Использование метода мозгового штурма и экспериментов при проведении уроков окружающего мира в начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондратова Е. Г. Использование метода мозгового штурма и экспериментов при проведении уроков окружающего мира в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45047.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт работы в 1 классе по окружающему миру, с применением блока экспериментов и мозгового штурма.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондратова Елена Геннадьевна,учитель начальных классоввысшей квалификационной категории МОУ СОШ№ 75, городской округЧерноголовка Московской областиelenacondratova@yandex.ru

Использование метода мозгового штурма и экспериментов при проведении уроков окружающего мира в начальной школе

Аннотация.В статье представлен опыт работыв 1 классепо окружающему миру, с применениемблока экспериментов и мозгового штурма.Ключевые слова:мозговой штурм, эксперименты, работа в группах.

Педагогическая система НФТМТРИЗ –это система овладения знаниями, которая даёт возможность развиваться и творить не только сильным и подготовленным детям, но и ослабленным физически и интеллектуально. Но для этого нужен инструмент, нужна методика, позволяющая достигать результатов каждому желающему.Эта методика и технология заложена в курсе ©Теория и методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихсяª.Я, познакомившись с курсом ©Теория и методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихсяª авторов М. М. Зиновкиной, и В. В. Утёмова, сделала следующий вывод: его технология соответствует требованиям ФГОС основного общего образования. В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, [1] который является одним из механизмов реализации НФТМТРИЗ.Использование в работе системнодеятельностного подходатребует от учителя большой подготовки. Уроки носят ярко выраженный характердиалога, сотрудничества, экспериментов.Мной изучены следующие методы: эвристические методы, метод проб и ошибок, методы научного творчества, в. т. ч. мозговой штурм (МШ) –это методактивизации творческого мышления. Достоинства МШ: сравнительная простотаидоступность; возможность работы в условиях неопределенности; быстротагенерирования идей, способных стать основой для серьёзного поиска решения;воспитательные функции и др. Недостатки МШ. Главный недостаток –невысокаясложность решаемых задач. Мозговой штурм –это способ продуцирования новых идейдля решения научных и практических проблем. Цель метода мозгового штурма –поискнетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма вучебном процессе и во внеурочной деятельности позволяет решить следующие задачи:творческое усвоение школьниками учебного материала, связь теоретических знаний спрактикой, активизация учебнопознавательной деятельности учащихся,формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия нарешении актуальной задачи, формирование опыта коллективной мыслительнойдеятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма,должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активныйинтерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборепроблемы для мозгового штурма –возможность многих неоднозначных вариантоврешения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача [4].Очень часто на своих уроках я использую возможности коллективного творчества: создание благоприятной творческой атмосферы работы в группе [2]. Очень полезен Мозговой штурм для выдвижения гипотез для решения поставленных проблем. В 1 классе такие приемы (МШ) я использую на уроках математики и окружающего мира. Пример урока окружающего мира для 1 класса. Тема: Наши помощники –органы чувств.Цели:обеспечить практику детей в распознавании и идентификации ощущений, получаемых разными органами чувств,пользуясь зрением, обонянием, осязанием, слухом и вкусом,описать в речевой форме свойства разных предметов, показать разнообразие свойств, выявляемых разными органами чувств,учить детей анализировать ощущения, расширять их словарный запас для описаниясвойств объекта.Ход урокаБлок мотивации.Отгадайте загадки: –Первым пробовать привык Угощенья все… (Язык)–Вот гора, а у горы две глубокие норы,В этих норах воздух бродит,То заходит, то выходит. (Нос)–На ночь два оконца сами закрываются,А с восходом солнца сами открываются.(Глаза)–Намбез них нельзя никакСлышать ход часов: ©Тиктак!ª,Соловья в саду весеннем,На лугу шмеля гуденье,Звонкую в лесу кукушку,Новогоднюю хлопушку,И, помимо звуков прочих,Мамино: ©Спокойной ночи!ª (Уши)–Мы в неёзимой и летом С головы до ног одеты, Даже на ночь снять не можем, Потому что это… (Кожа)–Что это? О чем загадки? (о частях тела)Блок творческого разогрева.А хотите узнать, как можно назвать эти части тела подругому? Соберите слово (у мальчиков и у девочек –разные карточки, но код расшифровки одинаковый)

123А онеУ зргИ амы

123А чтиУ рувИ сгв

А 1,У 2,У 3,И 1,А 2,И 3.

