Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена характеристике процесса проектирования здоровьесберегающей деятельности младших школьников в креативном контексте и построения модели, отражающей механизм формирования здравотворческой готовности личности ребенка.
Ключевые слова: здоровьетворение,здоровьесберегающая деятельность, креативность, проектирование. 

Креативность человека, как творческое отношение к жизни и своей личности, лежит в основе здоровьетворения (в самом смысле этого слова – сотворение, созидание здоровья – заложена креативная природа человека) – деятельности, мотивированной духовными потребностями личности в самосозидании и созидании своей среды обитания: предметно-пространственной, природной, социальной, ментальной. Здоровьетворение выступает составной частью, необходимым условием и способом включения человека в  процесс творения собственной жизни.

Процесс формирования и развития ценностных ориентиров на здравотворческое поведение должен начинаться с дошкольного и младшего школьного возраста. Проблема состоит в отборе форм и методов валеологической работы с детьми, грамотного проектированияздоровьесберегающей деятельности учащихся, в определении возможных путей вовлечения школьников в процесс самосозидания и созидания экологически здоровой среды обитания.

Проектирование здоровьесберегающей деятельности учащихся в креативном контексте мы рассматриваем как целенаправленную, ценностно-ориентированную педагогическую деятельность по разработке и реализации в учебном процессе валеологических проектов, предполагающих вовлечение учащихся в здоровьесберегающую деятельность различных направлений. Креативный контекст является смыслообразующей категорией, обеспечивающей уровень личностного включения ребенка в здоровьесберегающую деятельность, ориентированную на позитивное самосозидание и созидание здоровой окружающей среды, следование нормам и правилам здравотворческого поведения.

Проанализировав различные авторские концепции по характеристике структуры, этапов проектирования, его видов, уровней и функций (А.А. Вербицкий, Е.С. Заир-бек, Ю.С. Песоцкий, О.Г. Прикот, В.З. Юсупов, И.С. Якиманская и др.), мы определили следующую логику проектирования здоровьесберегающей деятельности младших школьников в креативном контексте:

1. Диагностический:
• выявление проблемы (проблемной ситуации): актуальность проблемы формирования здорового образа жизни, сохранения и развития здоровья и валеологической культуры подрастающего поколения в системе образования, организации эффективного дидактического сопровождения включения учащихся в здравотворческую деятельность, развития личностных ценностных ориентиров на здоровьесберегающее поведение;

• целеполагание: формирование здравотворческой готовности и нравственно-валеологической позиции личности младшего школьника (как составляющих культуры здоровья и здоровьетворения человека) через организацию творческой проектной деятельности валеологического содержания.

2. Концептуальный:
• разработка методологической основы – концепции проектирования научной картины здоровья и здоровьетворения (характеристика креативной природы человека, феноменовздоровья, здорового образа жизни, культуры здоровья и здоровьетворения человека) в рамках антропогенной цивилизационной парадигмы и реализации принципов педагогики здоровья: «познай себя!», «прими себя!», «полюби себя!», «будь собой!», «преобразуй себя!», «сотвори себя!» [1];

• проведение ретроспективного анализа состояния теории и практики здоровьесбережения на разных этапах становления человеческого общества, развития здравотворческих идей в истории зарубежного и отечественного образования и просвещения [1];

• анализ современных тенденций педагогического проектирования и определение основных направлений проектирования здоровьесберегающей образовательной среды в креативном контексте: культурологическое, личностно-ориентированное, интегративно-антропологическое, гуманистическое, деятельностное, педологическое, экологическое, оздоровительное, стимулирующее, ценностно-ориентационное, дидактическое, гедонистическое;

• выявление креативного характера проектной технологии, ее функциональных категорий (интегративная, программно-целевая, деятельностная, интеллектуальная, креативная, стимулирующая, ценностно-ориентационная, коммуникативная) и принципов (последовательности в планировании и осуществлении проекта, регулярности, учет возрастных и индивидуальных особенностей и способностей, динамичности, гуманизации, инициативности, гедонизма, самодеятельности (самостоятельности) и творческого партнерства, здоровьетворения, развития (продвижения), новизны и оригинальности, результативности, завершенности и презентативности);

3. Организационно-практический:
• определение логики: «я → семья → природа → социум → безопасность → познание» и направлений проектирования здоровьесберегающей деятельности учащихся: познавательное, поисково-исследовательское, практико-ориентированное, деятельностно-операционное, созидательно-творческое, рефлексивно-оценочное;

• конструирование модели проектирования здоровьесберегающей деятельности младших школьников в креативном контексте (рисунок 1);

• разработка комплексной и интегративной программы организации проектной деятельности младших школьников по здоровьесбережению в креативном контексте, реализуемой в процессе внеклассной работы (модули программы: «Я и мое здоровье», «Здоровье моей семьи», «Здоровье окружающей среды», «Здоровье общества», «Безопасность здоровья», «Познание здоровья»);

• определение критериев и разработка методики уровневой диагностики показателей сформированности здоровьесберегающей готовности младших школьников (конгнитивная, коммуникативная, нравственная, эмоционально-волевая, потребностно-мотивационная, операционально-деятельностная, рефлексивная) в результате реализации программы проектной деятельности;

• опытно-экспериментальное внедрение в учебно-воспитательный процесс начальной школы программы организации проектной деятельности младших школьников по здоровьесбережению в креативном контексте, отслеживание данного процесса и  результатов, корректировка условий, его обеспечивающих.  

