Концептуальная модель формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Листопад
А.
А. Концептуальная модель формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 5 (май). – С.
76–80. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15144.htm.
Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Представлена концептуальная модель формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Проанализированы структурные элементы концептуальной модели формирования профессионально-творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова:
модель, профессионально-творческий потенциал, будущий воспитатель дошкольного образовательного учреждения
Текст статьи
Листопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 1
ART15144УДК 37.013.46
Листопад Алексей Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д.Ушинского», г. Одесса nojabrevlist@rambler.ru
Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Представлена концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Проанализированы структурные элементы концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Ключевые слова:профессиональнотворческий потенциал,будущий воспитатель дошкольного образовательного учреждения, модель.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Общие потребности в изменении профессионального образования в первую очередь требуют изменений в организации профессиональной подготовки будущих педагогов. Это связано с постоянно растущими потребностями современного общества в творческой личности педагога и особенно будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Задачавысшего педагогического учебного заведения–организовать процесс профессиональной подготовки таким образом, чтобы научить будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений самостоятельно добывать знание и творчески применять полученные знания на практике. Для этого необходимо использовать такие походы в организации профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые позволят не только усваивать готовые знания, но и формировать собственную точку зрения, показывать умение определять проблему, искать пути ее рационального решения, умение критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых профессиональнопедагогических заданий. Вся профессиональная подготовка будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений должна быть ориентирована на формирование профессиональнотворческого потенциала.Поэтому,разрабатывая модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки,мы исходили из того, что социальные изменения, которые происходят в современном обществе, требуют от системы профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений ее трансформации и адаптации к новым социальным условиям. В философии моделирование понимается как «воссоздание характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения» [1]. Моделирование в педагогических исследованиях трактуется как «теоретический способ отображеЛистопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 2
ния формы существования, строения, состава и структуры функционирования или развития педагогического объекта через определение компонентного состава и внутренних связей, которые обеспечивают возможность качественного и количественного анализа динамики изменений исследуемого педагогического явления» [2]. Моделирование, будучи одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике потому, что позволяет рассмотреть и проанализировать глубинную сущность педагогических процессов. Широкое распространение метода моделирования в педагогических исследованиях объясняетсямногообразием его гносеологических функций, что обусловливает изучение педагогических явлений и процессов на специальном объекте –модели, являющейся промежуточным звеном между субъектом –педагогомисследователем –и предметом исследования, то есть определенных свойств и отношений между элементами учебновоспитательного процесса. Любое изучение педагогических закономерностей есть моделирование педагогических процессов, явлений или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.Большая сложность, взаимосвязанность, многофакторность, изменчивость педагогических объектов сильно затрудняют моделирование педагогических явлений.Основным понятием метода моделирования является модель. Модель –это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобным исследуемому объекту(или явлению), отображает и воссоздает в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [3]. Модель выполняет две функции: объяснительную и прогностическую. Практическая ценность модели определяется ее адекватностью исследуемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования–наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность),которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.Анализ научных исследований [4–9] позволилвыделить следующие типы моделей: 1)прогностическая –модель объекта прогнозирования, которая позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях достижения этих состояний; 2)параметрическая –модельобъекта,позволяющая установить количественную связь между функциональными и вспомогательными параметрами; 4)концептуальная –модель,представленная множеством понятий и связей между ними, определяющих смысловую структуру рассматриваемой предметной области или ее конкретного объекта; 5)инструментальная –модель объекта, которая позволяет получить информацию о путях достижения планируемыхрезультатов, с помощью которойможно подготовить средства исполнения; 5)модель мониторинга –модель диагностики возможных отклоненийот планируемого результата и корректировки объекта; 6)рефлексивная –модель выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций. По уровню моделирования модели бывают: 1)эмпирические –на основе эмпирических данных; 2)теоретические –на основе теоретических данных; 3)смешанные –использующие эмпирические и теоретические данные и описания.Листопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 3
В нашем исследовании мыразрабатывали концептуальную модель, потому что онаотображает все основные структурные элементы исследуемого объекта, а также факторы и взаимосвязи, характеризующие исследуемый процесс. Концептуальную модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений мы понимаем как мнимый (абстрактный, идеальный) образ исследуемого процесса, включающийцелостную операционную систему, что воспроизводит его структуру, этапы, условия, способы и механизмы реализации, взаимосвязи и взаимоотношения между элементами процесса формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки. При разработке концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений мы опирались на системныйподход. Системный подход(А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, А.И.Уёмов, Э.Г.