Проблемы организации профессиональной подготовки будущих учителей в педагогической теории

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сембрат А. Л., Калюжка Н. С. Проблемы организации профессиональной подготовки будущих учителей в педагогической теории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 166–170. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15162.htm.
Аннотация. Аннотация. В статье проанализированы современные взгляды различных ученых (И. Зязюн, С. Гончаренко, В. Сипченко, Р. Гуревич, Н. Чобитько, И. Богданова, Н. Мартишина), а также концепции, подходы, формы, методы и технологии профессиональной подготовки будущих учителей, которые можно применять в практике их обучения и воспитания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сембрат А. Л., Калюжка Н. С. Проблемы организации профессиональной подготовки будущих учителей в педагогической теории// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15162. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15162.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15162УДК 37.013.46

Сембрат Алла Леонтьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий, Украина

allasemdrat@mail.ru

Калюжка Наталья Сергеевна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий, Украина

Проблемы организации профессиональной подготовки будущих учителей в педагогической теории

Аннотация.В статье проанализированы современные взглядыразличных ученых (И.Зязюн, С.Гончаренко, В.Сипченко, Р.Гуревич,Н.Чобитько, И.Богданова, Н.Мартишина), а также концепции, подходы, формы, методы и технологиипрофессиональной подготовкибудущих учителей, которые можно применять в практике их обучения ивоспитания.Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий учитель, педагогическое образование, учебнопознавательная деятельность.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В условиях общественной ситуации в начале XXI в.наУкраине приоритетом образования являетсястановление и развитие творческой, активной личности, с четко выраженной субъектной позицией, способной быстро адаптироваться в современном обществе. Важнуюроль в этом процессе играют педагоги, профессиональная подготовка которыхтребует постоянной модификации, поиска новых подходов, педагогических технологий, приемов и средств. Сегодня в теории и практике высшего педагогического образования накоплен значительный опыт, который охватывает многие аспекты профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей. В последние десятилетия в отечественной и зарубежной педагогике уделяется большое внимание непрерывномупедагогическомуобразованию(В. Андрющенко, Н.Ничкало, Л. Сигаев), проблемам и перспективам высшего педагогического образования (А. Алексюк, Е. Белозерцев, А. Глузман),педагогического мастерства (Е.Барбина, И. Зязюн, А. Лавриненко). Успешно исследуются вопросы истории и философии высшего педагогического образования (В. Кремень, В. Курило, В. Луговой).Анализ психологопедагогической литературы свидетельствует о внимании ученых к таким аспектам подготовки будущего учителя: формированию педагогического творчества (А. Кривильов, В. КанКалик, Н. Мартишина, С. Сысоева), формированию профессиональной компетентности будущих учителей (И. Букреева, В. Добудько, А.Кириллов, Н. Каменная, Е. Павлютенков, В. Саюк, А. Хуторской, Г. Монастырный), подготовкеучителей за рубежом (Н. Абашкина, Т. Вакуленко, М. Лещенко).Изложение основного материала.Ученый в области педагогики А. Алексюк рассматривает высшее педагогическое образование как общекультурную и практическую подготовку специалистов, которые будут определять темпы и уровень научнотехнического, экономического и социальнокультурного прогресса. По мнению Сембрат А. Л., Калюжка Н. С. Проблемы организации профессиональной подготовки будущих учителей в педагогической теории// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15162. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15162.htm.–ISSN 2304120X. 2

