального обучения и итоговым экзаменом для дополнительного профессионального образования. Здесь также находит свое отражение практико-ориентированный подход [3, С. 236], поскольку включает в себя две части теоретическую и практическую. При этом слушатели профессионального обучения проходят испытание в два дня, где в один из дней применяется метод моделирования ситуаций, как правило, дается комплексная задача, в которой подразумевается как совершение административного правонарушения, подведомственного данной категории обучаемых, так и противодействие каким-либо образом сотруднику полиции (например, отказ передать документы, поднять стекло, пройти весовой контроль, оказание неповиновения и т.д.), а во второй проверка теоретических знаний и навыков квалификации и фиксации административных правонарушений.
Особая роль в практико-ориенторованном обучении отведена самостоятельной подготовке слушателей, акцент в которой как справедливо отмечает В.А. Иоголевич, должен быть перенесен с закрепления пройденного материла на самостоятельное изучение нормативных правовых актов и рекомендованной литературы [2, С. 16]. Это, на наш взгляд, с одной стороны уменьшение количества теоретических занятий в учебном плане, с другой стороны возрождение такой эффективной ретро-формы обучения как конспектирование первоисточников. Учитывая огромный массив нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Госавтоинспекции, полагаем необходимым разрабатывать задания на самостоятельную подготовку, позволяющие сформировать у слушателей навыки изучения правовой основы своей деятельности. Использование индивидуальных письменных заданий, учитывающих уровень подготовки слушателей и их способности, повышает эффективность и практическую отдачу самоподготовки. С целью повышения эффективности организуемой самостоятельной подготовки профессионального  обучения  преподаватели должны использовать контрольные задания, связанные с текущим заданием (найти…; объяснить…; подтвердить…; и т.д.). В ходе этой работы развиваются навыки самостоятельности, творческого мышления, анализа и систематизации изученного материала.
Таким образом, можно выделить следующие основные практико-ориентированные формы (методы) обучения в ТИПК МВД России.
- анализ конкретных ситуаций;
- метод моделируемых ситуаций;
- проведение занятий на специализированных полигонах;
- проведение межкафедральных (междисциплинарных) занятий;
- проведение выездных занятий;
- привлечение практических работников;
- формирование умений и навыков самообразовательной деятельности  слушателей. 
 
Ссылки на источники
1. Гейжан Н.Ф., Аджимуллаева Р.А. Практико-ориентированные методы обучения в процессе профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007. С. 123-128;
2. Иоголевич В.А. Профессионально-прикладную направленность - в основу обучения // Вестник кадровой политики МВД России. 2010. № 1.` С. 13- 18;
3. Иоголевич В.А., Иоголевич Н.И. Компетентностный подход в образовании и прикладная направленность профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов как субъектов деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1 (53). С. 233-237;
4.  Кубышко В.Л. Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012, № 4 (51). С. 72-73;
5. Мещерякова Е. И., Панферкина И.С. Управление практико/ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально/личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2013, № 2 (53). С. 21-24.
6. Кудин В.А. О профессиональной подготовке специалистов для ОВД на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 3 (51). С. 4.
7. Галимуллина Н. М. Практико-ориентированное обучение как ключевой принцип подготовки PR-специалистов в вузе[электронный ресурс] // http://www.pandia.ru/text/77/156/20979.php.
8. Аджимуллаева Р.А. Становление практико-ориентированных методов обучения в высшей школе [электронный ресурс] // http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-praktiko-orientirovannyh-metodov-obucheniya-v-vysshey-shkole.
9. Тырыгина Г.А. О компетентностно-ориентированной практике студентов ИТ-специальностей [электронный ресурс] // http://2008.it-edu.ru/pages/Conference-works.
10. Фатеева И. А. Практико-ориентированное обучение журналистике: традиции и перспективы [Электронный ресурс] // Медиаскоп. – Электрон. журнал 2008. №1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/82.
11. Мещерякова И.С. Профессионально-личностное становление студентов - будущих юристов в условиях практико-ориентированного обучения. Автор… к.пед.н. Воронеж. 2008. С. 7-8.
12. Вопросы правовой оценки и предупреждения отдельных ситуаций нарушения законности в деятельности сотрудников ГИБДД: Методические рекомендации. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013. 45 с.;
13. Иванова С.И. Действия инспектора ДПС по противодействию неповиновению законным требованиям сотрудника полиции при осуществлении контрольно-надзорной деятельности за участниками дорожного движения, а равно воспрепятствованию такой деятельности // Вестник УМВД России по Тюменской области. 2013. № 1. С.42-46.
 
Ivanova Svetlana Ivanovna
Candidate of legal sciences, docent, docent chair of the Administrative activity Department of Law Enforcement agencies of the Tyumen Institute of Advanced Training of the Internal Affairs Ministry Personnel of the Russian Federation, Tyumen.
Abstract: On the basis of experience in training police in the Tyumen Institute for Advanced Russian Ministry of Internal Affairs, as well as competence-based approach in education are considered the possibility of using as practice teaching system of additional vocational training educational institutions Ministry Personnel of the Russian Federation.
Keywords: knowledge, continuing professional education, competence, competence approach, method of simulated situations, skills, practice-teaching, the principle of practical orientation of education, skills