Способности человека, насколько учат нас
опыт и аналогия, безграничны;
нет никакого основания полагать
даже какой-нибудь воображаемый предел,
на котором остановится человеческий ум.
Г. Т. Бокль
Есть только два способа жизни
- творческий и растительный.
Алексис Романов
Творчество – это деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. Это процесс, направленный на преобразование мира, с помощью исключительно инновационных идей и теорий, выдвинутых в его процессе. Чтобы мыслить творчески, человеку необходимо обладать определенной степенью креативности. Креативность, с точки зрения Дж. Гилфорда, – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового. В 1922 г. Д. Симпсон этим термином обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Дело в том, что стереотипность мешает постоянному творческому процессу.
Важнейшей задачей современной школы является развитие творческих способностей учащихся.
В соответствии с новым государственным образовательным стандартом по литературе личностно-ориентированный и деятельностный подходы отражают стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Совершенствование преподавания литературы – это в первую очередь совершенствование урока, на котором делается акцент на развитие креативных способностей.
Чтобы с успехом решать эту задачу, учитель должен постоянно следить за современными педагогическими технологиями и осваивать их.
Одной из таких эффективных технологий, способствующих развитию творчества у детей, выступает ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Автором этой теории, возникшей в нашей странев середине XX века, являетсявыдающийся российский учёный, изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности.
Цель использования ТРИЗ заключается в развитии мышления, речи и творческого воображения, стремления к новизне и поисковой активности.
Использование элементов ТРИЗ способствует активизации творческой и мыслительной деятельности. ТРИЗ учит не просто мыслить, а понимать происходящие процессы и находить решение проблемы.
Учёба - это нелёгкий труд. Использование системы НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей учащихся), целью которой является формирование творческой личности учащихся, помогает ребёнку учиться осмысленно и с удовольствием.
Методики обучения ТРИЗ располагают инструментом подбора игр, заданий и упражнений для занятий по развитию качеств творческой личности учащихся.
Творческая личность – это человек, обладающий системой умений и навыков, необходимых для творчества и желающий творить.
К качествам творческой личности, в отличие от традиционных психологических теорий, в ТРИЗотносят:
- достойная цель жизни;
- умение строить планы и программы;
- работоспособность;
- умение держать удар;
- результативность;
- техника решения задач.
Развивать их нужно непрерывно, начиная с раннего детства.
Применение ТРИЗ на уроках литературы помогает учителю демонстрировать учащимся красоту научной мысли и использовать полученные ими знания по теории и истории литературы для решения различных практических, исследовательских и учебных задач. ТРИЗ способствует приобретению навыков получения, обработки и представления научных знаний как в письменной, так и в устной форме. Учитель на таких креативных уроках выявляет и развивает индивидуальные возможности и творческие способности детей.
Через радость творчества и положительные эмоции, которые учащиеся испытывают при решении творческих задач, происходит развитие познавательного интереса.
Применение ТРИЗ также способствует приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.
Учитель литературы конструирует творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Творческая задача в системе ТРИЗ - проблема с нечетко заданными условиями, содержащая некоторое противоречие и допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных. Учитель при этом использует приёмы, нацеленные на помощь решения задачи, на разрешение противоречия, на расширение области поиска и нахождение сильного решения.
Давно уже существует потребность внедрения в привычную педагогическую практику новых форм и методов реализации образовательных программ. Поэтому применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным.
В статье описан урок литературы в 5 классе с использованием системы НФТМ-ТРИЗ. Структура урока включает в себя блоки, реализующие цели занятия, отвечающие целям креативного образования в целом.
Тема. «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его противники и помощники»
Цель:
- раскрыть внутренний мир героя, лучшие черты русского народного характера в сказке;
- развивать речь учащихся.
Основные виды учебной деятельности (УУД)
Предметные
Знать: жанровые особенности сказки, схему построения сказки.
Уметь: строить рассказ о герое, характеризовать его, отличать виды сказок.
Метапредметные
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции.
Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные:строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Блок 1. Мотивация (М).
Мотивация – это специально отобранная система оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося, что способствует развитию его любознательности, побуждает к действию.
Важно продумать начало урока, так как от него во многом зависит степень включённости учеников в работу, их поисковая активность и атмосфера урока в целом. Для достижения этих целей необходим процесс удивления или «эффект чуда».
Цель: включение учащихся в деятельность.
– Ребята, сегодня у нас на уроке гость - маленький зайчишка. У него нет имени. Посмотрите на экран и поприветствуйте зайчика, подарите ему имя и свою улыбку.
Я и наш гость желаем вам открыть новое и получить удовольствие от общения.
В знак одобрения ваших действий он (имя) будет поднимать лапку вверх.
Важно не лениться, а работать, проявляя творчество. И тогда наш гость не останется к вам равнодушным.
Блок 2.Содержательная часть. (СЧ-1)
Содержательная часть включает в себя программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей. Важно учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям.
– Вспомните, что произошло сразу после того как Иван-царевич сжег лягушачью кожу? Подберите слова в качестве характеристики царевича. Запишите их в тетрадь.
Класс делится на три творческих группы.
– Теперь вы все не просто пятиклассники, а фантазёры и мыслители. Давайте подумаем, каким было бы содержание сказки, если бы главному герою не удалось осуществить задуманное (сжечь кожу).
Представитель каждой группы озвучивает ход совместных рассуждений. Лягушка на экране приветствует каждого выступающего.
– На какие две условные части можно поделить сказку «Царевна-лягушка»?
(I часть: до момента, когда Василиса Премудрая «...обернулась белой лебедью и улетела в окно»; II часть: испытания царевича, желающего вернуть жену).
