Полный текст статьи
Печать

Способности человека, насколько учат нас

 опыт и аналогия, безграничны;

 нет никакого основания полагать

 даже какой-нибудь воображаемый предел,

 на котором остановится человеческий ум.
Г. Т. Бокль

Есть только два способа жизни

 - творческий и растительный.

Алексис Романов

 

Творчество – это деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. Это процесс, направленный на преобразование мира, с помощью исключительно инновационных идей и теорий, выдвинутых в его процессе. Чтобы мыслить творчески, человеку необходимо обладать определенной степенью креативности. Креативность, с точки зрения Дж. Гилфорда, – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового. В 1922 г. Д. Симпсон этим термином обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Дело в том, что стереотипность мешает постоянному творческому процессу.

Важнейшей задачей современной школы является развитие творческих способностей учащихся.

В соответствии с новым государственным образовательным стандартом по литературе личностно-ориентированный и деятельностный подходы отражают стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Совершенствование преподавания литературы – это в первую очередь совершенствование урока, на котором делается акцент на развитие креативных способностей.

Чтобы с успехом решать эту задачу, учитель должен постоянно следить за современными педагогическими технологиями и осваивать их.

Одной из таких эффективных технологий, способствующих развитию творчества у детей, выступает ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Автором этой теории, возникшей в нашей странев середине XX века, являетсявыдающийся российский учёный, изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности.

Цель использования ТРИЗ заключается в развитии мышления, речи и творческого воображения, стремления к новизне и поисковой активности.

Использование элементов ТРИЗ способствует активизации творческой и мыслительной деятельности. ТРИЗ учит не просто мыслить, а понимать происходящие процессы и находить решение проблемы.

Учёба - это нелёгкий труд. Использование системы НФТМ-ТРИЗ (непрерывное формирование творческого мышления и развития творческих способностей учащихся), целью которой является формирование творческой личности учащихся, помогает ребёнку учиться осмысленно и с удовольствием.

Методики обучения ТРИЗ располагают инструментом подбора игр, заданий и упражнений для занятий по развитию качеств творческой личности учащихся.

Творческая личность – это человек, обладающий системой умений и навыков, необходимых для творчества и желающий творить.

К качествам творческой личности, в отличие от традиционных психологических теорий, в ТРИЗотносят:

  • достойная цель жизни;
  • умение строить планы и программы;
  • работоспособность;
  • умение держать удар;
  • результативность;
  • техника решения задач.

Развивать их нужно непрерывно, начиная с раннего детства.

Применение ТРИЗ на уроках литературы помогает учителю демонстрировать учащимся красоту научной мысли и использовать полученные ими знания по теории и истории литературы для решения различных практических, исследовательских и учебных задач. ТРИЗ способствует приобретению навыков получения, обработки и представления научных знаний как в письменной, так и в устной форме. Учитель на таких креативных уроках выявляет и развивает индивидуальные возможности и творческие способности детей.

Через радость творчества и положительные эмоции, которые учащиеся испытывают при решении творческих задач, происходит развитие познавательного интереса.

Применение ТРИЗ также способствует приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.

Учитель литературы конструирует творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока. Творческая задача в системе ТРИЗ - проблема с нечетко заданными условиями, содержащая некоторое противоречие и допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных. Учитель при этом использует приёмы, нацеленные на помощь решения задачи, на разрешение противоречия, на расширение области поиска и нахождение сильного решения.

Давно уже существует потребность внедрения в привычную педагогическую практику новых форм и методов реализации образовательных программ. Поэтому применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным.

В статье описан урок литературы в 5 классе с использованием системы НФТМ-ТРИЗ. Структура урока включает в себя блоки, реализующие цели занятия, отвечающие целям креативного образования в целом.

 

Тема. «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его противники и помощники»

Цель:

  • раскрыть внутренний мир героя, лучшие черты русского народного характера в сказке;
  • развивать речь учащихся.

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Предметные

Знать: жанровые особенности сказки, схему построения сказки.