Юдин и др.) давал возможность исследовать профессиональнотворческий потенциал будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений как многомерную, многоуровневую и полифункциональную систему, а сам процесс формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки –как целостное образование, ключевыми признаками которого являются: рассмотрение данного процесса как элемента системы более высокого порядка, его способность делиться на элементы, представление его в виде открытой системы. Использование системного подхода обеспечивало целостность и структурированность процесса формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, взаимосвязь и взаимозависимость его отдельных компонентов. При разработке концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений мы выделили пять этапов. На первом этапе был определен объект исследования –формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. На втором этапе были выделены структурные элементы профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. На третьем этапе проходило накопление знаний об особенностях формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. На четвертом этапе была построена концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. На пятом этапе проходила экспериментальная апробация и корректировка разработанной концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В основу разработанной концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений мы опирались на такие положения: формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений должно проходить на протяжении всего периода профессиональной подготовки в высшем учебном заведении; творческая направленность процесса профессиональной подготовки является необходимой предпосылкой формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений их личностного и профессионального развития; использование технологий формирования творческой личности является однойиз важнейших Листопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 4
предпосылок формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений; усвоение полного объема гуманитарных и специальных знаний, подкрепленных современной научной интерпретацией, овладение новейшими методами организации творческой развивающей среды, а также постепенное сближение научнотеоретической и практической сфер деятельности студентов в профессиональной подготовке должны стать необходимыми условиями для формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.При построении концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки мы ориентировалисьнаследующиеподходы: учет постоянного изменения исследуемых элементов профессиональнотворческого потенциала и педагогической системы в целом; выделение факторов, которые определяют результаты процесса формирования профессиональнотворческого потенциала; установление взаимосвязи основных и второстепенных факторов формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки включает: 1)цель –формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки;2)педагогические условия формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки; 3)этапы формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных учебных заведений;4)организацию деятельности,направленнуюна формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки, которая предусматривает как управленческую функцию со стороны преподавательского состава высшего учебного заведения, так и активную самостоятельную работу будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки; 5)методическое обеспечение формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки с обеспечением индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала; 6)систему диагностики сформированности профессиональнотворческого потенциала будущихвоспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки; 7)результат –сформированность профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциалабудущих воспитателей дошкольных учебных заведений в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении разработана на двух уровнях: пропедевтическом и базовом. Первый (пропедевтический) уровень формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки включал мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный этапы, вкаждом из которых были определены: цель, средства и результат. Второй (базовый) уровень формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в Листопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 5
процессе базовой подготовки в высшем учебном заведениибыл представлен оценочнорефлексивным, мотивационным, результативноценностным этапами, в структуре которых были выделены: стратегический, тактический, содержательный, организационнодеятельностный и прогностический результативные компоненты.Реализация первого уровня концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе пропедевтикиосуществлялась через систему научнометодической работы в течение первого года профессиональной подготовки в высшем учебном заведениикак последовательное движение от одного этапа к другому: от мотивационного через креативный и технологический этапы к рефлексивному. На первом,мотивационном, этапе была поставленацель –мотивировать будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений на формирование профессиональнотворческого потенциала. На втором, креативном, этапе будущие воспитатели дошкольных образовательных учреждений включались в творческую профессиональнопедагогическую деятельность, которая требовала от нихнахождения альтернативных решений, самоанализа, моделирования творческой педагогической деятельности. Большое значение на данном этапе придавалосьрешению творческих профессиональных заданий, проведению микроисследований, составлению творческих методических разработок для детей дошкольного возраста. На третьем,технологическом, этапе была выдвинутацель –освоение будущими воспитателями технологий творческого развития личности. Данная цель реализовывалась через освоение данных технологий и углубленный анализ всех этапов педагогической деятельности, включениебудущих воспитателей в экспериментальную деятельность. Четвертый,рефлексивный,этап был направлен на осмысление будущими воспитателями дошкольных образовательных учреждений своего опыта при прохождении педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях в контексте творческой деятельности и формирования у них профессиональнотворческого потенциала. На данном этапе будущие воспитатели обобщали творческий опыт, планировали, осуществляли и анализировали творческую деятельность, выполняли творческие работы, разрабатывали методические рекомендации. По окончании формирования профессиональнотворческого потенциала на уровне пропедевтики, что позволило нам подготовить необходимую базу, мы перешли к разработке и реализации второго уровня (базового),который включал формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в процессе бакалаврской подготовки в высшем учебном заведении. Данный уровень был представлен оценочнорефлексивным, мотивационным, результативноценностным этапами. Как основные компоненты второго уровня концептуальной модели нами были выделены стратегический, тактический, содержательный, организационнодеятельностный и прогностический блоки.Стратегический блок определял общую направленность педагогического процесса, который выражался в целевых установках,направленных на формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки в высшем учебном заведении. Тактический блок определял тактику реализации общей цели через создание условий формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки в высшем учебном заведении. Содержательный блок предусматривал специальный отбор и интеграцию содержания профессиональной подготовки для достижеЛистопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 6
