Использование элементов НФТМ ТРИЗ на уроке русского языка в начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сиротина Н. А. Использование элементов НФТМ ТРИЗ на уроке русского языка в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 211–215. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45068.htm.
Аннотация. В статье представлена разработка урока русского языка, включающего пропедевтические задания к изучению ТРИЗ, нацеленные на развитие творческого воображения и НФТМ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сиротина Надежда Аполлинарьевна,учитель начальных классов МБОУ СОШ №38, г. Сургутnadia0594@mail.ru

Использованиеэлементов НФТМТРИЗ на урокерусского языка

вначальной школе

Аннотация.В статьепредставлена разработка урока русского языка, включающего пропедевтические задания к изучению ТРИЗ, нацеленные на развитие творческого воображения и НФТМ.Ключевые слова:творческое мышление,развитие творческоговоображения,творческое созидание, познавательная деятельность,успешность.

Прекрасен и многообразен мир творчества. Его созидательную поступь можно увидеть в любой области человеческой деятельности. Развиваясь, общество меняет свои требованияи ставит всё новые и новые задачи в современной школе, в корне меняя свой социальный заказ в сторону креативности или творчества. В настоящее время от выпускника школы требуется не только владения ЗУНами, но и способами их добывания. Он должен уметь свободно ориентироваться в информационном поле и принимать нестандартные решения в нестандартных ситуациях. Иначе говоря, наш современник должен быть интеллектуально развитым, образованным и творческим человеком. Такаяситуация в жизни заставляет нас обновлять содержание и технологии образования. В стандартах второго поколения одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимостиразвития творческих созидательных способностей личности [1].Креативность –это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления.Это умение видеть проблемы под иным угломи умение решать их уникальным способом. успешно решать стоящие задачи нестандартным образом.Креативное мышление –это созидательное мышление,носящее конструктивный характер. Любое творческое занятие помогает нам обретать личностный смысл и постигать собственные ценности. А это самая важная духовная потребность человека, которая отличает его от других живых существ. Креативная педагогическая система НФТМТРИЗ призвана обучить педагога технологиями, способствующимиразвитию творческих способностей учащихся.Что такое НФТМТРИЗ и в чём её особенности?Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМТРИЗ состоит в том, что учащийся изобъектаобучения становитсясубъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижениянекоторой созидательной цели.НФТМ–это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования (от дошкольного до послевузовского) непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся.ТРИЗ–это теория решения изобретательских (творческих) задач (автор Г.С.Альтшуллер). Это дисциплинао технологии поиска высокоэффективных творческих решений.Исходная позиция системы НФТМТРИЗ –каждый ребёнок талантлив от Природы. Принцип работы –воспитание личности через творчество.Задача –создать педагогические условия для выявления творческих способностей и их развития[2].Развитие творческого мышления и воображения–процесс длительный, поэтомучтобы добиться удовлетворительных результатов, надо начинать с детских лет [3].Цель системы НФТМТРИЗ –формирование творческой личности учащихся, то есть личности, способной решать творческие задачи любого уровня интеллектуальной и творческой личности [4].Использование учителем приёмов НФТМТРИЗ позволяет достигать более глубокого усвоения фактических знаний, а главное –формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение понимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач –что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни.

Конспект урока по русскому языку с элементами системы НФТМТРИЗ в4 классе

Тема урока:Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?Цель урока:созданиеусловий для ознакомления учащихся с жизнью слов, почему слова рождаются, почему иногда стареют и уходят из активного употребления, применения имеющихся знаний в практической деятельности; развитие умения ставить и решать проблему; развитие мышления, речи; побуждение учащихся к активности, самостоятельности;воспитание умения сотрудничать на уроке.Формируемые УУДПознавательные:развивать познавательную активность,развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль, и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе. Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.Личностные: самоопределение, самооценка.

