Использование методов НФТМ-ТРИЗ на уроках литературы
Выпуск:
ART 45053
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Линник
Е.
А. Использование методов НФТМ-ТРИЗ на уроках литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 20. – С.
136–140. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/45053.htm.
Аннотация. В статье автор предлагает реализацию основной задачи НФТМ-ТРИЗ провести через моделирование сказки, создание нового авторского литературного текста через глубокий анализ сказки.
Текст статьи
Линник Екатерина Андреевна, преподаватель русского языка и литературыГБОУ Школа 2055, г. Москва katerina.andreevna@inbox.ru
Использование методов НФТМТРИЗна уроках литературы
Аннотация. В статье автор предлагает реализацию основной задачи НФТМТРИЗ провести через моделирование сказки, создание нового авторского литературного текста через глубокий анализ сказки.Ключевые слова:анализ, синтез, творчество, моделирование, техника интеллекткарт (mindmapping).
Исходная позиция системы НФТМТРИЗ –каждый ребёнок талантлив от природы. Главным принципом работы становится воспитание личности через творчество. Так же необходимо создать все условия для перехода к самообразованию и к выбору направления профильного образования (личностные УУД).На уроках литературыможносоздать все условия и для профориентации,и для самообразования. Весь процесс идёт через чтение книг. Для того чтобы прийти к самостоятельному сочинительству,необходимо пройти через три основных этапа знакомства с книгой:1)чтение и воспроизведение, репродуцирование;2)чтение и продуцирование по образцу;3)чтение и создание оригинального произведения.Основным мотивом для чтения станет создание нового произведения на основе анализа. Полученные знания соединятся в единое целое. Произойдёт синтез,следовательно, и само творчество.Ребёнок, читая, учится наслаждаться словом и произведением, он оказывается в роли соавтора писателя. На пути от прочитанного произведения к собственному сочинению проделывается колоссальная невидимая работа.Следует помнить –человек склонен к образному мышлению и ассоциациям. Например, мы видим пейзаж, а не слайдшоу, состоящее из солнца, деревьев, облаков. Или, увидев клоуна, можно вспомнить о забытых покупках. Поэтому необходимо обучить детей технике интеллекткарт (mindmapping).Или же радиальной схеме, которая при правильном использовании становится аналитическим оружием. MindMapможет пригодится для синтеза, хранения информации и прочего.Итак, на уроках литературы ученикам 10–12 лет можно предложить научиться писать литературные прозаические сказки. Сказка одна из сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости оттого, что он создает. «Сказка –это радостьмышления; и, создавая сказку, ребёнок утверждает свою способность к творческому мышлению,» –В.А.Сухомдинский.Вариантов работы со сказкой много, это и пересказ, и инсценировка, и игра. В первую очередь это средства развития речи детей. Но можно использовать сказку для развития литературнотворческих способностей.Для этого необходимо освоить приемы создания сказок:1) употребление слов, подсказывающих неожиданные повороты сюжета сказки;2) введение нового волшебного помощника;3) перечисление характерных особенностей того или иного персонажа;4) введение готовой схемы сюжета;5) объединение нескольких волшебных сказок;6) предложение продолжить начатую сказку;7) сказки наоборот;8) сказки «в заданном ключе»(временном и пространственном)и т.д.Именнопри изучении приёмов можно внедрить (использовать) ителлекткарты (mindmap). Необходимо помнить, что для продуктивного усвоения материала не стоит делать в радиальной схеме более девяти ответвлений (7±2). Здесь же вместо графических изображений можно использовать картинки, иллюстрации и прочее.Данная техника может пригодиться и в освоении (создании) собственного сюжета.Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).Расшифровка анаграммы. Ученикам предлагается прочитать написанное, сформулировать алгоритм, создать собственную анаграмму.САКЛЖДВЕНМКОРМЛДАУОКЗАОЬАНЙАЕДБЫООЦМРКАлгоритм: текст записан двумя строчками. Первую букву читай в верхней строчке, следующую –в нижней.Блоки 2.Содержательная часть.