ния целей,направленныхна формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки в высшем учебном заведении. Организационнодеятельностный блок проектировал деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса через его организационные структуры, что позволяло интегрировать усилие по систематизации процесса формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовкив высшем учебном заведении. Прогностический блок ориентировал на ожидаемые результаты по формированию профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки.Как уже отмечалось,второй уровень формирования профессиональнотворческого потенциалабудущих воспитателей дошкольных учебных заведений в процессе бакалаврской подготовки мы представили в виде трех взаимосвязанных этапов:оценочнорефлексивного, мотивационного, результативноценностного. На первом этапе (оценочнорефлексивном) была определена цель –формирование у студентов оценочнорефлексивных способностей, осознание своих индивидуальных особенностей и творческих возможностей в контексте формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки. Реализация данной цели осуществлялась через изменение содержания профессиональной подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогический процесс наполнялся ситуациями оценочнорефлексивного характера (деловые игры, свободные и прогрессивные дискуссии, социальнопедагогический тренинг, ролевые игры, «мозговой штурм»). Значимым средством формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки была педагогическая практика. Было необходимо предварительно подобрать базы для прохождения педагогической практики. Для этого были разработаны критерии подбора дошкольных образовательных учрежденийдля проведения педагогической практики: наличие творческих традиций и атмосферы новаторского поиска; наличие педагоговноваторов; заинтересованность и способность педагогического коллектива передать свой творческий педагогический опыт студентам; умение предоставлять студентам свободу творчества и способность деликатно направлять их поиск. Выделение данных показателей связано с тем, что пример живого творческого процесса и участие в нем являются условиямиформирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки. Кроме того,дошкольное учреждение должно было иметь хорошее материальнотехническое оснащение, чтобы у студентов была возможность реализовать свои разнообразные творческие замыслы. На педагогической практике будущими воспитателями дошкольных образовательных учреждений комплексно решались задачи: студенты знакомились со структурой и содержанием учебновоспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, с особенностями работы разных специалистов; осваивали профессиональные формы творческого взаимодействия с детьми дошкольного возраста, учились творчески применять знания; планировать, проводить и анализировать результаты занятий в игровой форме, использовать наиболее оптимальные методы и приемы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста; закреплять и совершенствовать полученные умения, формировать профессиональнозначимые качества. В результате анализа хода и итогов Листопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 7
разных видов практик нами была разработана и апробирована программа непрерывной педагогической практики,направленной на формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которая включала: учебную практику, производственную практику (педагогическая практика в группах детей раннего возраста), производственную практику (педагогическая практика в дошкольных образовательных учреждениях), производственную практику (организационнометодическая). Непрерывная педагогическая практика, направленная на формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, позволяла поэтапно, начиная с младших курсов, включать студентов в различные виды будущей профессиональнопедагогической деятельности для наблюдения за реальным процессом ее осуществления, уточнения своих представлений и системы знаний о будущей профессии, о функциях, которые может осуществлять воспитатель дошкольного образовательного учреждениячерез различные виды профессиональной деятельности. Будущий воспитатель дошкольного образовательного учреждения имел возможность апробировать свои знания и умения в реальном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения с учетом индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала. Таким образом, в период педагогической практики студенты имели возможность формировать свой первоначальный опыт профессиональнотворческой деятельности. Самым важным результатом педагогической практики являлось то, что студенты осознавали себя в будущей профессии, раскрывали свои потенциальные профессиональнотворческие возможности. Все перечисленные средства обеспечивали будущему воспитателю дошкольного образовательного учреждения субъектную позицию и развитие его как целостной творческой личности. У будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений повысился интерес к своему внутреннему миру, произошло осознание индивидуальных творческих способностей в контексте будущей профессиональной деятельности, изменилась самооценка.Второй,мотивационный,этап был направлен на развитие у студентов потребности в личностном и профессиональном самоопределении, мотивации на педагогическую профессию (воспитатель дошкольного образовательного учреждения), овладенииосновамипрофессиональной деятельности и апробации приобретенных знаний и умений. Наблюдения показали стойкую ориентацию будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений на педагогическую профессию,сформированностьмотивации на педагогическое творчество.Цель третьего,результативноценностного,этапа заключалась в формировании у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений профессиональнонеобходимых качеств, которые направлены на педагогическую профессиюи формирование потребности в профессиональнотворческом самосовершенствовании. Приоритетным направлением на данном этапе была индивидуализация профессиональной подготовки, которая осуществлялась через разработку индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки. Преподаватель на данном этапе обеспечивал педагогическое сопровождение индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала. Использование термина «сопровождение»продиктовано необходимостью акцентирования самостоятельности будущего воспитателя дошкольного образовательЛистопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 8
