Урок по истории России в 6-ом классе «Быт и нравы Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XI–XIII вв.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корнеева А. О. Урок по истории России в 6-ом классе «Быт и нравы Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XI–XIII вв. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15159.htm.
Аннотация. Методическая разработка урока для 6-го класса по истории России по теме «Быт и нравы Древней Руси» направлена на развитие у обучающихся знаний о быте племен, технологии изготовления одежды и украшений, а также навыков вышивки, вязания и плетения с использованием элементов исторической реконструкции.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корнеева А. О. Урок по истории Росси в 6м классе «Быт и нравы Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XL–XLLL вв.// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15159. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15159.htm.–ISSN2304120X. 1

ART15159УДК 372.893

Корнеева Анна Олеговна,

магистрантшколыпедагогикиФГАОУВПО«Дальневосточныйфедеральный университет», г. Уссурийскmacosha@yandex.ru

Урок по истории Росси в 6м классе «Быт и нравы Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XI–XIIIвв.

Аннотация.Методическая разработка урока для 6гокласса по истории Россиипо теме «Быт и нравы Древней Руси» направлена на развитие у обучающихся знаний о быте племен, технологии изготовления одежды и украшений, а также навыков вышивки, вязания и плетенияс использованием элементов исторической реконструкции.Ключевые слова:урок, преподавание, история, реконструкция, вятичи, культура Древней Руси.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Цель урока: познакомить учащихся с бытом в Древней Руси на конкретном визуальном примере–примере женского костюма племени вятичей XI –XIII вв.УУД, формируемые в ходе урокаЛичностные действия:формирование исторических ориентиров для культурной и этнонациональной самоидентификации личности.Регулятивные действия:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся и усвоеноими, и того, что еще неизвестно.Познавательные действия:развитие умения выделять главное, умение переходить от общего к частному, умениесамостоятельного усвоения новых знанийКоммуникативные действия:умения участвовать в дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение, слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения.Тип урока:интерактивный уроклекция; урок «открытия» нового знания.Оборудование:учебник для 6гокласса А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века» [1], ноутбук, проектор, колонки, карта, женский костюм племени вятичей, ювелирные украшения, образцы тканей, бытовые принадлежности (веретено, бердо, дощечки, костяная игла и т.д.), карточки с терминами, презентация [2].Термины:курган, височные кольца, панева, бипирамидальный, сердолик, марена, индиго.Опережающее задание: прочитать параграф «Быт и нравы Древней Руси».Ход урока1.Организационный моментПеред началом урока по желанию на ученицу одевается нижний слой женской вятичской одежды: носки, ботинки, нижняя рубаха, платок(см. рис. 1).

Урок начинается с композиции группы «Душа Руси»«Гусли и дудочка»[3].

(Слайд 1. Тема: Культура и быт Древней Русина примере женского костюма племени вятичей XII–XIII вв. Изображение рязанского браслета XIIIв.)–Добрый день, тема нашего урока сегодня –«Быт Древней Руси на примере женского костюма племени вятичей XI–XIIIвв.». Вам даны карточки с терминами, определения которымвы должны будете дать в ходе урока.Корнеева А. О. Урок по истории Росси в 6м классе «Быт и нравы Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XL–XLLL вв.// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15159. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15159.htm.–ISSN2304120X. 2

Рис. 1.Нижняя одежда2.Актуализация знаний–На прошлом уроке мы изучили тему «Культура Древней Руси», исходя из знаний, полученных на прошлом уроке, ответьте на вопросы:что такое культура? Как вы думаете, в чем особенность древнерусской культуры? Дети вспоминают материал прошлого урока. Дают определение, отвечают на вопросы.3.Постановка учебной задачи–Урок не зря начался скомпозиции «Гусли и дудочка», ведь эти музыкальные инструменты были широко распространены на территории всей Древней Руси. А гусли настолько были любимы, что древние мастера от Киева до Рязани изображали их на своих ювелирных изделиях. Рязань, удаленная от Киева почти на 1000 километров, располагалась на Средней Оке (показать на карте). С XIIв.Рязань уже крупный город –центр Великого Рязанского княжества. Но в X–XIвв.это еще небольшое поселение, находящееся глубоко в землях вятичей –крупного племени, просуществовавшего вплоть до монголотатарского нашествия. Князьям из рода Рюриковичей вятичи в XI в.не подчинялись. Известный военными доблестями князь Владимир Мономах рассказывал в своем «Поучении детям»о переходе через землю вятичей в конце XI в.как об особой удаче[4].

