Опыт работы по психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ПМС-центра

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Неретина Л. А., Еремина Е. А., Тихонова М. А. Опыт работы по психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ПМС-центра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2326–2330. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85466.htm.
Аннотация. В статье представлена технология работы по психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволит специалистам, работающим с детьми данной категории, более качественно решать задачи по удовлетворению особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Авторами предлагаются различные современные формы работы с детьми, родителями и специалистами, работающими в данном направлении, и варианты конспектов занятий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Еремина Екатерина Адольфовна,педагогпсихолог МБОУ ПМСцентр, г. Дзержинскeae2010@mail.ru

Неретина Лариса Александровна,педагогпсихолог МБОУ ПМСцентр, г. Дзержинскnik.neretin@yandex.ru

Тихонова Марина Андреевна,педагогпсихолог МБОУ ПМСцентр, г. Дзержинскmtikhonova52@mail.ru

Опыт работыпо психологическому сопровождениюдетейс ограниченными возможностями здоровьяв условиях ПМСцентра

Аннотация. В статье представлена технология работы по психологическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, котораяпозволит специалистам, работающим с детьмиданной категории,более качественно решать задачи по удовлетворению особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Авторами предлагаются различные современные формы работы с детьми, родителями и специалистами, работающими в данном направлении и варианты конспектов занятий.Ключевые слова:психологическое сопровождение, социальнопсихологические условия,дети с ограниченными возможностями здоровья, системакоррекционноразвивающей работы, социальная адаптация, оптимизация детскородительских отношений.

По результатам Всероссийской диспансеризации детского населения, проведенной центром образования и здоровья института возрастной физиологии РАО, доля здоровых детей в целом снизилась до 32,1%, вдвое увеличилось количество детей, имеющих хронические патологии, число здоровых детей в младших классах не превышает10%, старших 5%, у 80% школьников нарушена социальная адаптация. Проводимые нами мониторинговые исследования в дошкольных и школьных учреждениях города,показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым требованиям, новым социальным контактам, моделям общения. Из года в год увеличивается количество родителей, обратившихся в Центр по поводу оптимизации поведения и обучения данной категории детей. Как следствие, у нихнаблюдаются неадекватные поведенческие реакции, повышенная тревожность, неадекватная самооценка, гиперактивность, агрессивность, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др. Данные исследованиясвидетельствуют, что ребёнку с ОВЗ обучение даётся за счёт высоких психологических затрат, вместе с этим, в школах и детских садах отсутствует система своевременной помощи нуждающимся детям, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, которые зачастую не осознают специфических особенностей своего ребенка. Для решения этой проблемы нами быларазработанаи реализована система психологического сопровождения детей с ОВЗна базе ПМСцентра.Идеи сопровождения и психологопедагогического сопровождения,в частности, активно развиваются в работах Л.В. Байбородовой,Н.Г.Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, С.В. Дудчик, Е.И. Казаковой, Н.В. Клюевой, и др.Идеи психологопедагогического сопровождения соответствуют прогрессивным идеям зарубежной гуманистической психологии(Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер), отечественной психологии (Е.В. Бондаревская, Р.Л. Кричевский,С.В.Кульневич, И.А. Якиманская и др.).В качестве основных характеристик сопровождения, в первуюочередь по отношению к сопровождению ребенка с ОВЗ, выступают егопроцессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную ситуацию человека, особость отношений между участниками, приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта.

В целом сопровождение ребенка или группы детей с ограниченнымивозможностями адаптации может быть определенокак ©…система профессиональной деятельности, направленнаяна создание социальнопсихологических условий для успешного обучения и психологическогоразвития ребенка…ª (М.Р. Битянова). [1].

Дети с ограниченными возможностями здоровья,по мнению Т.В.Егоровой,

это дети, состояние здоровья, которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания[2].

Наш контингент –это дети:

страдающие соматическими заболеваниями,

с ослабленным здоровьем, имеющие разной степени отклонения

в умственном, физическом или эмоциональном развитии,

испытывающие значительные трудности в усвоении программы, эмоциональные перегрузки, ведущие к дезадаптации.Приоритетным направлением является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),направленная на преодоление описанных выше проблем и предупреждение асоциального поведения в будущем. Цель: создание и реализация системы психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья,направленной на обеспечение оптимальных условий для их адекватного психологического и социального развития.Задачи:1.Разработать систему коррекционноразвивающей работы с детьми и подростками с ОВЗ.