ученого, высшее педагогическое образование призвано способствовать формированию интеллектуального потенциала нации, всестороннему развитию личностикак высшей ценности общества, стать мощным фактором развития духовной культуры украинского народа, воспроизводства производительных сил Украины [1].Исследователь И. Зязюн отмечает, что на протяжении последнего десятилетияв развитии высшего педагогического образования можно выделить несколько тенденций, среди которых: преобразованиепедагогических институтов в педагогические университеты, трансформация педагогических университетов в классические. По мнению ученого, последнеенедостаточно убедительно в связи с тем, что классический и педагогический университеты выполняют специфическиефункции в образовательном пространстве Украины и они не могут обеспечить полноценную замену одногодругим[2].Одним из направлений совершенствования содержания профессиональной подготовки будущего учителя, по мнению И. Зязюна, связано с определенными изменениями в ее приоритетных ориентирах: преодоление «школярской методики учения», которая проявляется в нечеткости преподавания, формализме усвоения знаний, отсутствииу студентов самостоятельности и содержательной учебноисследовательской мотивации [3]. Впроцессе подготовки будущих учителей, отмечает ученый, следует помнить тот факт, что именно в украинской лекторской школе (К.Ушинский, Н. Пирогов, Н. Гоголь, П. Могила, Г. Сковорода, П. Юркевич) утвердился важный дидактический принцип:понимание лекциикак школы самостоятельного творческого мышления. Важным направлением совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя И. Зязюн также считает создание системы независимого оценивания высшего педагогического образования.Важно мнение И. Зязюнао том, что педагогическое образование как смысл и цель, объект и субъект понимаетличность ученикастудентаучителя в постоянном развитии. Цель педагогического образования‬формирование образа и постижениесмысла профессии учителя как триединства духовного, социального, профессионального. Цель высшей педагогической школы‬профессиональное воспитание учителя‬многомерное и многофункциональное явление, включающее духовное становление как активное внутреннее стремление к истине, добру, красоте, осмысление целостного мира; формированиепедагогической культуры; гармоничное развитие эмоциональных, интеллектуальных, волевых, нравственных и эстетических качеств [4].С. Гончаренко педагогическое образование определяет как систему подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т.д.) для общеобразовательной школы и других учебновоспитательных заведений в педагогических университетах и институтах, педагогических училищах, университетах; в широком смысле‬подготовкупедагогических и научнопедагогических кадров для учебных заведений всех типов, включая профессиональнотехнические, средниеспециальные и высшие; совокупность знаний, полученных в результате этой подготовки [5].В. Сыпченко отмечает, что высшее педагогическое образование является одним из основных факторов формирования профессиональной зрелости учителя, потому что существенно влияет на инновационную направленность педагогической деятельности, без которой невозможно достичь высокого уровня профессионализма. По мнению ученого, именно высшее педагогическое заведение призвано разрабатывать новые методики и технологии обучения и воспитания, которые должны помочь учителю общеобразовательной школы достичь высокого уровня преподавания, качества знаний учащихся, способствовать профессиональному росту [6].М. Лещенко сформулированычастичные концепции относительно содержания педагогического образования в классических университетах [7]: 1. Концепция научСембрат А. Л., Калюжка Н. С. Проблемы организации профессиональной подготовки будущих учителей в педагогической теории// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15162. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15162.htm.–ISSN 2304120X. 3