Как же называют эти части тела человека? (Органы чувств)Назовите тему нашего урока, чем мы будем заниматься, что изучать? (Наши органы чувств)Верно, сегодня на уроке мы узнаем о наших помощниках –органах чувств.Блок экспериментов 1:Почему глаза, нос, уши, язык и кожу называют помощниками? В чём они нам помогают? Они помогают ощущать, познавать окружающий нас мир.Проверим, как же они помогают: возьмите в конверте любую фигуру. Какая у васфигура? Встаньте те, кто выбрал круг.Встаньте те, кто выбрал треугольник.Какой орган чувств помог вам это определить? (Глаза)Что же мы делаем с помощью глаз? (видим).Итак, глаза –это орган зрения.Те, кто выбрал круг, скажите, какой он: гладкий или шероховатый? (гладкий)Те, кто выбрал квадрат, скажите, какой он: гладкий или шероховатый? (шероховатый)Какой орган помог вам в этом? (кожа пальцев рук)Кожа –это орган осязания.Теоретический блок:Что значит ©осязаниеª? (Осязание –ощущение, возникающее присоприкосновении кожи с какимто предметом.)Какой орган требуется, чтобы узнать вкус пищи?(язык)Как назвать этот орган? (орган вкуса)Что помогает услышать звуки? (уши)Как называется этот орган? (орган слуха)Что помогает различать запахи? (нос)Как называется этот орган? (орган обоняния)—ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе.У всех ли людей есть 5 органов чувств? (да)Блок экспериментов 2:Проверим, какие чувства у вас развиты? Поиграем.Игра: Отгадай, что это?Ребёнок с завязанными глазами отгадывает то, что ему предлагает учитель:определи фрукт на вкус,почувствуй запах,пойми, что ты слышишь,определи на ощупь, какой это предмет (вата),определи, что нарисовано на картине.Ученики называют, каким органом чувств пользуется ребёнок с завязанными глазами.Почему назвали всё, кроме изображения? (нельзя увидеть с завязанными глазами)А можно услышать носом, ощутить запах ушами?(нет)Почему? (каждый орган выполняет свою роль, свою работу в организме: уши –орган слуха –помогают слышать, нос –орган обоняния –помогает почувствовать запахи, язык –орган вкуса –помогает чувствовать вкус,глаза –орган зрения –помогает увидеть, кожа –орган осязания –помогает почувствовать)Посмотрим, как вы запомнили функции (роли) органов чувств.Блок психологической разгрузки:Работаем впаре: необходимо нарисовать знаки,обозначающие тот орган, которым вы пользуетесь:Чем вы проверяете, соленый ли суп? (язык)Ищешь в темноте выключатель? (кожа)Выходишь к ручью на звук шумящей воды? (уши)Ощущаешь аромат цветов? (нос)Целишься в мишень? (глаз)Смотришь мультфильм? (глаза, уши)Почему задействованы 2 органы? Так может быть?Блок практической работы:Вгруппевспомните и решите, в каком случае мы пользуемся одновременно несколькими органами чувств: глаза, нос, кожа (изучаю новый предмет, мама покупает продукты в магазине)Определите, что в стакане:(в стаканах –вода –соленая и сладкая)–с помощью органа зрения,–с помощью органа обоняния, –с помощью органа слуха (нельзя), –с помощью органа вкуса,–спомощью органа осязания.Блок рефлексии:Какой орган чувств у человека самый важный? (все важны)Поэтому мы должны заботиться обо всех наших органах чувств. Как заботиться об органе слуха?

Как заботиться об органе зрения?Как заботиться об органе вкуса?Как заботиться об органе обоняния?Как заботиться об органе осязания?Подумайте и скажите, что ещёнадо знать по теме нашего урока, кроме того, что мы уже узнали?Пролистайте дома различные журналы и найдите иллюстрации, которые помогут вам на следующем уроке рассказать об органах чувств и их функциях.Закончить статью хотелось бы словами П.М. Горева и В.В.Утёмоваиз пособия ©Полет к горизонтам творчестваª [3]: ©Наша цель –не развивать фантазию детей (с этим у них все в порядке), а научить понимать окружающие закономерности и мыслить продуктивно.ªНа мой взгляд –это самая главная задача, которую перед нами ставитФГОС.

Ссылки на источники1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.2.Зиновкина М. М., Утёмов В. В. ©Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС: Учебное пособие ©Методология получения нестандартных эффективных решений творческих задачª –Киров: АНО ДПО ©Межрегиональный ЦИТОª, 2014. –С. 25–26.3.Горев П.М., Утёмов В.В. ©Полет к горизонтам творчестваª: Учебное пособие –Киров: издво ©ОКраткоеª,2013. –с. 86.4.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. –Киров: АНОО ©Межрегиональный ЦИТОª, 2013. –212 с.