Методы развития творческого мышления и творческих способностей, обучающихся в условиях реализации ФГОС на уроках технологии на основе системы НФТМ-ТРИЗ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фурман О. А. Методы развития творческого мышления и творческих способностей, обучающихся в условиях реализации ФГОС на уроках технологии на основе системы НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 226–230. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45071.htm.
Аннотация. В статье рассматривается тренинг креативного мышления на уроке технологии (универсальная линия) в 7 классе. Автором рассматривается практические решения изобретательских задач, приводится блочное описание одного из занятий тренинга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фурман Ольга Александровна,учитель технологииМБОУ Школа№4,г. ДолгопрудныйМосковской областиfurmanolia@yandex.ru

Методы развития творческого мышления и творческих способностей, обучающихся в условиях реализации ФГОС на уроках технологии на основе системы НФТМТРИЗ

Аннотация.В статье рассматривается тренинг креативного мышления на уроке технологии (универсальная линия) в 7 классе. Автором рассматриваетсяпрактические решения изобретательских задач, приводится блочное описание одного из занятий тренинга. Ключевые слова: творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал, деловая игра.

В современных социальноэкономических условиях стало актуальным становление креативной личности. Формирование и развитие творческой личности, адекватной постоянно меняющемуся внешнему и внутреннему миру, социальноэкономическим условиям и содержанию деятельности, требует непрерывности, преемственности и охвата всего периода жизни человека.Развитие творческого мышления учащихсядолжно выступать одним из направлений работы образовательной организации.Именно поэтому учительдолжен создавать такую атмосферу на занятии, когда ребёнку хочется поделиться своими мыслями, чувствами и творчески включаться в задание.В связи с этим следует использовать инновационные педагогические технологии, побуждающие учащихся к творчеству, создающие условия для творчества детей, и стимулирующие самостоятельное творчество детей. Несомненно, такие инновационные педагогические технологии используются в многоуровневой системе НФТМТРИЗ, которая предусматривает изменение структуры уроков, и их оригинальное наполнение [3].У каждого ребёнка существует потребность в творческом самовыражении. Технологии как никакой другой предмет способствует этому. Занятия приводят космыслению того, каким образом можно и нужно применять знания, полученные на уроках повсем дисциплинам школьной программы в современной жизни, к осознанию личной значимости в современном мире.При формировании креативного мышления немаловажное значение имеет выбор таких форм организации работы на уроке, которые способствуют развитию творческих способностей в полной мере. Среди них можно выделить следующие: индивидуальная работа, работа в парах, работа в синектических группах. Синектические группы ‬это группы людей разных «специальностей». На уроках технологии ребята могут быть климатологами, биологами, почвоведами, инженерами, художниками, дизайнерами,архитекторами, экономистами,журналистами, режиссерами, разнорабочими, строителями и др. Они встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов. Синектическую группу можно сформировать по психологическим особенностям в зависимости от черт характера. Оптимальная численность группы 46 человек. Целью деятельности таких объединений является поиск творческого решения той или иной ситуации или проблемы.Технология креативного мышления имеет особенности организации учебных занятий.В статье описан пример использования методов теории решения изобретательских задач на практическом задании урокатехнологии в 7 классе по теме «Ландшафтный дизайн.Дизайн пришкольного участка», структура которого включает в себя блоки, реализующие цели занятия, работа рассчитана на два академических часа[3].Для расширения визуального ряда учащихся, во время занятия используется компьютерная презентация, выполненная по материалам занятия и позволяющая повысить интерес учащихся к данной теме.Блоки занятия1.Мотивация2.Содержательная часть3.Психологическая разгрузка4.Головоломка5. Интеллектуальная разминка6.Содержательная часть7.РезюмеСтруктура занятияБлок1.«Мотивация»Это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.На слайде фотографии садов и парков, цветочные клумбы. Дети смотрят слайды, учитель читает отрывок из сказки «Снежная Королева» Г.Х.АндерсенаУчитель. Как хорошо у нас в садуЗабудь печаль, забудь бедуВот распускается бутонЗабудь мечту всё только сонКак хорошо у нас в саду,И никуда я не пойдуЗабудь про дом, не нужен он,Забудь мечту ‬всё только сон.Как дом немыслим без стен, так и сад немыслим без растений. Умелый подбор и интересное композиционное размещение растений до неузнаваемости преобразуют изначальный вид голого участка земли. Разнообразные объемные формы и цветовая палитра растений невольно привлекают взгляд, а умело найденныйритм посадки деревьев, кустарников, цветовделает пространство сада живым и динамичным.Ребята, а вы хотите, чтобы наш пришкольный участок настолько же радовал глаз своими красками как представленные фотографии?Учащиеся: Да, конечно.Учитель: А,давайте вспомним,люди каких профессий могут помочь нам создать красивую клумбу на нашем пришкольном участке?Учащиеся: дизайнеры, биологи, климатологи, художники, почвоведы.Учитель. Совершенно верно. И сегодня у нас с вами уникальная возможностьпримерить на себя все вами названные профессии. Я приглашаю вас на работу в нашу студию ландшафтного дизайна «Вдохновение»Блок2.«Содержательная часть»Содержание программной части учебного курса, обеспечивающее формирование системного учения и развитие творческих способностей учащихся.Учитель:На предыдущем урокемы познакомились с отраслями и профессиями, принимающими участие в создании ландшафтного дизайна. Кто же эти чародеи? (ответы детей, проверка домашнего задания)Учитель:Молодцы!Все верно. Теперь нам необходимо разойтись по разным отделам нашей дизайнстудии. (класс делитсяна группы по 35 человек: художникидизайнеры, биологи, почвоведы, экологиклиматологи)Деловая игра. Дизайнстудия «Вдохновение».Добрый день, коллеги. Я, Ольга Александровна, директор дизайнстудии «Вдохновение». К нам в офис поступил заказ на создание дизайнпроекта клумбы для пришкольного участка школы №4. Я попрошу руководителей отделов подойти для получения задания по исполнению заказа. (дети в группах сами выбирают «начальника» своего отдела, задания проговариваются учителем для всего класса, а руководители групп получают задание на листе)Итак, задача дизайнеровхудожников ‬нарисовать тричетыре варианта клумбы для пришкольного участка.Задача биологов ‬определитькакие растенияможно высадить на клумбу, чтобы она радовала глаз с ранней весны допоздней осени.Задача почвоведов‬провести анализ почвы пришкольного участка.Задача экологовклиматологов ‬определить наиболее благоприятное местоположение клумбы, учитывая географическое положение и климатические условия, и, начертив схему освещенностизатененности выбранного местоположения.Для решения поставленной задачи, вы можете пользоваться иллюстрированными журналами и Интернетресурсами. А сейчас я приглашаю вас пройти на объект.Блок3.«Психологическая разгрузка»В структуре креативного урока важное место занимает отдых. Психологическая разгрузка необходима для снятия мыслительного напряжения и повышения эмоционального состояния ребёнка, что непременно влияет на отношение ребёнка к изучению материала. Так как урок планируется в середине апреля, то отлично подойдёт прогулка по территории пришкольного участка. Дети ведут наблюдение на объекте, могут делать пометки, записи, зарисовки.Блок4.«Головоломка»После прогулки детям предлагается решить головоломку. (Содержи рабочий стол в чистоте)

