Приёмы ТРИЗ на уроке музыки

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киселева Л. М. Приёмы ТРИЗ на уроке музыки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45043.htm.
Аннотация. В статье рассматривается возможность развития креативного мышления и применения приёмов ТРИЗ на уроке музыки, рассматривается теория решения изобретательских задач.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КиселеваЛюдмилаМихайловна,учитель музыкиМБОУВерхнекольцовскаяосновнаяобщеобразовательнаяшкола х. Верхнекольцов, Тацинский район, Ростовская область.Kiseleva.lyudmila.59@mail.ru

ПриёмыТРИЗна уроке музыки

Аннотация.В статье рассматриваетсявозможность развития креативного мышления и применения приёмов ТРИЗ на уроке музыки, рассматривается теория решения изобретательских задач.Ключевые слова: творческие задачи, развитие креативности, творческийпотенциал, синквейн.

Творческая личность востребована обществом на всех ступенях своего развития. Изменения в жизни, происходящиеза небольшой отрывок времени, требуют от человека качеств, позволяющихтворчески подходить к любым, постоянно меняющимся ситуациям, адекватно на них реагировать[1].Каким образом?Развивать творческие способности ребёнкав педагогическом процессе помогает креативная педагогическая система НФТМТРИЗ (теория решения изобретательскихзадач). Цель данной системы –формирование творческой личности учащихся. Технология ТРИЗ помогает субъектамобразовательного процесса быть мобильным, творческим, решительным, динамичным, способным мыслить нестандартно. ТРИЗ –это и занимательная игра, и развитие умственной активности ребёнка через творчество. А творчество даёт ребёнку возможность проявить себя, получит новую информацию об окружающем, даёт возможность созидать, творить, развивать и доказывать свою точку зрения. Данная технология создаёт условие для креативности, дифференциации обучения; развивает навыки и способы мышления, происходит обучениеобобщённым знаниям и умениям. Это вызывает стремление к творческой мыслительной деятельности [2,3]. Чтобы воспитать детей с такими умениями, необходимо решать следующие задачи:1.Развивать речь, внимание, логическое мышление, память.2.

Активизировать творческую познавательную деятельность.3.Вызывать интерес к учебному процессу.4.Воспитывать умения общаться в группах, в парах.5.Учить находчивости, сообразительности, умению преодолевать трудности.6.Развивать креативность через использование приёмов ТРИЗ.Учителя нашей школы активно включилисьв этот процесс, пытаясь освоить ТРИЗпедагогику и технологию РКМ, которая способствует формированиюу наших учеников выше обозначенных качеств. Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в федеральных и региональных документах, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основногообщего образования, утверждённом приказом №1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17декабря 2010 год [4], указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативноправовых актах по школьному образованию.В мире есть многомножественныхявлений, связанных с духовным миром человека. Но кто объяснит их свойства, особенности, отличительные признаки? Как же они находят путь к детскому сознанию?К этим невидимым явлениям относитсямузыка. Что такое музыка? И где её границы?Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры. Никакое другое искусство не вторгаетсяс такой полной силой в эмоциональный мир ребят, как это доступно музыке! С помощью музыки в детях можно воспитыватьмудрость и мужество, гуманность и справедливость, любовь и милосердие.К. Ушинский в своё время заметил: «Запоёт школа –запоёт весь мир!».Каждый урок музыки –это полёт творческой мысли, фантазии, таланта и духовного совершенства. Главная моя задача в мотивации: пробудить творческую активность учащихся, ведь не зря учёными доказано, что музыкой можно влиять на работоспособность (Бетховен),интеллектуальное развитие (Моцарт, Григ), эмоциональное состояние (Штраус).Цель музыкального образования тесно переплетаются с задачами и целямисистемыНФТМТРИЗ и требуют:–развития активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;–накопление на основе восприятия музыки тезауруса –интонационнообразовательного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном миремузыкальногоискусства;–приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.

Планконспект урокаТема: Фольклор в музыке русских композиторов.Базовый учебник Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка. 5 класс.Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.Цель урока:Овладение образным языком музыкального искусство в тесной взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством.Задачи урока:–познакомить учащихся с ещё одним направлением связи музыки с литературой –произведениями программной инструментальной музыки (симфонической миниатюрой);–научиться выделять художественные связи между музыкой, литературой и живописью на примерепроизведения А.К.Лядова «Кикимора»;–развивать образное мышление, творческие «способности»,чувство музыкального илитературного вкуса у учеников;–воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.Жанр урока: интегрированный.Тип урока:изучение нового материала.Оборудование:проектор, компьютер, музыкальный центр, иллюстрации.Музыкальный материал:

А.К.Лядов «Кикимора» симфоническая миниатюра,Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальныхобъектовсюрпризов, способных вызвать удивлениеучащихся.Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к знаниям и развивает его любознательность[3]. Урок можно начатьс прослушивания «Сказки о мифах, сказках и преданиях»:«Есть великое множество музыкальных событий, начало которых так далеко от нас, что даже волшебная подзорная труба времени не смогла бы отчётливо их приблизить. Однако не будем огорчаться. К нам на выручку ещё раз придёт наша память, общая память человечества –это волшебная «машина времени», способная перемещать нас во времени и пространстве.Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое минувшее для людей всегда были сказки, мифы, легенды о музыке и музыкантах.Из глубины веков пришли к нам античные мифы, созданные народной фантазией. Древние греки верили, что с наступлениемтепла на вершине горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки –девять сестёр, девять дочерей владыки богов –Зевса. Их звали музами жизни –богинями пения. Они покровительствовали искусствами наукам.Черпая воду из Кастильского ключаили изисточника Иппокрены, музы одаривали ею избранных. Те, испив живительной влаги, становились художниками, поэтами, танцорами, актёрами, музыкантами и учёными.Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл покровитель искусств бог Аполлон.Голоса девушек сливалисьстройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей».–Ребята, как вы думаете, каково значение мифов, сказок и преданий?(Мифы, сказки, предания –вечный источник искусства.Это касается не только музыки, но и литературы, живописи.Все эти источники открыли новые грани творчества великих авторов различных произведений искусства. Искусство не копирует реальную жизнь, а живёт своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной жизни).Блок 2. Содержательная часть. Содержательная часть включает в себя программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.Работа с учебником.Знакомство с русским композиторомсказочником Анатолием Константиновичем Лядовымиего произведением –сказочной картинкой «Кикимора».–Ребята, как вы думаете, в какой семье родился известный русский композитор Анатолий Константинович Лядов, в какой атмосфере рос, если создал такие известные сказочные музыкальные произведения как «Волшебное озеро»,«Кикимора»?

(Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов.Он рос в артистическом мире.А.К. Лядовбыл прекрасным композитором и прекрасным пианистом.Большой популярностью пользовалисьтри тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные текстыдревних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве.Волшебный мир сказки вдохновляет композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив»).

Рис. 1. Анатолий Константинович Лядов

2. Знакомство смузыкальной сказочной картинкой«Кикимора».–Ребята, что вы знаете о кикиморе? Как вы её себе представляете?–Послушайте музыкальную картинку «Кикимора», которую сочинил А.К. Лядов. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить сказочный образ?(В восточной мифологиикикимора –это один из видов домового. Злой дух в виде карлика или маленькой женщины, голова у которой с напёрсток и тело тонкое, как соломинка.Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).Название «кикимора» –сложное слово, вторая часть которого –имя злого духа Мары (моры).

Рис. 2. Домовая кикимора

Кикимора болотная (лесная) –жена лешего, которая живёт влесу или болоте. Предстаёт перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у низ недобрая.Воти обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскиваетзазевавшихся путников к себе в трясину.Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печкой, оттуда и выходит по ночам, чтобы проказить).

Рис. 3. Кикимора болотная (лесная)

3. Приём «Слушание рукой»Повторное прослушиваниемузыкальной картинки «Кикимора». Предлагаю детям «взять» в свои рукизвук и «вести» его, строго следуя за движением музыки, изображающейглавную героиню произведения.

(Дети «рисуют» рукой движение музыки. Они улавливают движение, ритмический рисунок, рельефность музыкальной ткани).4. Творческое задание–Подумайте,какие музыкальные инструменты слышны в этом произведении?(На доске иллюстрации музыкальных инструментов. Важно предложить ребятам после повторного прослушивания угадать музыкальные инструменты, которые звучали. Подсказками служат иллюстрации).

Рис. 4.

Английская флетаГобой–Ребята, если бы выбыли композиторами, то какую музыку сочинили бы на этот сюжет?Блок 3.Психологическая разгрузка. Представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонии развития полушарий головного мозга, через аутотренинг через систему спортивноэмоциональных игр, театрализацию.Задание:Нарисовать Кикимору, используя разные музыкальные знаки:

Рис. 5.

Блок 5 Интеллектуальная разминка представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.Написаниесинквейна. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей умения находить в информационном материале наиболее существенных элементов, делать выводы и кратко их формулировать.Синквейн (от французского, английского) –пятистрочная стихотворнаяформа, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В России с 1997 года используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи.Задание:Составить синквейн на образ Кикиморы с использованием учебника: Музыка: 5 класс, У.П. Сергеева, Е.Д. Критская.(У каждого учащегося на столе план построения синквейна:План построения синквейна1 строка –заявленна тема или термин (1 существительное или местоимение).2 строка –описание признаков, свойств (2 прилагательныхили причастия).3 строка –образована 3 глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия предмета или темы.4 строка –фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету, теме.5 строка –одно слово –резюме, характерезующее суть предмета, темы.Пример ответа учащегося1 строка –Кикимора2 строка –Злое, коварное, привередливое существо3 строка –Гремит,стучит, свистит, шипит4 строка –Зло держит на уме5 строка –Злой дух).Резюме.По окончании урока учитель поводит краткие итоги занятия и осуществляет обратную связь с учащимисяУчащиеся должны оценить занятие с помощью карточеккартинок, на которых изображены нотки сизображением рожиц –улыбающаяся и рустная (интересно –неинтересно, понравилось –не понравилось).

Ссылки наисточники1.Зиновкина М.М. НФТМТРИЗ: креативное образование21века. Теория и практика: монография. –М.: МГИУ, 2007.2.Утёмов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности6 прикладной курс научного творчества: учебное пособие. –Киров: АНОО « Межрегиональный ЦИТО», 2013. –212с.3.Утёмов В.В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся // Современные проблемы науки и образования. –№ 5. –URLwww.scienceeducation.ru/994054.Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования: Федер. Закон Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 ФЗ