2.Оказать психологопедагогическую, втом числе консультационную, помощь детям с ОВЗ и их родителям.3.Организовать работу родительского всеобуча с привлечением сторонних специалистов. 4.Организовать обучение специалистов школ и дошкольных учреждений города через методическое объединениедля распространения опыта.

При решении поставленных задач использовались следующие формыработы:родительскийвсеобуч, направленныйна освещение особенностей детей с ОВЗ, их потребностей и вопросов профилактики асоциального поведения;семейная психологическая работа, в процессе которой для родителей и детей были организованы индивидуальные консультации и занятия, ориентированные на разрешение детскородительских конфликтов и проблем, а также на оптимизацию родительскодетских отношений;групповая развивающая работас детьми;семинарыпрактикумы для обучения педагоговпсихологов школ и дошкольных учреждений города в рамках методических объединений.Блок коррекционноразвивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста включает в себя:

©Фантазерыª

цикл занятий, направленныхна развитие адаптационных возможностейчерез творческое самовыражение.

Темы занятий:1. ©Страна именª2. ©Школа радостиª3. ©В гостях у сказкиª4.©Чудесные превращенияª,5. Итоговое занятие ©Мои мечтыªМетоды и приемы:1.©Мозговой штурмª (©брэйн стормингª);2.Групповое обсуждение;3.Арттерапевтические техники:

импровизация,

телесноориентированные,

изотерапия,

сказкотерапия.©Гимнастика чувствª

цикл занятий,направленныхна развитие навыков саморегуляции и развитие эмоциональноволевой сферы.Темы занятий:1.©Давайте познакомимсяª2.©Уходи, злость, уходиª3.©Страна Вообразилияª4.©Дышу и думаю красивоª5.©Вижу, слушаю, дышу, чувствуюªМетоды и приемы:1.Техники нервномышечной релаксации с целью достижения состояния покоя, расслабленности (метод Джекобсона).2.Экспрессивный метод Н. Роджерса.Приемы сенсорного репродуцирования образов, визуализация, диссоциация, ассоциации.3.Светомузыкальные воздействия.4.Различные виды специализированной гимнастики (дыхательная гимнастика, психогимнастика).©Гимнастика мозгаª цикл занятий, направленных развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, памяти, внимания, речи и мышления.Структура занятий:1.Растяжка2.Дыхательные упражнения3.Глазодвигательные упражнения4.Телесные упражнения5.Упражнения для развития мелкой моторики рук6.Упражнения для релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы.©Чудеса на пескеª

циклзанятийв ©Творческой мастерскойª с целью снижения эмоционального напряжения и развития навыков взаимодействия для успешной социализации.Темы занятий:1. ©Здравствуй, Песочная странаª2. ©Мир чудес: что умеют песчинкиª3. ©Путешествие в Летоª4. ©Построим мир вместеª5. ©Песочные фантазииªМетоды и приемы:1.Пальчиковая гимнастика2.Приемы песочной анимации (©Sandartª): засыпание, вырезание, раздувание песка из трубочки, выстраивание перспективы, оттески, симметричное рисованиес помощью руки (ребро ладони, пальцы, кулачок, подушечки пальцев и т.д.) и различных предметов, имеющих разную фактуру (палочки, кисти,расчески, массажные мячики). 3.Психогимнастика, релаксационные техники4.Светомузыкальное воздействиеБлокработы с родителями включает в себя: Цикл семинаровпрактикумов в рамках родительского всеобуча, направленных на повышение родительской компетентностипо вопросам воспитания и развития детей с особыми потребностями.Темы занятий:1. ©Знаете ли Вы своего ребенка?ª2. ©Позитивное родительствоª3. ©Мальчишки и девчонки: два мира, два материкаª4. ©Мама, я боюсьª5. ©Злючкаколючкаª6. ©Если Ваш ребенок чрезмерно активныйª 7. ©Я –хороший, ты –хороший!ª 8. ©Дисциплина без насилияª 9. ©Основа успешного обученияª10. Встреча с невропатологом ©Особенности детей с ОВЗªМетоды и приемы:1.Информационнокомпьютерные технологии (презентации, видеоролики и др.)2.Минилекции3.Интерактивные упражнения: дискуссия, мозговой штурм, обмен опытом

