Математический вечер, посвящённый Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кляшева М. А. Математический вечер, посвящённый Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 21. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45091.htm.
Аннотация. В статье предлагается разработка дополнительного занятия по математике для учащихся 5-6 классов: математического вечера, посвящённого Дню Победы, в котором ученики знакомятся с ролью математики и математиков в Великой Отечественной войне. Подобраны задачи с военно-патриотическим содержанием. Для проведения вечера подобран местный материал. Цель мероприятия: расширение кругозора учащихся, знакомство с учёными-математиками и развитие интереса к математике и истории страны, воспитание чувства патриотизма к своей Родине и ненависти к войне.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Кляшева Маргарита Александровна, учитель математики МБОУ Большешиинская СОШМамадышского муниципального района РТklyasheva@yandex.ru

Математический вечер, посвящѐнный Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Аннотация. В статье предлагается разработка дополнительного занятия по математике для учащихся 56 классов: математического вечера,посвящѐнного Дню Победы, в котором ученики знакомятся с ролью математики и математиков в Великой Отечественной войне. Подобраны задачи с военнопатриотическим содержанием. Для проведения вечера подобран местный материал. Цельмероприятия: расширение кругозора учащихся, знакомство с учѐнымиматематиками и развитие интереса к математике и истории страны, воспитание чувства патриотизма к своей Родине и ненависти к войне.Ключевые слова:дополнительное математическое образование, внеурочная деятельность, математический вечер, решение задач.

Одной из форм работы с учащимисяс целью развитияинтереса к предмету, расширению их кругозора является математический вечер[5‬10]. Предлагаю план и разработку одного из таких мероприятий:1.Доклад«Математика и математики в Великой Отечественной войне» (сопровождается слайдами с портретами учѐныхматематиков).2.Устная газета:«Преступления фашистов против народов», «Борьба народов с немецкофашистскими захватчиками».3.Награждение победителей по решению задач с военнопатриотическим содержанием(листы с задачами раздать учащимся за неделю до даты проведения вечера и листы с ответами собрать за день до него, которые проверяет комиссия), разбор решений. 4.

Рассказы с использованием местного материала.5.Задачарассказ «Спасение радистки».6.Подведение итоговвечера.Ведущий: Здравствуйте! Приветствуем всех присутствующих на вечере, посвящѐнном Дню Победы советского народа над немецкофашистскими захватчиками.1.Доклад«Математика и математики в Великой Отечественной войне».В первойчасти вечера из доклада вы узнаете о работе математиков в военные годы:

С первых дней войны математики принимали участие в защите страны: призывались в армию, записывались в ополчение, шли на фронт добровольцами. Многие из них не вернулись с войны, не приступили к своей любимой работе.Но математики не только храбро воевали. Например, добровольно пошѐл воевать профессор А.А.Ляпунови стал артиллерийским офицером, как и многие учѐные‬математики. Он внѐс много ценного в правила стрельбы. Его предложения позволили увеличить эффективность стрельбы.Н.Г.Четаевопределил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий. Это обеспечивало оптимальную кучность при стрельбе. Академик М. А. Лаврентьевизучал пробивное действие взрывчатых веществ.Во время Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной, она требовала широкого использования математических расчѐтовдля еѐ изготовления и эксплуатации. Увеличение скорости самолѐтов требовало повышения мощности двигателя, оптимального профиля фюзеляжа, крыльев, а также решения многих других вопросов. Основная опасность в ту пору для авиаторов‬штопор и шимми ‬особые вибрации самолѐта, приводящие его к 2