«Встреча с незнакомкой». Через викторину узнать кто гостья урока:припомни сказки, в названии которых есть цифра «три»;в каком из сказочных зачинов встречается цифра «три»;сколько сестёр и братьев бывает обычно у сказочных героев;сколько дворцов и какие находит сказочный герой, попав в подземное царство;сколько раз сражается сказочный герой с ЧудомЮдом;сколько заданий приходитсявыполнить обычному сказочному герою;сколько раз приходится герою сказки спасаться от преследований;сколько раз обычно помогают сказочному герою животные;сколько пар железных башмаков истоптала, сколько посохов чугунных изломала, сколько просвир каменных изглодала сказочная героиня, прежде чем достигла своей цели?Блоки 2,1. Содержательная часть.Попробуй определить сам или с помощью взрослых значение и происхождение сказочных выражений за тридевять земель и тридевятое (тридесятое) царство.Данные выражения часто встречаются в русских народных сказках и означают «далеко», «в неведомой дали». Тридевять –двадцать семб в старинном счёте по девяткам; тридесять –тридцать.Блок 3. Интеллектуальная разминка (ИР). 1)Составьте список постоянных эпитетов из сказок: Иванцаревич, луга зелёные, лес дремучий, королевна прекрасная, жена молодая, избушка на курьих ножках, конь добрый.2) Что обозначают традиционные сказочные формулы:«сделалсятаким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать» = «очень красивый»«поднялись выше облака ходячего» = «очень высоко»«летелилетели» –повтор глаголов указывает на длительность пути.3) Приведите примеры зачина, присказки, концовки. Какова их функция в сказке?и т.д.Итак, глубокое изучение сказки привели от чтения к соавторству, а далее и к созданию собственного литературного текста. Произойдёт моделирование. В построении занятий не забываем основные шаги моделирования: 1. понять задачу (оригинал); 2. найти главные части и построить модель задачи; 3. найти основные связи между этими частями; 4. провести исследование модели; 5. перенести результаты исследования модели на оригинал.Через анализ сказок и их синтезирование, через освоение шагов моделирования, через знакомство с техникой интеллекткарт (mindmapping) будет достигнута главная задача НФТМТРИЗ –создадутсяпедагогические условия для выявления творческих способностей и их развития.
Ссылки на источники1.Тумина Л.Е. Сочини сказку –М.: Дрофа, 2006. 2.Минералова И.Г. Детская литература: учебное пособие для студентов высших учебных заведений –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.3.Гетманова А.Д. Задачник по занимательной логике для школьников –МГПУ, 2006.4.Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов –М.: Флинта: Наука, 2008.5.Акушин Н.С., Акушина М.Г. Крылатые слова.–М., 1986.6.Блог: Простыми Словами о Важных Вещах.
Использование методов НФТМТРИЗна уроках литературы
Аннотация. В статье автор предлагает реализацию основной задачи НФТМТРИЗ провести через моделирование сказки, создание нового авторского литературного текста через глубокий анализ сказки.Ключевые слова:анализ, синтез, творчество, моделирование, техника интеллекткарт (mindmapping).
Исходная позиция системы НФТМТРИЗ –каждый ребёнок талантлив от природы. Главным принципом работы становится воспитание личности через творчество. Так же необходимо создать все условия для перехода к самообразованию и к выбору направления профильного образования (личностные УУД).На уроках литературыможносоздать все условия и для профориентации,и для самообразования. Весь процесс идёт через чтение книг. Для того чтобы прийти к самостоятельному сочинительству,необходимо пройти через три основных этапа знакомства с книгой:1)чтение и воспроизведение, репродуцирование;2)чтение и продуцирование по образцу;3)чтение и создание оригинального произведения.Основным мотивом для чтения станет создание нового произведения на основе анализа. Полученные знания соединятся в единое целое. Произойдёт синтез,следовательно, и само творчество.Ребёнок, читая, учится наслаждаться словом и произведением, он оказывается в роли соавтора писателя. На пути от прочитанного произведения к собственному сочинению проделывается колоссальная невидимая работа.Следует помнить –человек склонен к образному мышлению и ассоциациям. Например, мы видим пейзаж, а не слайдшоу, состоящее из солнца, деревьев, облаков. Или, увидев клоуна, можно вспомнить о забытых покупках. Поэтому необходимо обучить детей технике интеллекткарт (mindmapping).Или же радиальной схеме, которая при правильном использовании становится аналитическим оружием. MindMapможет пригодится для синтеза, хранения информации и прочего.