Итак,где же располагалось племя вятичей? В первую очередьэто территория современной Московской области. Далее –на территории современных Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежскойи Липецкойобластей. (Слайд 2. Расселение вятичей.)Также хочу обратить ваше внимание на то, что всем известный Козельск находился в землях вятичей. А отдельные вятичские находки археологи встречают даже в Новгородских землях.Вятичи еще интересны тем, что вплоть до XIIIв.у них сохранялось язычество, а это значит, что, вопервых, историки и археологи имеют много информации об их одежде, украшениях, предметах быта, ведь у язычников было принято хоронить в самом лучшем. Курганы вятичей изобилуют всевозможными вещами. (Слайд 3. Курган. Картинка, определение.)А вовторых, через язычество у вятичей сохранились те элементы культуры, которые были утрачены на Руси послекрещения. И впоследствии эти элементы перешли уже в народную культуру. Благодаря вятичам мы можем проследить преемственность русской традиции.Корнеева А. О. Урок по истории Росси в 6м классе «Быт и нравы Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XL–XLLL вв.// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15159. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15159.htm.–ISSN2304120X. 3

Культура вятичей –это в первую очередь народная культура, воплощенная в повседневном быте. А что может быть более бытовым, чем наша одежда? По ходу урока ученики записывают в карточки определения напротив предложенных терминов.4.Открытие нового знанияСегодня на примере женского праздничного костюма мы рассмотрим культуру одного из самых многочисленных племен Древней Руси.Ваша одноклассница любезно согласилась сегодня быть моей помощницейи примерилана себе женскую одежду племени вятичей.Наша модель одетав нижнюю льняную рубаху, вязаные носки (чулки), ботиночки, на голове у нее платок. Рубаха шилась очень просто, незатейливо. Крой называется туникообразный. Рубахи знати и простых граждан могли отличаться по качеству ткани и быть одинаковыми по крою. Но шитье рубахи –это целый процесс, целая история, если хотите. Ведь сначала нужно сделать нить, а из нее соткать полотно. В Средневековье не было синтетических тканей, были ткани только растительного и животного происхождения. Вопрос: какие ткани растительного и животного происхождения вы знаете?

Ответ: Растительные –лен, крапива, конопля, хлопок. Животные –шерсть, шелк. (Слайд 4. Ткани.) Пускаются образцы тканей по рядам.Данная рубашка сделана изо льна. Процесс выращивания и обработки льна –целый цикл, растянутый на год. Сначала пашется земля, садятся семена льна, потом лен собирают в снопы и вымачивают недели две в речке, просушивают, мнут доской на гумне. Потом колотят трепалом, после этого лен чешут. И теперь он уже не похож на растение, но больше напоминает мягкие волосы. Вот из этих «волос» пряли нить, а зимой, когда полевых работ не было, дома устанавливался ткацкий станок и ткалась ткань, которая потом стиралась и выкладывалась на снег под солнце выгорать. Так лен выбеливали. Потом из ткани уже шили одежду. (Слайд 5. Процесс обработки льна.)Изготовление шерсти тоже кропотливая работа. По весне овцустригли, шерсть мыли, сушили, чесалии только потом пряли нить. (Слайд 6. Процесс обработки шерсти.)Первые колесные прялки появились в Индии в XIVв., оттуда они попали в Европу и уже гораздо позже в Россию. В Древней Руси мастерицы пряли на веретено. А это очень долгий и кропотливый процесс. Пускается веретено по рядам.Потом из полученной нити ткали ткань. В каждом доме имелся ткацкий станок. (Слайд 7. Ткацкий станок.)Вот такой цикл надо было пройти, чтобы сшить рубаху. Но не из всех нитей ткали ткань. Из ниток также вязали носки, ткали пояса, тесьму.Вопрос: как вы думаете, чем вязали носки древнерусские мастерицы?Ответ: иглой.По рядам пускаются изделия игольной вязки, игла для вязания. Такую вязку нельзя распустить, она более долгая и трудоемкая, чем спицы и крючок. Но также,как на спицах и крючком, иглой можно вязать множество узоров. К тому же вещи, связанные иглой, очень теплые и легкоремонтируются. Ботинки (туфли, полусапожки). Кожаная обувь была широко распространена на Руси. Найдено множество ее остатков, притом как взрослых, так и детских. Обувь изготавливали местные мастера. Они же и украшали свои творения шелком и вышивкой. У нашей вятички модные для XIIIв.ботинки, расшитые шерстяной ниткой. Такую обувь береглии на каждый день не надевали. Корнеева А. О. Урок по истории Росси в 6м классе «Быт и нравы Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XL–XLLL вв.// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15159. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15159.htm.–ISSN2304120X. 4

На голове у девушки платок. Существует распространенное мнение, что культура покрытия головы на Русь пришла с христианством, однако исходя из археологических материалов ясно, что платок носили женщины, вышедшие замуж, еще задолго до принятия христианства на Руси. На нижнюю рубашку мы надеваем паневу и верхнее платье, подпоясываем все это тканым поясом, на пояс вешаем вязаный кошель. Вот теперь наш костюм раскрасился. Давайте посмотрим на его цвета. Шерстяная рубашка у нас кирпичного цвета с синим вышитым воротничком, панева синекрасная, а пояс коричневозеленый(рис. 2).

