Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению закономерных исторических изменений и смене крупнейших типов городской культуры и их влияния на формирование личности индивида.
Ключевые слова: город,личность, ценности,культура, урбанизация. 

 «Городская культура» это искусственно созданная людьми среда существования и самореализации. Это организованная совокупность физических, символических объектов, технологий, нормативных и ценностных образований включающих в себя не только материальные объекты (природные или искусственные, т.е. созданные людьми), но и такие элементы культуры, как нормы и ценности городской общины, социальная психология городского сообщества, образ жизни и менталитет горожан, социальная коммуникация и т.п. [1].

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что понятие «городская культура» отличается многозначностью и соединяет в себе понятие культуры и города как явлений взаимосвязанных и во многом определяющих друг друга. Однако, несмотря на вариативность точек зрения на предмет исследования, все они включают рассмотрение одного из важнейших элементов городской культуры, а именно - индивида. Следовательно, город, как граница проявления культурных ценностей в пространстве и времени и культура как их концентрат, взаимодействуя друг с другом, в значительной степени определяют процесс формирования индивида, активно усваивающего все из окружающей действительности [2].

В нашем исследовании под определением «городская культура» мы будем понимать культуру людей, проживающих в городе с присущим для них образом жизни, основанном на идеях и ценностях, направляющих и регулирующих их поведение, способствующих организации их жизнедеятельности в городской среде [8].

Сегодня, современная ситуация, сложившаяся в городской культуре, представляет собой результат закономерных исторических изменений и смены ее крупнейших типов, соответствующих этапам общественного развития.

Первый тип - городская культура доиндустриального типа (или традиционная). На историческом этапе возникновения и развития первых городов, как особой формы поселений и организации общества, господствующей и ведущей культурой являлась культура села, поэтому ценности горожан малых старинных городов мало чем отличались от ценностей жителей сел. Деревня, сельское население преобладали количественно и качественно над городским. Основным типом городского поселения были малые города (с населением менее 5 тысяч человек), которые являлись центром организации взаимодействия региональных составляющих сельской культуры. К основополагающим факторам городского образа жизни многие специалисты относили: концентрацию разнородных групп населения; многообразие ремесленных, торговых, коммерческих и интеллектуальных занятий; правила и стиль человеческого общения; ритм жизни и т.д. [4].

Ведущими видами искусства городской культуры доиндустриального общества стали декоративно-прикладное искусство и фольклор. Являясь элементами традиционного народного творчества, они включали в себя фольклорную инструментальную музыку, песни, пляски, танец и театр, а также предметы декоративно-прикладного искусства - национальный костюм, изделия бытового предназначения [3].

Однако, основным содержанием социокультурных процессов этого периода являлась утрата городом аграрных функций и устойчивый рост промышленной и торгово-распределительной функции [4]. К середине XIX в. этот процесс был в основном завершен.

Второй тип - городская культура индустриального типа - начала формироваться в конце XIX начале XX в. В этот период происходили интенсивные изменения городской культуры. Резкому увеличению численности городов и городского населения способствовали рост промышленности, революционная смена технических, технологических и технико-организационных основ общества, интенсификация сельского хозяйства, переход от преимущественно ручного индивидуального к машинному коллективному способу организации труда и жизнедеятельности (индустриализация), развитие транспорта, средств связи и медицины.

В результате интенсификации экономической жизни общества произошло качественное перерождение города как экономического явления, в явление культурного порядка, обладающего своими особыми закономерностями [6]. Именно в это время городская культура приобрела принципиально новые черты, отличающие её от культуры доиндустриального типа.