Итак, на уроках литературы ученикам 10–12 лет можно предложить научиться писать литературные прозаические сказки. Сказка одна из сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости оттого, что он создает. «Сказка –это радостьмышления; и, создавая сказку, ребёнок утверждает свою способность к творческому мышлению,» –В.А.Сухомдинский.Вариантов работы со сказкой много, это и пересказ, и инсценировка, и игра. В первую очередь это средства развития речи детей. Но можно использовать сказку для развития литературнотворческих способностей.Для этого необходимо освоить приемы создания сказок:1) употребление слов, подсказывающих неожиданные повороты сюжета сказки;2) введение нового волшебного помощника;3) перечисление характерных особенностей того или иного персонажа;4) введение готовой схемы сюжета;5) объединение нескольких волшебных сказок;6) предложение продолжить начатую сказку;7) сказки наоборот;8) сказки «в заданном ключе»(временном и пространственном)и т.д.Именнопри изучении приёмов можно внедрить (использовать) ителлекткарты (mindmap). Необходимо помнить, что для продуктивного усвоения материала не стоит делать в радиальной схеме более девяти ответвлений (7±2). Здесь же вместо графических изображений можно использовать картинки, иллюстрации и прочее.Данная техника может пригодиться и в освоении (создании) собственного сюжета.Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).Расшифровка анаграммы. Ученикам предлагается прочитать написанное, сформулировать алгоритм, создать собственную анаграмму.САКЛЖДВЕНМКОРМЛДАУОКЗАОЬАНЙАЕДБЫООЦМРКАлгоритм: текст записан двумя строчками. Первую букву читай в верхней строчке, следующую –в нижней.Блоки 2.Содержательная часть.
«Встреча с незнакомкой». Через викторину узнать кто гостья урока:припомни сказки, в названии которых есть цифра «три»;в каком из сказочных зачинов встречается цифра «три»;сколько сестёр и братьев бывает обычно у сказочных героев;сколько дворцов и какие находит сказочный герой, попав в подземное царство;сколько раз сражается сказочный герой с ЧудомЮдом;сколько заданий приходитсявыполнить обычному сказочному герою;сколько раз приходится герою сказки спасаться от преследований;сколько раз обычно помогают сказочному герою животные;сколько пар железных башмаков истоптала, сколько посохов чугунных изломала, сколько просвир каменных изглодала сказочная героиня, прежде чем достигла своей цели?Блоки 2,1. Содержательная часть.Попробуй определить сам или с помощью взрослых значение и происхождение сказочных выражений за тридевять земель и тридевятое (тридесятое) царство.Данные выражения часто встречаются в русских народных сказках и означают «далеко», «в неведомой дали». Тридевять –двадцать семб в старинном счёте по девяткам; тридесять –тридцать.Блок 3. Интеллектуальная разминка (ИР). 1)Составьте список постоянных эпитетов из сказок: Иванцаревич, луга зелёные, лес дремучий, королевна прекрасная, жена молодая, избушка на курьих ножках, конь добрый.2) Что обозначают традиционные сказочные формулы:«сделалсятаким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать» = «очень красивый»«поднялись выше облака ходячего» = «очень высоко»«летелилетели» –повтор глаголов указывает на длительность пути.3) Приведите примеры зачина, присказки, концовки. Какова их функция в сказке?и т.д.Итак, глубокое изучение сказки привели от чтения к соавторству, а далее и к созданию собственного литературного текста. Произойдёт моделирование. В построении занятий не забываем основные шаги моделирования: 1. понять задачу (оригинал); 2. найти главные части и построить модель задачи; 3. найти основные связи между этими частями; 4. провести исследование модели; 5. перенести результаты исследования модели на оригинал.Через анализ сказок и их синтезирование, через освоение шагов моделирования, через знакомство с техникой интеллекткарт (mindmapping) будет достигнута главная задача НФТМТРИЗ –создадутсяпедагогические условия для выявления творческих способностей и их развития.
Ссылки на источники1.Тумина Л.Е. Сочини сказку –М.: Дрофа, 2006. 2.Минералова И.Г. Детская литература: учебное пособие для студентов высших учебных заведений –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.3.Гетманова А.Д. Задачник по занимательной логике для школьников –МГПУ, 2006.4.Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов –М.: Флинта: Наука, 2008.5.Акушин Н.С., Акушина М.Г. Крылатые слова.–М., 1986.6.Блог: Простыми Словами о Важных Вещах.