Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павленко В. Г. Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 11 (ноябрь). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15379.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу метода проектов, который является одним из самых эффективных методов обучения на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные теоретические и практические основы использования проектной методики в учебном процессе. Более того, эта статья показывает результаты эксперимента, проведенного на историко-филологическом факультете Ставропольского государственного педагогического института. В статье выдвигается гипотеза, что использование проектного метода результативно влияет на уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка. Целью исследования было доказать эффективность метода проектов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Павленко В. Г.Использование проектного метода при обучении англий0скому языку в неязыковом вузе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15379. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15379.htm.2ISSN 2304120X. 1

ART15379УДК 378.147.227

Павленко Вероника Геннадиевна,

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставропольverony79@mail.ru

Использование проектного метода при обучении английскому языку в неязыковом вузе

Аннотация. Статья посвящена анализу метода проектов, который является одним из самых эффективных методов обучения на уроках английского языка. В статьерассматриваются основныетеоретическиеипрактические основы использования проектной методики в учебном процессе. Более того, эта статья показывает результаты эксперимента, проведенного на историкофилологическом факультете Ставропольского государственного педагогического института. В статье выдвигается гипотеза, что использование проектного метода результативно влияет на уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка. Целью исследования было доказать эффективность метода проектов. Ключевые слова:метод проектов, презентация, эффективность, мотивация, навыки общения, обучаемый, обученность, речевая деятельность.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современной методике преподавания иностранного языка важными являются вопросы повышения качества образования. Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения представляет собой важное условие интеллектуального, творческого и нравственного развития личности. Современное обучение ориентировано на интересы и потребности обучаемых. Одной из главных задач попрежнему остается поиск эффективной методики обучения [1].В большинстве методических пособий указывается, что одним из эффективных методов в обучении является метод проектов [2–6]. Данный метод нашел широкое применение во многих странах мира, так как он способствует возрастанию коммуникативной компетенции обучаемых, развитию их языковой личности, высокой мотивированности [7, 8]. Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, что приводит к повышению интереса к учебному предмету.

Известно, что главнымобъектом изучения ИЯ является иноязычная речевая деятельность, так как она представляет собой средство межкультурного взаимодействия в целом. Согласно И.Л. Бим, межкультурное взаимодействие возможно только в том случае, если у учащихся будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК): речевая, языковая, учебная, компенсаторнаяи социокультурная [9].Проектная методика способствует успешному формированию всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции [10]. Метод проектов позволяет учащимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.Для того чтобы доказать эффективность данной технологии, нами была исследована и обоснована технология использования проектной методики при обучении ИЯ на основе собственного педагогического опыта по данной проблеме. Павленко В. Г.Использование проектного метода при обучении англий0скому языку в неязыковом вузе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15379. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15379.htm.2ISSN 2304120X. 2

В своей работе мы учитывали специфику преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.В процессе исследовательской деятельности нами был проведен эксперимент в Ставропольском государственном педагогическом институте, цель которого–установить эффективность использования метода проектов при обучениииноязычному общению. Эксперимент проводился в 10 группах историкофилологического факультета, для которых предмет «Иностранный язык»непрофильный. Экспериментальная группа состояла из 135 человек первого и второго курсов. Эксперимент состоял из четырех этапов:1.Анкетирование.2.Констатирующий этап.3.Формирующий этап.4.Контрольный этап.Первый этап исследования–это проведение анкетирования, для того чтобы оценить уровень мотивации студентов к изучению английского языка.В целях выявления уровня мотивации к изучению мы предложили учащимся ответить на следующие вопросы анкеты:Для чего я изучаю английский язык?Изучение английского языка для вас игра или труд?Ваши цели и разочарования в изучении английского языка?Будет ли моя будущая профессия связана с использованием английского языка?

Результаты анкетирования по определению уровня мотивации студентов к изучению английского языка

КурсВидспециальностиУровень мотивации, %ВысокийСреднийНизкийIИстория42

50

8

IIИстория36

54

10

IIФилология54

32

14

IIФилология59

35

6

IМенеджмент21

57

22

IIМенеджмент31

45

24

IИнформатика51

30

19

IIИнформатика44

46

10

В ходе анкетирования выяснилось, что показатели уровня мотивации студентов разных специальностей отличаются. Результаты анкетирования видны в таблице. Большинство студентов, а именно более 50%,имеют средний уровень мотивации по учебной дисциплине. Высокий уровень мотивации преобладает у студентов Iи IIкурсов специальности «Филология» и «Информатика». У студентов Iи IIкурсовспециальности «Менеджмент» и «История» этот показатель ниже. Следует отметить, что у студентов IIкурса показатели уровня мотивации выше,чем у Iкурса. Возможно, такое различие объясняется тем, что студенты IIкурса ответственнее относятсяк учебе и признают необходимость изучения иностранного языка.Целью констатирующего экспериментабыло определение уровня обученности иноязычному общению студентов в данной группе. Студентам были даны задания по лексическограмматическому материалу. Павленко В. Г.Использование проектного метода при обучении англий0скому языку в неязыковом вузе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15379. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15379.htm.2ISSN 2304120X. 3

