Аннотация. В статье представлена технология работы по психологическому сопровождению приемной семьи, которая позволит специалистам, работающим с такими семьями, более качественно решать задачи по развитию адаптивных возможностей у детей дошкольного возраста через оптимизацию родительско-детских отношений в замещающей семье. Авторами предлагаются варианты конспектов занятий детско-родительской группы как эффективной формы работы с приемными детьми и замещающими родителями.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, социально-психологические условия,абилитация, приемный ребенок, замещающая семья, социальная адаптация, оптимизация детско-родительских отношений.
В настоящий момент социальная ситуация в стране характеризуется, с одной стороны, наличием большого количества неблагополучных, кризисных семей, в которых родители не исполняют должным образом своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей, с другой стороны, с каждым годом растет число людей, желающих взять на воспитание приемного ребенка.
Независимо оттого, какая форма жизнеустройства выбирается для ребенка, нужно максимально обеспечить все возможности для его развития и адаптации
«Замещающая семья» - любой вид семейного жизнеустройства для ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание и т.д.).
«Замещающие родители» - совершеннолетние граждане, принявшие на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от выбранной формы жизнеустройства.
«Кандидаты в замещающие родители», «потенциальные замещающие родители» - совершеннолетние граждане (семья), заявившие о своем желании принять на воспитание в свою семью ребенка.
Усыновление– это приоритетная форма устройства ребенка, которая устанавливается решением суда. По решению суда все права и обязанности усыновителей приравниваются к кровным родителям.
Опека – безвозмездное или возмездное выполнение обязанностей по воспитанию, образованию, содержанию и защите прав и интересов ребенка. Опека в отношении ребенка до 14 лет и попечительство в отношении старше 14. Пособие на ребенка выплачивается при условии доказанной невозможности со стороны родителей содержать детей.
Приемная семья – семья граждан (муж и жена), которые воспитывают не более 8 детей вместе с кровными. Они выполняют функции опекунов, получают за свой труд заработную плату и пособия на всех приемных детей. Приемные родители действуют на основании трудового соглашения между ними и органами местного самоуправления.
Детский дом семейного типа – особый вид воспитательного учреждения, организованный на базе семьи граждан (муж и жена), которые принимают на воспитание от 5 до 10 детей, которых вместе с кровными не должно быть больше 12. Воспитатели ДДСТ являются опекунами детей, получают пособие на их содержание, а также необходимые средства на содержание жилого помещения, предоставленного органами управления образования данному ДДСТ.
Патронатное воспитание – это форма устройства ребенка в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения в договоре о патронатном воспитании прав и обязанностей по защите прав этого ребенка между его родителями (если они не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства и патронатным воспитателем. (1)
Основной целью замещающей семьи является наилучшее обеспечение интересов ребенка и его права жить и воспитываться в семье: питание, одежда, условия проживания, познание мира, эмоциональное принятие, любовь, корректные и понятные границы, возможность общения, познание себя.
Дети оказываются без попечения родителей и нуждаются в помещении в другую семью в случае смерти, болезни родителей, лишения их родительских прав, отказ от ребенка. При этом если ребенок потерял родителей – это утрата опоры в жизни. Если пережил жестокое обращение, отвержение – потеря доверия, злость или жертва, сверхконтроль.
У таких детей формируется модель неконструктивного поведения, обращения с эмоциями, поведения в конфликте. Он испытывает тяжелые чувства в связи с происходящим (вина, злость, ярость, обида, страх, недоверие, жалость к своим кровным родителям, желание их спасать). Не понимает правил жизни в новой семье, общения с ее членами, боится, что от него откажутся или он их потеряет. Ребенок, переживший тяжелую жизненную ситуацию, травму – это ребенок с особенными потребностями и особенностями. Важно адекватно понимать его и его особенности, потребности.
Подбор альтернативной замещающей семьи для ребенка является сложным и ответственным процессом, от которого зависит будущее ребенка.
