Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрывается вопрос совершенствования математического образования через модернизацию основных и дополнительных программ. Автором приводятся примеры из практики работы лицея № 21 г. Кирова, осуществляемой по данному направлению.
Ключевые слова:школьное математическое образование, дополнительное математическое образование школьников, результаты обучения. 

Переход на стандарты нового поколения (ФГОС) определяет осуществление деятельности учителя и ученического коллектива в новом формате: требуется переход на новые учебно-методические комплексы, соответствующие стандартам, а, следовательно, и выстраивание новой методической линии в работе учителя. Нужно учитывать, что учебный процесс (быть может, даже в одном классе) должен осуществляться как на разных уровнях (базовый, продвинутый, профильный, углубленный), так и в разных формах: основное (урочная деятельность) и дополнительное образование (внеурочная и внеклассная деятельность), определяя при этом прирост не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучающихся.

В связи с этим требуется тщательная проработка образовательных программ основного и дополнительного математического образования в их взаимосвязи и взаимообусловленности на обозримый, но достаточно продолжительный период времени. Мы видим возможность осуществления такой работы на трех уровнях и в следующих направлениях.

На уровне основных образовательных программ:

‒       приведение основных образовательных программ к форматам, соответствующим требованиям образовательных стандартов, с указанием уровней подготовки и перекрестными ссылками на вопросы, обсуждаемые в дополнительных образовательных программах;

‒       разработка основных образовательных программ для классов с углубленным (профильным) изучением математики на основе полиинформационного подхода с учетом потребностей каждого обучающегося;

‒       разработка современного многовариантного и многоаспектного дидактического сопровождения основных образовательных программ.

На уровне дополнительных образовательных программ:

‒       разработка кружковых, элективных и факультативных курсов и их дидактического сопровождения в соответствии и во взаимосвязи с действующими основными образовательными программами;

‒       разработка программ преодоления индивидуальных трудностей учащихся при изучении математики как в классах, где математика изучается на общеобразовательном уровне, так и в классах с углубленным (профильным) изучением математики;

‒       разработка спецкурсов и спецсеминаров для классов углубленного изучения предмета или с предпрофильной подготовкой, проводимых педагогами дополнительного образования – преподавателями вузов;

‒       разработка новых курсов и их дидактического сопровождения для системы дополнительного математического образования школьников, проводимых как в течение учебного года, так и краткосрочных, осуществляемых, например, в ходе работы математического лагеря.

На уровне междисциплинарных программ:

‒       разработка курсов, обеспечивающих включение учащихся
в проектную и исследовательскую деятельность;

‒       разработка программ дополнительного образования, направленных на активизацию научного творчества учащихся;

‒       разработка программ, обеспечивающих привитие познавательного интереса и мотивацию к изучению математики через ее междисциплинарный и гуманитарный потенциал.

Отметим наиболее яркие образовательные проекты, осуществляемые в МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова по этим направлениям, не останавливаясь подробно на вопросах создания и осуществления образовательных программ.

1) В последние годы в лицее сложилась тенденция из 6-ти недельных часов, выделяемых на изучение математики в 5–6-х классах, один час отдавать под реализацию курса «Уроки развивающей математики»(подробнее о структуре и содержании курса можно прочитать в статье [1]).

Основная цель этого курса –развитие мышления и творческих способностей учащихся младших классов через включение их в активные и интерактивные формы взаимодействия средствами предмета математики.

Курс состоит из отдельных модулей (по 6–7 часов), оформленных в виде рабочих тетрадей и включающих: занятия по решению математических задач, математическое соревнование, занятие по решению задач открытого типа, математические эксперименты, семинар по внеклассному
чтению и блок заданий для саморазвития. Все 10 модулей собраны вместе и изданы отдельным учебным пособием [2].

Методическая работа активно продолжается: дорабатываются методические рекомендации для педагогов, разрабатываются и наполняются содержанием аналогичные курсы в 3–4-х и 7-ом классах, готовиться пособие с правилами и вариантами математических соревнований для этого курса.

Такая работа не только ставит дополнительное математическое образование школьников на новый уровень, но и вносит свою лепту в дело профессионального роста педагогов лицея.

2) Активно на протяжении последних пяти лет в лицее реализуется программа «Межпредметные проекты учащихся средней школы: математика и естественные науки» как в ходе осуществления проектной деятельности учащихся в пришкольном математическом лагере (краткосрочные проекты), так и в течение учебного года (долгосрочные проекты).

Темы и краткое описание таких проектов были оформлены нами в виде отдельного учебно-методического пособия [3].