С целью оценки уровня способности студентов к иноязычному общению на данном этапе нами был предложен для выполнения лексикограмматический тест. Первое заданиезаключалось в том, что учащиеся должны были раскрыть скобки, поставив глагол в нужную форму. Во второмзадании студентам нужно было прочитать текст и выбрать правильный ответ навопросы. Смыслтретьего задания–в скобках были указаны типы вопросов, в которые нужно былопреобразовать предложения в утвердительной форме. Вчетвертомзадании студенты должныбыли соотнестифразеологизмыи их значения. Пятоезадание заключалось в нахождении и исправлении ошибок в предложениях.

Рис. 1. Результаты уровня владения лексическограмматическими навыками студентами историкофилологического факультета

Результаты констатирующего эксперимента показали, что 60% студентов имеют средний уровень владения английским языком. Видимо, это объясняется тем фактом, что английский язык является непрофильным в этих группах.Целью формирующего эксперимента было определение степени эффективности проекта по отношению к развитию навыка общения студентов. Студенты должны были подготовить презентацию творческого проекта. Подготовка к проведению и презентации проекта проводилась в несколько этапов. На первом этапе студенты изучали новуюлексику, выясняли их значение. На втором этапе студенты выполняли упражнения на закрепление новых слов. На третьем этапе оперировали лексикой, использовали уже знакомые им выражения и структуры. Задачей четвертого этапа было научить студентов видеть связьпредложений между собой, поэтому они работали с текстами соответствующей тематики. И последним этапом было проведение ролевых игр. Известно, что ролевые игры незаменимы при закреплении и тренировке изученного материала и помогают на практике использовать полученные знания и навыки. Их преимуществом является участие в работе каждого студента. Примером служит игра«Путешествие:за и против», в которой студенты активно включались в совместную работу. Студенты были поделены на две группы: первая группа студентов играла роль туристов, которые любят путешествовать, а вторая группа не любит путешествовать. Первой группе нужно было уговорить вторую группу студентов отправиться вместе с ними в путешествие. После изучения темымы использовали метод проектов, которыйпозволил нам создать на уроке иностранного языка исследовательскую, творческую атмосферу. Студенты выполнили проект по пройденной теме –«Путешествие». Перед студентами стояла цель создать рекламный продукт, используя уже имеющиеся и накопленные знания. Они представили свой проектв виде презентации туристических компаний, рекламирующих разные виды отдыха. Группа студентов представляла независимых экспертов, решающих в ходе обсуждения, какой рекламный проект представлен 601822СреднийНизкийВысокийПавленко В. Г.Использование проектного метода при обучении англий0скому языку в неязыковом вузе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15379. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15379.htm.2ISSN 2304120X. 4

наиболее ярко, выигрышно и правильно. Длительность проведения проекта и презентации составила четыре недели. Студентами была проведена подготовительная работа, собрано достаточное количество информации. Работа в группах была распределена между всеми участниками проекта: ктото отвечал за поиск материалов, ктото –за оформление плакатов и так далее. Каждый студентпринимал самое активное участие в обсуждении. Проект был направлен на развитие навыка общения на английском языке. Выполняя проект, студенты научились ответственно относиться к выполнению задания, оценивать результаты своего труда и труда своих одногруппников. Студенты легко включились в работу и без особых трудностей выполнили проектные задания. Данный вид работы способствовал большей концентрации внимания студентов, активизации их речевой, мыслительной деятельности.Анализ результатов по выявлению уровнямотивации студентов к иноязычному общению сводится к следующему: применение метода проектов помогло повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка, разнообразить процесс обученияи повысить уровень сформированности навыка общения на иностранном языке.Целью контрольного эксперимента было сравнение результатов двух предыдущих экспериментов и выявление результативности проведенной работы по обучению иноязычному общению при использовании метода проектов. Представим диаграмму, показывающую положительную динамику изменения результатов.

Рис. 2. Результаты уровня обученности студентов

Как видно на рис. 2, показатель уровня лексическограмматическихнавыков изменился. Если на этапе констатирующего эксперимента показатель с низким уровнем обученностистудентов был 18%, с высоким–22%, со средним–60%, то на этапе формирующего эксперимента эти уровни изменились. После эксперимента показатель с низким уровнем обученности студентов уменьшился на 8% и составил уже 10%, с высоким уровнем увеличился на 3%и составил 25%, со средним уровнем увеличился на 5% и составил 65%. Согласно данным эксперимента можно сказать, чтоиспользование метода проектов в процессе обучения английскому языку способствует обучению иноязычному общению студентов.По результатам двух экспериментов можно увидеть, что метод проектов дал положительные результаты: уменьшилось число неуспевающих, поскольку их количество снизилось до 8%. Такие результаты объясняются тем, что студенты были заинтересованы в выполнении проектной работы,и этоблагоприятным образом сказалось на успешности проведенного эксперимента.020406080100120140после экспериментадо экспериментаПавленко В. Г.Использование проектного метода при обучении англий0скому языку в неязыковом вузе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15379. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15379.htm.2ISSN 2304120X. 5