Рисунок 1. Модель проектирования здоровьесберегающей деятельности младших школьников в креативном контексте  

4. Контрольно-оценочный:

• обработка данных эксперимента, их графическая интерпретация;

• анализ и обобщение результатов, определение дальнейших направлений деятельности.

Представленная модель (рисунок 1) раскрывает организационный компонент проектирования здоровьесберегающей деятельности младших школьников в креативном контексте и представляет механизм формирования здравотворческой готовности и нравственно-валеологической позиции личности ребенка.

Технология проектирования здоровьесберегающей деятельности учащихся:

• обусловлена сформулированной целью, логикой проектирования и выбранными направлениями здоровьесберегающей деятельности;

• включает реализацию комплексной и интегративной программы проектной деятельности валеологического содержания по основным блокам;

• отражает процесс формирования и развития здравотворческой готовности и нравственно-валеологической позиции личности ребенка в ходе  проектной здоровьесберегающей деятельности;

• реализуется в рамках фундаментальной методологической основы – концепции здоровьетворения и креативной природы человека.

Комплексный характер программы определяют:

• логика проектирования здоровьесберегающей деятельности: «я → семья → природа → социум → безопасность → познание», расширяющая грани познания и созидания ребенка от микромира до макросоциума;

• направления здоровьесберегающей деятельности: познавательное, поисково-исследовательское, практико-ориентированное, деятельностно-операционное, созидательно-творческое, рефлексивно-оценочное;

• содержательные модули:

     •• модуль «Я и мое здоровье» включает проекты, направленные на формирование и развитие умений самопознания и самонаблюдения, самооценки и  самодиагностики, саморазвития и самосовершенствования;

     •• модуль «Здоровье моей семьи» предусматривает реализацию проектов семейного воспитания, вовлечение родителей в здоровьесберегающую деятельность и созидание семейных отношений;

     •• модуль «Здоровье окружающей среды» направлен на оценку состояния природной и предметно-пространственной среды, вовлечение младших школьников в конкретную природоохранную деятельность и эстетическое облагораживание среды обитания;

     •• модуль «Здоровье общества» ориентирован на характеристику некоторых социальных факторов здоровья и профилактику вредных пристрастий;

     •• модуль «Безопасность здоровья» предполагает организацию проектной деятельности школьников по изучению различных аспектов безопасности жизнедеятельности;

     •• модуль «Познание здоровья» носит стимулирующий характер в плане расширения валеологической грамотности и кругозора детей, формирования здорового образа жизни;

• логическая взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность некоторых проектов внутри каждого содержательного модуля программы, а также межмодульное сочетание проектной деятельности;

• направленность содержательной части проектной деятельности на формирование и развитие у детей всех компонентов (уровней проявления) здоровья:физическое и соматическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, личностно-творческое;

• ориентированность здоровьесберегающей проектной деятельности на формирование и развитие у младших школьников внутренней картины здоровья  и ее компонентов: когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий.

Интегративный характер данной программы определяется креативным подходом в отборе и реализации различных педагогических технологий, форм и методов организации здоровьесберегающей деятельности младших школьников: игротворчество и сказкотворчество, технология тренинга, театральная педагогика, технология мониторинга, организация продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, моделирование и пр.), тематические недели и проводимые в их рамках утренники и праздники, олимпиады и игровые программы, конкурсы и викторины, турниры и эстафеты и пр.

Данная интеграция обусловлена:

• психологическими и возрастными особенностями детей младшего школьного возраста: эмоциональное восприятие окружающего мира, конкретно-образное мышление, преобладание игровой и продуктивной творческой деятельности и пр.;

• необходимостью включения учеников в различные направления здоровьесберегающей деятельности: познавательное, поисково-исследовательское, практико-ориентированное, деятельностно-операционное, созидательно-творческое, рефлексивно-оценочное;

• взаимосвязью содержания проектной деятельности с материалом учебных дисциплин: окружающий мир, технология, чтение, математика, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, изобразительное искусство и др.

Компоненты здравотворческой готовности личности ребенка [1]:

• когнитивная – определенный уровень познавательных интересов и эрудиции, осознание себя как индивидуальности, творца своего здоровья, здоровья окружающих людей и природной среды; основа для индивидуально-личностной ориентации к процессу здоровьетворения;

• коммуникативная – способности к взаимодействию с другими людьми в процессе здоровьетворения, реализации оздоровительных программ;

• нравственная – нравственные качества личности, являющиеся необходимым условием для успешной реализации здравотворческих программ, и, в свою очередь, результатом здоровьесберегающего поведения человека;

• эмоционально-волевая – положительное эмоциональное отношение и волевые усилия к самосовершенствованию, отражает культуру чувств личности;

• потребностно-мотивационная – положительное отношение человека к здоровьесбережению, активная позиция в самосозидании и созидании экологически здоровой среды, характеризует отношение к валеологической деятельности как важному средству гуманистического преобразования мира;

• операционально-деятельностная – владение некоторыми здравотворческими умениями и навыками в самопознании и самодиагностике, саморегуляции и адаптации, составлении и реализации собственных программ здоровьетворения, оздоровления природной и предметно-пространственной среды;

• рефлексивная – умения и навыки осмысления  человеком хода и результатов здравотворческой деятельности, оценивания степени собственного участия в реализации оздоровительных программ, анализа собственных мыслей и действий, определения уровня собственного продвижения (валеологических достижений), прогнозирования дальнейших здоровьесберегающих мероприятий.

Ссылки на источники

1. Новолодская, Е.Г. Проектирование здоровьетворения человека в креативном контексте: теоретический и исторический аспекты [Текст]: монография / Е.Г. Новолодская; Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. – 285 с.