Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье освещается психолого-педагогический аспект проблем развития логического мышления учащихся начальных классов. Влияние инновационных педагогических технологии на процесс обучения младших школьников. Выводы экспериментальной работы по развитию логического мышления.
Ключевые слова: исследование, инновационные технологии, показатели развития логического мышления 

Цель данной работы заключается в изучении развития логического мышления младших школьников на уроках математики.

Объектом исследования является развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования: развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.

Гипотеза - предполагается, что процесс развития логического мышления у младших школьников, будет эффективнее, если:

На внеклассных мероприятиях по  математике в начальной школе будут применяться инновационные технологии;

инновационные технологии будут являться основным средством при изучении нового материала, закреплении пройденного и проверке знаний.

База эксперимента: 3 и  4 –е классы средней общеобразовательной школы №13 города Альметьевск, Республики Татарстан. 

Введение

Актуальность исследования. Развитие логического мышления у младших школьников является необходимым этапом их психологического развития, а также наиболее комфортной их адаптации в современном обществе.Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости совершенствования различных методик обучения младших школьников, направленных на развитие их логического мышления .Изучением онтогенеза интеллектуальных процессов и, в частности, процессов логического мышления занимались такие известные психологи, как В. Крутецкий, Н. Лукин, А. Лурия, Ж. Пиаже, С. Рубинштейн, Д. Фельдштейн и другие. Исследования данных ученых легли в основу психолого-педагогических концепций развивающего обучения (В. Давыдов, Л. Занков, Е. Кабанова-Меллер, Н. Поспелов), центральной идеей которого является развитие умственных способностей учащегося как субъекта учебной деятельности.Вопрос о применимости и целесообразности использования инновационных технологий для развития логического мышления у младших школьников до сих пор остается открытым. И связано это, прежде всего, с ростом и совершенствованием научно-технической базы, применяемой в педагогической отрасли. Значительный взнос в разработку методологии и теории понятия педагогической инновационной технологии сделан современными педагогами: В. Беспалько, Г. Бургиным, В. Журавлевым, В. Загвязинским, Г. Клариным, Б. Лихачевым, В. Монаховым, П. Пидкасистым, Г. Селевко, Н. Юсуфбековым.

Теоретические основы развития логического мышления при помощи инновационных технологий

Психолого-педагогический аспект проблем развития логического мышления учащихся начальных классов

Проблема логического мышления учащихся в педагогике изучалась еще классиками педагогики (Я. Коменский, И. Песталоцци, К. Ушинский), но особенно интенсивно ее исследование началось с 50-х годов 20 века, чему послужило опубликование методического письма «Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе», составленное Институтом методов обучения АПН РСФСР. В этом документе перед педагогической наукой и практикой были сформулированы следующие задачи: а) развивать логическое мышление учащихся в процессе обучения их общеобразовательным предметам, б) объяснять учащимся значение и сущность логических знаний и умений, в) определить пути и средства осуществления выше намеченных задач.Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.В младшем школьном возрасте мышление претерпевает существенные изменения. Оно приобретает абстрактный и обобщённый характер. Такие исследователи как П. Гальперин и В. Давыдов также отмечали факты путаницы детьми величины и количества (младшему школьнику показывают 4 маленьких кружка и 2 больших и спрашивают, где больше, ребёнок указывает на 2 больших) Другие ученые (Л. Выготский и А. Лурия) отмечали, что речь выступает для ребёнка младшего школьного возраста как стекло, через которое видно что-то, но самого стекла (слова) не видно . Проблемой развития логического мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные учёные. Учёные И. Лернер, И. Никольская, Н. Партиев, Н. Подгорецкая, А. Столяр, Н. Талызина, теоретически и экспериментально доказали, что школа не обеспечивает выпускникам начальной школы необходимый уровень логической грамотности  Таким образом, можно заметить, что вопрос развития логического мышления младших школьников довольно остро стоит перед задачами начальной школой. И прежде чем дать определение «логическому мышлению», нужно ответить на вопросы, что такое «логика» и «мышление» в частности. Для удобства был составлен конент-анализ определений В младшем школьном возрасте именно мышление становится доминирующей функцией. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: предметно-действенное (наглядно-действенное); наглядно-образное; абстрактное (словесно-логическое).

Возрастные особенности младших школьников

Если говорить об особенностях познавательной и учебной деятельности младшего школьника, то можно выделить такие компоненты: восприятие; память; воспроизведение; внимание (переключение); воображение; мышление (сравнение, абстракция, обобщение); речь .

Воспроизведение - трудная для младшего школьника деятельность, требующая постановки цели, включения процессов мышления, самоконтроля.

Несовершенно у младших школьников и такое важное свойство внимания, как переключение.Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие. Дети легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения.Обобщение в начальных классах характеризуется осознанием только некоторых признаков, так как ученик еще не может проникнуть в сущность предмета. И наконец, умозаключение совершается им на основе знания общетеоретических понятий.Дедуктивное умозаключение труднее дается младшему школьнику, чем индуктивное. В младшем школьном возрасте происходит осознание детьми собственных мыслительных операций, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе познания. В процессе обучения развиваются и качества ума: самостоятельность, гибкость, критичность .

Г. Цукерма выделяет четыре группы младших школьников, по-разному включенных в учебную деятельность: «группа прорыва», «резерв группы прорыва», «трудолюбивые» и «не проявившие себя».