Рис. 2. Реконструкцияженской одежды племени вятичей

Вопрос: как вы думаете, чем мог житель Древней Руси покрасить себе одежду? Ответ: марена, крушина, крапива, дуб (растительные красители).Самымраспространённым красителем на Руси была марена. Это удивительное растение росло повсеместно и давало оттенки от коричневого до яркокрасного и фиолетового. (Слайд 8. Марена и процесс покраски.)По рядам пускают клубки ниток. В данном костюме цвет рубашки, паневыи пояса –это все марена. Зеленый цвет дала нам крапива. А вот яркий и стойкий синий цвет из местных красителей не получить (есть вайда, но она не дает насыщенный цвет). Ткани и нити, окрашенные синей краской индиго, были предметом импорта из Индии. Синего цвета у нас клетки паневы и шелковый воротник. Вопрос: что еще было предметом импорта на Русь? Ответ: драгоценные металлы, предметы искусства, вино, узорные ткани.Вопрос: а что экспортировали?Ответ:пушнину, мед, воск.Воротник –это предмет гордости нашей девушки. Ведь шелк, как и нитки из дорогого металла, также предмет импорта. Подобный воротник мог спарываться и перешиваться на новую рубашку по нескольку раз. Мог передаваться по наследству, дариться или продаваться. Интересен тот факт, что большинство вышитых золотом воротников найдено именно в крестьянских захоронениях.Надеваем головной убор(см. рис. 3).

Корнеева А. О. Урок по истории Росси в 6м классе «Быт и нравы Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XL–XLLL вв.// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15159. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15159.htm.–ISSN2304120X. 5

Рис. 3. Головной убор

Головной убор был важной составляющей женского костюма. Как мы уже выяснили, женщины носили головной убор. Как минимум это платок, но на праздник можно было надеть сложный убор. В нашем случае это шапочка, состоящая из тканой тесьмы. Тесьма ткалась при помощи дощечек или бердо. По рядам пускаем дощечки для ткачества и бердо.По бокам мы видим родоопределяющий элемент –семилопастные височные кольца. В Древней Руси не было паспортов, и по некоторым элементам костюма можно было определить,откуда человек и каков его социальный статус. Височные кольца у разных племен были разные. (Слайд9. Виды височных колец.)Вопрос: чего нашей героине не хватает для полноты костюма?Ответ: ювелирных украшений.Вятичские женщины, как и их современницы на всей территории Руси, любили ювелирные украшения. Это были и бусы со всевозможными привесками, и браслеты с кольцами,и всевозможные обереги. Давайте познакомимся с ними поближе. Бусы. Классическими для вятичей являются сердоликовохрустальные бусы с монетообразными привесками. (Слайд 10. Сердоликовохрустальные бусы.)Сердоликовохрустальные бусы являются одним из родоопределяющих признаков племени вятичей. Подавляющее количество сердоликовых бусин имеет бипирамидальную форму, хрустальных –шарообразную. Достаточно много привесок в виде крестов (по несколько штук в бусах), которые олицетворяли солнце. Стеклянные бусы в деревнях не изготавливались, а привозились из города, по однойдве бусины за раз, и постепенно нанизывались на нитку. Так у маленькой девочки могло на нитке висеть всего пара бусин, у нашей девушки, посмотрите, собралась почти целая нитка, часть из них, кстати, могла быть подарена женихом во время обряда сватовства. Хочу обратить ваше вниманиена то, что бусы расположены несимметрично. Единственное правило:большие и дорогие спереди, те, что попроще и подешевле,сзади.На руках женщина могла носить браслеты створчатые и витые, скорее всего, они носили не только декоративный характер, но и скрепляли рукава на запястье. Пальцы украшались решетчатыми перстнями. В качестве оберега на поясе висела шумящая привеска. Помимо бубенчиков на нее могли привешиваться различные миниатюрные копии настоящих вещей –ключи, Корнеева А. О. Урок по истории Росси в 6м классе «Быт и нравы Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XL–XLLL вв.// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15159. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15159.htm.–ISSN2304120X. 6

гребешок, ложечка, капаушка, маленькая уточка. Такие привески в землях вятичей встречаются повсеместнои также свидетельствуют о язычестве вятичей.5.Первичное закрепление–Вот наша девушка полностью одета, давайте еще раз посмотрим на нее внимательно. Вопрос: что мы можем сказать о девушке, носящей этот костюм?Ответ: определить ее племя –вятичи. Определить, что она недавно вышла замуж или, к примеру,этот праздничный наряд и есть свадебный. Яркие контрастные цвета, большое количество височных колец –шесть–характерно для молодых замужних женщин. Женщина из семьи зажиточного крестьянина(импортный шелк, большое количество бус, наличие серебряных украшений).6.Самостоятельная работа с проверкойУчитель зачитывает термины с карточки, ученики должны дать им определения.