ного учреждения в принятии решения, что является актуальным в нашем исследовании. Сопровождение –это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностикисущества возникающей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработкиплана решения проблемы; оказанияпервичной помощи на этапе реализации плана решения [10].Основной тезис педагогического сопровождения индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки: обучение выбору, создание ориентационного поля творческого саморазвития в образовательном пространстве высшего учебного заведения, укрепление внутреннего «Я» личности будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. В основе сопровождения –вера во внутренние силы студента, опора на потребности в самореализации в учебновоспитательном процессе. Одна из задач сопровождения индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки –научить студентов ставить задачи творческого саморазвития и искать средства их решения. Научитьопределять проблему, формулировать альтернативные гипотезы, искать экспериментальные способы их проверки, собирать недостающую информацию –это значит научить будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения учиться самостоятельно, расширять пределы собственных знаний, умений, навыков,необходимых в будущей профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Результатом третьего этапа стала сформированность профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки. Каждый из предложенных этапов системы формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки опирался на достижения предыдущего этапа. Поэтому для реализации процесса формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений необходима последовательная смена этапов в рамках целостного процесса профессиональной подготовки.Таким образом, концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений предусматривала: диагностическое и прогностическое сопровождение процесса формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений; ориентацию на творчество как катализатор совершенствования содержания образования и формирование профессиональнотворческого потенциала; включение будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в творческую деятельность профессиональной направленности в соответствии с их интересами и склонностями; ориентацию на использование элементов исследовательской деятельности в процессепрофессиональной подготовки, развитие активности, формирование взглядов, убеждений и ценностных ориентаций на педагогическое творчество.Разработанная концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки предполагает изменение цели педагогического процесса, деятельности преподавателя, студента, а также изменение отношений в системе «преподаватель–студент». Целью процесса профессиональной подготовки стаЛистопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 9
новится формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, развитие творческой личности студента, формированиетворческой учебной деятельности, которая превращает студента в субъекта, заинтересованного в процессе профессиональной подготовки. Любая грань знаний становится результатом его собственной творческой деятельности.
Ссылки на источники1.Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. –М.: Политиздат, 1987. –С. 289.2.БордовскаяН.В.Диалектика педагогического исследования: Логикометодологические проблемы: [монография]. –СПб.: Издво РХГИ, 2001. –С. 496.
3.Философский словарь. –С. 289.4.АмосовН.М. Моделирование сложных систем. –Киев: Наукова думка, 1968. –88с.5.ВартофскийМ. Модели. Репрезентация и научное понимание. –М.: Прогресс, 1988. –506с.6.Глинский Б.А. Моделирование, системный поход и проблема научного описания //Философские проблемы естествознания. –М., 1971. –С.128–132.7.ДахинА.Н.Педагогическое моделирование. –М., 2001. –С.10.8.Казакова Р.Г.,ТряпицинаА.П.Диалог на лестнице успеха. Школа на пороге нового века. –СПб.: «Петербург –21 век», совместно с ЗАО «ПрессАташе», 1997. –160 с.9.ЩедровицкийГ.П.Структурный анализ и моделирование сложных систем //Проблемыисследования систем и структур: материалыконф. –М.: Издание АН СССР, 1965. –С.12–26.10.ДахинА.Н.Указ. соч.
OlekseyLystopad,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Preschool Pedagogics, South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushynsky, Odessa nojabrevlist@rambler.ruConceptual model of forming of professionalcreative potential of future educators of preschool educational establishments Abstract. Theproblem of forming of professionallycreative potential of future educators of preschool educational establishments is grounded in the article. The conceptual model of forming of professional–creative potential of future educators of preschool educational establishments is presented. The structural elements of conceptual model of forming of professional–creative potential of future educators of preschool educational establishments are analyzed.Keywords:professionalcreative potential, future educator of preschool educational establishment, model.References1.Frolov,I. T. (ed.) (1987) Filosofskij slovar',Politizdat, Moscow,p.289(in Russian).2.Bordovskaja,N. V. (2001) Dialektika pedagogicheskogo issledovanija: Logikometodologicheskie problemy: [monografija],Izdvo RHGI, St. Petersburg,p.496(in Russian). 3.Frolov,I. T. (ed.) (1987) Op. cit., p.289(in Russian).4.Amosov,N. M. (1968) Modelirovanie slozhnyh sistem,Naukova dumka, Kiev,88 p.(in Russian)5.Vartofskij,M. (1988) Modeli. Reprezentacija i nauchnoe ponimanie, Progress, Moscow, 506 p.(in Russian).6.Glinskij,B. A. (1971) “Modelirovanie, sistemnyj pohod iproblema nauchnogo opisanija”,Filosofskie problemy estestvoznanija,Moscow,pp.128–132(in Russian).7.Dahin,A. N. (2001) Pedagogicheskoe modelirovanie,Moscow,p.10(in Russian).8.Kazakova, R. G. &Trjapicina,A. P. (1997) Dialog na lestnice uspeha. Shkola na poroge novogo veka,“Peterburg –21 vek”, sovmestno s ZAO “PressAtashe”, St. Petersburg,160 p.(in Russian).9.Shhedrovickij,G. P. (1965) “Strukturnyj analiz i modelirovanie slozhnyh system”,Problemy issledovanija sistem i struktur: materialy konf,Izdanie AN SSSR, Moscow,pp.12–26(in Russian).10.Dahin,A. N. (2001) Op. cit.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived28.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review30.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication30.04.15ОпубликованаPublished31.05.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Листопад А. А., 2015www.ekoncept.ru
ART15144УДК 37.013.46
Листопад Алексей Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ГУ «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д.Ушинского», г. Одесса nojabrevlist@rambler.ru
Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Представлена концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Проанализированы структурные элементы концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Ключевые слова:профессиональнотворческий потенциал,будущий воспитатель дошкольного образовательного учреждения, модель.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Общие потребности в изменении профессионального образования в первую очередь требуют изменений в организации профессиональной подготовки будущих педагогов. Это связано с постоянно растущими потребностями современного общества в творческой личности педагога и особенно будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Задачавысшего педагогического учебного заведения–организовать процесс профессиональной подготовки таким образом, чтобы научить будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений самостоятельно добывать знание и творчески применять полученные знания на практике. Для этого необходимо использовать такие походы в организации профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые позволят не только усваивать готовые знания, но и формировать собственную точку зрения, показывать умение определять проблему, искать пути ее рационального решения, умение критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых профессиональнопедагогических заданий. Вся профессиональная подготовка будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений должна быть ориентирована на формирование профессиональнотворческого потенциала.Поэтому,разрабатывая модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки,мы исходили из того, что социальные изменения, которые происходят в современном обществе, требуют от системы профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений ее трансформации и адаптации к новым социальным условиям. В философии моделирование понимается как «воссоздание характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения» [1]. Моделирование в педагогических исследованиях трактуется как «теоретический способ отображеЛистопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 2