ноинформационной технологизации содержания высшего образования обосновывает научноисследовательскую детерминациюсодержания высшего образования, моделирования научного поиска в ходе познавательной деятельности, отмечает какдоминанту приемов получения знанийнеобходимость создания атмосферы духовного развития личности в ходе учебнопознавательной деятельности. 2. Концепция трансцендентности содержания высшего образования обусловливает наличие в учебнопознавательной деятельности опытнотворческой активности, которая проявляется в сферах подсознательного и сознательного. 3. Концепция императива познавательной свободы определяет необходимость включения в содержание высшего образования рефлексивноинтенсивных методик самопознания личности. 4. Концепция компетентнокоммуникативного подхода к содержанию высшего образования утверждает необходимость обогащения учебной деятельности студентов эффективными технологиями профессиональной и повседневной коммуникации. 5. Концепция непрерывного обучения может быть сформулирована на основе утверждений о важности развития познавательных процессов на протяжении всей жизни: учиться для того, чтобы быть; учиться для того, чтобы знать; учиться для того, чтобы работать; учиться для того, чтобы уметь жить вместе. 6. Концепция институциональной интеграции определяющих тенденций мирового образовательного пространства с содержанием высшего образования определяет условия и пути интернационализации высшего образования в соответствии с условиями глобализации общества. 7. Концепция фундаментализации и стандартизации содержания высшего образования предполагает соответствие четко очерченной части содержания профессиональной подготовкитенденциям унификации и интернационализации образования в контексте ее адекватности образовательным стандартам.Отечественные ученые Г. Гуревич и А. Коломиец считают, что одной из главных задач педагогического процесса подготовки учителя является превращение личности студента в учителяпрофессионала, способного решать все многообразие задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников. По их мнению, главными в учебном процессе педагогического вуза должны стать следующие направления: интеграция, гуманизация, профессиональная направленность, эстетизация. Иными словами,занятия по каждой дисциплине должны быть пронизаны межпредметными связями, учитывать интересы и способности каждого студента, иметь непосредственный выход на школьную программу, содержать эмоциональные моменты (интересные факты, демонстрацию произведений искусств, применение аудиои видеозаписей и т.д.). Авторы отмечают значительную роль теоретической подготовки в профессиональной деятельности педагога, направленности студентов на непрерывный профессиональный рост, самосовершенствование, раскрытие внутреннего потенциала, творчество.М. Чобитьков своих работах говорит о переходе к личностно ориентированному обучению в профессиональной подготовке будущих педагогов, предусматривает приоритет субъективносмыслового обучения по сравнению с информационным, направленность на формирование у студентов многогранности субъектных картин мира в отличие от однозначных «программных»представлений, диагностику личностного развития, ситуативное проектирование, самоактуализацию и самореализацию, игровое моделирование, смысловой диалог. По мнению ученого, в основу личностно ориентированного профессионального обучения должен быть положен диалогический подход, определяющий субъектсубъектное взаимодействие и увеличение степени свободы участников образовательного процесса. Технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции преподавателя и субординизованной позиции студента в личностно равноправные позиции[8].Сембрат А. Л., Калюжка Н. С. Проблемы организации профессиональной подготовки будущих учителей в педагогической теории// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15162. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15162.htm.–ISSN 2304120X. 4

Ю. Кравченко считает, что современная высшая педагогическая школа Украины преимущественно акцентирует внимание на проблемах овладения знаниями и увеличения их объема убудущих учителей и меньше внимания уделяет формированию их профессионализма и развитиютворчества. В результате выпускники отечественных вузов педагогических специальностей имеют достаточно глубокие теоретические знания и высокий уровень практических умений, но в большинстве случаев недостаточно ориентируются в современном образовательном пространстве, не всегда могут принять самостоятельные решения, отойти от стандартного образца педагогической деятельности, выражать независимые суждения в новых условиях,предвидеть возможные ситуации во взаимодействиикак с коллективом учеников, так и с отдельной личностью. Она отмечает, что одним из факторов улучшения качества педагогической подготовки студентов может стать усиление внимания к такому важному компоненту содержания высшего педагогического образования,как решение педагогических задач [9]. Под умениями решать педагогические задачи исследовательница подразумевает «проведение комплексных действий, обеспечивающих нестандартный творческий подход к анализу педагогической ситуации, которая возникла, определение педагогической задачи для ее эффективного решения»[10] .Т. Шестакова считает, что сегодня есть противоречия «между социальным запросом на педагога,способного к непрерывному профессиональному самосовершенствованию,и недостаточным уровнем его сформированности у выпускников педагогических вузов»[11]. По ее мнению, эти противоречия можно разрешить,используяразработаннуюисследовательницей организационнометодическуюсистемуформирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональному самосовершенствованию, которая«представляет собой совокупность целенаправленных педагогических воздействий, подчиненных единой цели развития готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию и одновременно вариативных зависимости отнаправления и этапа подготовки»[12]. В целостной организационнометодической системе исследовательница определила три основных направления: стимулийноориентационный, теоретикокогнитивный и практикоразвивающий, которыеобеспечивают целенаправленное развитие соответствующих компонентов готовности и комплексно реализуются на всех этапах формирования готовности будущих педагогов к профессиональному самосовершенствованию. По мнению В. Вышковского, «на сегодня, несмотря на интенсивные поиски ученых с целью создания теории педагогического конструирования, остаются мало изученными вопросы ее содержательного наполнения, структуры и функций компонентов конструктивной деятельности, этапов создания педагогического проекта и путей подготовки будущих учителей к конструктивной деятельности»[13]. Для решения проблемы он предлагает разработанную технологию формирования у студентов педагогических вузов умений конструирования учебнопознавательной деятельности школьников, которая заключается в использовании предложенной покомпонентной структуры. Структура формирования у студентов педагогических вузов умений конструирования учебнопознавательной деятельности школьников состоит из трех компонентов: целевогокомпонента, направленногона овладение профессиональными знаниями и умениями и на формирование целостного представления о профессиональной деятельности; информационного,предусматривающегоформирование умений отбирать и обрабатывать надлежащую информацию; процессуального,акцентирующеговнимание на развитии деятельности учения и предусматривающегоовладение умениями выстраивать технологию обучения в соответствии с целями и содержанием учебной деятельности; умениями представлять цель деятельности в виде конкретных задач; Сембрат А. Л., Калюжка Н. С. Проблемы организации профессиональной подготовки будущих учителей в педагогической теории// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15162. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15162.htm.–ISSN 2304120X. 5