4.Информационные буклетыБлок работы с семьей:Индивидуальные консультации для родителей с целью выявления основных трудностей в воспитании и взаимодействии в семье и выработка рекомендаций.Индивидуальные занятия с детьми с цельюизучения индивидуальных особенностей ребенка и детскородительских отношений, расширения поведенческого репертуара.©Мосты пониманияª

совместные детскородительские занятия с целью снижения конфликтности,сплочения семьи, оптимизации детскородительских отношений и актуализации собственных ресурсов. Методы и приемы:1.Метод песочной терапии ©sandplayª: игры с песком, построение мира с использованием миниатюрных фигуроксимволов, т п.2.Приемы песочной анимации (©Sandartª)

Блок методической работы с психологами образовательных учреждений:©Внимание! Особый ребенокª

цикл семинаровпрактикумов, направленных на актуализацию и систематизациюзнаний педагоговпсихологов обособенностях психологопедагогическогосопровождения детей с ОВЗ.Темы занятий:1.Актуальные проблемы инклюзивного образования.2.Психологопедагогическое сопровождение детей с ОВЗ3.Разработка индивидуальноориентированных программ для детей с ОВЗ.Методы и приемы:1.Информационнокомпьютерные технологии (презентации, видеоролики и др.)2.Минилекции3.Деловые игры4.Обмен опытом5.Информационные памяткибуклетыВ ПМСцентре создана специально организованная среда для осуществления психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ:©Комната психологической разгрузкиª, оснащенная специальным реабилитационным оборудованием: мягкое напольное покрытие, детские терапевтические креслатрансформеры, набор сидячих кубов, маты, сенсорные мячи гиганты, мячи для фитнеса, массажные мячики, мячпрыгун, мягконабивные мячи, маленькие мячиежики, подушки с наполнителем. На стенах расположены ©Светящаяся сетьª, мерцающий ковер ©Млечный путьª, ©Безопасное угловое зеркалоª. Технические средства: моноблок ©Panasonicª, DVDпроигрыватель, музыкальный центр, аудиосистема и комплект дисков (кассет) с релаксационной музыкой; позволяют использовать данную комнату, как для индивидуальной психологической разгрузки, так и для групповых развивающих занятий.Специфика ©Игровойкомнатыªподразумевает создание ситуации наибольшего комфорта для ребенка: столики и стулья (соответствующие СанПИН), передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, расположенные в разноцветных контейнерах, зона ©песокводаª, карандаши, альбомы, музыкальный центр. Все это обеспечивает быструю адаптацию ребенка к условиям работы в этом помещениии способствует снятию напряженности и проявлению творчества. ©Лекционный залªоснащен достаточным количеством удобных кожаных стульев,что позволяет использовать данную комнату для проведения различных видов групповой работы с общим числом участников до 20 человек (тренинги, обучающие семинары, групповые консультации). В комнате находятся переносная доска, мольберт, складной экран, мультимедийный проектор, позволяющие вести групповую работу с применением визуального ряда любого содержания (презентации, видео, слайды).Игры на песке –одна из форм естественной деятельности ребенка. Опыт работы показывает, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствиедетей и взрослых, и является прекрасным средством обучения и познания, несущие коррекционную направленность, дающие возможность скоррегировать имеющиеся у детей с ОВЗ проблемы. ©Творческая мастерскаяªпредназначена для использования метода ©Sandplayª и ©Sandartª оснащена специальными световыми столами для песочной анимации,индивидуальными песочницами, стеллажамис набором предметов для песочной терапии. По отзывам родителей, занятия ©помогли лучше понять и принять особенности и потребности ребенка, темсамым, наладить отношения с нимª, ©игровые упражнения с пескомдали возможность моему сыну поверить в свои силы и возможности…ª.



