В настоящее время значительно возросло количество новых теоретических и практических задач, отличающихся междисциплинарным характером, что привело к изменению требований к специалистам [1]. Решение таких задач требует значительного изменения характера профессиональной деятельности специалистов, что, в свою очередь, подразумевает существенное изменение характера подготовки специалистов нового типа, владеющих навыками оценивания ситуации в целом, творческого подхода к поиску решения, прогнозирования результата. В современном обществе, где ценность информации находится на одном уровне с материальными ресурсами, а обработка и поддержание её стремительно увеличивающегося объёма в актуальном состоянии возможны только с помощью компьютерной техники, к качеству подготовки специалистов в области информационных технологий предъявляются повышенные требования.
Одним из важнейших требований в настоящее время является информатизация образования, включающая изучение закономерностей распространения информации в обществе, процессов формирования информационной компетентности, процессов совершенствования сбора и обработки информации. Формирование информационной компетентности можно рассматривать как развитие у студентов способностей ведения поиска, идентификации информации, анализа и отбора нужной, преобразование информации в знание. Поэтому в процессе подготовки специалистов нового поколения необходимо научить их осуществлять поиск и обработку необходимой информации, решать практические задачи. В связи с новыми условиями обучения, потребностями информационного общества появилась необходимость организации процесса обучения на основе современных информационных технологий.
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет значительно разнообразить средства обучения. Если ранее многие сложные понятия не могли быть представлены визуально, что затрудняло их понимание, а возможности преподавателей ограничивались только имеющимися у них традиционными средствами, то в сегодняшних условиях новые технологии позволяют преподавателям знакомить студентов со сложными понятиями и с большей легкостью решать интеллектуальные задачи [2].
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет также разнообразить деятельность студентов в процессе обучения, активизировать их внимание, способствовать повышению творческого потенциала личности. Применение презентаций, схем, таблиц на учебных занятиях способствует экономии времени и более эстетичному представлению теоретического материала.
Одной из форм использования ИКТ на занятиях является применение интерактивной доски. Широкие возможности интерактивных досок позволяют сделать учебные занятия более насыщенными и динамичными. Применение ИКТ в образовательном процессе способствует развитию информационного общества, так как информационные технологии позволяют расширить возможности представления учебной информации, использование компьютеров позволяет повысить мотивацию студентов к обучению, способствует раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения студентов позволяет значительно расширить возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. ИКТ позволяют обеспечить гибкость управления процессом обучения, а также существенно изменить контроль за учебной деятельностью студентов. Применение компьютеров на учебных занятиях способствует развитию рефлексии у обучающихся. Специальное программное обеспечение, используемое в процессе обучения, позволяет студентам наглядно представить результат своих действий, определить этап решения задачи, на котором допущена ошибка, и исправить ее.
Итак, можно заключить, что применение информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения студентов позволяет преподавателю использовать новые и разнообразные формы работы. Это предоставляет обучающимся огромный спектр учебных действий, который позволяет значительно разнообразить и видоизменить учебный процесс. Информационные ресурсы дают преподавателю возможность сделать аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов более интересными, динамичными и привлекательными.
Как следствие процесса информатизации наблюдается стремительное формирование информационной образовательной среды, что приводит, в частности, к широкомасштабному применению Интернета в учебном процессе [3]. Ресурсы Интернет используются на всех уровнях и во всех формах получения образования и являются основой образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей.
Применение информационно-телекоммуникационных технологий в процессе формирования информационной образовательной среды позволяет реализовать качественно новые возможности образовательного процесса [4].
Информационная образовательная среда является неотъемлемой составляющей образовательного пространства. Она включает в себя такую совокупность сред, как субъектная, ресурсная, технологическая, рефлексивная и продуктная. Субъектная среда представляет собой область взаимодействия преподавателя и студента. Ресурсная – включает материальную базу и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Технологическая среда представляет собой набор технологий, используемых преподавателем в учебном процессе. Рефлексивная – обеспечивает осмысление субъектами образовательного процесса самих себя в нем, своих партнеров, отношения с ними, характер взаимодействия, мысленное проектирование ресурсного обеспечения, а также технологическую составляющую процесса образования [5]. Продуктная среда позволяет оценить результат учебного процесса.
Интерактивность как свойство компьютерных телекоммуникаций при работе с любым электронным средством обучения, любой информацией открывает возможность решения следующих дидактических задач:
- дифференциация обучения;
- активизация деятельности обучаемого на уровне взаимодействия с программой, сетевым курсом, электронным учебником и т. д.;
- применение ресурсов сети Интернет в познавательной деятельности обучающихся;
- самостоятельная работа с информацией;
- углубление ранее приобретенных знаний, формирование и совершенствование необходимых умений и навыков;
- самостоятельная деятельность обучающихся по ликвидации пробелов в знаниях;
- иллюстрирование теоретических понятий с использованием мультимедиа-средств;
- формирование культуры умственного труда на основе осуществления доступа к необходимым справочным материалам, словарям, тезаурусам, энциклопедиям [6].
Взаимодействие с участниками образовательного процесса посредством Интернета осуществляется на основе:
- организации совместной деятельности в процессе общения в малых группах сотрудничества;
- обмена мнениями, дискуссии в режиме онлайн или офлайн;
- осуществления контроля и управления учебной деятельности обучающихся со стороны преподавателя;
- консультаций преподавателя в процессе учебной деятельности;
- контактов с внешними партнерами, не являющимися непосредственными участниками учебного процесса;
- совместной деятельности с партнерами по проектной деятельности в других регионах, странах.
Рассмотрим информационную образовательную среду освоения профессиональной дисциплины «Мировые информационные ресурсы».
