Применение ТРИЗ-технологий на уроках математики
Выпуск:
ART 45034
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Габдрахманова
Г.
Н. Применение ТРИЗ-технологий на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 20. – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/45034.htm.
Аннотация. В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении математике. Автором описываются адаптированные методы научного творчества, рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится блочное описание одного из занятий тренинга.
Ключевые слова:
задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал
Похожие статьи
- Формирование творческого мышления обучающихся на уроках математики в медицинском колледже
- Применение технологии решения изобретательских задач при обучении математике в основной школе
- Методы развития творческого мышления и творческих способностей, обучающихся в условиях реализации ФГОС на уроках технологии на основе системы НФТМ-ТРИЗ
- Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке математики
- Приёмы ТРИЗ на уроке музыки
Текст статьи
1
ГабдрахмановаГульчачак Наиловна,преподаватель математики МБОУ Средняя общеобразовательная школа с.Карабашево, с.Карабашевоgabdraxmanowa.gulchachak@yandex.ru
Применение ТРИЗтехнологий на уроках математики
Аннотация. В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении математике. Автором описываются адаптированные методы научного творчества, рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится блочное описание одного из занятий тренинга.Ключевые слова: задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал.
Наиболее чётко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподаваниябудет лежать обучение мышлению».Важнейший момент в этом учебном процессе –переход к осознанному овладению мыслительными приёмами и операциями.ТРИЗ –теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.Основа ТРИЗ –это функциональносистемный подход. Выявляя причинноследственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также даёт возможность организовать информацию и делать выводы. Выполнение анализа по определённым правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.Особенность ТРИЗпедагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.Первоначально ТРИЗ, созданная около 50 лет назад, применялась только для решения инженернотехнических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Основным теоретическим положением ТРИЗ является утверждение, что технические системы развиваются по объективным, познаваемым законам, которые выявляются путём изучения больших массивов научнотехнической информации (втом числе патентной) и истории техники. Эти законы можно использовать при улучшении существующих и разработке новых систем.Среди основных особенностей ТРИЗ можно отметить следующие:1.Использование закономерностей развития систем, на основе которых разработаны законы развития технических систем и методология их прогнозирования.2.Выявление и разрешение противоречий, возникающих при развитии систем. Из всех известных эвристических методов только в ТРИЗ сформулированы методы 2
поиска, обострения и разрешения противоречий на разных системных уровнях, разработаны приёмы для разрешения противоречий, система типовых сильных решений.3.Систематизация различных видов психологической инерции и использование методов еёпреодоления.4.Развитие многоэкранного (системного) стиля мышления и использование специальных системных операторов.5.Методика поиска ресурсов –вещественных, энергетических, информационных и других, которые позволяют решить творческую задачу, внося в систему минимальные изменения и обеспечивая лёгкую внедряемость решения.6.Структурирование информации о проблемной ситуации, использование специальных графических методов.7.Специальное информационнометодическое обеспечение: методики анализа и решения задач, графические методы и диаграммы, таблицы и указатели применения эффектов и явлений и др.В рамках ТРИЗ разработана методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений. Она предназначена для решения проблем, связанных с обеспечением безопасности, с выработкой конкретных творческих решений, направленных на предотвращение спрогнозированных нежелательных явлений.ТРИЗ может эффективно применяться практически во всех областях человеческой деятельности:для решения творческих задач;прогнозирования развития существующих и разрабатываемых систем;обеспечения повышения качества творческого мышления специалиста.На земле нет областей человеческой деятельности, где не требуется постоянного увеличения доли творчества. ТРИЗ развивает системный и диалектический образ мышления, применимый к любым жизненным ситуациям. ТРИЗ позволяет понимать происходящие события в широких областях деятельности –социальных, научных, технических и др. ТРИЗ развивается не только вглубь, но и вширь. ТРИЗ –это наука о творчестве. Творчество, всегда считавшееся неопределённымявлением человеческой жизни, вышло на уровень точной науки.Опираясь на результаты обобщения новых концепций обучения и инновационных технологий, а также на результаты фундаментальных исследований и исследований учёныхпедагогов и психологов, разработчиков теории решения изобретательских задач были описаны педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ–непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся.Инновационные педагогические технологии в системе НФТМ школьников предусматривают реализацию основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение[2,3].В статье приведён пример использования методов и приёмов НФТМТРИЗ при обучении математики в 5ом классе. Разработка урока в 5ом классе по теме «Уравнение» содержит основные этапы креативного урока:Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектовсюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развиваетего любознательность.Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.3
Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивноэмоциональных игр, театрализацию и др.Блок 4 (головоломка) представляет собой системуусложняющихся головоломок, воплощённых в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игрголоволомок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.Каждый этап урока выстроен с использованием ТРИЗприёмов и методов, что влечёт развитие творческого и креативного мышления учащихся[1].Этапы креативного урока:Блок 1(головоломка).