умениями определятьструктуру и содержание будущей педагогической деятельности и наполнять ее конкретной предметной деятельностью [14].Исследовательницей И. Богдановой разработана модель обновления профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей и презентована концепция обновления профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей на основе внедрения инновационных технологий. Модель обновления профессиональнопедагогической подготовки учителя представленакак системанаучнометодического обеспечения, в состав которой входят следующие компоненты: концепция обновления, структурносодержательный, технологический и организационнодидактический компоненты. В концепции обновления профессиональнопедагогической подготовки будущих учителей обоснованасовокупностьметодологических положений, составляющих ее основу, выявлены ведущие тенденции, принципы и перспективы процесса обновления; определеныструктура обновления и пути реализации предложенной концепции [15].Н. Мартишинапредлагает систему творческого сопровождения профессиональноличностного становления и развития будущего педагога в высшем учебном заведении (вуз), котораявключает: демонстрацию студентам значимости и привлекательности педагогической профессии, раскрытиеее творческого характера; вовлечениестудентов в разработку модели личности современного педагога, обозначениеданной модели как идеальной цели профессиональноличностного развития и строительство с учетом этого профессиональноличностных перспектив на период обучения в вузе; использование возможностей, заложенных в содержаниеучебных дисциплин, с целью творческого развития студента; отбор существующегои создание оригинального педагогического инструментария, использование его на практике в соответствии с поставленной цели; активизацию воспитательной работы, созданиеатмосферы творчества в студенческом коллективе; стимулирование самостоятельной творческой работы студентов; диагностическоесопровождение, позволяющее оценивать изменения и осуществлять, при необходимости, коррекцию. В предлагаемой исследовательницей системе учтена существующая траектория профессиональной подготовки будущего педагога: от введения в педагогическую деятельность и адаптации к требованиям профессии на I курсе в профессиональной самореализации кутверждениюсобственного педагогического кредо на выпускном курсе. В содержании учебных дисциплин акцентировано внимание на становление и развитие творческого потенциала студентов. Например, как отмечает Н. Мартишина, отражение идеи творчествав дисциплине «Введение в педагогическую деятельность»происходит по следующим позициям: 1) творчество‬одна из важнейших характеристик педагогической деятельности; 2) современный педагог‬творческая личность; 3) педагог‬человек высокой культуры, ее носитель и создатель культурных ценностей; 4) соотношение понятий профессионализмаи профессиональнойкомпетентности педагога, педагогическогоопыта, педагогическогомастерства, педагогическоготворчества; 5) роль творчества и педагогического опыта в становлении и развитии личности педагога; развитие творческого потенциала как условие профессионального роста и успешной карьеры; 6) творческая лаборатория педагога.Предложенная система предполагает воздействие воспитательного процесса, органическое использование ресурсов дополнительного образования студентов в условиях вуза [16].Выводы.Учитывая процессы модернизации национального образования,современные ученые выделяют различные аспекты профессиональной подготовки будущих учителей и предлагают различные концепции, подходы, формы, методы и технологии, большинство из которых можно применять в практике обучения и воспитания будущих учителей разных направлений подготовки.Сембрат А. Л., Калюжка Н. С. Проблемы организации профессиональной подготовки будущих учителей в педагогической теории// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15162. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15162.htm.–ISSN 2304120X. 6