Влияние инновационных педагогических технологии на процесс обучения младших школьников

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация - это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статута учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении;личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета;информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников;мониторинг интеллектуального развития;воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика;дидактические технологии как условие развития учебного процесса;психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Существует еще одна классификация педагогических инновационных технологий, которая применяется в обучении детей. К таким инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников

Нашим педагогическим коллективом были сформированы педагогические условия развития логического мышления с использованием инновационных технологий.

Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, можно сделать вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.

Применение инновационных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются “субъект-субъективные” отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность

Результаты диагностического этапа по определению уровня развитости логического мышления у младших школьников

Выявили критерии, показатели, уровни развития логического мышления учащихся начальных классов при помощи компьютерных средств.

Определили уровень умения применять логические действия на практике.

В рамках теоретического и деятельностного критериев для определения способности учащихся начальных классов понимать учебную задачу и определения уровня развития умения младших школьников планировать свои действия, использовалась методика «Логические задачи»

Анализируя работы, полученные в ходе констатирующего эксперимента необходимо отметить, что у детей была выражена неуверенность в умении решать задачи. Это выражалось тем, что дети постоянно спрашивали правильно ли они решили ту или иную задачу. Остальные дети активно участвовали в тестировании с выраженной заинтересованностью и уверенностью в своих действиях.

Для определения уровня развития умения планировать свои действия был взят тест «Логические задачи».

По результатам тестирования была составлена таблица, отражающая способность класса планировать свои действия. В среднем уровень развития планирования своих действий в двух случаях удовлетворителен.

В рамках практического критерия для определения уровня применения простых логических действий на практике была задействована методика «Подумай-ка!», в которой предлагается 5 задач математического и бытового характера. Данная методика отражает ряд показателей: применение простых логических действий в математике; применения логических навыков в быту; умение решать задачи, требующие логических действий

По результатам тестирования видно, что у младших школьников достаточно развито логическое мышление, однако применять на практике логические действия могут не все. Большая часть класса находятся на нижнем уровне, что говорит о не умении решать подобные задачи.

Исходя из анализа теста была составлена таблица, в которой был помещен результат ответов в процентном соотношении.

Общие результаты исходного уровня логического мышления были следующими: учащихся мало владеют логическими действиями, неспособны выделять учебную задачу и применять свои знания в практике. Тем не менее, проявляют желание в развитии своих логических навыков, учащиеся среднего уровня уложились во время выполнения задания, большая часть задач была решена правильно. Дети этого уровня могут выделять учебную задачу, стараются планировать свои действия, однако применять на практике общие логические операции не могут. Выражено интерес к дальнейшему развитию. Высокий уровень логического мышления подразумевает под собой полное владение и применение основными логическими действиями, характерные для детей начальных классов. То есть, дети этого уровня без особого труда выделяют учебную задачу, планируют свои действия, применяя свои знания на практике. Также они стремятся к дальнейшему развитию своих способностей. Как правило у таких учащихся имеется интерес к точным наукам таким как математика, физика и информатика.

Сравнительные результаты уровня развития логического мышления младших школьников.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что логическое мышления учащихся находится ниже среднего уровня и нуждается в совершенствовании и коррекционной работе. Поэтому были разработаны задания для реализации психолого-педагогических условий развития логического мышления младших школьников.

Были разработаны внеклассные мероприятия направленные, прежде всего, на развитие основных умений учебной деятельности. А именно:выделять и удерживать учебную задачу; самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность; владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; использовать законы логического мышления; владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими.

Для реализации первого педагогического условия, а именно, использование инновационных технологий на внеклассных мероприятиях, были разработаны конспекты уроков для детей третьих- четвертых классов.

Для реализации второго педагогического условия - использование ИКТ при изучении нового материала, закреплении пройденного и проверки знаний, использовался компьютерный комплекс игр «Мир Информатики». Из него были выбраны задания, направленные на развития логического мышления.

Результат таких методик , как «Волшебные квадраты» , «Логические задачи» показал, что дети стали лучше владеть логическими операциями и применять их на практике. Большинство детей из класса показало высокий уровень знаний на уроках математики и русского языка; повысили свой интеллектуальный уровень и научились выделять учебные задачи; научились планировать и организовывать свою деятельность.

Ссылки на источники:

  1. Бондаренко С. Учите детей сравнивать/ Бондаренко С./ Педагогика и психология. - 1981. - №9. - С.16-19.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Выготский Л. С. - М: АСТ, 2005. - 672 с.
  3. Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления / Гальперин П. Я./ Вопросы психологии. - 1966. - № 4. - С. 129-134.
  4. Гамезо М., Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 122 - 134
  5. Егорова Т. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников / Егорова Т. / Начальная школа. - 2000. - № 4. - С. 66 - 68.
  6. Инновационные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]. / Ясавеева Д. М.// Система развивающего обучения - Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/teacher/page=2/category=115/article=1072/
  7. Инновационные технологии в работе учителей начальных классов [Электронный ресурс]. / Попова Г. М. // Областной институт повышения квалификации педагогических работников - Режим доступа: http://comity.edu-eao.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=681&Itemid=59
  8. Калошина И.П. О формировании логических приемов мышления / Калошина И.П., Харичева Г.И. / Советская педагогика. - 1975. - № 4. - С. 97 - 104.