Конспект из цикла занятий ©Чудеса на пескеª.Тема:©Здравствуй, Песочная странаªА) Ритуал приветствия: ©Здравствуй, небоголубое,Здравствуй, солнце золотое,И песочная страна,Пусть подружит нас она!ªБ) Знакомство с Песочной Феей и ее страной

©Мир песка к себе зовет, манит, увлекает.И ребят в страну чудесФея приглашаетª.

Знакомство с правилами Песочной страны от лица Феи.Вы такие молодцы!Вы —волшебникитворцы.Я открою вам секреты,Только знать надо при этомПравила моей страны.Очень все они просты!Я сейчас их изложуИ запомнить попрошу!Вы готовы мне внимать?Значит, можно начинать?Повторяйте все за мной!Вредных нет детей в стране —Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться, дратьсяИ в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!Песок —мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотворить:Горы, реки и моря,Чтобы жизнь вокруг была.Дети, поняли меня?Или надо повторить?!Чтоб запомнить и дружить!(Несколько раз дети повторяют правила работы с песком, начиная со слов ©Здесь нельзя кусаться, драться...ª)В) Пальчиковая гимнастикаЗнаю я, что у меня поднимают руку ладонью к себеДома дружная семья: и в соответствии с текстомЭто –мама, в определенной последовательностиЭто –я, загибают пальцыЭто –бабушка моя, Это –папа,Это –дед.И у нас разлада нет.Г) Основная часть:

Этап прикосновений и игр на поверхности песка: ©Здравствуй, песок!ª, ©Песочный дождикª, ©Песочный ветерª,

Игразанятие ©Снегопадª: ©Точкиª, ©Снежинкиª, ©Метелицаª, ©Сугробыª, ©Снеговикª.

Прощание с Песочной Феей

©Мы играли, рисовалиНаши ручки развивали,Фею мы благодарим, ©До свидания!ª говоримª.Д) Психодинамическая пауза ©Снеговикиª (напряжениерасслабление)Е) Этап продуктивной деятельности: аппликация ©Снеговикª.Ж) Ритуал прощания: ©Я –хороший, ты –хорошийª

Конспект из цикла занятий ©Гимнастика чувствªТема: ©Уходи, злость, уходиªЦель: Обучение разнообразным безопасным способам выражения агрессии.I. Разминка.©Я –хороший, ты –хорошийª В кругу, взявшись за руки, сидя на корточках, шепотом произносим все вместе ©Я –хороший, ты –хорошийª. Вставая, увеличиваем громкость произнесения фразы. Затем, поднимаем руки вверх и громко кричим: ©Я –хороший, ты –хорошийª. Затем произносим эту же фразу, уменьшая громкость,возвращаясь в исходное положение. 2 вариант: каждый проговаривает фразу: ©я –хорошийª, показывает на себя, а говоря, ©ты –хорошийª на любого другого участника и т.д..Повторение правил.©Барометр настроенияªВедущий показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение —ладони касаются другу друга, хорошее —руки разведены в стороны.Игра ©Уходиª. Ведущий: дети покажите свое плохое настроение в игре ©Уходиª. Для этого встречайтесь парами и, соединив ладошки и нахмурив брови, сердито скажите друг другу: ©Уходи!ª Затем идите к другому мальчику или девочке и так же скажите.II. Саморегуляция.©Тухтибидух!ªВедущий: ©Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения. Начинайте ходить по помещению, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного их детей и три раза сердитосердито произнесите волшебное слово ©тухтибидух!ª. Второй ребенок должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово. Но если он захочет, он может ответить вам тем же: три раза сердито произнести: ©Тухтибидух!ª Время от времени останавливайтесь перед кемнибудь и снова сердитосердито произносите это волшебное словоª.