Рис. 1.
какой компонент действиянеизвестен?как его найти?
Рис. 2.
4
Обучающийся выполняют примеры,формулируют правила нахождения неизвестных компонентов действия.Блок 2(мотивация).
Рис. 3.
Есть ли среди записанныхутверждений уравнения? По каким признакам вы этоустановили?Как назвать другиеутверждения?Что значит решитьуравнении?Давайте решим уравнения.Какие правила вы использовали при ихрешении?Обучающиеся с местаотвечают на поставленные вопросы по поднятию руки.
Рис. 4.
Обучающиеся с местапредлагают второе решение.
5
Рис. 5.
Обучающиеся с места решают задачи с помощью уравнений.Блок 3(содержательная часть).Работа по группам. Каждая группа получает задания:4 упражнения различной степени сложности. Упражнения распределяютсяобучающимися внутри группы (по одному на каждого участника).
Рис. 6.
Учитель собирает тетрадидля дальнейшей проверки.Блок 4(психологическая разгрузка). Система спортивноэмоциональных движений под музыкальное сопровождение.Блок 5(содержательная часть). Представители групп рассказывают о решении поставленных задач с последующим обсуждением, дополнением членами других групп.6
Блок 6. Рефлексия. Рефлексивный приём, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.Учитель называет ключевое слово, как правило, оно тесно связано с темой урока.Например, учитель предлагаетнарисовать на доске каждому смайлик, отражающий эмоциональное состояние во время урока [4,5].
Рис. 7.
Домашнее задание: составить задачу со сказочным сюжетом и решить еёс помощью уравнения. Блок 9. Резюме.
Рекомендации,позволяющие делать свою жизнь креативнее.1.Регулярно выполняйте физические упражнения.2.Следите за тем, чтобы ваша диета была разнообразной и сбалансированной. 3.Совершенствуйте уверенность в себе.4.Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.5.Читайте художественную литературу, развивающую воображение.6.Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.7.Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.8.Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.9.Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения[3].
Ссылки на источники1.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. Концепт. 2013. ART 53572. URL: http://ekoncept.ru/2013/53572.htm ISSN 2304120X.2.Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», Глейзер Г.И. «Историяматематики в школе».3.Утёмов В. В. ТРИЗпедагогика: использование ТРИЗ в обучении школьников математике. –Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. –90 с.4.Таинственный остров / Жюль Верн; ил. Эдуарда Риу.–М.: Эксмо, 2012. –832 с.: ил.5.Артур Конан Дойль. «Записки о Шерлокехолмсе», Москва, издательство «Правда», 1983 г.
ГабдрахмановаГульчачак Наиловна,преподаватель математики МБОУ Средняя общеобразовательная школа с.Карабашево, с.Карабашевоgabdraxmanowa.gulchachak@yandex.ru
Применение ТРИЗтехнологий на уроках математики
Аннотация. В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении математике. Автором описываются адаптированные методы научного творчества, рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится блочное описание одного из занятий тренинга.Ключевые слова: задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал.
Наиболее чётко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподаваниябудет лежать обучение мышлению».Важнейший момент в этом учебном процессе –переход к осознанному овладению мыслительными приёмами и операциями.ТРИЗ –теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.Основа ТРИЗ –это функциональносистемный подход. Выявляя причинноследственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также даёт возможность организовать информацию и делать выводы. Выполнение анализа по определённым правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.Особенность ТРИЗпедагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.Первоначально ТРИЗ, созданная около 50 лет назад, применялась только для решения инженернотехнических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Основным теоретическим положением ТРИЗ является утверждение, что технические системы развиваются по объективным, познаваемым законам, которые выявляются путём изучения больших массивов научнотехнической информации (втом числе патентной) и истории техники. Эти законы можно использовать при улучшении существующих и разработке новых систем.Среди основных особенностей ТРИЗ можно отметить следующие:1.Использование закономерностей развития систем, на основе которых разработаны законы развития технических систем и методология их прогнозирования.2.Выявление и разрешение противоречий, возникающих при развитии систем. Из всех известных эвристических методов только в ТРИЗ сформулированы методы 2
