Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению социально-философских и социологических аспектов влияния городской среды на формирование ценностных ориентиров личности, отдельное внимание автор уделяет рассмотрению влияния искусства на ценностно-смысловые установки личности.
Ключевые слова: город,личность, ценности,культура, урбанизация. 

Происходящие в современном Российском обществе социально- экономические, политические и культурные изменения сопровождаются кризисом ценностного сознания людей, который обусловлен возникновением новых и переоценкой ранее существовавших ценностей. В ситуации, когда социальные обстоятельства формируют новый тип личности, в котором приоритетными являются материальные ценности, основанные на обогащении и потреблении, приобретают актуальность проблемы, связанные с изучением формирования социального типа, его ценностных ориентаций и факторов, оказывающих влияние на этот процесс [2, С. 120].

Проблема, связанная с типологизацией личности, имеет значение для всего социума, так как любая общественная система заинтересована в соответствующем ей типе личности, предъявляя свои требования к формированию его социального характера. От преобладания того или иного типа и тенденций его развития во многом зависит будущее общества [3, С. 44].

Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее стабильных характеристик личности. Их сущность заключается в том, что они являются нравственными категориями деятельности сознания, направленными на социализацию, развитие, самореализацию личности в обществе. При этом ценностные ориентации выступают в качестве конкретной формы существования и проявления направленности личности, ее потребностей и интересов. В них содержится социальный опыт человека, сконцентрированы результаты процесса воспитания и самовоспитания. О социальной позиции, о внутреннем мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, социальной позиции и уровня духовного развития личности [1, С. 292].

Процесс становления индивида невозможно представить себе без рассмотрения тех факторов, под влиянием которых он осуществляется. Среди них значительна роль искусства как культурного феномена, охватывающего различные сферы человеческой деятельности [4, С. 90].

Социализирующее воздействие искусства на личность обуславливается рядом его специфических свойств: способностью целостно обобщать отношения и ценности, определяемые культурой и фиксировать наиболее значимые результаты социального опыта; воплощать в художественно-образной форме общественные образцы поведения; создавать, хранить и передавать информацию (культурный опыт) являясь специфической формой коммуникации [5, С. 35].

Полифункциональность искусства приводит к его разнообразному влиянию на человека: искусство выступает и как средство общения людей, и как способ воспитания индивида на основе той или иной системы ценностей, и как источник эстетического наслаждения. Искусство помогает человеку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в знаниях, нормах и ценностях общества. Оно дает возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения людей друг с другом. Влияние искусства на взаимоотношения человека и общества качественно отражается на поступках и поведении индивида. Связь между реальностью, созданной произведениями искусства и реальностью социальной, позволяет рассматривать искусство как один из факторов социализации [9, С. 67].

Городская культура явилась основой для возникновения и развития современного искусства, воздействие которого на личность в настоящее время постоянно возрастает. Будучи одной из важнейших составляющих социальной реальности, городская среда оказывает влияние на все стороны общественного сознания: на усвоение норм и правил поведения в городе, на характер мышления, на выработку у человека представлений об окружающей действительности, на формирование его внутреннего мира. Урбанизированная культура диктует быструю смену ситуаций и событий, отражающих изменения пространственной и социокультурной среды и накладывает отпечаток на поведение индивидов. В этой ситуации город и искусство, как два взаимообусловленных феномена оказывают влияние на формирование представлений современного человека, его мировоззрение, ценностных предпочтений [7, С. 92].

Специфика сегодняшнего состояния городской среды, тенденции ее развития непосредственно оказывают влияние на искусство современности. Развитие электронных средств массовой коммуникации делает произведения современного искусства быстродоступными и общедоступными для всех членов общества. Другая тенденция связана с коммерциализацией художественных произведений, что обуславливает их ориентацию на вкусы массового потребителя. По этой причине большое количество современных произведений искусства приобретают развлекательный характер. Всё это ведёт к формированию нового типа социокультурной парадигмы, в которой особое место занимают зрелищно-развлекательные, массовые виды искусства - кино, музыка, телевидение.