Произошли изменения во всех аспектах культуры: появились новые стили в архитектуре, изменились форма одежды, манера общения, художественные вкусы публики. С появлением техники произошли изменения в художественном исполнительстве, так фольклорные песни в живом исполнении вытиснились патефоном, а игра на народных инструментах сменилась игрой на гитаре. Именно в городе зарождается поэтическое творчество разных групп учащихся, интеллигенции, различных групп привилегированных сословий. Основу народного танцевального искусства представляют городские бытовые и бальные танцы. С развитием промышленности и появлением станков, заменивших собой ручной труд, производство предметов декоративно-прикладного творчества приобретает массовый характер. Характерными чертами того времени стали массовое производство и массовое потребление. Основываются отрасли производства, направленные на удовлетворение общественных потребностей: мебельные и бумагодельные фабрики, мастерские по изготовлению одежды. С развитием городов возникают новые направления в искусстве. Примером такого направления стал городской «примитив», включивший в себя городской романс, балаганный театр, народные ремесла и т.д. [7]. Появился новый вид искусства - художественное проектирование, положивший начало организации первых школ дизайна.

Первоначально такие изменения образа жизни городского населения касались только небольшой его части и являлись малозаметными, затем приобрели все большую масштабность. Появились новые формы проведения свободного времени. Среди них посещение театров, которые стали излюбленным местом препровождения у большинства городского населения. Зародились частные театры и профессиональные актерские труппы. Любимыми местами народных развлечений стали зрелищные места - городская площадь, цирк, кинематограф [6]. Образцами бульварной литературы, которые быстро распространились в городской среде, явились детективы, любовные романы, приключенческие повести. Изменилась социальная направленность «искусства: из салонного оно становится по-настоящему публичным, общезначимым; возрастает спрос на все виды художественной продукции» [4]. В городской культуре складывается качественно новый зритель, новая читательская и театральная аудитория. Происходит значительный разрыв с нормами взаимодействия людей, заимствованными из деревни. Образовываются первые массовые профсоюзные, политические и культурно-просветительские организации, появляются целые сети учреждений культуры, такие как музеи, библиотеки, клубы, дворцы культуры, парки отдыха.

Технический прогресс создает условия для появления в культурной жизни книг, газет, журналов, фотографии, кино, радио, телевидения, что постепенно обусловило переход городской культуры на уровень новых, особых представлений о пространстве и времени. Проявляется неразрывная связь между культурой и средствами ее распространения [6].

Третий тип - урбанистическая культура, сформировавшаяся в результате научно-технической революции. Значительным стимулом модернизационнных изменений, происходящих в обществе, стала интенсификация процессов урбанизации. Сложившаяся общественная ситуация привела к сдвигам в развитии производительных сил, расселении людей, повышению роли городов в жизни всего общества, к формированию и все более широкому распространению городского образа жизни, городской культуры [8]. Началом формирования этого типа культуры считается конец 1950-х - начало 1960-х гг. и, по мнению многих исследователей, процесс формирования урбанистического типа культуры продолжается и в настоящее время.

Необходимо отметить, что урбанизация является процессом, в ходе которого происходят многоаспектные изменения не только социального или экономического плана, но, прежде всего, культурного. Именно эти виды деятельности, для которых городская среда служит наиболее благоприятным условием развития, становятся преобладающими факторами формирования ценностных представлений индивида, связанных с профессиональной культурой личности. Престижность профессии в обществе ставит на первый план такие ценности, как обязательное получение профессионального образования, приобретение знаний в области новых технологий, личную культуру самого работника. Городская культура формирует специалиста как активную личность, способную к нестандартным, смелым, творческим решениям поставленных задач, к созданию новых конструкций и технологий. Иными словами, городская культура выступает как механизм формирования личности, стремящейся к творческой, сознательной деятельности, рационально-прагматически относящейся к действительности [4].

При формировании урбанистического типа культуры произошло значительное развитие средств массовой коммуникации. Распространилось массовое телевещание, из черно-белого впоследствии ставшее цветным. Расширился рынок товаров массового потребления, включая произведения искусства. Благодаря кино и телевидению произошло значительное повышение роли визуальной стороны коммуникации. Возникли новые формы культурного проведения досуга: клубы по интересам, туризм [5, 7], молодежные и артистические кафе. Научно-технический прогресс и активное развитие средств массовой коммуникации в значительной мере определили возникновение и распространение массовой культуры - примитивной, рассчитанной на удовлетворение вкусов нетребовательной публики, на формирование обывательской психологии. Массовая культура оказала влияние на формирование деперсонализированного индивида, являющегося носителем массового сознания.