©Иди ко мне!ª Ведущий. А теперь ходите по комнате и время от времени, встречаясьс кемнибудь, говорите: ©Иди ко мне!ª При этом вы можете улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя, друг к другу, обнимитесь и постойте так.Релаксационный комплекса) Упражнение ©Волшебный сонª. Ведущий говорит: ©Ребята, устраивайтесь поудобнее. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается новая игра –©Волшебный сонª. Вы не заснете понастоящему, будете все слышать, но вы не будете двигаться, и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. ©Волшебный сонª закончится тогда, когда я громко скажу: ©Открыть глаза! Встать!ª Внимание… Наступает ©Волшебный сонª… (Тихим голосом, замедленно, с длительными паузами дается новая формула общего покоя. Отдельные формулы внушения повторяются дватри раза с изменением логического ударения.).Реснички опускаются…Глазки закрываются…Мы спокойно отдыхаем… (Два раза.)Сном волшебным засыпаем…Дышится легко… ровно… глубоко…Наши руки отдыхают…Ноги тоже отдыхают…Отдыхают,… засыпают… (Два раза.)Шея не напряженаИ расслааблена…Губы чуть приоткрываются…Все чудесно расслабляется. (Два раза.)Дышится легко… ровно… глубоко…Длительная пауза. Дети выводятся из ©Волшебного снаª:Мы спокойно отдыхали,Сном волшебным засыпали…Громче, быстрее, энергичнее:Хорошо нам отдыхать!Но пора уже вставать!Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем.Потянуться! Улыбнуться!Всем открыть глаза и встать!Закончилась игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки, ноги, все тело, губы и нижняя челюсть.б) Активизация ©Гора с плечª. Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще чтото сделать, сбрось ©гору с плечª. Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 56 раз, и тебе сразу станет легче.III. Обратная связь. 1.Ассоциации ©Мое настроение в цветеª2.Ответы на вопросы: Что понравилось на занятии? Что было трудно?IV. Ритуал прощания ©Какие вы хорошие?ª Ведущий: ©Давайтепокажем, какие мы с вами хорошие ручки сожмите в кулачки, поднимите большие пальчики и скажите: ©Вот!ª. Теперь погладьте себя по грудке, по головке и крепко обнимите себяª. Упражнение ©Бом!ªВсе встают в круг. Вытягивают одну руку вперед и кладут их поочередно друг другу на внешнюю сторону ладони. Затем все вместе поднимают руки вверх и, дружно крикнув©Бом!ª, опускают руки вниз.





Конспект из цикла занятий©ФантазерыªТема ©Школа радостиª©Учиться надо весело, чтоб хорошо учитьсяª.Цель: развитие положительного отношения к школе с помощью арттерапии;формирование способов эффективного взаимодействия детей; развитие фантазии и воображения.Вводная частьПриветствие: Дети бросают мяч тому, кого они хотят поприветствовать со словами © Я приветствую Машу (Максима, т. д.). Обращается внимание детей на то, что следует поздороваться с каждым участником группы.Упражнение ©Если бы на свете не было школ…ªВедущий предлагает детям представить жизнь без школы.

Что случится, если все школы вдруг отменят. Пусть каждый из вас поделится своими идеями.Ведущий бросает мяч по кругу каждому участнику. Получивший мяч, высказывает свое мнение.Используя прием эхочтения, ведущий читает отрывок из стихотворения ©Если б не было школª. ©Если б не было школ,До чего человек бы дошел,До того б человек докатился,В дикаря бы опять превратился.Если б не было школ,До чего человек бы дошел,Весь лохматый и в шкуре зверинойОн явился бы в гости с дубинойª.Дети повторяют за ведущим фразы, отзеркаливают интонацию, жесты. Ведущий:

Какие чувства возникали у вас при чтении стихотворения?Основная часть.Упражнение ©Незаконченные предложенияªНа ковре выкладываются карточки с незаконченными предложениями:©В моей школе меня радует…ª©Самое интересное в нашей школе…ª©Мне нравится, что в нашей школе…ªДети по очереди берут одну из карточек и заканчивают написанную на ней фразу.Танец СороконожкиДети встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке.Рисунок ©Школа радостиªДети рисуют школу своей мечты. По окончании рисования каждый комментирует свой рисунок, рассказывая, какой бы он хотел видеть школу? Как она выглядит? Чем в ней занимаются дети? Какие в ней учителя? Как проходят уроки? и т. д.Завершающая часть.Рефлексия: Детям предлагается продолжить фразу:©На занятии меня порадовало…ªРитуал прощания: Дети высказывают свои пожелания друг другу на предстоящую неделю.

Ссылки на источники1.Создание и апробация модели психологопедагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012.2. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. М.: Планета детей, 1997.