В рамках Договора о сотрудничестве между МБОУ ПМС-центр г. Дзержинска и Отделом опеки, попечительства и усыновления Администрации г. Дзержинска в нашем центре осуществляется психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, которое включает диагностическую, просветительскую и развивающую работу с такими семьями.
На диагностическом этапе проводится анализ психологических характеристик будущих родителей, особенностей их жизненной ситуации и выявляются ресурсные возможности, позволяющие им осуществлять замещающую семейную заботу.
Одним из важных параметров психологической оценки потенциально замещающей семьи является мотивация – процесс, управляющий поведением, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость, т.е. то, что побуждает человека действовать определенным образом.
Под зрелостью мотивации понимается осознание потенциальными замещающими родителями изменений, которые произойдут в их жизни с появлением приемного ребенка, и готовность к этим изменениям, в том числе не всегда положительным (например, гораздо меньше времени взрослые смогут уделять себе и т.д.).
Оценивая характер мотивации, важно определить конструктивные и неконструктивные мотивы, лежащие в основе желания принять ребенка в семью.
Под конструктивными мотивами, прежде всего, понимаются такие мотивы, которые будут способствовать успешной адаптации приемного ребенка в семье. Неконструктивные мотивы могут быть связаны с нереалистичными ожиданиями по отношению к будущему ребенку либо продиктованы ожиданиями собственной выгоды.
Мотивы, которые могут негативно повлиять на развитие отношений в замещающей семье:
- желание приобрести материальные выгоды;
- сиюминутное необдуманное желание взять ребенка (например, из жалости), когда кандидат не осознает и не готов к существенным изменениям, которые произойдут в его жизни с появлением приемного ребенка;
- желание использовать приемного ребенка в своих собственных интересах, при этом кандидат может сознательно скрывать подобное желание, понимая, что оно может быть препятствием;
- желание с помощью ребенка наладить нарушенные супружеские отношения, сохранить распадающийся брак;
- желание взять приемного ребенка, чтобы родной ребенок «не скучал» («не вырос эгоистом», «не избаловался» и т.д.).
Выделяют три основных группы мотивов принятия ребенка на воспитание:
- желание изменить структуру семьи (отсутствие собственных детей, желание иметь больше детей, синдром пустого гнезда и др);
- самореализация (желание любить кого-то, экзистенциальные мотивы, профессиональные мотивы);
- общегуманистические мотивы помощи (желание помочь ребенку, изменить несправедливое устройство общества и др.).
Среди мотивов, способствующих успешному воспитанию ребенка, выделяют:
- отсутствие собственных детей;
- нереализованное материнство;
- желание иметь больше детей, не до конца реализованный родительский потенциал и другие.
Конструктивные мотивы часто могут сочетаться с неконструктивными. Следовательно, специалисту важно понять, какой из мотивов является ведущим и насколько мотивация и ожидания кандидатов могут быть скорректированы в процессе их оценки и подготовки.
Анализируя статистические показатели деятельности нашего Центра, необходимо отметить тенденцию увеличения количества обращений опекунов и приемных родителей за психологической помощью по вопросам воспитания и развития приемных детей. Наиболее актуальными темами, которые волнуют приемных родителей, являются:
- проблемы эмоционально-волевой сферы и поведения детей (46%);
- трудности в детско-родительских отношениях в замещающей семье (31%).
Возникновение этих проблем закономерно в семьях, воспитывающих приемного ребенка. Многие из этих детей пережили тяжелые жизненные события, следствием которых зачастую является замедление темпа психического созревания, низкий уровень интеллектуального развития, беднота эмоциональной сферы и воображения, позднее формирование навыков саморегуляции правильного поведения. Все это может сочетаться с раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, конфликтностью. Учитывая специфику данных детей, очевидно, что приемному ребенку необходима не просто семья, а семья, обладающая определенными ресурсами для его интеграции, обученная профессиональным базовым навыкам, позволяющим ей справиться с проблемами, возникающими во время адаптации и проживания ребенка в новой семье.