ния формы существования, строения, состава и структуры функционирования или развития педагогического объекта через определение компонентного состава и внутренних связей, которые обеспечивают возможность качественного и количественного анализа динамики изменений исследуемого педагогического явления» [2]. Моделирование, будучи одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике потому, что позволяет рассмотреть и проанализировать глубинную сущность педагогических процессов. Широкое распространение метода моделирования в педагогических исследованиях объясняетсямногообразием его гносеологических функций, что обусловливает изучение педагогических явлений и процессов на специальном объекте –модели, являющейся промежуточным звеном между субъектом –педагогомисследователем –и предметом исследования, то есть определенных свойств и отношений между элементами учебновоспитательного процесса. Любое изучение педагогических закономерностей есть моделирование педагогических процессов, явлений или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.Большая сложность, взаимосвязанность, многофакторность, изменчивость педагогических объектов сильно затрудняют моделирование педагогических явлений.Основным понятием метода моделирования является модель. Модель –это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобным исследуемому объекту(или явлению), отображает и воссоздает в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [3]. Модель выполняет две функции: объяснительную и прогностическую. Практическая ценность модели определяется ее адекватностью исследуемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования–наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования (наглядность, определенность, объективность),которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.Анализ научных исследований [4–9] позволилвыделить следующие типы моделей: 1)прогностическая –модель объекта прогнозирования, которая позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях достижения этих состояний; 2)параметрическая –модельобъекта,позволяющая установить количественную связь между функциональными и вспомогательными параметрами; 4)концептуальная –модель,представленная множеством понятий и связей между ними, определяющих смысловую структуру рассматриваемой предметной области или ее конкретного объекта; 5)инструментальная –модель объекта, которая позволяет получить информацию о путях достижения планируемыхрезультатов, с помощью которойможно подготовить средства исполнения; 5)модель мониторинга –модель диагностики возможных отклоненийот планируемого результата и корректировки объекта; 6)рефлексивная –модель выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций. По уровню моделирования модели бывают: 1)эмпирические –на основе эмпирических данных; 2)теоретические –на основе теоретических данных; 3)смешанные –использующие эмпирические и теоретические данные и описания.Листопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 3
В нашем исследовании мыразрабатывали концептуальную модель, потому что онаотображает все основные структурные элементы исследуемого объекта, а также факторы и взаимосвязи, характеризующие исследуемый процесс. Концептуальную модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений мы понимаем как мнимый (абстрактный, идеальный) образ исследуемого процесса, включающийцелостную операционную систему, что воспроизводит его структуру, этапы, условия, способы и механизмы реализации, взаимосвязи и взаимоотношения между элементами процесса формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки. При разработке концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений мы опирались на системныйподход. Системный подход(А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, А.И.Уёмов, Э.Г.Юдин и др.) давал возможность исследовать профессиональнотворческий потенциал будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений как многомерную, многоуровневую и полифункциональную систему, а сам процесс формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки –как целостное образование, ключевыми признаками которого являются: рассмотрение данного процесса как элемента системы более высокого порядка, его способность делиться на элементы, представление его в виде открытой системы. Использование системного подхода обеспечивало целостность и структурированность процесса формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, взаимосвязь и взаимозависимость его отдельных компонентов. При разработке концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений мы выделили пять этапов. На первом этапе был определен объект исследования –формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. На втором этапе были выделены структурные элементы профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. На третьем этапе проходило накопление знаний об особенностях формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. На четвертом этапе была построена концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. На пятом этапе проходила экспериментальная апробация и корректировка разработанной концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В основу разработанной концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений мы опирались на такие положения: формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений должно проходить на протяжении всего периода профессиональной подготовки в высшем учебном заведении; творческая направленность процесса профессиональной подготовки является необходимой предпосылкой формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений их личностного и профессионального развития; использование технологий формирования творческой личности является однойиз важнейших Листопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 4