Височные кольца–украшения женского головного убора, укреплявшиеся около висков [5].Панева–элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбказамужних женщин из нескольких кусков ткани [6]. Сердолик –полудрагоценный камень оранжевого или краснооранжевого цвета.Марена (красильная) –многолетнее растение, применяемое для окрашивания тканей в красный цвет.Индиго–синяякраска, получаемая из перегнойки растения индигофера [7].7.Рефлексиядеятельности–Посмотрите,сколько труда и умения вложено в один костюмкак самой хозяйкой, так и средневековыми мастерами: кожевниками, ювелирами, стеклодувами. А импортные товары, такие как серебро, шелк и краситель, благодаря купцам проделали путь с Востока и Византии, через всю Русь, чтобы попасть в руки мастерицы и сохраниться через века, пополняя и обогащая нашу культуру. В завершениеурока учитель проводит беседу. Понравился ли урок детям? Много ли нового они узнали? Насколько, по их мнению, важно знать сегодня быт и культуру жителей Древней Руси?Желающие могут высказаться в рамкахзаданных тем, аргументируя свою точку зрения.Ссылки на источники1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века: учеб.6 класс.–М.: Просвещение, 2012. –272 с.2.Корнеева А.О. Слайдпрезентация «Быт Древней Руси». –URL: https://yadi.sk/i/JrEl_e2afYmYb

3.Душа Руси. Композиция «Гусли и Дудочка». –URL:https://yadi.sk/d/y_yC6e5ifYmeF

4.Поучение Владимира Мономаха (из Лаврентьевской летописи 1096 г.) // Русские летописи XI–XVI веков: избранное/сост. А.Г.Боброва. –СПб.: Амфора, 2006. –С.174–188.5.Левашева В.П. Височные кольца //Труды ГИМ. –Вып. 37. –М.,1960. –С.141–147.6.Толковый словарь Даля. –URL: http://slovari.299.ru/word.php?id=24159

7.Там же.

Anna Korneeva,

Master student, School of Pedagogy, Fareast Federal University, Ussuriysk macosha@yandex.ruLesson of Russian History “Life and customs of ancient Rus’”for 6thgrade pupils on the example ofwoman costume of the Vyatichi tribe in XIXIII centuries Abstract.The paper deals with alesson of Russian History “Life and customs of ancient Rus’”, whichaimisto developstudents' knowledge about life of tribes, manufacturing technology of clothing and jewelry, skills of embroidery, knitting and weaving, using elements of historical reconstruction.Keywords:lesson, teaching, history, reconstruction, Vyatichi, culture of ancient Rus'.Корнеева А. О. Урок по истории Росси в 6м классе «Быт и нравы Древней Руси» на примере женского костюма племени вятичей XL–XLLL вв.// Концепт. –2015. –№ 05 (май). –ART15159. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15159.htm.–ISSN2304120X. 7

References1.Danilov, A. A. &Kosulina,L. G.(2012)Istorija Rossii s drevnejshih vremjon do konca XVI veka:ucheb. 6 klass,Prosveshhenie, Moscow, 272 p.(in Russian).2.Korneeva, A. O. Slajdprezentacija “Byt Drevnej Rusi”.Available at: https://yadi.sk/i/JrEl_e2afYmYb (in Russian).

3.Dusha Rusi. Kompozicija “Gusli i Dudochka”.Available at: https://yadi.sk/d/y_yC6e5ifYmeF (in Russian)4.(2006) “Pouchenie Vladimira Monomaha (iz Lavrent'evskoj letopisi 1096 g.)”,in Bobrova,A. G. (ed.) Russkie letopisi XI–XVI vekov: izbrannoe,Amfora, St. Petersburg,pp. 174–188(in Russian).5.Levasheva,V. P. (1960) “Visochnye kol'ca”,Trudy GIM,vyp. 37,Moscow,pp. 141–147(in Russian).6.Tolkovyj slovar' Dalja.Available at: http://slovari.299.ru/word.php?id=24159 (in Russian).7.Ibid.

Рекомендованокпубликации:

Лихаревой О. А., кандидатом исторических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived07.05.15Получена положительная рецензияReceived a positive review07.05.15ПринятакпубликацииAccepted for publication07.05.15ОпубликованаPublished30.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Корнеева А. О., 2015www.ekoncept.ru