Ход урокаБлок 1. МотивацияСегодняк нам в гости пришёл ваш младший друг Антон. Ему нужна ваша помощь. Мы, конечно, как старшие друзья постараемся ему помочь. На доске пословица.Мир освещается солнцем, а человек –знанием.Антон интересуется, почему так говорят? Ребята высказывают свои мнения (высказывания могут быть разными).Учитель. Мы с вами уже почти 4 года по крупицам собирали вот в этушкатулку свои знания(на столе деревянная шкатулка, к которой много разобращались на разных уроках,обыгрывая, будто раз за разом ребята собирают в неё новые интересные и важные открытия).Сегодня мы добавим в неё новые открытия. А имеющиесязнания вам очень пригодятся. Ну, вперёд за новыми знаниями!

Блок2. Содержательная частьМинутка чистописания.На доске 3набора одних и тех же букв, написанных каллиграфическис правильным наклоном,высотой и неверно. ослвоОСлвОоСлоВОПокажите, какой на ваш взгляд наборбукв записан красиво, соблюдая правильное написание.(Ребята выбирают каллиграфически правильный набор букв, записывают в тетрадь.) Попробуйте, ребята,так расставить буквы,чтобы получилось название того, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. СЛОВОДа, сегодня на уроке речь пойдёт о нашем главном работникеязыка –слове.Задание 1В русском языке большое количество пословиц и поговорок со словом слово.Вспомните одну, часто употребляемую пословицу. На доске подсказка(картинка воробья).Слов.не в . р . бей, выл . тит –не п.йма.ш. .Запишите пословицу в тетрадь, решая все орфографические задачи.Взаимопроверка (работа в парах). Ребята обмениваются тетрадями, один ученик вставляет и объясняет написание орфограмм.Пожмите руку тем, кто работу выполнил правильно.Выскажите своёмнение, почему так говорят? Могут быть разные мнения:словом можно обидеть;можно тайну важную выдать;отвечая на уроке, надо сначала подумать, иначе неправильный ответ скажешь. Все ответы принимаются.Задание 2.Антонобращается к ребятам с вопросами.Почему главный работник в языке–слово? Сколько слов в русском языке?Ребята:Слова называют всё, что нас окружает. Из слов мы составляем предложения,выражая свои чувства и мысли.Слов в русском языкемного:Учитель: А как ответить так, чтобы предложение выглядело убедительно, что слов много? Попробуйте, используя картинкисоставить красивое предложение.Сколько звёзд на ночном небе? (картинка ночного звёздного неба)Сколько песчинок на морском берегу? (картинка морского песчаного берега)Учащиеся: Слов в русском языке столько, сколько песчинок на морском берегу,сколько звёзд на ночном небе…Итак, Антон получил ваши ответы на свои вопросы.Поэт В. Шибаев написал такие строчки:Всему название дано –И зверю, и предмету.Вещей вокруг полнымполно,И безымянных нету.Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления? Чтобы ответить на эти проблемные вопросы,проведём небольшое исследование.В этом исследовании вам потребуются ваши добрые помощники, хранители слов –словари. Вот перед вами толковый словарь (показывается) В. И. Даля.В этом словаре даётсятолкование более 200 тысяч слов. Существуют и другие словари. А какие словари есть в вашем учебнике?Орфографический, толковый и словарь трудностей.Они вам сегодня пригодятся.Задание 3.Учебник. Упражнение530. Списать предложение, выделить орфограммы, вставить пропущенные знаки препинания и дать характеристику предложения.Подобрать и записатьсиноним к слову Вселенная.Вселенная, космос.С 1961 года Россия стала называться космической страной. Почему? Какие родственные слова появились к этому слову?Космос–космонавт–космодромПрочитайте, что они обозначают? (Работа с толковым словарём). Запишитев тетрадь, выделите орфограммы, запомните их написание.Ребята, могут ли новые слова приходить в язык? Как вы,думаете,они появляются?Да могут, когда человек изобретает новые предметы.Посмотрим, верен ли ваш вывод. Прочитаем упражнение 531 в тетрадизадачнике, стр. 4.Блок3.Технологическая разгрузкаРаз, два, три, четыре, пять!Ох, устали мы писать.(Потягивания.)В ©Светофорª мы поиграем,(Ходьба на месте.)Руки, ноги разминаем.(Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)Красный свет нам ©Стой!ª кричит,Ждать зеленого велит.Чтобы было ждать не скучно,Наклоняемся мы дружно.И назад. И вперед.(Наклоны.)Влево, вправо поворот.(Повороты туловища.)Вот и желтый загорелся,Приготовиться пора.Руки, ноги разогреем,(Рывки руками перед грудью.)Начинаем, детвора!(Ходьба на месте.)Вверх поднимем,Вниз опустим,Пролетим как самолет.(Прыжки.)Вот зеленый загорелся,Можно нам идти вперед.Левой, правой,Левой, правой,(Бег с высоким подниманием бедра.)Смело мы идем вперед.(Ходьба на месте.)Светофор —помощник славныйУставать нам не дает.Блок4. ГоловоломкаКакиеновые слова, которые появились сравнительно недавно, вы встретили в стихотворении во время физкультминутки? Запишите их в столбик.СамолётСветофорРебята, попробуйте помирить корни слов, чтобы они снова жили в одном слове. Запишите слова, которые у вас получатся в первый столбик, если они на ваш взгляд появились недавно.Пыль, ход. вод, снег, сос, лаз, руб, мяс.пылесосснегоходводолазмясорубкаЧто можно сказать о правописании этих слов?Это сложные слова, соединительные гласные между корнями –о,или –е.Блок5.Содержательная частьЗадание 1.Антон. Мне сказали, что в слове ракета прячется другой вид транспорта.Помогите мне, ребята, найти это слово.Ракета –карета.–Что это за вид транспорта? Пользуемся мы сейчас им?–Сейчас этого средства передвижения нет. Это слово устарело.Запишем его во второй столбик(Карета).Работа в парах. Упражнение 531. Выписать во второй столбик непонятные слова, которые мы сейчас не употребляем в своём языке. Найти их толкование. Где будете искать?–В толковом словаре стр.112.Дети выписывают во второй столбик слова –лучина, горница, закрома.Почему эти слова для вас непонятны?–Нет таких предметовили мы их редко встречаем.Проверим наше предположение, упражнение 532, стр. 73(учебник).Можем ли мы сейчас убедительно ответить на вопросы? Могут ли слова приходить в языки выходить из употребления? И почему это происходит?Да, слова могут приходить в язык, когда появляются новые предметы, а также они могут исчезать, когда предметы выходят из употребления.Блок 6.Интеллектуальная разминкаА теперь поработаем в группах. (4 группы) Продолжаем записывать слова в два столбика. В первый –устаревшие слова, а во второй–недавно появившиеся.Каждая группа получает задания. Из предложений выписать слова по заданию в два столбика и постараться объяснить лексическое значение слов. Задания для групп.Таблица 1