Уметь: строить рассказ о герое, характеризовать его, отличать виды сказок.

Метапредметные

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции.

Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные:строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Блок 1. Мотивация (М).

Мотивация – это специально отобранная система оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося, что способствует развитию его любознательности, побуждает к действию.

Важно продумать начало урока, так как от него во многом зависит степень включённости учеников в работу, их поисковая активность и атмосфера урока в целом. Для достижения этих целей необходим процесс удивления или «эффект чуда».

Цель: включение учащихся в деятельность.

Ребята, сегодня у нас на уроке гость - маленький зайчишка. У него нет имени. Посмотрите на экран и поприветствуйте зайчика, подарите ему имя и свою улыбку.

Я и наш гость желаем вам открыть новое и получить удовольствие от общения.

В знак одобрения ваших действий он (имя) будет поднимать лапку вверх.

Важно не лениться, а работать, проявляя творчество. И тогда наш гость не останется к вам равнодушным.

Блок 2.Содержательная часть. (СЧ-1)

Содержательная часть включает в себя программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей. Важно учитывать, что для отличных достижений при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям.

– Вспомните, что произошло сразу после того как Иван-царевич сжег лягушачью кожу? Подберите слова в качестве характеристики царевича. Запишите их в тетрадь.

Класс делится на три творческих группы.

– Теперь вы все не просто пятиклассники, а фантазёры и мыслители. Давайте подумаем, каким было бы содержание сказки, если бы главному герою не удалось осуществить задуманное (сжечь кожу).

Представитель каждой группы озвучивает ход совместных рассуждений. Лягушка на экране приветствует каждого выступающего.

– На какие две условные части можно поделить сказку «Царевна-лягушка»?

(I часть: до момента, когда Василиса Премудрая «...обернулась белой лебедью и улетела в окно»; II часть: испытания царевича, желающего вернуть жену).

– Во второй части действие постепенно набирает скорость, появляются новые герои, возникают новые сюжетные линии, Иван-царевич вынужден принимать самостоятельные решения, действовать по обстоятельствам.

1. «Сборы царевича на поиски жены».

– С каким настроением собирается Иван в путь-дорогу?

– Что хотел подчеркнуть автор-народ, когда сообщил читателю о железных сапогах и хлебе, взятом царевичем в дорогу. Несмотря ни на что, надо спасать Василису Премудрую, оказавшуюся вновь в плену у Кощея.

– Подберите слова в качестве характеристики царевича в данной ситуации и запишите в тетрадь.

2. Встреча со старичком.

– Почему в сказке появляется старичок? Что олицетворяет народ в образе старичка?

– Какие советы получает Иван от мудреца?  

– Какими словами можно охарактеризовать царевича после наставлений мудреца?

Ответы записываются в тетрадь.

Блок 3. Психологическая разгрузка (ПР).

На уроке необходимо уделять время для психологической разгрузки, которая реализуется через упражнения по гармонизации развития, релаксирующие упражнения и музыку, через театрализацию, аутотренинг, систему спортивно-эмоциональных игр. При проведении психологической разгрузки следует учитывать контингент учащихся, их эмоциональный настрой.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, безусловно, приводит к более качественному усвоению знаний.

Цель: снятие эмоционального, умственного, а также мускульного напряжения.

– Ребята, приглашаю вас на прогулку в лес. В этом лесу состоялась встреча старичка и Ивана-царевича.  Мне нужен «актёр», который смог бы сыграть царевича.

Звучит шум летнего леса.

– Прочувствуйте изменения вашего настроения в зависимости от услышанного (пение птиц, крики животных, шелест листьев и т. д.).

«Актёр» подходит к экрану. На нём оживает наш зайчишка. Начинается диалог героев (эпизод разговора Ивана-царевича и зайца, речь которого заранее записана). Можно обсудить услышанное и увиденное.

Блок 4. Головоломки (Г).