предпосылок формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений; усвоение полного объема гуманитарных и специальных знаний, подкрепленных современной научной интерпретацией, овладение новейшими методами организации творческой развивающей среды, а также постепенное сближение научнотеоретической и практической сфер деятельности студентов в профессиональной подготовке должны стать необходимыми условиями для формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.При построении концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки мы ориентировалисьнаследующиеподходы: учет постоянного изменения исследуемых элементов профессиональнотворческого потенциала и педагогической системы в целом; выделение факторов, которые определяют результаты процесса формирования профессиональнотворческого потенциала; установление взаимосвязи основных и второстепенных факторов формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки включает: 1)цель –формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки;2)педагогические условия формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки; 3)этапы формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных учебных заведений;4)организацию деятельности,направленнуюна формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки, которая предусматривает как управленческую функцию со стороны преподавательского состава высшего учебного заведения, так и активную самостоятельную работу будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки; 5)методическое обеспечение формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки с обеспечением индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала; 6)систему диагностики сформированности профессиональнотворческого потенциала будущихвоспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки; 7)результат –сформированность профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциалабудущих воспитателей дошкольных учебных заведений в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении разработана на двух уровнях: пропедевтическом и базовом. Первый (пропедевтический) уровень формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки включал мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный этапы, вкаждом из которых были определены: цель, средства и результат. Второй (базовый) уровень формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в Листопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 5
процессе базовой подготовки в высшем учебном заведениибыл представлен оценочнорефлексивным, мотивационным, результативноценностным этапами, в структуре которых были выделены: стратегический, тактический, содержательный, организационнодеятельностный и прогностический результативные компоненты.Реализация первого уровня концептуальной модели формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе пропедевтикиосуществлялась через систему научнометодической работы в течение первого года профессиональной подготовки в высшем учебном заведениикак последовательное движение от одного этапа к другому: от мотивационного через креативный и технологический этапы к рефлексивному. На первом,мотивационном, этапе была поставленацель –мотивировать будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений на формирование профессиональнотворческого потенциала. На втором, креативном, этапе будущие воспитатели дошкольных образовательных учреждений включались в творческую профессиональнопедагогическую деятельность, которая требовала от нихнахождения альтернативных решений, самоанализа, моделирования творческой педагогической деятельности. Большое значение на данном этапе придавалосьрешению творческих профессиональных заданий, проведению микроисследований, составлению творческих методических разработок для детей дошкольного возраста. На третьем,технологическом, этапе была выдвинутацель –освоение будущими воспитателями технологий творческого развития личности. Данная цель реализовывалась через освоение данных технологий и углубленный анализ всех этапов педагогической деятельности, включениебудущих воспитателей в экспериментальную деятельность. Четвертый,рефлексивный,этап был направлен на осмысление будущими воспитателями дошкольных образовательных учреждений своего опыта при прохождении педагогической практики в дошкольных образовательных учреждениях в контексте творческой деятельности и формирования у них профессиональнотворческого потенциала. На данном этапе будущие воспитатели обобщали творческий опыт, планировали, осуществляли и анализировали творческую деятельность, выполняли творческие работы, разрабатывали методические рекомендации. По окончании формирования профессиональнотворческого потенциала на уровне пропедевтики, что позволило нам подготовить необходимую базу, мы перешли к разработке и реализации второго уровня (базового),который включал формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных учебных заведений в процессе бакалаврской подготовки в высшем учебном заведении. Данный уровень был представлен оценочнорефлексивным, мотивационным, результативноценностным этапами. Как основные компоненты второго уровня концептуальной модели нами были выделены стратегический, тактический, содержательный, организационнодеятельностный и прогностический блоки.Стратегический блок определял общую направленность педагогического процесса, который выражался в целевых установках,направленных на формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки в высшем учебном заведении. Тактический блок определял тактику реализации общей цели через создание условий формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки в высшем учебном заведении. Содержательный блок предусматривал специальный отбор и интеграцию содержания профессиональной подготовки для достижеЛистопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 6
ния целей,направленныхна формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки в высшем учебном заведении. Организационнодеятельностный блок проектировал деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса через его организационные структуры, что позволяло интегрировать усилие по систематизации процесса формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовкив высшем учебном заведении. Прогностический блок ориентировал на ожидаемые результаты по формированию профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки.Как уже отмечалось,второй уровень формирования профессиональнотворческого потенциалабудущих воспитателей дошкольных учебных заведений в процессе бакалаврской подготовки мы представили в виде трех взаимосвязанных этапов:оценочнорефлексивного, мотивационного, результативноценностного. На первом этапе (оценочнорефлексивном) была определена цель –формирование у студентов оценочнорефлексивных способностей, осознание своих индивидуальных особенностей и творческих возможностей в контексте формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки. Реализация данной цели осуществлялась через изменение содержания профессиональной подготовки воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогический процесс наполнялся ситуациями оценочнорефлексивного характера (деловые игры, свободные и прогрессивные дискуссии, социальнопедагогический тренинг, ролевые игры, «мозговой штурм»). Значимым средством формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе бакалаврской подготовки была педагогическая практика. Было необходимо предварительно подобрать базы для прохождения педагогической практики. Для этого были разработаны критерии подбора дошкольных образовательных учрежденийдля проведения педагогической практики: наличие творческих традиций и атмосферы новаторского поиска; наличие педагоговноваторов; заинтересованность и способность педагогического коллектива передать свой творческий педагогический опыт студентам; умение предоставлять студентам свободу творчества и способность деликатно направлять их поиск. Выделение данных показателей связано с тем, что пример живого творческого процесса и участие в нем являются условиямиформирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки. Кроме того,дошкольное учреждение должно было иметь хорошее материальнотехническое оснащение, чтобы у студентов была возможность реализовать свои разнообразные творческие замыслы. На педагогической практике будущими воспитателями дошкольных образовательных учреждений комплексно решались задачи: студенты знакомились со структурой и содержанием учебновоспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, с особенностями работы разных специалистов; осваивали профессиональные формы творческого взаимодействия с детьми дошкольного возраста, учились творчески применять знания; планировать, проводить и анализировать результаты занятий в игровой форме, использовать наиболее оптимальные методы и приемы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста; закреплять и совершенствовать полученные умения, формировать профессиональнозначимые качества. В результате анализа хода и итогов Листопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 7
