Формирование творческого мышления обучающихся на примере занятия «Изонить» во внеурочной деятельности младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Глушковская О. П. Формирование творческого мышления обучающихся на примере занятия «Изонить» во внеурочной деятельности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45035.htm.
Аннотация. В данной статье описывается применение принципов системы непрерывного формирования творческого мышления обучающихся при проведении занятия по изготовлению композиции в технике изонить: создание композиции при использовании нитяной графики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Глушковская Ольга Павловна,учитель технологии МБОУ Гордеевская СОШ,с.Гордеевкаgglugennadij@rambler.ru

Формирование творческого мышления обучающихся на примере занятия «Изонить»во внеурочной деятельности младших школьников

Аннотация.В данной статье описывается применение принципов системы непрерывного формирования творческого мышления обучающихся при проведении занятия по изготовлению композиции в технике изонить: создание композиции при использовании нитяной графики.Ключевые слова:творчество, нитяная графика, изонить, графическое изображение, ниточный дизайн, декоративноприкладное искусство.

Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество ‬это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей,которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Большой энциклопедический словарь даёт такое обобщающее определение творчества:«Творчество‬это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца ‬субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».Можно, очевидно, сказать, что творчество ‬это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознаётся человеком как проблема,требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т.е. неизвестных для этого человека) методов и приёмов, создания какогото нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какогото противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого [1].Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почёте. Один из самых распространенных и любимых его видов ‬вышивание. Вышивка отражала жизнь конкретного народа, украшала одежду, жилище, быт.Очень интересным представляется плетение с помощью нитки и иголки, т.е. нитяная графика ‬это один из видов искусства, в котором изображение даётся в виде рисунка,нанесённого нитями на какуюлибо плоскость в линейных формах. Слово графика произошло от греческого grafo, что означает ‬«пишу», «рисую». Сферы применения рисунка чрезвычайно широки. Графическое изображение, является, прежде всего, одним из видов художественного отображения действительности, т. е. выступает в виде произведения декоративно прикладного искусства. Способы воспроизведения рисунка в нитяной графике многообразны. Линия (натянутая нить) ‬основное изобразительное средство, причём имеет значение не каждая линия отдельно, а их совокупность, дающая изображение данного предмета. Линия вернаясама по себе, но проведённая не в соответствии с другими служит только ошибкой.Своеобразие графического изображения состоит в том, что рисунок может не заполнять всей плоскости листа. Очень часто даётся изображение одного предмета без окружающей его обстановки, т. е. рисунок окружает фон, который присущ данной бумаге. Чаще всего рисунок наносится на бархатную бумагу.Создание произведений нитяной графики связано с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни ребёнка, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение особенности интеллекта и характера.1. Блок мотивации.На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и еёосвоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Уверена, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции.Создание произведений нитяной графики ‬одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с графическим натяжением нитей расширяет кругозор возможностей ребёнка, развивает пространственное воображение. Истоки творчества изонити принадлежат английским мастерам. Основной материал для работы ‬картон, бархатная бумага, нитки различных цветов и оттенков. Иногда основой для работы служит наждачная бумага. Основные элементы натяжения нитей ‬угол, круг, эллипс и заполнение фигур частями со смещённым центром [2].Освоение техники изонити, позволяет выполнять поздравительные открытки, сувенирные обложки, декоративные панно. Работа не требует дорогостоящих материалов, проста в исполнении и оригинальна. Ребёнок, увидевший изонить впервые, сразу же задаётся вопросом ‬как это делается? При выполнении работ по изонити у детей развивается нагляднообразное мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся изонитью, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, развивают собственный творческий потенциал. В ходе работы ребёнку необходимо запомнить последовательность еёизготовления, приёмы и способы натяжения нитей ‬всё это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике изонити; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре декоративно ‬прикладного искусства[3].В маленьком человеке заложено стремление узнавать и создавать, всёначинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят своёразрешение в условиях поиска и занятии нитяной графикой. Открытие в себе творческой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в других сферах жизни ‬в учёбе, в общении с другимидетьми.2.Блок содержательная часть1.2.1 Материалы и инструментыДля выполнения работ в технике ниточный дизайн необходимо иметь твёрдый фон, нитки и инструменты для работы. Фон. Нитки Цвет. Инструменты. Для работы необходимо иметь следующие инструменты:1.карандаш ‬остро заточенный, ТМ (для эскизов пригодятся цветные карандаши);2.линейка ‬ровная, гладкая, длиной не менее 3040 см, с чётко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, но с яркой разметкой), разметка должна быть в сантиметрах, а не в дюймах;3.циркуль ‬нужен для изучения принципа заполнения окружности, лучше детей сразу приучить использовать хороший инструмент, так как циркуль пригодится для работына уроках черчения и геометрии;4.иглы с большим ушком (номер будет зависеть оттолщины картона и ниток, а также расстояния между точками: чем меньше расстояние между точками и изящнее работа, тем тоньше игла);5.булавка с головкой на конце для прокалывания точек;6.подкладка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола (можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания);7.ножницы;8.транспортир;9.различные угольники (с прямым и острыми углами).2.2 Знакомство с техникой безопасности3. Блок психологическая разгрузка. 3.1.Прослушивание и чтение стихов из блока: Рукодельницам[4]На гладком полотне цветов различных нити

