Современные тенденции развития нашего общества связаны с определением новых запросов к подготовке будущих учителей. Важность общественного запроса подтверждается приоритетными программными документами развития образовательной сферы, в частности введением профессионального стандарта педагога, в котором задаются конкретные требования к квалификации учителя. Современный успешный учитель должен обладать многими компетенциями в своей профессиональной сфере, и новый стандарт дополняет этот список умением работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, «готовностью принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку» [5].
Отвечая данным требованиям, необходимо сделать парадигмальный акцент в подготовке учителя не только на профессиональной составляющей, но и на его личностном становлении, формировании необходимого уровня духовно-нравственного развития. Таким интегрирующим образованием будущих учителей является гуманистическое мировоззрение, которое проявляется через «личностные взгляды и убеждения, прошедшие стадию переживаний и осознания, определяющие духовность и ценностные отношения, собственное «Я», творческое и деятельностное отношение к миру, к людям, к своему месту в обществе» [6]. Становление гуманистического мировоззрения будущих учителей сегодня строится на идее сохранения традиционных аксиологических ценностей, принципе гармонизации личных и общественных интересов, развитии способностей у будущих специалистов осуществлять педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.
Методологической платформой развития гуманистического мировоззрения будущих учителей являются идеи гуманной педагогики. Парадигма гуманной педагогики ориентирует будущего учителя на превращение ребенка в добровольного и заинтересованного соратника, единомышленника. Основные постулаты гуманной педагогики – вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение его личности, направленность на служение добру и справедливости.
Ведущими идеями парадигмы гуманной педагогики, на которых целесообразно строить подготовку будущих учителей, являются:
1) предоставление права для свободного всестороннего развития человека, уважение достоинства его личности (А. И. Герцен,В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский);
2) развитие творческой индивидуальности личности, дух вольнолюбия и свободолюбия (Царскосельский лицей);
3) самоценность человеческой личности (К. Д. Ушинский);
4) нравственно автономная, самоопределяющаяся личность(П. П. Блонский, С. Т. Шацкий);
5) гармонизация личных и общественных интересов; забота об улучшении окружающей жизни, принесение пользы и радости близким и далеким людям (А. С. Макаренко, И. П. Иванов);
6) синтез идеи прав человека с идеями справедливости, совести, духовности (Е. В. Бондаревская) [3, с. 124-125].
Дополнение идей гуманной педагогики технологией педагогической поддержки (Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин) позволит будущим учителям освоить принципы социально-педагогического проектирования.
«Поддержка только тогда будет нормой педагогической деятельности, когда педагог окажется человеком, небезразличным к жизненным проблемам ребенка, не только готовым подставить свое плечо для опоры, но и профессионально владеющим средствами «выращивания» в ребенке способностей находить опоры в самом себе» [4, с. 31].
В данном контексте педагогическая поддержка понимается как оказание превентивной (предупреждающей) и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением – экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором [2, с. 180].
Педагогическая поддержка является механизмом оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в обретении их внутренней свободы. Это индивидуализированный процесс, направленный на развитие уникальности личности, содействие ее автономному и духовному становлению.
Становление гуманистическогомировоззрения будущего учителя в рамках педагогического образования, требует сложной психологической перестройки уже взрослого человека, пересмотра многих правил его поведения и позиций. Г. А. Берулава и М. Н. Берулава подчеркивают важность вуза в профессиональном становлении будущего учителя, а именно в формировании продуктивных поведенческих стереотипов. В системе обучения должны разрушаться стереотипы в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья и создаваться условия для формирования профессиональной установки на оказание помощи любому ребенку. Педагоги предлагают создавать специальные ситуации в рамках профессионального обучения, где и происходила бы стимуляция такого поведения. Вместе с тем это система не нова и активно применялась в советское время, когда обучающимся «предлагались и успешно ими интериоризировались образцы нравственного поведения» [1]. Имея определенный уровень духовно-нравственного социального поведения, будущий учитель будет отвечать современным требованиям профессионального стандарта педагога.
Таким образом, становление гуманистического мировоззрения будущих учителей в вузе определяется как профессиональная основа оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ссылки на источники:
- Берулава Г. А., Берулава М. Н. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика.– 2012.– № 4. –С. 15.
- Газман, О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
- Методология педагогической науки: учебное пособие / Под ред. О. В. Лебедевой. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 124-125.
- Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-метод. Пособие [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. – М.: МИРОС, с.201. – 208.
- Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://минобрнауки. рф/ (дата обращения:6.01.14).
- Становление гуманистического мировоззрения личности: пособие для педагогических вузов / Под ред. Р. М. Роговой. М., 1994.