разных видов практик нами была разработана и апробирована программа непрерывной педагогической практики,направленной на формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которая включала: учебную практику, производственную практику (педагогическая практика в группах детей раннего возраста), производственную практику (педагогическая практика в дошкольных образовательных учреждениях), производственную практику (организационнометодическая). Непрерывная педагогическая практика, направленная на формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, позволяла поэтапно, начиная с младших курсов, включать студентов в различные виды будущей профессиональнопедагогической деятельности для наблюдения за реальным процессом ее осуществления, уточнения своих представлений и системы знаний о будущей профессии, о функциях, которые может осуществлять воспитатель дошкольного образовательного учреждениячерез различные виды профессиональной деятельности. Будущий воспитатель дошкольного образовательного учреждения имел возможность апробировать свои знания и умения в реальном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения с учетом индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала. Таким образом, в период педагогической практики студенты имели возможность формировать свой первоначальный опыт профессиональнотворческой деятельности. Самым важным результатом педагогической практики являлось то, что студенты осознавали себя в будущей профессии, раскрывали свои потенциальные профессиональнотворческие возможности. Все перечисленные средства обеспечивали будущему воспитателю дошкольного образовательного учреждения субъектную позицию и развитие его как целостной творческой личности. У будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений повысился интерес к своему внутреннему миру, произошло осознание индивидуальных творческих способностей в контексте будущей профессиональной деятельности, изменилась самооценка.Второй,мотивационный,этап был направлен на развитие у студентов потребности в личностном и профессиональном самоопределении, мотивации на педагогическую профессию (воспитатель дошкольного образовательного учреждения), овладенииосновамипрофессиональной деятельности и апробации приобретенных знаний и умений. Наблюдения показали стойкую ориентацию будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений на педагогическую профессию,сформированностьмотивации на педагогическое творчество.Цель третьего,результативноценностного,этапа заключалась в формировании у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений профессиональнонеобходимых качеств, которые направлены на педагогическую профессиюи формирование потребности в профессиональнотворческом самосовершенствовании. Приоритетным направлением на данном этапе была индивидуализация профессиональной подготовки, которая осуществлялась через разработку индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки. Преподаватель на данном этапе обеспечивал педагогическое сопровождение индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала. Использование термина «сопровождение»продиктовано необходимостью акцентирования самостоятельности будущего воспитателя дошкольного образовательЛистопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 8
ного учреждения в принятии решения, что является актуальным в нашем исследовании. Сопровождение –это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностикисущества возникающей проблемы; информации о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработкиплана решения проблемы; оказанияпервичной помощи на этапе реализации плана решения [10].Основной тезис педагогического сопровождения индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки: обучение выбору, создание ориентационного поля творческого саморазвития в образовательном пространстве высшего учебного заведения, укрепление внутреннего «Я» личности будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. В основе сопровождения –вера во внутренние силы студента, опора на потребности в самореализации в учебновоспитательном процессе. Одна из задач сопровождения индивидуальной траектории формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки –научить студентов ставить задачи творческого саморазвития и искать средства их решения. Научитьопределять проблему, формулировать альтернативные гипотезы, искать экспериментальные способы их проверки, собирать недостающую информацию –это значит научить будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения учиться самостоятельно, расширять пределы собственных знаний, умений, навыков,необходимых в будущей профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Результатом третьего этапа стала сформированность профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки. Каждый из предложенных этапов системы формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки опирался на достижения предыдущего этапа. Поэтому для реализации процесса формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений необходима последовательная смена этапов в рамках целостного процесса профессиональной подготовки.Таким образом, концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений предусматривала: диагностическое и прогностическое сопровождение процесса формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений; ориентацию на творчество как катализатор совершенствования содержания образования и формирование профессиональнотворческого потенциала; включение будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в творческую деятельность профессиональной направленности в соответствии с их интересами и склонностями; ориентацию на использование элементов исследовательской деятельности в процессепрофессиональной подготовки, развитие активности, формирование взглядов, убеждений и ценностных ориентаций на педагогическое творчество.Разработанная концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки предполагает изменение цели педагогического процесса, деятельности преподавателя, студента, а также изменение отношений в системе «преподаватель–студент». Целью процесса профессиональной подготовки стаЛистопад А. А. Концептуальная модель формирования профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15144. –0,7п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15144.htm.–ISSN 2304120X. 9
новится формирование профессиональнотворческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, развитие творческой личности студента, формированиетворческой учебной деятельности, которая превращает студента в субъекта, заинтересованного в процессе профессиональной подготовки. Любая грань знаний становится результатом его собственной творческой деятельности.