Эти средства детский дом получил от спонсоров.Мой милый, хороший купи мне галоши.А на печке раз мужик щуку решетом поймал.Красочные витрины магазинов привлекают внимание прохожих.По телевизору мы каждый день смотрим рекламу.Шутил Мартын, да спрятался под тын.Скачет сито по полям, а корыто по лесам. На день рождение мне подарили ноутбук.

Проверка. Перечислите, какие слова вы нашли, куда их записали и почему?спонсорыгалошивитринырешеторекламатынноутбуксито,корытоБлок 7. РезюмеКакие новые открытия мы с вами сделали?Слова могут приходить в наш язык, а иногда и выходить из употребления,как в жизни бывает –рождаться и умирать.Давайте откроем нашу шкатулкузнаний и эти открытия положим в неё.Язык и стар, и вечно нов,И это так прекрасно. В огромном море –море словКупаться ежечасно.Дома вы продолжите записывать новые и устаревшие слова.В каждый столбик запишите по 5 слов.А теперь закройте глаза, и выразите своё отношениек тому,о чём мы с вамисегодня обсуждали на уроке:если вам было интересно –улыбнитесьесли вам было скучно и неинтересно –погрустите.

Ссылки на источники:1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. закон Рос. Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897ФЗ.2.Утемов В.В. Методика развития креативности учащихся основной школы //Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад ©Совенокª и ©Прорывª. –Январь 2012, ART1202. –Киров, 2012 –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1202.htm.3.ЗиновкинаМ.М. –НФТМТРИЗ: Креативное образование 21 века. Теория и практика. М.: МГИУ, 2008. –306 с.4.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. –Киров: АНОО ©Межрегиональный ЦИТОª, 2013. –212 с.