Следовательно, урбанистическая культура оказывает противоречивое влияние на процесс формирования личности, так как создает условия для развития типов, неодинаковых по их ценностным предпочтениям. В городской среде возможно формирование как типа с активной жизненной позицией, так и безличностного типа с обывательской психологией.

Четвертый тип - культура постурбанистического общества. Это культура новой эпохи - эры информационных, компьютерных технологий, глобальной коммуникации. Она характеризуется видовым различием информации (научной, технической, культурной и др.), которая играет все большую роль в развитии общественного производства. Развитие и интенсификация информационных процессов становится одним из важнейших факторов социального прогресса [1]. Основой постурбанистической культуры являются интеллектуальный, творческий труд по преобразованию информации разного рода с использованием современных информационных технологий и кардинальное изменение пространственной организации общества на их основе, т.е. создание так называемой «информационной цивилизации». В постурбанистическом обществе именно человек с его творческим потенциалом превращается в основную производительную силу и субъект культурной эволюции. Постурбанистическое общество формирует человека с новым технократическим мышлением.

Происходящие информационные и технологические преобразования, расширяя возможности личности, неизбежно влекут за собой изменения в системе знаний, норм, образцов поведения, а также в процессе производства, хранения, распространения и потребления культурных ценностей. Современная массовая культура под воздействием коммуникативных технологий - прессы, телевидения, радио, рекламы, Интернета предлагает широкий выбор готовых образцов и стилей поведения. На экранах ТВ, на волнах радиостанций становится все больше информации. Эфир заполняют как аналитические, информационные, научно-образовательные передачи, высокохудожественные фильмы, так и откровенно «слабые» произведения - низкопробные боевики, триллеры, сериалы, новостные передачи, превращающиеся порой в шоу. Аудитория «распадается» на социальные типы, каждый из которых ищет и находит интересующую его информацию [8].

Происходят изменения социокультурного характера в области развития и потребления искусства. Радикально меняются процессы его функционирования: привычное для общества разделение искусства на две части - «высокое» (элитарное) и «низкое» (массовое), стало утрачивать прежний оценочный смысл [3]. Создается новый режим восприятия, основанный на визуальном образе и граничащий с пределом сенсорных возможностей индивида. Искусство приобретает черты нового времени, которые включают в себя распад традиционной изобразительной системы, символизацию, «размытость» границ и жанров, отсутствие единого стиля. Культурная продукция, представленная на рынке, главным образом имеет низкопробный характер. Отсюда и формирование личности ориентированной на произведения с низким художественно-эстетическим уровнем, непритязательным содержанием, с преобладанием в них зрелищности и развлекательности.

Таким образом, основной тенденцией развития городской культуры на протяжении последних 100-150 лет является переход от преимущественно доиндустриальной (традиционной) к преимущественно индустриальной и урбанистической культуре. 

Ссылки на источники

  1. Landry C., Bianchini F. A Toolkit for Urban Innovation. 2000. NY. Р. 45-48.
  2. Суховская Д.Н. Тезаурусный подход к определению сущности креативного пространства города // European Social Science Journal. 2013. № 11-1 (38). С. 291-297.
  3. Landry C.The Creative City. NY. 2004.
  4. Суховская Д.Н. Роль концепции креативного города в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную Торгорвую Организацию // European Social Science Journal. 2013. № 9-1 (36). С. 41-49.
  5. Сущенко Е.Н. Социокультурный потенциал сферы туризма // Научная мысль Кавказа. 2006. № 8. С. 89-96.
  6. Glaecer L.E. Triumph of the City: How Our Greatest Invention Makes Us Richer, Smarter, Greener, Healthier, and Happier. US, New York. Penguin Press HC, 2011.
  7. Сущенко Е.Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе (на примере Кавказских Минеральных Вод) // диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Ставрополь, 2006.
  8. Суховская Д.Н. Философские проблемы функционирования поселений и их креативных пространств в условиях урбанизированного социума в XXI веке // Молодой ученый. 2015. № 7. С 713-719.