Работа над подобного рода проектами направлена не только на расширение кругозора учащегося и формирование у него системного мышления, но и позволяет разнообразить математическую деятельность, показать ее проникновение во все сферы жизни человека.

3) Еще одним направлением включения учащихся лицея в проектную и исследовательскую деятельность стал новый активно разрабатывающийся 68-мичасовой курс «Проектная деятельность и научное творчество» для учащихся 10-х классов в рамках регионального компонента учебного плана [4].

Курс предполагает решение вопросов формирования личностных и метапредметных результатов школьников и направлен на обучение:

‒       методам генерирования новых идей на основе научного творчества и преодоления психологической инерции [5, 6];

‒       разработку, осуществление, публичную защиту и продвижение социально значимых проектов в образовательном пространстве лицея;

‒       разработку исследовательских работ, связанных с вопросами образовательной области «Математика».

В результате освоения курса каждый ученик получает возможность разработки собственного социально значимого проекта, реализующегося в образовательном пространстве лицея и сопровождающегося конечным продуктом (результатом). Так, например, в этом учебном году разработаны и осуществляются такие проекты: «Радость в каждый дом – помощь детскому дому», «Памятный альбом ученика», «Операция “Книжный обмен”», «Уроки hand-made», «Лицейский клуб “Что? Где? Когда?”», «Операция “Твори добро!”» и многие другие.

Другим результатом курса становится разработка под руководством учителя или педагога дополнительного образования одной из предложенных тем, представленной в форме письменной работы (статьи), включающей элементы собственного исследования в образовательной области «Математика». К примеру, в этом году ученикам предложены работы на следующие темы: «Тригонометрический анализ правильных пирамид», «Геометрические построения “необычными” инструментами», «Коллекция полуправильных многогранников», «Неисчерпаемая бесконечность: факты и парадоксы», «Геометрия кристаллических решёток», «Мифы, легенды и сказки с точки зрения математики» и другие.

Такая деятельность школьников приучает их к опыту исследовательской деятельности, проектированию своего времени и возможного результата, показывает социальную значимость их учебного труда и возможности представления результатов на внешнюю экспертизу.

4) В последние два года в классах, где математика изучается на общеобразовательном уровне, с целью формирования познавательного интереса и мотивации к изучению математики осуществляется программа «Гуманитарно-ориентированные проекты учащихся по математике как средство повышения интереса к изучению предмета» [8].

Гуманитарно-ориентированные проекты по математике призваны внести понимание учеников важности математики как общечеловеческой ценности, ее направленности на человека и его жизненные потребности, тесную связь математических знаний со знаниями других областей науки и культуры. К тому же, работа над проектом предполагает специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

5) Еще одним направлением деятельности, успешно осуществляемым в лицее в последние шесть лет, стало проведение молодежной интенсивной школы научного творчества «Прорыв: наука, творчество, успех».

Учащиеся лицея, учителя, студенты ВятГГУ в этой смене получают возможность не только укрепить свое здоровье, но и развить интеллектуальные и творческие способности. Образовательная программа лагеря построена на теории открытых задач и ориентирована на использование инновационных педагогических систем по развитию креативного мышления, таких, как «ТРИЗ-педагогика», тренинг креативного мышления, способствует формированию у подростков научной одаренности, лидерских качеств и активной жизненной позиции. Важным результатом выполнения программы является создание участниками новых решений проблемных задач, в частности в образовательной области «Математика».

Многие из разработанных учениками в ходе работы лагеря проектов находят отражение на различных конкурсах и выставках проектных работ школьного, городского и российского уровней. Отдельные идеи доводятся до авторских свидетельств  (например, проект «Система развития образного мышления посредством оригами» получал свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2013621458 от 25 ноября 2013 г.).

Таким образом, модернизация и создание новых образовательных программ в основном и дополнительном математическом образовании предусматривают включение в учебный процесс активных форм организации познавательной деятельности учеников, направленных на достижение ими высоких предметных, метапредметных и личностных результатов. 

Ссылки на источники

  1. Горев П. М. Уроки развивающей математики в 5–6-х классах средней школы // Концепт. – 2012. – № 10. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12132.htm.
  2. Горев П. М., Утёмов В. В. Уроки развивающей математики. 5–6 классы: Задачи математического кружка. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 207 с.
  3. Горев П. М., Лунеева О. Л. Межпредметные проекты учащихся средней школы: Математический и естественнонаучный циклы. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 58 с.
  4. Горев П. М., Козлова Е. В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Концепт. – 2015. – № 2. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15040.htm.
  5. Михайлов В. А., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Методы конструирования новых идей. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 94 с.
  6. Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приёмы ТРИЗ. – М.: ЛИБРОКОМ, 2014. – 112 с.