– Во второй части действие постепенно набирает скорость, появляются новые герои, возникают новые сюжетные линии, Иван-царевич вынужден принимать самостоятельные решения, действовать по обстоятельствам.
1. «Сборы царевича на поиски жены».
– С каким настроением собирается Иван в путь-дорогу?
– Что хотел подчеркнуть автор-народ, когда сообщил читателю о железных сапогах и хлебе, взятом царевичем в дорогу. Несмотря ни на что, надо спасать Василису Премудрую, оказавшуюся вновь в плену у Кощея.
– Подберите слова в качестве характеристики царевича в данной ситуации и запишите в тетрадь.
2. Встреча со старичком.
– Почему в сказке появляется старичок? Что олицетворяет народ в образе старичка?
– Какие советы получает Иван от мудреца?
– Какими словами можно охарактеризовать царевича после наставлений мудреца?
Ответы записываются в тетрадь.
Блок 3. Психологическая разгрузка (ПР).
На уроке необходимо уделять время для психологической разгрузки, которая реализуется через упражнения по гармонизации развития, релаксирующие упражнения и музыку, через театрализацию, аутотренинг, систему спортивно-эмоциональных игр. При проведении психологической разгрузки следует учитывать контингент учащихся, их эмоциональный настрой.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, безусловно, приводит к более качественному усвоению знаний.
Цель: снятие эмоционального, умственного, а также мускульного напряжения.
– Ребята, приглашаю вас на прогулку в лес. В этом лесу состоялась встреча старичка и Ивана-царевича. Мне нужен «актёр», который смог бы сыграть царевича.
Звучит шум летнего леса.
– Прочувствуйте изменения вашего настроения в зависимости от услышанного (пение птиц, крики животных, шелест листьев и т. д.).
«Актёр» подходит к экрану. На нём оживает наш зайчишка. Начинается диалог героев (эпизод разговора Ивана-царевича и зайца, речь которого заранее записана). Можно обсудить услышанное и увиденное.
Блок 4. Головоломки (Г).
Головоломка представляет собой систему усложняющихся заданий, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея, выработанная и предложенная самими учащимися. В любом виде человеческой деятельности человеку постоянно нужны сообразительность, находчивость, догадка и умение рассуждать. Эти важные качества можно воспитать и развить постепенными решениями задач, рассчитанных на применение первичных навыков смекалки и начальных логических действий.
Цель: включение в творческую деятельность.
Каждой группе учащихся раздаются картинки с изображением героев (за исключением одного), встречающихся на пути Ивану-царевичу во время поисков Василисы Премудрой.
– Ребята, вам нужно расположить героев в том порядке, в котором они попадались на пути царевича.
Блок 5. Интеллектуальная разминка (ИР).
Интеллектуальная разминка - одна из наиболее эффективных форм развития творческого мышления. Она представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей.
Цель: повышение интереса к знаниям.
Блиц-опрос
– Какие жанры сказок вы знаете?
–К какому жанру относится эта сказка?
– Кто автор сказки?
– Какова структура народной сказки?
Игра «Вспомни-дополни»
– Я буду говорить одно слово из названия волшебной сказки, а вы должны мне подсказать второе.
«Гуси-...»; «Кащей ...»; «Василиса ...»; «Иванушка-...»; «Крошечка-...»; «Царевна-...».
Блок 5. Содержательная часть (СЧ-2).
– Ребята, скажите, возможен ли другой путь решения задачи, стоящей перед Иваном Царевичем. Помните, что вы фантазёры и мыслители, нашему герою требуется помощь.
– Была ли полезной для Ивана-царевича встреча с Бабой-Ягой? В доказательство приведите «три да».
– С чем у вас ассоциируется могучий дуб, где была помещена смерть Кощея? Можно ли сравнить дуб с человеком?
– Какой же он, Иван-царевич? Посмотрите на предыдущие записи и сформулируйте лучшие черты русского народа, воплотившиеся в литературном герое?
Блок 6. Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП).
Компьютерная интеллектуальная поддержкаобеспечивает мотивацию и развитие мышления, углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивные взаимодействия.
Цель: включение в творческую деятельность через компьютерные игры.
Компьютерная игра «Составь слово». Из предложенных наборов букв в группах составляются слова. (МЛЙЕСЫ, ШЕНТРЕИЙЬЫЛ, РСЫДЙАЕПИВЛВ, ЫДОЙРБ)
Блок 7. Резюме (Р).
Резюме - последний блок креативного урока, где через систему вопросов учитель выявляет мнение ребят об уроке. Подводятся итоги урока, проводится рефлексия. На данном этапе учащиеся развивают навыки качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности, учатся высказывать свою точку зрения.
Цель: подведение итогов урока.
– Чему вас научила сказка?
– Согласны ли вы с изречением «Добро всегда побеждает зло»?
– Охарактеризуйте главного героя 2–3 словами-признаками.
– Назовите 2–3 слова-действия, относящиеся к нему.
– Выразите в одном предложении своё впечатление о событиях, описанных в сказке.
– Комфортно ли Вам было работать в микрогруппах?
– Всех ли поприветствовал наш гость?
Домашнее задание.
– Перечитайте сказку. Раскрасьте действия Ивана-царевича красками или карандашами. Перед выполнением этого задания представьте, что не имеете возможности говорить или писать, а только можете пользоваться разными цветами и их оттенками.
Научить ребёнка мыслить - вот что важно для учителя, уважающего его как личность, верящего в него и стремящегося ему помочь в достижении успеха. На креативных уроках дети всегда находятся в поиске, открывают для себя что-то новое. Детское творчество неисчерпаемо. Любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Поэтому процесс преподавания литературы стал более творческим