Ссылки на источники1.Алексюк А.М. Педагогика высшей школы Украины. История. Теория: учеб.‬М.: Просвещение, 1998.‬С. 248.2.Зязюн И.А. Процессы модернизации современной педагогического образования в Украине // Профессиональное образование: педагогика и психология:польскоукраинский журнал / под ред. Т. Левовацького, И. Вильш, И. Зязюн, Н. Ничкало.‬Ченстохова‬Киев: AJD, 2006.‬VIII.‬С. 106.3.Там же. ‬С. 108.4.Там же. ‬С. 111.5.Гончаренко С.У. Украинский педагогический словарь.‬Киев: Лыбидь, 1997.‬С. 158.6.Сыпченко В.И. Роль педагогического университета в формировании профессионализма учителя // Вестник Черкасского университета.‬Серия: Педагогические науки.‬Вып. 136.‬Черкассы, 2008.‬С. 51.7.Лещенко М. Принципы структурирования содержания педагогического образования в классических университетах // Профессиональное образование: педагогика и психология польскоукраинский журнал / под ред. Т. Левовацького, И. Вильш, И. Зязюн, Н. Ничкало.‬Ченстохова‬Киев: AJD, 2006.‬VIII.‬С. 232‬236.8.Чобитько М.Г. Педагогическое образование: личностный подход // Педагогический процесс: теория и практика.‬М.: Издво П/П «ЭКМО», 2003.‬Вып.1.‬С. 127‬128.9.Кравченко Ю.М. Подготовка будущих учителей к профессиональному решению педагогических задач: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04.‬Киев, 2006.‬С. 1‬2.10.Там же. ‬С. 9‬10.11.Шестакова Т.В. Формирование будущих педагогов к профессиональному самосовершенствованию: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04.‬Киев, 2006.‬С. 4.12.Там же. ‬С. 14.13.Вышковский В.Б. Формирование у будущих учителей способности к конструированию учебнопознавательной деятельности школьников: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04.‬Киев, 2006.‬С. 5.14.Там же. ‬С. 17.15.Богданова И.М. Профессиональнопедагогическая подготовка будущих учителей на основе применения инновационных технологий: автореф. дис.... дра пед. наук: 13.00.04.‬Киев, 2003.‬С. 14.16.Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педгога в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. …дра пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования».‬Рязань, 2009.‬С. 25‬26.

Alla Sembrat, Professor of pedagogySHEE«PereiaslavKhmelnitskyi Hryhoriy Skovoroda State Pedagogical University»,PereyaslavKhmelnitsky, Ukraineallasemdrat@mail.ruNatalia Kalyuzhna,

