Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье автором обосновывается актуальность и необходимость построения педагогической модели как средства, способствующего процессу эффективного развития эстетической позиции младшего школьника в классе фортепиано. В педагогической модели отражены структурные компоненты: целевой, содержательный, организационный, технологический и результативный. Автор рассматривает структурные компоненты эстетической позиции младшего школьника, обосновывает критерии для определения динамики развития исследуемого явления.
Ключевые слова: структура, система, развитие, эстетическая позиция, музыкальные способности, педагогические условия.

В современных условиях особую актуальность представляет внедрение в систему образования моделей – действенного педагогического средства, являющегося эффективным фактором, влияющим на процесс и результат обучения.

Научный педагогический язык изобилует специальными терминами, которыми обозначаются понятия, выработанные этой наукой. Кроме того, педагогика, как и всякая другая наука, оперирует общенаучными категориями, такими как система, структура.

Структура (от лат. struktura – строение, порядок) – устройство, связь составных частей. Система – (от греч. – план) – это совокупность закономерно взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее целостность.

Под «моделью» понимается сложноорганизованная, уровневая структура, отражающая ключевые идеи, факты и доказательства, выраженные схематическими, блочными, графическими языковыми средствами, связующие все элементы в единую систему. Метод моделирования –  это способ организации мысленного представления об объекте, сущность которого заключается в объединении в научном исследовании эмпирического и теоретического познания. Для изучения, разработки и реализации педагогической модели необходимо определить и осмыслить значение основного понятия  исследуемого явления.

Так как в научной литературе дефиниция выражения «эстетическая позиция» как самостоятельного понятия отсутствует, сделаем попытку ее сформулировать: «Эстетическая позиция младшего школьника» – это его отношение к миру, окружающей природе, восприятие их с точки зрения прекрасного, на основе художественного образа; это – точка зрения, система взглядов обучающегося на искусство, на прекрасное, его смысловое восприятие, оценка и соответствующее к ним отношение, а также удовлетворяющие требованиям эстетики поведение и действия, обусловленные этим отношением.

Модель развития эстетической позиции младшего школьника включает уровневые компоненты: целевой, содержательный, организационный, технологический и результативный. В основу разработанной модели заложен замысел исследования – целевой компонент, конкретизирующий общую направленность и все многообразие конкретных задач педагогического процесса по развитию отдельных качеств и их элементов. Содержательный компонент представляет собой структуру, включающую эстетические, коммуникативные, специальные музыкальные и музыкально-познавательные способности, представленные в таблице № 1. Каждый структурный компонент раскрывается обозначенными критериями: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное восприятие, музыкальное мышление, музыкальное воображение, эстетическая оценка, личностное взаимодействие системы отношений «учитель-ученик» в ситуации понимания. Основным критерием является отношение обучающегося к учебе, искусству, окружающему миру, друг к другу, к себе.

                                                                                                              Таблица № 1

Структурные компоненты эстетической позиции младшего школьника

Компоненты

Содержание

Эстетические способности

Эти способности представляют собой синтез свойств личности, содействующих восприятию и переживанию различных явлений окружающей действительности как прекрасных. Данные способности включают: эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое впечатление, эстетическое переживание, эстетическое наслаждение, эстетическую потребность, эстетический вкус, эстетическую оценку, эстетический идеал.

Специальные музыкальные способности

Под этими способностями понимается система свойств личности, помогающих достигнуть высоких результатов в области музыкального искусства, в состав которых входят: музыкальный слух и чувство музыкального ритма.

Музыкально-познавательные способности

Это способности постижения обучающимся специфической области художественного отражения действительности посредством включающегося комплекса музыкально-психических процессов: музыкальная память, музыкальное восприятие, музыкальное мышление, музыкальное воображение.

Коммуникативные способности

Это способности, при содействии которых осуществляется личностное взаимодействие системы отношений «учитель-ученик» в ситуации понимания; способности, базирующиеся на  педагогических принципах: диалогичности, понимания, другодоминантности, метафоричности, рефлексивности.

Важным уровнем в структуре модели является организационный компонент, который отражает основной смысл (вкладываемый как в общую цель, так и в  конкретную задачу), реализуемый через современные образовательные технологии и систему педагогических принципов. Слово «принцип» произошло от латинского pricipium, что означает «начало», «основа». Это – основополагающее установленное правило, законы, выраженные в виде регуляторов для практического применения. Данный компонент характеризуется через взаимодействие системы отношения «учитель–ученик» в ситуации понимания, их сотрудничества, организации и управления процессом, без которых невозможно достижение конечного результата.

Основу технологического уровня составляет комплекс педагогической деятельности: методы, приемы, формы и средства, ориентированный на развитие эстетической позиции младшего школьника в классе фортепиано.

Результативный компонент направлен на анализ образовательных результатов разработанной технологии, отражает ее эффективность и характеризует достигнутые сдвиги и качественное развитие у обучающегося заданных свойств посредством реализации организационно-педагогических условий. 

На основе проведенного исследования позволим построить модель развития эстетической позиции младшего школьника в классе фортепиано и представить на рисунке, расположенном ниже:

Таким образом, используя разработанную автором педагогическую модель – формализованное средство, преподаватель в практической работе повышает эффективность образовательного процесса, что позволяет максимально приблизиться к решению актуальной задачи – развитие эстетической позиции младшего школьника в классе фортепиано. 

Ссылки на источники

  1. Булыко, А. Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов / А. Н. Булыко. – 3-е изд., испр., перераб. – М. : Мартин, 2010. – 704 с.
  2. Мелик-Пашаев, А. А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. – 1990. – № 5. – С. 23–30.
  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 26-е изд., перераб. и доп. – М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 736 с.
  4. Сенько, Ю. В. Образование в гуманитарной перспективе : монография / Ю. В. Сенько. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2011. – 367 с.
  5. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров.– 4-е изд. – М. : Сов. энциклопедия, 1988. – 1600 с.
  6. Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. К. А. Жабинский. – Изд. 2-е, доп. и перераб. –  Ростов н/ Д. : Феникс, 2009. – 473 с.