Проблемы, с которыми сталкиваются замещающие семьи:
¨ Невротические реакции у приемного/ усыновленного ребенка (вредные привычки, страхи, плаксивость, несамостоятельность, вспыльчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.)
¨ Конфликты, вызываемые ребенком дома, в школе или детском саду
¨ Проблемы в успеваемости
¨ Уходы ребенка из дома
¨ Психосоматические нарушения
¨ Грубость, холодность, недоверчивость ребенка к замещающим родителям или членам замещающей семьи
Каждое проявление сигнализирует о неблагополучии ребенка. «Дети, не смотря на их прошлое, не могут быть плохими, они нуждаются в помощи».
Идеальных родителей не бывает и хорошие родители – это те, которые стараются дать своему ребенку то в чем он нуждается, научить его жить в окружающем мире, усвоить правила жизни и общения с людьми. Подать модель переживания чувств, общения с людьми, запрашивания помощи.
Задачи замещающей семьи:
•Познакомить приемного ребенка со всеми членами семьи и правилами жизни в новой семье;
•Разобраться в чувствах ребенка, причинах его поведения и адекватно прореагировать;
•Заботиться о каждом члене семьи;
•Обеспечивать особые условия для приемного ребенка;
•Находить время для восстановления и обретения сил для решения проблем.
Многие из этих детей, воспитывающихся в замещающих семьях, нуждаются в абилитационных мероприятиях, предполагающих психологическое сопровождение.
Опыт работы с данным контингентом показывает, что наиболее действенной и результативной оказывается групповая форма работы как со взрослыми, так и с детьми – детско-родительская группа.
Цель: создание условий для развития адаптивных возможностей у детей дошкольного возраста через оптимизацию родительско-детских отношений в замещающей семье.
Задачи:
- способствовать развитию навыков сотрудничества и толерантного, диалогового взаимодействия замещающих родителей с приемными детьми;
- способствовать формированию у всех участников адекватной самооценки, уверенности в своих силах.
- способствовать снижению эмоционально-психического напряжения, тревожности.
Условия организации и проведения занятий
Специфичность контингента и проводимых мероприятий предполагает необходимость создания определенных условий:
- специально оборудованные Игровая комната и Комната психологической разгрузки;
- наличие двух ведущих психологов-тренеров для одновременного проведения блоков занятия в разных помещениях;
- количественный состав группы: 5 пар (опекаемый ребенок и замещающий родитель), возраст детей 3-5 лет;
- цикл включает 5 групповых занятий;
- периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю, в вечернее время;
- продолжительность каждого занятия: 1 час.
Примерная структура группового занятия:
1. Блок совместных действий (замещающие родители и опекаемые дети)
1.1 Ритуал приветствия
1.2 Разминка
1.3 Игры и упражнения
Далее идет работа в разных помещениях отдельно с детьми и родителями.
2. Блок работы с детьми
2.2 Подвижные игры и упражнения (на снятие агрессии, повышение самооценки, развитие навыков сотрудничества)
2.3 Арт-терапевтические игры и упражнения
2.4 Игры и упражнения на развитие познавательной сферы детей
3. Блок работы с родителями
3.1. Обсуждение трудностей, возникающих у замещающих родителей с приемными детьми.
3.2 Тематические беседы и дискуссии
3.4 Ролевые игры и практические упражнения
4. Блок совместных действий
4.1 Ритуал встречи «Как мы соскучились»
4.2 Совместные игры и упражнения
4.2 Ритуал прощания
Тематический план занятий
1. «Давайте познакомимся» - 1 час
2. «Детские забавы» - 1 час
3. «В гостях у сказки» - 1 час
4. «В мире животных» - 1 час
5. «Мы вместе» - 1 час
Итого: 5 часов
Ссылки на источники
1. Технологии профилактики семейного неблагополучия: Методическое пособие / Под ред. Косенковой Т.В., Кузьменковой С.Н. - Смоленск, 2010.