На гладком полотне цветов различных нити

Узорами причудливо сплелись.

По взлёту вдохновенья и наитий

Листва, цветы и гроздья родились.

Здесь в каждой скатерти, салфетке, полотенце

Видны талант, душа и мастерство,

И женских рук тепло, и нежность сердца,

И ярких красок жизни торжество.

Прельщают вышивки чудесною палитрой.

Они сияют, дышат и живут.

Как ноты музыки, что на листах пюпитров,

Страдают, радуют и душу в высь зовут.

Я поражён. Гляжу на рукоделье

И, онемев, дыханье затая.

Нет,здесь не барское занятье от безделья,

А вдохновенный труд и радость бытия.

(В.Ганжар)Не губи ты жизнь бездельем ‬

Занимайся рукодельем!

Шей, вяжи ‬не унывай,

Или гладью вышивай.

Вот иголки, нитки, пяльца

Для проворных наших пальцев.

Ткани, ленточки, кайма ‬

Закружилась голова!

Файлы, форум, интернет (ой, забыла про обед!)...

То, что любим вышиваем,

Всё прилежно оформляем.

Результат ‬на радость нам,

Нашим близким и друзьям.

А закончена работа,

Тут уж новая забота

Вновь сюжеты выбирать.

Вышивать их, вышивать...

3.2.Физкульт минуткаспособствует снятию усталости

А у нас физкультминутка, Наклонились, нука, нука!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.(наклоны вперед и назад)Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправовлево, раз и два.Думай, думай, голова.(вращение головой)Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

4,5. Блок головоломка. Детям предлагается поиграть в интеллектуальную игру «Волшебный сундучок».Правила в этой игре такие: я загадываю вам загадку. Если вы правильно еёотгадаете, я достаю из сундучка соответствующий инструмент, которым мы будем пользоваться на занятии, и рассказываю, какие правила нужно выполнять, чтобы с этим инструментом не поссориться. Загадки об иголке Маленького роста я,Тонкая и острая, Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. Конь стальной ‬хвост льняной. На всём теле ‬только одно ухо. Бежит свинка ‬золотая щетинка. Носочек стальной, а хвостик льняной. Правила пользования иглой

1.Хранить иглу только в игольнице и с ниткой. 2.Нельзя ронять иглу на пол. 3.Передавать друг другу только тупым концом вперёд. 4.Нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту. 5.Нитку нельзя откусывать зубами. Загадки о ножницах Инструмент бывалый ‬

Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижет. Смотрите, мы раскрыли пасть ‬

В неёбумагу можно класть, Бумага в нашей пасти Разделится на части.

Правила пользования ножницами

1. Нельзя держать ножницы острыми концами вверх. 2. Передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперёд. Загадка о карандаше

Умный Ивашка, Деревянная рубашка, По листу пройдёткоснется, Там след остаётся. Правила пользования карандашом

1. Карандашом мы отмечаем те точки, которые в дальнейшем будем прокалывать.2. Карандаш нельзя ронять на пол, так как он будет часто ломаться. Загадка о линейке Кто я, если прямота Главная моя черта?(В.Берестов) Правила пользования линейкой C помощью линейки мы будем учиться проводить линии. Загадка о циркуле Мой циркач, циркач лихой Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и ни шагу.(В.Берестов) Правила пользования циркулем

