Аннотация. В данной статье автором обосновывается актуальность и необходимость построения педагогической модели как средства, способствующего процессу эффективного развития эстетической позиции младшего школьника в классе фортепиано. В педагогической модели отражены структурные компоненты: целевой, содержательный, организационный, технологический и результативный. Автор рассматривает структурные компоненты эстетической позиции младшего школьника, обосновывает критерии для определения динамики развития исследуемого явления.
Ключевые слова: структура, система, развитие, эстетическая позиция, музыкальные способности, педагогические условия.
В современных условиях особую актуальность представляет внедрение в систему образования моделей – действенного педагогического средства, являющегося эффективным фактором, влияющим на процесс и результат обучения.
Научный педагогический язык изобилует специальными терминами, которыми обозначаются понятия, выработанные этой наукой. Кроме того, педагогика, как и всякая другая наука, оперирует общенаучными категориями, такими как система, структура.
Структура (от лат. struktura – строение, порядок) – устройство, связь составных частей. Система – (от греч. – план) – это совокупность закономерно взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее целостность.
Под «моделью» понимается сложноорганизованная, уровневая структура, отражающая ключевые идеи, факты и доказательства, выраженные схематическими, блочными, графическими языковыми средствами, связующие все элементы в единую систему. Метод моделирования – это способ организации мысленного представления об объекте, сущность которого заключается в объединении в научном исследовании эмпирического и теоретического познания. Для изучения, разработки и реализации педагогической модели необходимо определить и осмыслить значение основного понятия исследуемого явления.
Так как в научной литературе дефиниция выражения «эстетическая позиция» как самостоятельного понятия отсутствует, сделаем попытку ее сформулировать: «Эстетическая позиция младшего школьника» – это его отношение к миру, окружающей природе, восприятие их с точки зрения прекрасного, на основе художественного образа; это – точка зрения, система взглядов обучающегося на искусство, на прекрасное, его смысловое восприятие, оценка и соответствующее к ним отношение, а также удовлетворяющие требованиям эстетики поведение и действия, обусловленные этим отношением.
Модель развития эстетической позиции младшего школьника включает уровневые компоненты: целевой, содержательный, организационный, технологический и результативный. В основу разработанной модели заложен замысел исследования – целевой компонент, конкретизирующий общую направленность и все многообразие конкретных задач педагогического процесса по развитию отдельных качеств и их элементов. Содержательный компонент представляет собой структуру, включающую эстетические, коммуникативные, специальные музыкальные и музыкально-познавательные способности, представленные в таблице № 1. Каждый структурный компонент раскрывается обозначенными критериями: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное восприятие, музыкальное мышление, музыкальное воображение, эстетическая оценка, личностное взаимодействие системы отношений «учитель-ученик» в ситуации понимания. Основным критерием является отношение обучающегося к учебе, искусству, окружающему миру, друг к другу, к себе.
Таблица № 1
Структурные компоненты эстетической позиции младшего школьника
Компоненты |
Содержание |
Эстетические способности |
Эти способности представляют собой синтез свойств личности, содействующих восприятию и переживанию различных явлений окружающей действительности как прекрасных. Данные способности включают: эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое впечатление, эстетическое переживание, эстетическое наслаждение, эстетическую потребность, эстетический вкус, эстетическую оценку, эстетический идеал. |
Специальные музыкальные способности |
Под этими способностями понимается система свойств личности, помогающих достигнуть высоких результатов в области музыкального искусства, в состав которых входят: музыкальный слух и чувство музыкального ритма. |
Музыкально-познавательные способности |
Это способности постижения обучающимся специфической области художественного отражения действительности посредством включающегося комплекса музыкально-психических процессов: музыкальная память, музыкальное восприятие, музыкальное мышление, музыкальное воображение. |
Коммуникативные способности |
Это способности, при содействии которых осуществляется личностное взаимодействие системы отношений «учитель-ученик» в ситуации понимания; способности, базирующиеся на педагогических принципах: диалогичности, понимания, другодоминантности, метафоричности, рефлексивности. |
Важным уровнем в структуре модели является организационный компонент, который отражает основной смысл (вкладываемый как в общую цель, так и в конкретную задачу), реализуемый через современные образовательные технологии и систему педагогических принципов. Слово «принцип» произошло от латинского pricipium, что означает «начало», «основа». Это – основополагающее установленное правило, законы, выраженные в виде регуляторов для практического применения. Данный компонент характеризуется через взаимодействие системы отношения «учитель–ученик» в ситуации понимания, их сотрудничества, организации и управления процессом, без которых невозможно достижение конечного результата.
Основу технологического уровня составляет комплекс педагогической деятельности: методы, приемы, формы и средства, ориентированный на развитие эстетической позиции младшего школьника в классе фортепиано.
Результативный компонент направлен на анализ образовательных результатов разработанной технологии, отражает ее эффективность и характеризует достигнутые сдвиги и качественное развитие у обучающегося заданных свойств посредством реализации организационно-педагогических условий.
На основе проведенного исследования позволим построить модель развития эстетической позиции младшего школьника в классе фортепиано и представить на рисунке, расположенном ниже:
Таким образом, используя разработанную автором педагогическую модель – формализованное средство, преподаватель в практической работе повышает эффективность образовательного процесса, что позволяет максимально приблизиться к решению актуальной задачи – развитие эстетической позиции младшего школьника в классе фортепиано.
Ссылки на источники
- Булыко, А. Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов / А. Н. Булыко. – 3-е изд., испр., перераб. – М. : Мартин, 2010. – 704 с.
- Мелик-Пашаев, А. А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности / А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. – 1990. – № 5. – С. 23–30.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – 26-е изд., перераб. и доп. – М. : ООО «Издательство Оникс» : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 736 с.
- Сенько, Ю. В. Образование в гуманитарной перспективе : монография / Ю. В. Сенько. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2011. – 367 с.
- Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров.– 4-е изд. – М. : Сов. энциклопедия, 1988. – 1600 с.
- Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. К. А. Жабинский. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/ Д. : Феникс, 2009. – 473 с.