разрушению. М.В.Келдыш решил эту проблему и сделал заключение о том, как решить эту проблему, и за время войны в нашей авиации практически не было гибели самолѐтов по этим причинам.Стрельба с самолѐта по самолѐту и по наземным целямтакже привела к математическим задачам. Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель. Такие таблицы были созданы до войны, но для самолѐтов, летающих на больших скоростях.А во время войны появились полки тихоходных ночных бомбардировщиков, вскоре таблицы были составлены и для них и оказали большую помощь для наших лѐтчиков и лѐтчиц, прозванных «ночными ведьмами».Уморяковвозникло желание увеличить вероятность попаданияв цель при торпедном залпе. Этой задачей занялся один из крупнейших наших математиков академик А.Н.Колмогоров, полностью еѐ решил и довѐл до практического применения. Позднее его выводы были перенесены и на проблемы, связанные со стрельбой зенитной артиллерии по самолѐтам, то есть сколько нужно сделать одновременно выстрелов по самолѐту, чтоб сбить его.Также математика указала, какие должны быть караваны судов и частота их отправления по океану, в котором действуют вражеские подводные лодки, чтобы потерибыли наименьшими. АкадемикА.Н.Крылов создал труды по непотопляемости и качки кораблей, они были использованы нашими военноморскими. Созданные им таблицы дали возможность спасти жизни многих людей, сберечьбольшие материальные ценности [1].

Коллектив под руководством С.Н.Бернштейнаразработал таблицы для местоположения судна по радиопеленгам. Х.А.Рахматуллинрешил задачу об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения и прочности его тросов. Н.А. Глаголеврешил проблему оптимального размещения зенитных батарей вокруг Москвы. Л. В. Канторовичпредложил методы рационального раскроя металла.Ещѐ одна проблема возникла перед промышленностью страны: прошла массовая мобилизация и квалифицированные рабочие ушли на войну, а на их места пришли женщины и подростки без квалификации иопыта.Надо было решить вопрос контроля качества массовой промышленной продукции и управления качеством в процессе производства: по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всей партии. Методы, которые были для этой цели предложены, были названы статистическими методами текущего контроля. Этим ранее занимались профессор Остроградский, затем В.И.Романовский,академик А.Н.Колмогоров и его ученикБ.В.Гнеденко (будущий академик, который написал статью «Математика и математики в Великой Отечественной войне»)[2].

В этом докладе перечислены не все выдающиеся математики, которые работали над вопросами оборонной тематики. Но из него можно сделать вывод, что учѐные нашей Родины преданно служили своей стране и внесли большой вклад в развитие науки и техники, укрепление обороноспособности страны.

2. Устная газета.Раздел «Преступления фашистов против народов»[3].Рассказ сопровождается 6 слайдами:Фашисты полностью или частично разрушили 1710 городов и рабочих посѐлков в СССР, более 70000 сѐл и деревень, лишив жилья около 25 млн. человек.На фашистскую каторгу было угнано около 5 миллионов советских людей возрастом от 10 до 55 лет.За время войны были превращены в руины31850 промышленных предприятий нашей страны, на которых до войны было занято около 4 миллионов человек.Фашисты разгромили 427 музеев (из 992, имевшихся тогда в СССР). В том числе музей Пушкина в Михайловском, планировали взорвать место могилы поэта. 3

Разорили Ясную Поляну Л.Н.Толстого и осквернили его могилу; в Домемузее Чайковского устроили гараж и отапливали его нотами композитора.Начало уничтожения культуры было положено фашистами в самой Германии. Они сжигали на кострах величайшие произведения мировой культуры. Тысячи немецких учѐных, художников, писателей, артистов были убиты штурмовиками. Таким же образом действовали гитлеровцы и в оккупированных странах Европы.В Варшаве за время войны было уничтожено 90% промышленных предприятий, 725 жилого фонда, 90% объектов службы здоровья, культурных учреждений и исторических памятников. Гиммлер планировал Варшаву сравнять с землѐй.Раздел «Борьба народов с немецкофашисткими захватчиками» [3].Рассказ сопровождается 5 слайдами.На железных дорогах оккупированной советской территории партизанами было повреждено 19200паровозов, простои которых изза ремонта составили более 24810 месяцев.Только за 3 недели января 1945 года на территории Чехословакии партизаны пустили под откос 30 воинских эшелонов, вывели из строя 25 мостов, уничтожили более 40 автомашин с грузами.Недостаток паровозов и вагонов, выведенных из строя в результате диверсии, сократил вражеские перевозки в 19411943 гг. по меньшей мере на 2025%, а в дальнейшем на 2535%.С лета 1942 года для борьбы с партизанами на оккупированной территории нашей страны постоянно использовалось 10% всех сухопутных сил фашисткой Германии. Кроме этого, для охраны путей сообщения ‬от 5 до 10 дивизий союзников Германии. В целом для охраны железных дорог и автомобильных колонн фашисты постоянно привлекали от 300 до 600 тыс. солдат и полицейских.В рядах советских партизан были и антифашисты из разных стран Европы, в том числе и из Германии. С оружием в руках сражался за освобождение своего народа от фашизма немецкий коммунист Фриц Шменкель. За свой боевой подвиг он удостоин звания Героя Советского Союза. Его именем была названа одна из улиц Берлина.Прообразом легендарного советского разведчика, героя многосерийного фильма «Майор Вихрь» был Евгений Степанович Березняк,по профессии учитель Украинской ССР, кандидат педагогических наук.3.Награждениепобедителей конкурса решения задач с военнопатриотическим содержанием.