В результате проведенного исследования приходим к выводу, что использование метода проектов повышает мотивацию, интерес к английскому языку, стимулирует изучение грамматики и лексики, помогает вовлечь студентов в иноязычную речевую деятельность.Так как проектная методика является новой педагогической технологией обучения, то она представляет собой альтернативу традиционной классической системе. Традиционный подход в образовании направлен на усвоение и воспроизведение учебного материала и развитие необходимых умений.Что касается проектной методики, то она делает преподавание проблемноориентированным и стимулирует у студентов умение формулировать собственные суждения. Следует пересмотреть традиционную роль преподавателя и студента на занятии. Значит, новые тенденции полноценногоразвитияличности студента и его подготовкик реальной деятельности в образовательной системе диктуют необходимость применения проектной методики в современном образовании.

Ссылки на источники1.Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранныеязыки в школе.–2000.–№2.–С. 3–10.2.ТуркинаН.В. Работа над проектом при обучении английскому языку // Иностранныеязыки в школе.–2002.–№3.–С. 46–48.3.Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе.–2001.–№4.–С. 5–8.4.Васильев В. Проектноисследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование.–2000.–№9.–С. 177–180. 5.ВитлинЖ.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке // Иностранные языки в школе.–2001.–№2.–С. 23–29.6.ТеслинаО.В. Проектные формы работы на уроке иностранного языка // Иностранныеязыки в школе.–2002.–№3.–С. 41–46.7.ЗимняяИ.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе.–М.: Просвещение,1991.–С.9.8.Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике // Иностранные языки в школе.–2002.–№1.–С. 18–21.9.Бим И.Л.Указ. соч.10.Полат Е. С.Указ. соч.

Veronika Pavlenko,

Candidate of Philologic Sciences, senior lecturer at the chair of Foreign Languages, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropolverony79@mail.ruThe use of the method of projectsin teachingthe English language in nonlinguistic universityAbstract.Thepaperanalysesthe method of projects, which is one of the most efficientin teaching the English language. The paperexamines the main theoretical and practical basis for the use of project methodology in educational process. Moreover, the paperillustrates the results of the experiment of theDepartment of History and Philology of the Stavropol State Pedagogical Institute. The use of the method of projects is thought to improve the motivation tolanguagelearning. The purpose of the research is to prove the effectiveness of the method of projects.Key words: method of projects, presentation, effectiveness, motivation, social skills, traineeproficiency,speech activity.References1.Polat,E. S. (2000). “Metod proektov na urokah inostrannogo jazyka”,Inostrannye jazyki v shkole,№ 2,pp.3–10(in Russian).2.Turkina,N. V. (2002). “Rabota nad proektom pri obuchenii anglijskomu jazyku”,Inostrannye jazyki v shkole,№ 3,pp.46–48(in Russian).3.Bim,I. L. (2001). “Nekotorye aktual'nye problemy sovremennogo obuchenija inostrannym jazykam”,Inostrannye jazyki v shkole,№ 4,pp.5–8(in Russian).Павленко В. Г.Использование проектного метода при обучении англий0скому языку в неязыковом вузе// Концепт. 22015. 2№ 11(ноябрь).2ART15379. 20,3п.л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/15379.htm.2ISSN 2304120X. 6

4.Vasil'ev,V. (2000). “Proektnoissledovatel'skaja tehnologija: razvitie motivacii”, Narodnoe obrazovanie,№ 9,pp.177–180(in Russian). 5.Vitlin,Zh. L. (2001). “Jevoljucija metodov obuchenija inostrannomu jazyku v XX veke”,Inostrannye jazykiv shkole,№ 2,pp.23–29(in Russian).6.Teslina,O. V. (2002). “Proektnye formy raboty na uroke inostrannogo jazyka”,Inostrannye jazyki v shkole,№ 3,pp.41–46(in Russian).7.Zimnjaja, I. A. &Saharova,T. E. (1991). “Proektnaja metodika obuchenija anglijskomu jazyku”,Inostrannye jazyki v shkole,Prosveshhenie, Moscow,p.9(in Russian).8.Nehorosheva,A. V.(2002). “Iz opyta raboty po proektnoj metodike”,Inostrannye jazyki v shkole,№ 1,pp.18–21(in Russian).9.Bim I. L. Op. cit.10.Polat E. S. Op. cit.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатомпедагогическихнаук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived18.09.15Получена положительная рецензияReceived a positive review20.09.15ПринятакпубликацииAccepted for publication20.09.15ОпубликованаPublished22.11.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Павленко В. Г., 2015www.ekoncept.ru