Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье говорится о поиске путей исследования функций на монотонность и выпуклость графика по определению, без использования производной. Решением явился метод, который называется методом обобщения. Рассматривается необходимость использования данного метода в обучении математике.
Ключевые слова: функция, монотонность, выпуклость графика, исследование, метод обобщения.                        

Проблема исследования функций на монотонность в школьном курсе математики наиболее остро проявилась в 90-х годах прошлого столетия, когда программой по математике в 10 классе было предусмотрено исследование элементарных функций до изучения производной, с помощью которой можно находить промежутки монотонности. Для решения проблемы предлагались различные способы. К ним относятся преобразование графиков, использование свойств монотонных функций, утверждения о свойствах монотонности сложных функций и др. Все эти способы заслуживают внимания, но основным их недостатком является то, что в них непосредственно не используются определения возрастания и убывания функции.  
Поиск путей исследования функций на монотонность по определению привел к идее обобщения. Идея обобщения появилась в результате решения задачи: 




Я понимаю, что в настоящее время, вполне очевидно, есть более существенные проблемы в  методике преподавания математики, но уверен, что в обучении математике важно соблюдать принципы дидактики, а не только использовать универсальные алгоритмы математики и натаскивать учащихся на решение задач при подготовке к ЕГЭ.

Показательным в этом отношении является ответ д.ф.-м.н. Розова Н.Х. на мою просьбу.

Мое письмо на сайт МГУ:

Здравствуйте! Прошу, если это возможно,  показать статью Розову Николаю Христовичу. Я надеюсь, что она его заинтересует.  В.Г.Гилев.

Ответ Н.Х. Розова (без купюр).

Уважаемый Валерий Георгиевич!

Мне показали Вашу статью про исследование функций. К сожалению, практически все содержащиеся в ней идет и приемы уже содержались в пособиях П.С.Моденова для поступающих, изданные в конце 40-х- начале 50-х годов. Сегодня наука и методика продвинулись вперед, и едва ли есть смысл обращаться к громоздким формальным приемам вместо того, чтобы использовать универсальные алгоритмы математики. Тем более, что эти алгоритмы универсальны, а реализация приема для анализа многочлена 5-ой степени весьма сомнительна. Впрочем, я не имею отношения к журналу "Математика в школе", и Вы имеет право обратиться туда непосредственно.
                 С глубоким уважением    Н.Розов.

Я поблагодарил Николая Христовича Розова  за его внимание и отзыв о моей работе.

В настоящей статье попытаюсь прокомментировать отзыв  Н.Х.Розова.

К сожалению, практически все содержащиеся в ней идет и приемы уже содержались в пособиях П.С.Моденова для поступающих, изданные в конце 40-х- начале 50-х годов.

Могу только упрекнуть Николая Христовича с поверхностным прочтением статьи – он увидел в ней то, чего нет. Я знаком с книгами П. С. Моденова, правда более поздних изданий, и в них я не обнаружил даже намека на метод исследования функций, который предложил я. Я согласен, что к настоящему времени имеются способы отыскания промежутков монотонности основанные на свойствах монотонных функций. Один из таких способов предложен в статье [1]. Из последних - в статье [6].

Тем более, что эти алгоритмы универсальны, а реализация приема для анализа многочлена 5-ой степени весьма сомнительна.   

К «универсальным алгоритмам математики» в поисках промежутков монотонности относится производная, если я правильно понимаю Н.Х.Розова. Но ведь статья [1] как раз и посвящена проблеме нахождения промежутков монотонности функции до изучения производной. Предлагая свой способ, авторы утверждают, что других способов до изучения производной быть не может. В статье [2] я такой способ предлагаю. Сейчас Н.Х.Розов говорит, что этот способ был предложен П.С.Моденовым.

Относительно «громоздких формальных приемов» скажу, что в статье [2] я рассматривал примеры из статьи [1]. Насколько метод обобщения более громоздкий можно убедиться, сравнив оба способа. Но главное заключается в том, что с помощью метода обобщения решается проблема нахождения промежутков монотонности по определению, а не формально с помощью универсального алгоритма математики. У Н.Х.Розова в отзыве на статью наоборот: метод обобщения отнесен «к громоздким формальным приемам».

Что касается «универсальности» метода, то естественно каждый метод имеет свои границы применения. Да мы и не наблюдаем изучения в школе многочленов 5-й степени. Задача метода совсем в другом. И об этом в моей статье сказано довольно убедительно.  

И последнее: Сегодня наука и методика продвинулись вперед.

Я, с 10-летним опытом работы учителем математики в школе и почти 40-летним - методистом в вузе, всегда считал методику преподавания математики наукой. Сегодня, как я считаю, с введением ЕГЭ и реформами образования методика не «продвинулась вперед», а загнана в угол. Для доказательства достаточно заглянуть в любой из магазинов педагогической книги. И так как «к сожалению все в статье идет», то я в любой из своих статей с радостью готов написать: «Проблема нахождения промежутков монотонности по определению давно решена П.С.Моденовым.   Учителя, методисты, авторы статей и школьных учебников, те, от кого зависит содержание обучения математике, воспользуйтесь этим наследием». Но думаю, к сожалению, «методике продвинутой вперед» не до этого. Частный вопрос, в котором как в капле воды отражаются проблемы математического образования.

 В заключение приношу искреннюю  благодарность всем, кого упоминал в данной статье. А также большая благодарность: Алексееву Виктору Николаевичу, г. Ишим, который первый из математиков признал метод обобщения; зав. редакциейматематики и информатики издательства «Просвещение»  Бурмистровой Татьяне Антоновне, г. Москва, которая оценила работу [3]  и приняла участие в ее издании;  Лисичкину Виктору Тимофеевичу, г. Москва, который дал добро на издание книг  [3] и [4].

Выводы представлены к.ф.-м.н. Нейбауэром В.П., г. Гамбург, ФРГ.                        

Ссылки на источники

  1. Дворянинов С.В., Розов Н.Х. Некоторые замечания об изучении функций в школе // Математика в школе. – 1994. - №5.
  2. Гилев В.Г.  Об одном методе нахождения промежутков монотонности рациональных функций // Математика в школе. – 1996. - №2.
  3. Гилев В.Г.  Исследование рациональных функций на монотонность и экстремумы. - 2011. - 90 с.: ил. (Серия “Математика: элективный курс”).
  4. Гилев В.Г.  Исследование алгебраических функций без использования производной. – 2012. – 162 с.: ил. (Серия “Математика: элективный курс”).
  5. Гилев В.Г.  Методика исследования элементарных функций на монотонность и выпуклость графика методом обобщения //Концепт.- 2015
  6. Соболев С.К. Монотонные функции: элементарная теория и приложения // Математика в школе. -  2013, - № 10.