Это особый инструмент. На одном конце у него ‬игла, на другом ‬карандаш. Пользоваться им надо осторожно, чтобы не уколоться и не поломать грифель карандаша [5].6. Блоксодержательная часть 2.Осваивание основных приёмов изготовления картины.Для усвоениятехники достаточно знать несколько основных приёмов, главными из которых являются заполнение окружности.Научиться прошивать углыизонитью легче, чем окружности, поэтому начинать следует именно с углов. Для этого нужно освоить нанесение разметки на основубудущего изделия. При помощилинейки и карандаша на листе цветного картона с изнаночной стороны нужно нарисовать угол. На его стороны штрихами нанести метки в местах предполагаемых проколов. При разметке стороны угла разделить на ровное количество частей.Если его стороны не равны, то деление нужно начинать с меньшей.Минимальное расстояние между дырочками 2 мм.Делить стороны можно, конечно, по линейке, но лучше сразу стараться делать это на глазок. Первое время может получаться не очень ровно. Но это занятие развивает глазомер, и со временем точность будет повышаться.Сначала делим одну сторону угла пополам, затем каждую из двух частей разделите ещёраз пополам, затем каждую из четырёх частей ‬еще раз пополам. В тойже последовательности делимвторую сторону угла (рис.1).





Рис.1. Деление угла

Теперь необходимо разметить окружность. Нарисуемокружность с помощью циркуля и разделим её на чётное число частей тем же способом, что и угол: сначала пополам, затем каждую половину ещёраз пополами так далее (например, на 16 частей)(рис. 2).









Рис.2. Деление окружности

Заполнение угла:Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.Разделить каждую сторону угла на равное число частей и отметить точками.Сделать проколы во всех точках.Вдеть нить в иголку и заполнить угол по предлагаемой схеме (рис. 3).









Рис.3. Заполнение угла

Заполнение круга и на его основе овала, дуг, завитков.1.Начертить окружность.2.Разделить её наравные части.3.Сделать проколы во всех полученных точках.4.Вдеть нить в иголку.5.Выполнитьзаполнение окружности по схеме (рис.4)[6].













Рис.4. Заполнение круга и дуги

7. Блок компьютерная интеллектуальная поддержка мышления.Детям предлагаются презетации с мастерклассами по выполнению основных элементов техники изонить. А также фото оригинальных картин выполненных по этой же технике.8.Блокрезюме.Изонить имеет громадное преимущество перед другими видами рукоделия ‬во все времена оно будет модно. Узнав и изучив технику изонити, вы поймёте, чтоэто очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещёи в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. В технике изонитиможно выполнять поздравительные открытки, сувенирные обложки для книг, поздравительные адреса, а также декоративные панно, которые могут украсить современный жилой или общественный интерьер.Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, можно назвать живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны (именно сделаны) из переплетённых яркими цветными нитками. При внимательном рассматривании таких картин в разное время дня при различном освещении и с разного расстояния они зрительно воспринимаются поразному изза изменяющихся условий отражения света. И всякий раз поновому привлекают к себе внимание неповторимой цветовой гаммой. Хочется подойти к картинам поближе, дотронуться до них рукой, сохранить это ощущение впамяти. В конце детям предлагается ответить на несколько вопросов из карточек Карточка 1.•Я узнала…•Я научилась…•У меня получилось…•Я затруднялась…Карточка 2.•Как вы оцениваете свою работу сегодня на занятии‬(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10)•Как вы оцениваете работу классасегодня на занятии‬(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10) •Какой вид рукоделия вы хотели быосвоить в будущем?

Ссылки на источники1.Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология 1011 класс М.: Издательский центр "Вентана Граф", 2011. ‬87с.2.Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство,1998 № 4, 2000№3, 2002 №7‬62с.3.Архангельская М. Вышивка по картону//Школа и производство,1996‬№ 3. ‬58 с.4.Рукодельницам (стихи): http://www.liveinternet.ru5.Конспекты занятий к кружку "Изонить":http://nsportal.ru/blog/detskiisad/all/2012/04/24/konspektyzanyatiykkruzhkuizonit6.Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство,1995. ‬№ 6. ‬58 с.7.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогическойсистеме НФТМТРИЗ // Концепт. ‬2013. ‬Современные научные исследования. Выпуск 1. ‬ART 53572. ‬URL:http://ekoncept.ru/2013/53572.htm