Головоломка представляет собой систему усложняющихся заданий, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея, выработанная и предложенная самими учащимися. В любом виде человеческой деятельности человеку постоянно нужны сообразительность, находчивость, догадка и умение рассуждать. Эти важные качества можно воспитать и развить постепенными решениями задач, рассчитанных на применение первичных навыков смекалки и начальных логических действий.

Цель: включение в творческую деятельность.

Каждой группе учащихся раздаются картинки с изображением героев (за исключением одного), встречающихся на пути Ивану-царевичу во время поисков Василисы Премудрой.

– Ребята, вам нужно расположить героев в том порядке, в котором они попадались на пути царевича.

Блок 5. Интеллектуальная разминка (ИР).

Интеллектуальная разминка - одна из наиболее эффективных форм развития творческого мышления. Она представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей.

Цель: повышение интереса к знаниям.

Блиц-опрос

– Какие жанры сказок вы знаете? 

–К какому жанру относится эта сказка?

– Кто автор сказки?

– Какова структура народной сказки?

Игра «Вспомни-дополни»

– Я буду говорить одно слово из названия волшебной сказки, а вы должны мне подсказать второе.

«Гуси-...»; «Кащей ...»; «Василиса ...»; «Иванушка-...»; «Крошечка-...»; «Царевна-...».

Блок 5. Содержательная часть (СЧ-2).

Ребята, скажите, возможен ли другой путь решения задачи, стоящей перед Иваном Царевичем. Помните, что вы фантазёры и мыслители, нашему герою требуется помощь.

Была ли полезной для Ивана-царевича встреча с Бабой-Ягой? В доказательство приведите «три да».

С чем у вас ассоциируется могучий дуб, где была помещена смерть Кощея? Можно ли сравнить дуб с человеком?

Какой же он, Иван-царевич? Посмотрите на предыдущие записи и сформулируйте лучшие черты русского народа, воплотившиеся в литературном герое?

Блок 6. Компьютерная интеллектуальная поддержка (КИП).

Компьютерная интеллектуальная поддержкаобеспечивает мотивацию и развитие мышления, углубляет идеи, заложенные в мотивационных заданиях, заданиях типа головоломок, заданиях интеллектуальной разминки. При реализации КИП используются дополнительные возможности, предоставляемые компьютерной средой, в частности мультимедийные эффекты, интерактивные взаимодействия.

Цель: включение в творческую деятельность через компьютерные игры.

Компьютерная игра «Составь слово». Из предложенных наборов букв в группах составляются слова. (МЛЙЕСЫ, ШЕНТРЕИЙЬЫЛ, РСЫДЙАЕПИВЛВ, ЫДОЙРБ)

Блок 7. Резюме (Р).

Резюме - последний блок креативного урока, где через систему вопросов учитель выявляет мнение ребят об уроке. Подводятся итоги урока, проводится рефлексия. На данном этапе учащиеся развивают навыки качественной оценки и самооценки личной и коллективной деятельности, учатся высказывать свою точку зрения.

Цель: подведение итогов урока.

Чему вас научила сказка?

Согласны ли вы с изречением «Добро всегда побеждает зло»?

Охарактеризуйте главного героя 2–3 словами-признаками.

Назовите 2–3 слова-действия, относящиеся к нему.

Выразите в одном предложении своё впечатление о событиях, описанных в сказке.

Комфортно ли Вам было работать в микрогруппах?

Всех ли поприветствовал наш гость?

Домашнее задание.

– Перечитайте сказку. Раскрасьте действия Ивана-царевича красками или карандашами. Перед выполнением этого задания представьте, что не имеете возможности говорить или писать, а только можете пользоваться разными цветами и их оттенками.

Научить ребёнка мыслить - вот что важно для учителя, уважающего его как личность, верящего в него и стремящегося ему помочь в достижении успеха. На креативных уроках дети всегда находятся в поиске, открывают для себя что-то новое. Детское творчество неисчерпаемо. Любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.

Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Поэтому процесс преподавания литературы стал более творческим