поиска, обострения и разрешения противоречий на разных системных уровнях, разработаны приёмы для разрешения противоречий, система типовых сильных решений.3.Систематизация различных видов психологической инерции и использование методов еёпреодоления.4.Развитие многоэкранного (системного) стиля мышления и использование специальных системных операторов.5.Методика поиска ресурсов –вещественных, энергетических, информационных и других, которые позволяют решить творческую задачу, внося в систему минимальные изменения и обеспечивая лёгкую внедряемость решения.6.Структурирование информации о проблемной ситуации, использование специальных графических методов.7.Специальное информационнометодическое обеспечение: методики анализа и решения задач, графические методы и диаграммы, таблицы и указатели применения эффектов и явлений и др.В рамках ТРИЗ разработана методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений. Она предназначена для решения проблем, связанных с обеспечением безопасности, с выработкой конкретных творческих решений, направленных на предотвращение спрогнозированных нежелательных явлений.ТРИЗ может эффективно применяться практически во всех областях человеческой деятельности:для решения творческих задач;прогнозирования развития существующих и разрабатываемых систем;обеспечения повышения качества творческого мышления специалиста.На земле нет областей человеческой деятельности, где не требуется постоянного увеличения доли творчества. ТРИЗ развивает системный и диалектический образ мышления, применимый к любым жизненным ситуациям. ТРИЗ позволяет понимать происходящие события в широких областях деятельности –социальных, научных, технических и др. ТРИЗ развивается не только вглубь, но и вширь. ТРИЗ –это наука о творчестве. Творчество, всегда считавшееся неопределённымявлением человеческой жизни, вышло на уровень точной науки.Опираясь на результаты обобщения новых концепций обучения и инновационных технологий, а также на результаты фундаментальных исследований и исследований учёныхпедагогов и психологов, разработчиков теории решения изобретательских задач были описаны педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ–непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся.Инновационные педагогические технологии в системе НФТМ школьников предусматривают реализацию основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение[2,3].В статье приведён пример использования методов и приёмов НФТМТРИЗ при обучении математики в 5ом классе. Разработка урока в 5ом классе по теме «Уравнение» содержит основные этапы креативного урока:Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектовсюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развиваетего любознательность.Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.3
Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивноэмоциональных игр, театрализацию и др.Блок 4 (головоломка) представляет собой системуусложняющихся головоломок, воплощённых в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игрголоволомок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.Каждый этап урока выстроен с использованием ТРИЗприёмов и методов, что влечёт развитие творческого и креативного мышления учащихся[1].Этапы креативного урока:Блок 1(головоломка).
Рис. 1.
какой компонент действиянеизвестен?как его найти?
Рис. 2.
4
Обучающийся выполняют примеры,формулируют правила нахождения неизвестных компонентов действия.Блок 2(мотивация).
Рис. 3.
Есть ли среди записанныхутверждений уравнения? По каким признакам вы этоустановили?Как назвать другиеутверждения?Что значит решитьуравнении?Давайте решим уравнения.Какие правила вы использовали при ихрешении?Обучающиеся с местаотвечают на поставленные вопросы по поднятию руки.
Рис. 4.
Обучающиеся с местапредлагают второе решение.
5
Рис. 5.
Обучающиеся с места решают задачи с помощью уравнений.Блок 3(содержательная часть).Работа по группам. Каждая группа получает задания:4 упражнения различной степени сложности. Упражнения распределяютсяобучающимися внутри группы (по одному на каждого участника).
Рис. 6.
Учитель собирает тетрадидля дальнейшей проверки.Блок 4(психологическая разгрузка). Система спортивноэмоциональных движений под музыкальное сопровождение.Блок 5(содержательная часть). Представители групп рассказывают о решении поставленных задач с последующим обсуждением, дополнением членами других групп.6
Блок 6. Рефлексия. Рефлексивный приём, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.Учитель называет ключевое слово, как правило, оно тесно связано с темой урока.Например, учитель предлагаетнарисовать на доске каждому смайлик, отражающий эмоциональное состояние во время урока [4,5].
Рис. 7.
Домашнее задание: составить задачу со сказочным сюжетом и решить еёс помощью уравнения. Блок 9. Резюме.
Рекомендации,позволяющие делать свою жизнь креативнее.1.Регулярно выполняйте физические упражнения.2.Следите за тем, чтобы ваша диета была разнообразной и сбалансированной. 3.Совершенствуйте уверенность в себе.4.Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.5.Читайте художественную литературу, развивающую воображение.6.Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.7.Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.8.Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.9.Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения[3].
Ссылки на источники1.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. Концепт. 2013. ART 53572. URL: http://ekoncept.ru/2013/53572.htm ISSN 2304120X.2.Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», Глейзер Г.И. «Историяматематики в школе».3.Утёмов В. В. ТРИЗпедагогика: использование ТРИЗ в обучении школьников математике. –Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. –90 с.4.Таинственный остров / Жюль Верн; ил. Эдуарда Риу.–М.: Эксмо, 2012. –832 с.: ил.5.Артур Конан Дойль. «Записки о Шерлокехолмсе», Москва, издательство «Правда», 1983 г.