Задачи, которые были предложены учащимся:1.Война длилась 1418 дней и ночей. За это время погибло26600000 советских людей.Подсчитайте, сколько человек умирало каждый день, каждый час и каждую минуту?2.На войну из нашего села ушли 142человека, вернулись 49. Подсчитайте, сколько % ушедших на фронт наших односельчанпогибли на фронте?3.За годы войны высокого звания «Герой Советского Союза» было удостоено 11500 человек. Значительную часть из них составляют коммунисты. Сколько человек, удостоенных за годы войны звания «Герой Советского Союза» являлись коммунистами, если их было на 30% больше, чем беспартийных?[3]4.Рассчитайте этот показатель для нашего района: все данные для этого вы найдѐте на соответствующем стенде в коридоре школы.5.Максимальная скорость танка Т34, который был лучшим в мире в годы войны, 55 км/ч, а скорость фашистского танка того же класса Т!!! ‬40 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу, если, по данным разведки, немецкие танки находятся от неѐ на расстоянии 20 км, а наши‬24 км. При этом надо учесть, что на 4

пути советских танков есть труднопроходимый участок длиной 4 км, который можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч?[3].После разбора решения данной задачи на вечере рассказать о том, что из нашего села на фронте танкистами воевали(слайды с фотографиями солдат):

Кондратьев Никифор Сергеевич,сельский учитель, воевал с первых дней войны в 139танковом полку, в Эстонии попал в окружение и был взят в плен. Умер в концлагере на территории Польши в феврале 1943 года. Похоронен в Хейдекруг, около города Ольштынека.Мишкин Алексей Павлович, после окончания педучилища в 1940 году сразу же был призван в ряды РККА.Воевал в составе62 Танковой бригады, младший лейтенант ОО НКВД. Награждѐн медалью «За отвагу». 19 апреля 1945 года, в Германии,был ранен, но остался жив. После войны жил в Сызрани.Мишкин Николай Андреевич, сельский учитель, был призван в ряды РККА в 1939 году, служил на границе в Прибалтике, в 144 танковом полку23 танковой дивизи, сержант танковых войск. Их полк принял бой уже 22 июня 1941 года. С боями отступали до Демянска через леса, реки, топи и болота Новгородской области. От их дивизии остались 100 человек и 1 танк, остальные были убитыили попали в плен. Под Демянском в сентябре1941 года они были окружены и взяты в плен. Из концлагеря их освободила 67 Армия в сентябре1944 года, ровно через 3 года. Через месяц, пройдя проверкув спецлагере НКВД, которые не нашли в пленении его вины и по закону того времени (всех побывавших в плену и вышедших из окружения) отправили его рядовым воевать в 31 отдельную штрафроту3 Ударной Армиипротив эсэсовцев, попавших в Курляндский котѐл. Погиб он около хутора Кальнынши Эзерьского уезда Латвийской ССР 25 ноября 1944 годаво время атаки против немцев.Мишкин Сергей Васильевич,Служил в рядах РККА с 1937 года в Киевском особом военном округе, в 25 танковой бригаде, 46 танковом полку, старший сержант танковых войск. В 1939 году участвовал в военном походе за освобождение народов Западной Украины и Западной Белоруссии.Демобилизовался а октябре 1940 г. Работал в ФЗО, учил ребят.Пропал без вести в июле 1942 г. В последнем письме написал, что танк отремонтировали и завтра ‬в бой. Михайлов Константин Ефимович. Закончил Челябинское танковое училище во время войны. До Берлина не дошѐл ‬их часть направили в Чехословакию, там и встретил Победу. Награждѐн медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Демобилизовался в 1946 году. Много раз был ранен, горел в танке.Самуткин Николай Ильич.Лейтенант, воевал в составе 1 Танковой Армии, комсорг 451 ОМСБ. Погиб 10 августа 1943 года на Курской дуге во время танкового сражения. Награждѐн медалью «За отвагу», орденом «Красной звезды»Сергеев Иван Ильич воевал в 301 ИПТАП (Истребительном противотанковом артиллерийском полку)командиром орудия.Старший сержант погиб в августе 1943 года на Курской дуге.Награждѐн орденом «Красного знамени».6.