Ситуация в современной культурной жизни свидетельствует о размывании границ между элитарным и массовым искусством, отсутствии единых требований к его стилям и жанрам и нарастающей глобализации. Массовое распространение искусства, создаваемого в городской среде, позволяет в настоящее время считать городскую культуру культурой современности [8, С. 186].

Представление художественной коммуникации как системы, состоящей из четырех взаимосвязанных элементов - художника, произведения искусства, аудитории и общества, при рассмотрении основ механизма влияния искусства на формирование социального типа личности позволяет понять взаимное влияние этих элементов и определить, какие социальные типы существуют в данном обществе, какие ценностные ориентиры в нем преобладают [10, С. 242].

Влияние искусства на формирование социального типа личности осуществляется через функционирование художественных и общественных ценностей и норм, которые формируют художников, воплощаются в созданных ими произведениях искусства и вследствие социального функционирования реализуются в восприятии и оценке аудитории.

Многообразие существующих в искусстве видов, жанров, направлений обусловливает неоднозначность его социализирующего воздействия. Возможный диапазон ценностного ориентирования в рамках искусства проявляется как в позитивном, так и в негативном влиянии на процесс формирования личности [5, С. 36].

В настоящее время, искусство играет положительную роль, не только помогая людям в нахождении путей решения духовно-нравственных проблем, но и развлекая, доставляя человеку удовольствие и возможности для отдыха. Негативное же влияние искусства проявляется в насаждении грубой чувственности, навязывании человеку разного рода поведенческих стереотипов не соответствующих культурным традициям общества и его личному мировосприятию [6, С. 13].

Проведенное исследование подтверждает актуальность проблемы сохранения нравственно-эстетических ценностей в условиях перехода от традиционализма к новому мышлению, основанному на индивидуализме. Данная проблема обусловлена произошедшим процессом распада господствующей некогда системы ценностей и возникновением новой. В ходе этого процесса личность сталкивается с трудностями при выборе значимых для себя ценностей. Однако когда общество предпринимает определенные шаги для формирования социального типа личности, в котором оно наиболее заинтересовано (который способен предопределить развитие общества), используя при этом возможности искусства, то в этом случае, приобщение индивида к культуре, искусству помогает ему постичь мир, предоставляет разнообразные возможности освоения нравственных и эстетических норм, социальных и политических идеалов, развития личностной системы ценностных ориентаций, которые определяют становление молодого человека как активного субъекта социальной жизнедеятельности.

В связи с этим для обеспечения успешного решения проблем, возникающих в процессе формирования социального типа личности, необходимо, на наш взгляд, уделять больше внимания изучению искусства как ценностно-ориентирующего фактора, оказывающего значительное влияние на данный процесс. 

Ссылки на источники

  1. Суховская Д.Н. Тезаурусный подход к определению сущности креативного пространства города // European Social Science Journal. 2013. № 11-1 (38). С. 291-297.
  2. Сущенко Е.Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе (на примере Кавказских Минеральных Вод) // диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Ставрополь, 2006.
  3. Суховская Д.Н. Роль концепции креативного города в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную Торгорвую Организацию // European Social Science Journal. 2013. № 9-1 (36). С. 41-49.
  4. Сущенко Е.Н. Социокультурный потенциал сферы туризма // Научная мысль Кавказа. 2006. № 8. С. 89-96.
  5. Суховская Д.Н. Концепция креативного класса в глобализирующемся обществе // Научные труды SWorld. 2013. Т. 25. № 2. С. 34-37.
  6. Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления: автореферат дис. … доктора философских наук: 09.00.11 / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2014. С. 13.
  7. Ермакова Л.И. Инновационные стратегии в дополнительном профессиональном образовании // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 9. С. 90-94.
  8. Суховская Д.Н. Перспективы развития аграрного туризма в Ставропольском крае // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 185-187.
  9. Филюшкина Д.В. Девальвация интеллектуально-творческого и образовательного идеалов в пространстве духовной люмпенизации общества // Власть. 2012. № 6. С. 66-68.
  10. Ермакова Л.И. Постклассическая философия и проблемы непрерывого образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 1. С. 240-246.