Использование методов НФТМ-ТРИЗ на уроках литературы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Линник Е. А. Использование методов НФТМ-ТРИЗ на уроках литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45053.htm.
Аннотация. В статье автор предлагает реализацию основной задачи НФТМ-ТРИЗ провести через моделирование сказки, создание нового авторского литературного текста через глубокий анализ сказки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Линник Екатерина Андреевна, преподаватель русского языка и литературыГБОУ Школа 2055, г. Москва katerina.andreevna@inbox.ru

Использование методов НФТМТРИЗна уроках литературы

Аннотация. В статье автор предлагает реализацию основной задачи НФТМТРИЗ провести через моделирование сказки, создание нового авторского литературного текста через глубокий анализ сказки.Ключевые слова:анализ, синтез, творчество, моделирование, техника интеллекткарт (mindmapping).

Исходная позиция системы НФТМТРИЗ –каждый ребёнок талантлив от природы. Главным принципом работы становится воспитание личности через творчество. Так же необходимо создать все условия для перехода к самообразованию и к выбору направления профильного образования (личностные УУД).На уроках литературыможносоздать все условия и для профориентации,и для самообразования. Весь процесс идёт через чтение книг. Для того чтобы прийти к самостоятельному сочинительству,необходимо пройти через три основных этапа знакомства с книгой:1)чтение и воспроизведение, репродуцирование;2)чтение и продуцирование по образцу;3)чтение и создание оригинального произведения.Основным мотивом для чтения станет создание нового произведения на основе анализа. Полученные знания соединятся в единое целое. Произойдёт синтез,следовательно, и само творчество.Ребёнок, читая, учится наслаждаться словом и произведением, он оказывается в роли соавтора писателя. На пути от прочитанного произведения к собственному сочинению проделывается колоссальная невидимая работа.Следует помнить –человек склонен к образному мышлению и ассоциациям. Например, мы видим пейзаж, а не слайдшоу, состоящее из солнца, деревьев, облаков. Или, увидев клоуна, можно вспомнить о забытых покупках. Поэтому необходимо обучить детей технике интеллекткарт (mindmapping).Или же радиальной схеме, которая при правильном использовании становится аналитическим оружием. MindMapможет пригодится для синтеза, хранения информации и прочего.Итак, на уроках литературы ученикам 10–12 лет можно предложить научиться писать литературные прозаические сказки. Сказка одна из сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости оттого, что он создает. «Сказка –это радостьмышления; и, создавая сказку, ребёнок утверждает свою способность к творческому мышлению,» –В.А.Сухомдинский.Вариантов работы со сказкой много, это и пересказ, и инсценировка, и игра. В первую очередь это средства развития речи детей. Но можно использовать сказку для развития литературнотворческих способностей.Для этого необходимо освоить приемы создания сказок:1) употребление слов, подсказывающих неожиданные повороты сюжета сказки;2) введение нового волшебного помощника;3) перечисление характерных особенностей того или иного персонажа;4) введение готовой схемы сюжета;5) объединение нескольких волшебных сказок;6) предложение продолжить начатую сказку;7) сказки наоборот;8) сказки «в заданном ключе»(временном и пространственном)и т.д.Именнопри изучении приёмов можно внедрить (использовать) ителлекткарты (mindmap). Необходимо помнить, что для продуктивного усвоения материала не стоит делать в радиальной схеме более девяти ответвлений (7±2). Здесь же вместо графических изображений можно использовать картинки, иллюстрации и прочее.Данная техника может пригодиться и в освоении (создании) собственного сюжета.Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).Расшифровка анаграммы. Ученикам предлагается прочитать написанное, сформулировать алгоритм, создать собственную анаграмму.САКЛЖДВЕНМКОРМЛДАУОКЗАОЬАНЙАЕДБЫООЦМРКАлгоритм: текст записан двумя строчками. Первую букву читай в верхней строчке, следующую –в нижней.Блоки 2.Содержательная часть.

«Встреча с незнакомкой». Через викторину узнать кто гостья урока:припомни сказки, в названии которых есть цифра «три»;в каком из сказочных зачинов встречается цифра «три»;сколько сестёр и братьев бывает обычно у сказочных героев;сколько дворцов и какие находит сказочный герой, попав в подземное царство;сколько раз сражается сказочный герой с ЧудомЮдом;сколько заданий приходитсявыполнить обычному сказочному герою;сколько раз приходится герою сказки спасаться от преследований;сколько раз обычно помогают сказочному герою животные;сколько пар железных башмаков истоптала, сколько посохов чугунных изломала, сколько просвир каменных изглодала сказочная героиня, прежде чем достигла своей цели?Блоки 2,1. Содержательная часть.Попробуй определить сам или с помощью взрослых значение и происхождение сказочных выражений за тридевять земель и тридевятое (тридесятое) царство.Данные выражения часто встречаются в русских народных сказках и означают «далеко», «в неведомой дали». Тридевять –двадцать семб в старинном счёте по девяткам; тридесять –тридцать.Блок 3. Интеллектуальная разминка (ИР). 1)Составьте список постоянных эпитетов из сказок: Иванцаревич, луга зелёные, лес дремучий, королевна прекрасная, жена молодая, избушка на курьих ножках, конь добрый.2) Что обозначают традиционные сказочные формулы:«сделалсятаким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать» = «очень красивый»«поднялись выше облака ходячего» = «очень высоко»«летелилетели» –повтор глаголов указывает на длительность пути.3) Приведите примеры зачина, присказки, концовки. Какова их функция в сказке?и т.д.Итак, глубокое изучение сказки привели от чтения к соавторству, а далее и к созданию собственного литературного текста. Произойдёт моделирование. В построении занятий не забываем основные шаги моделирования: 1. понять задачу (оригинал); 2. найти главные части и построить модель задачи; 3. найти основные связи между этими частями; 4. провести исследование модели; 5. перенести результаты исследования модели на оригинал.Через анализ сказок и их синтезирование, через освоение шагов моделирования, через знакомство с техникой интеллекткарт (mindmapping) будет достигнута главная задача НФТМТРИЗ –создадутсяпедагогические условия для выявления творческих способностей и их развития.

Ссылки на источники1.Тумина Л.Е. Сочини сказку –М.: Дрофа, 2006. 2.Минералова И.Г. Детская литература: учебное пособие для студентов высших учебных заведений –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.3.Гетманова А.Д. Задачник по занимательной логике для школьников –МГПУ, 2006.4.Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов –М.: Флинта: Наука, 2008.5.Акушин Н.С., Акушина М.Г. Крылатые слова.–М., 1986.6.Блог: Простыми Словами о Важных Вещах.