Блок5. «Интеллектуальная разминка»Для интеллектуальной разминки характерна целая система творческих заданий.Эффективно позволяет развивать любознательность, чувственность к проблемам нашей планеты и умение прогнозировать задание на формулирование целенаправленных вопросов и по ответам на них выявлять предмет, это упражнение «горящий стул». Сущность упражнения заключается в определении объектов, записанных на доске или лежащих на столе. При этом один учащийся не видит эти предметы, тогда как его одноклассники формулируют вопросы характеризующие данные предметы, не используя название самого предмета. Отвечающий ученик пытается назвать данный предмет.Блок 6.«Содержательная часть 2»В данной части урока группы приступают к выполнению полученныхзаданийи их оформлению для представления на обсуждение и утверждение коллективом класса. В своей работе учащиеся используют компьютер, интернет, журналы. В конце урока каждый отдел представляет свою работу. Задача руководителей отделов соединить все работы в один проект и представить презентацию «Клумба школьного двора»Учитель должен контролировать и ненавязчиво направлять ход работы, стараясь не вмешиваться в творческий процесс.Блок 7. «Резюме»Учитель: Итак, наш урок подошёл к концу,мы с вами просмотрели презентацию «Клумба школьного двора» и выслушали предложения от руководителей отделов нашей дизайнстудии «Вдохновение»давайте подведём итог нашей работы.Продолжите фразы, которые я буду начинать говорить.1.Своей работой на уроке я…2.Урок для меня показался…3.Моёнастроение…

Ссылки на источники1.Технология 7 класс(Универсальнаялиния)П.С.Самородский; В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко Москва: Издательский центр «ВентанаГраф», 2013.2.Утёмов В. В., ЗиновкинаМ. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие.‬Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013.‬212 с.3.Горев П.М., УтёмовВ. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления:Учебнометодическое пособие. ‬Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2014. ‬112 с.4.Журналы «Мойпрекрасный сад», «Идеиприусадебного участка», «Садовопарковый дизайн».5.Интернетресурсы.