Professor of pedagogy, SHEE «PereiaslavKhmelnitskyi Hryhoriy Skovoroda State Pedagogical University», PereyaslavKhmelnitsky, UkraineOrganization problems of professional training of future teachers in pedagogical theoryAbstract.Analyzedthe current views of various scholars (I.Zyazyun, S.Goncharenko, V.Sipchenko, R.Gurevich, M.Leshchenko, M.Chobitko, I.Bogdanova, N.Martishina), as well as concepts, approaches, forms, methods and technologies regarding the training of future teachers, which can be applied in practice, their training and education.Keywords:training, futureteacher, teacher education, learning and cognitive activity.References1.Aleksjuk,A. M. (1998) Pedagogika vysshej shkoly Ukrainy. Istorija. Teorija: ucheb.,Prosveshhenie, Moscow,p.248(in Russian).2.Zjazjun,I. A. (2006) “Processy modernizacii sovremennoj pedagogicheskogo obrazovanija v Ukraine”,in Levovac'kiy, T.,Vil'sh, I.,Zjazjun, I. & Nichkalo, N.(eds.) Professional'noe obrazovanie: pedagogika i psihologija:pol'skoukrainskij zhurnal,

AJD, Kiev,VIII,p.106(in Russian).3.Ibid.,p.108.4.Ibid.,p.111.5.Goncharenko,S. U. (1997) Ukrainskij pedagogicheskij slovar',Lybid', Kiev,p.158(in Russian).6.Sypchenko,V. I. (2008) “Rol' pedagogicheskogo universiteta v formirovanii professionalizma uchitelja”,Vestnik Cherkasskogo universiteta,Serija: Pedagogicheskie nauki,Vyp. 136,Cherkassy, p.51(in Russian).Сембрат А. Л., Калюжка Н. С. Проблемы организации профессиональной подготовки будущих учителей в педагогической теории// Концепт. –2015. –№ 05(май).–ART15162. –0,5 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15162.htm.–ISSN 2304120X. 7

7.Leshhenko,M. (2006) “Principy strukturirovanija soderzhanija pedagogicheskogo obrazovanija v klassicheskih universitetah”,in Levovac'kiy, T., Vil'sh, I., Zjazjun, I. & Nichkalo, N. (eds.) Professional'noe obrazovanie: pedagogika i psihologija:pol'skoukrainskij zhurnal,AJD, Kiev,VIII,pp.232‬236(in Russian).8.Chobit'ko,M. G. (2003) “Pedagogicheskoe obrazovanie: lichnostnyj podhod”,Pedagogicheskij process: teorija i praktika,Izdvo P / P “JeKMO”, Moscow,Vyp. 1,pp.127‬128(in Russian).9.Kravchenko,Ju. M. (2006) Podgotovka budushhih uchitelej k professional'nomu resheniju pedagogicheskih zadach: avtoref. dis ... kand. ped. nauk: 13.00.04,Kiev, pp.1‬2(in Russian).10.Ibid.,pp.9‬10.11.Shestakova,T. V. (2006) Formirovanie budushhih pedagogov k professional'nomu samosovershenstvovaniju: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04,Kiev, p.4(in Russian).12.Ibid.,p.14.13.Vyshkovskij,V. B. (2006) Formirovanie u budushhih uchitelej sposobnosti k konstruirovaniju uchebnopoznavatel'noj dejatel'nosti shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04,Kiev, p.5(in Russian).14.Ibid.,p.17.15.Bogdanova,I. M. (2003) Professional'nopedagogicheskaja podgotovka budushhih uchitelej na osnove primenenija innovacionnyh tehnologij: avtoref. dis. ... dra ped. nauk: 13.00.04,Kiev, p.14(in Russian).16.Martishina,N. V. (2009) Stanovleniei razvitie tvorcheskogo potenciala pedgoga v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija: avtoref. dis. … dra ped. nauk: spec. 13.00.01 “Obshhaja pedagogika, istorija pedagogiki i obrazovanija”,Rjazan', pp.25‬26(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived12.02.15Получена положительная рецензияReceived a positive review16.02.15ПринятакпубликацииAccepted for publication16.02.15ОпубликованаPublished31.05.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Сембрат А. Л., Калюжка Н. С., 2015www.ekoncept.ru