Аннотация. Статья посвящена вопросам активизации познавательной деятельности учащихся в школе через их участие в проведении предметных недель. Рассмотрено мотивационное влияние мероприятий предметной недели на расширение и углубление объема математических знаний, применение их в практической деятельности. В качестве практики приведён пример проведения предметной недели математики и информатики в МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области.
Ключевые слова: система подготовки, дополнительное математическое образование, деятельность педагога и учащихся, активизация, познавательный интерес, развитие интереса к предмету.
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания обеспечение развития вариативности и индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов обучающихся.
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Под понятием познавательный интерес [1] понимается формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес – интерес к учебно-познавательной деятельности – является мощным двигателем в обучении. Это один из самых значимых мотивов учения. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Поэтому во внеклассной деятельности ребенку особенно необходимы направление, педагогическая поддержка, одобрение и ободрение, победа, успех – а это, в свою очередь, здоровье, добрые положительные эмоции, шансы реализоваться.
Одной из приемлемых форм внеклассной работы по предмету для любой общеобразовательной школы является предметная неделя. Ее популярность вызвана тем, что она включает разные виды деятельности.
Участие обучающихся в подготовке и проведении предметной недели формирует составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной компетенций [2]:
1) умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
2) умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
3) умение вносить коррективы в ранее принятые решения;
4) умение оценивать результаты;
5) умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
6) умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.
Процесс формирования данных компетенций протекает через решение задач школьной предметной недели [3]:
1) совершенствование профессионального мастерства учителя;
2) вовлечение обучающихся в самостоятельную и коллективную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным предметам;
3) выявление у обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
Основополагающую роль в проведении предметных недель является их организация и проведение.
Согласно Положению о школьных предметных неделях в МАОУ «Кваркенская СОШ» организатором и ответственным лицом за качество проведения школьной предметной недели (декады) является руководитель предметного методического объединения МАОУ.
Участниками школьной предметной недели являются:
-
все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которым проводится предметная неделя;
-
все обучающиеся, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя;
-
классные руководители.
В качестве практического примера мною представлена разработка предметной недели математики и информатики в МАОУ «Кваркенская СОШ».
Вся работа была спланирована в несколько этапов:
Таблица 1
Этапы проведения недели математики и информатики
№ |
Название этапа |
Задачи этапа |
Основные участники |
Длительность этапа |
Методико-мотивационный |
- Изучение опыта работы учителей, методической литературы по проведению предметных дней. - Формулировка основных целей и задач предметных дней. - Определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников. - Мотивация и привлечение учеников, родителей и учителей других предметов к проведению предметных дней. - Создание оргкомитета. |
Руководитель ШМО Учителя- предметники |
1-2 месяца |
|
Подготовительный |
- Утверждение плана проведения предметной недели. - Утверждение положений, состава жюри конкурсов. - Распределение обязанностей между учителями ШМО по проведению предметной недели. - Выпуск расширенного объявления по проведению предметной недели - Определение творческих групп для проведения предметной недели (распределение функций, оформление, репетиции). |
Оргкомитет |
1 неделя |
|
Организационный |
- Организация методической выставки и достижений учащихся. - Информирование учащихся об участии в конкурсах. - Создание творческих групп учащихся для мероприятий предметной недели. - Работа творческих групп. |
Актив предметной недели (учащиеся, учителя, родители) |
1 неделя |
|
Реализационный |
- Работа по утвержденному плану проведения предметной недели. |
Учащиеся школы |
план проведения |
|
Рефлексивный |
- Подведение итогов недели, награждение победителей и активных участников. - Анализ проведенной работы. - Выработка рекомендаций по проведению предметных недель - Обобщение опыта (анализ) проведения предметной недели. |
Учителя-предметники, руководитель ШМО администрация школы |
1 неделя |
Основные мероприятия «Недели математики и информатики» были проведены по двум направлениям: заочные конкурсы (конкурс компьютерных рисунков – создание рисунка в графическом редакторе из геометрических фигур, конкурс электронных презентаций «Геометрические фигуры вокруг нас» и т. д.) и очные.
А теперь я расскажу, как проходила сама «неделя» – шесть дней математического праздника, смотра математических талантов, состязаний в основательности своих математических знаний, смекалке, упорстве, воле и силе духа. Это было интересно и увлекательно!
Ход мероприятия
День первый. Понедельник.
Проводится линейка, посвященная открытию «Недели математики». В этот день особенно было оживленно в школе. Библиотекарем была организована выставка книг по математике и о математиках.
9 классы - мероприятие «Большая игра».
В игре участвуют две команды, по 5 человек каждая. Команда имеет свой «клич» (девиз). Командам даётся домашнее задание: представить каждого члена команды каким-нибудь оригинальным способом. В начале игры появляется ведущий. Он приветствует всех зрителей и приглашает команды на сцену. Команды представляются друг другу, после чего начинается сама игра.
День второй. Вторник.
6 классы – «Поле чудес».
В игре участвуют 4 тройки игроков. Задания для каждой тройки представлены на экране. Проводится игра со зрителями. После выбора финальной тройки – суперигра.
Дополнительные моменты в суперигре:
-
Если ученику выпадает сюрприз, то он вытягивает билет с заданием; если отвечает, то остается в игре с передачей хода, если не отвечает правильно, то выбывает из игры.
-
Если выпадает шанс, то можно выбрать из зала помощника, и он называет букву, а ученик может использовать подсказку, но может принять свое решение.
День третий. Среда.
7 классы – «Математическое кафе»
Для проведения данного мероприятия необходимо в кабинете или актовом зале создать обстановку, приближенную к кафе. Заранее можно подготовить скатерти, салфетки, разносы, свечи, музыка.
На каждом столике, за которыми будут сидеть команды, надпись: «СТОЛ ЗАКАЗАН». В качестве ведущих учителя, которым приписана временная роль: «ШЕФ-ПОВАРА». В помощь достаточно взять двух официантов (учеников класса).
День четвертый. Четверг.
8 классы – турнир «Логика и математика».
Игра состоит из трех туров. В турнире участвуют 3 команды. Перед первым туром проводится отборочная игра, которая установит очередность игры 1-го тура.
Турнир начинает та команда, которая быстрее всех ответит на заданный вопрос.
День пятый. Пятница.
5 классы – игра «Счастливый случай».
Игра состоит из геймов из 6 геймов:
-
гейм «Кубик–рубик»
-
гейм «Кроссворд»
-
гейм «Ты мне, я тебе»
-
гейм «Темная лошадка»
-
гейм «Дальше, дальше…»
-
гейм «Бочка меда».
10 классы – игра «Математик – Бизнесмен».
Участники делятся на две команды.
В игре участвуют кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчеты и наращивают «капитал». Задача игроков: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У каждой команды есть свои акционеры, которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить прибыль.
День шестой. Суббота.
Подведение итогов недели.
Церемония награждения победителей в отдельных номинациях, чествование самого математического класса.
Анализируя проведённые мероприятия, мы видим, что формирование активизации познавательной деятельности учащихся, творческих навыков тесно связано с развитием интеллектуальных возможностей. Дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, предметная неделя выступет как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески.
Уважаемые коллеги, творите, выдумывайте и помните: дети скучных не любят, они их не замечают. Поэтому всё зависит от учителя! Чётко продумывайте цели, программу проведения предметной недели, прогнозируя её результаты; вовлекайте учащихся, распределяя им роли, чтобы вся неделя в целом представляла яркое, запоминающееся событие.
Ссылки на источники
1. Власова Т. Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006 г.
2. Петровская Л. А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989. – 216 с.
3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, С. 95–126.