Курс «Мировые информационные ресурсы» включен в блок профессиональных дисциплин направления подготовки «Прикладная информатика». Преподавание осуществляется в седьмом семестре, когда уже изучена большая часть дисциплин учебного плана, что позволяет рассматривать содержание курса на высоком научном и теоретическом уровне. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний о состоянии рынка информационных ресурсов и услуг, практических навыков по их получению, использованию при принятии управленческих решений в экономике.
Курс мировых информационных ресурсов практико-ориентированный и содержит 36 часов лабораторных работ, которые проводятся в компьютерных классах, оснащенных современными компьютерами, соединенными в локальную сеть, с возможностью доступа в сеть Интернет.
В качестве основных принципов проведения лабораторных работ по дисциплине мы предлагаем следующие:
- Опора на теоретические знания, полученные на лекционных занятиях.
- Определение заданий на лабораторные работы, направленных на решение производственных задач, связанных с производственными функциями.
- Предоставление студентам свободы выбора действий при выполнении заданий.
- Связь заданий с областью применения производственных функций (защита информации).
- Создание организационно-педагогических условий, приближенных к производству [7].
Лабораторный практикум представлен двумя компонентами: информационным и деятельностным. Информационный блок содержит методологические основы работы с информацией, деятельностный – задания, критерии оценивания полученных результатов и контрольные вопросы для последующей защиты выполненных лабораторных работ.
На лабораторных занятиях используются индивидуальные формы работы и в парах. При выполнении заданий студенты могут пользоваться лекционным материалом, с разрешения преподавателя осуществлять деловое общение с товарищами.
Оценка усвоения материала осуществляется следующим образом: по окончании выполнения задания студенты оформляют отчет, который затем выносится на защиту. В процессе защиты выявляется уровень усвоения в соответствии с заданием на лабораторную работу, затем преподавателем дается комплексная оценка деятельности студента.
Для успешного обучения студентов помимо выполнения блока лабораторных работ при изучении дисциплины широко используется проектная методика. В проектной работе целью преподавания становится прежде всего развитие у студентов самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Основной задачей проекта является демонстрация идей, служащих решению профессиональных задач с помощью новых информационных технологий [8].
В связи с этим студенту в рамках изучения курса предлагается разработать веб-проект, который затем должен быть представлен на коллективное обсуждение. Для выполнения проекта необходимо решить интересную, полезную и связанную с реальной жизнью задачу. Организуя работу над проектами, мы предлагаем студентам самим выбрать темы и инструменты разработки проектов.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя и определяется принципом педагогического сопровождения студента или творческого коллектива студентов в ходе проектной или исследовательской деятельности – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности [9].
Работа над проектом включает следующие этапы:
- Подготовительный этап.
- Этап планирования.
- Исследовательский этап.
- Реализация проекта.
- Представление.
- Оценка результата.
Представим деятельностную модель реализации метода проектов в рамках курса «Мировые информационные ресурсы» (табл. 1).
Таблица 1
Деятельностная модель реализации метода проектов
Подготовительный этап. Определение темы и целей проекта |
|
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
Обсуждают предмет с преподавателем и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует студентов. Помогает в постановке целей |
Этап планирования. Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Распределение заданий и обязанностей между членами творческой группы |
|
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
Вырабатывают план действий. Формулируют задачи |
Предлагает идеи, высказывает предположения |
Исследовательский этап. Сбор информации. Решение промежуточных задач. Выбор инструментальных средств реализации проекта |
|
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
Этап реализации проекта. Разработка сайта |
|
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
Анализируют информацию, обобщают результаты |
Наблюдает, советует |
Этап представления проекта. Разработка доклада, представление проекта на обсуждение |
|
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
Разрабатывают и представляют доклад |
Слушает, задаёт вопросы в роли рядового участника |
Этап оценки результата |
|
Деятельность студентов |
Деятельность преподавателя |
Коллективное обсуждение и самооценка |
Оценивает работу студентов, делает предложения по качеству представления проекта |
Итак, работа над проектом включает задания для каждой творческой группы студентов и позволяет преподавателю не вмешиваться в процесс создания проекта, выполняя функции консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами. Работа над проектом предоставляет преподавателю возможности формирования в атмосфере сотрудничества и сотворчества новых отношений со студентами, позволяющих им самим не только увидеть равного человека, но и осознать свои права и, что важнее, ответственность.
Подведение итогов – это рассказ о проделанной работе, демонстрация созданного проекта, анализ успехов и неудач в работе над проектом. В процессе представления проекта у студентов есть возможность обсуждения результатов работы с целью выявления достоинств и недостатков выполненного проекта.
По результатам проведения лабораторных занятий по учебной дисциплине «Мировые информационные ресурсы» в седьмом семестре текущего года в соответствии с номенклатурой тем нами определены уровни подготовки студентов: оптимальный, допустимый, недопустимый. Уровень подготовки определялся по критерию результативности выполненной совокупности заданий, результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Состояние уровня подготовки
Уровень подготовки |
Количественный показатель |
|
Чел. |
% |
|
Оптимальный |
20 |
52 |
Допустимый |
12 |
32 |
Недопустимый |
6 |
16 |
Количественные показатели, содержащиеся в данной таблице, иллюстрируют достаточно высокий уровень подготовки у студентов по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» [10]. Это позволяет нам сделать вывод о том, что представленная нами модель информационной образовательной среды освоения профессиональной дисциплины способствует более глубокому усвоению теории вопроса, развитию творческого мышления, приучает с научных позиций подходить к разрешению поставленных на учебном занятии профессионально ориентированных задач, способствует развитию информационной компетентности.