Разведчики, двигаясь вдоль реки, обнаружили две огневые точки противника: одну ‬у моста, другую ‬на опушке леса. Где могут расположиться наблюдатели, чтобы находиться на одинаковом расстоянии от обеих огневых точек?[3]7.Разведчикам надо переправиться через реку. Имеется лодка, на которой катаются два мальчика. Но эта лодка выдерживает только одного разведчика. Как разведчикам переправиться через реку?[3]После разбора решения задачи, как и в предыдущем случае, рассказать о наших односельчанах, воевавшихразведчиками:Никитин Данил Фѐдорович. Воевал в отдельной 497 разведроте при штабе 239 стрелковой дивизии 31 Армии Западного фронта. Он и шестеро его сослуживцев 5

погибли 9 сентября 1942 г. во время разведоперации: были обнаружены и обстреляны. Похоронен в городе Зубцов Московской области. Ему шел 19й год.Павлов Сергей Павлович. До войны работал председателем сельсовета, один из организаторов колхоза, коммунист. Во время одной из вылазок за «языком» в августе 1942 года был тяжело ранен, умер в госпитале. Похоронен под Можайском.5.Задача рассказ «Спасение радистки»(Текст задачи проектируется на экран, кто быстрее всех решит задачу ‬тот и победитель на этом состязании):Штирлиц вѐз Катю в Берн. Из Берлина они выехали в 20 ч. Когда проезжали Ганновер, Катя спросила: «Сколько километров мы проехали?».«Ровно столько, сколько осталось до Франкфурта»,‬улыбаясь, ответил Штирлиц. Во Франкфурте они немногоотдохнули и снова отправились в путь. Было 6 часов утра, когда Катя вновьпоинтересовалась: «Далеко ещѐ до Берна?» ‬«Столько же, сколько мы проехали от Франкфурта,а от Ганновера мы уже удалились на 410 км». Немало им пришлось поволноваться у границы, но в 8 ч утра они благополучно въехали в Берн. Какова протяжѐнность пути от Берлина до Берна? С какой средней скоростью они ехали, если на остановки затрачено примерно 1,5 ч?[4]6.Подведение итогов, награждениеЗавершить вечер стихами М. Бозаковского «Баллада о математике».

Ссылки на источники1.«Квант»,1985 г.‬№4.2.«Математикавшколе»,2005 г.‬№4.3.«Математика в школе», 1985‬№4.4.«Математика в школе»,1987 ‬№5.5.Горев П. М. Виды учебной деятельности школьников и приобщение к творчеству во внеклассной работе по математике // Концепт. ‬2011. ‬1 квартал 2011. ‬ART11102. ‬URL: http://ekoncept.ru/2011/11102.htm.6.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Киров, 2006. ‬19 с.7.Горев П. М. Формирование творческой деятельности школьников в дополнительном математическом образовании: Дис. … канд. пед. наук. ‬Киров, 2006. ‬158 с.8.Горев П. М. Приобщение школьников к творческой учебной деятельности на внеклассных занятиях по математике // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психологопедагогические науки». ‬2006. ‬№ 5. ‬С. 160‬163.9.Горев П. М., Утѐмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совѐнка: Учебное пособие. ‬Киров: Издво МЦИТО, 2015. ‬30 с.10.Горев П. М., Утѐмов В. В. Уроки развивающей математики. 5‬6 классы: Задачи математического кружка: Учебное пособие. Киров: Издво МЦИТО, 2014. ‬207 с.