Ссылки на источники1.Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. –М.: Политиздат, 1987. –С. 289.2.БордовскаяН.В.Диалектика педагогического исследования: Логикометодологические проблемы: [монография]. –СПб.: Издво РХГИ, 2001. –С. 496.
3.Философский словарь. –С. 289.4.АмосовН.М. Моделирование сложных систем. –Киев: Наукова думка, 1968. –88с.5.ВартофскийМ. Модели. Репрезентация и научное понимание. –М.: Прогресс, 1988. –506с.6.Глинский Б.А. Моделирование, системный поход и проблема научного описания //Философские проблемы естествознания. –М., 1971. –С.128–132.7.ДахинА.Н.Педагогическое моделирование. –М., 2001. –С.10.8.Казакова Р.Г.,ТряпицинаА.П.Диалог на лестнице успеха. Школа на пороге нового века. –СПб.: «Петербург –21 век», совместно с ЗАО «ПрессАташе», 1997. –160 с.9.ЩедровицкийГ.П.Структурный анализ и моделирование сложных систем //Проблемыисследования систем и структур: материалыконф. –М.: Издание АН СССР, 1965. –С.12–26.10.ДахинА.Н.Указ. соч.
OlekseyLystopad,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Preschool Pedagogics, South Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.Ushynsky, Odessa nojabrevlist@rambler.ruConceptual model of forming of professionalcreative potential of future educators of preschool educational establishments Abstract. Theproblem of forming of professionallycreative potential of future educators of preschool educational establishments is grounded in the article. The conceptual model of forming of professional–creative potential of future educators of preschool educational establishments is presented. The structural elements of conceptual model of forming of professional–creative potential of future educators of preschool educational establishments are analyzed.Keywords:professionalcreative potential, future educator of preschool educational establishment, model.References1.Frolov,I. T. (ed.) (1987) Filosofskij slovar',Politizdat, Moscow,p.289(in Russian).2.Bordovskaja,N. V. (2001) Dialektika pedagogicheskogo issledovanija: Logikometodologicheskie problemy: [monografija],Izdvo RHGI, St. Petersburg,p.496(in Russian). 3.Frolov,I. T. (ed.) (1987) Op. cit., p.289(in Russian).4.Amosov,N. M. (1968) Modelirovanie slozhnyh sistem,Naukova dumka, Kiev,88 p.(in Russian)5.Vartofskij,M. (1988) Modeli. Reprezentacija i nauchnoe ponimanie, Progress, Moscow, 506 p.(in Russian).6.Glinskij,B. A. (1971) “Modelirovanie, sistemnyj pohod iproblema nauchnogo opisanija”,Filosofskie problemy estestvoznanija,Moscow,pp.128–132(in Russian).7.Dahin,A. N. (2001) Pedagogicheskoe modelirovanie,Moscow,p.10(in Russian).8.Kazakova, R. G. &Trjapicina,A. P. (1997) Dialog na lestnice uspeha. Shkola na poroge novogo veka,“Peterburg –21 vek”, sovmestno s ZAO “PressAtashe”, St. Petersburg,160 p.(in Russian).9.Shhedrovickij,G. P. (1965) “Strukturnyj analiz i modelirovanie slozhnyh system”,Problemy issledovanija sistem i struktur: materialy konf,Izdanie AN SSSR, Moscow,pp.12–26(in Russian).10.Dahin,A. N. (2001) Op. cit.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived28.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review30.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication30.04.15ОпубликованаPublished31.05.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Листопад А. А., 2015www.ekoncept.ru