Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрываются организационные моменты дополнительного математического образования учащихся средней школы. К основным организационным формам автор относит обеспечение работы кружка создание целостной системы математического образования во внеурочное время. Примеры берутся из опыта работы автора МКОУ «СОШ с. Весёлый Яр».
Ключевые слова: ФГОС второго поколения, дополнительное математическое образование школьников, математический кружок, развитие творческих способностей, развитие интереса к предмету. 

Современное время требует современного подхода к обучению. С введением новых стандартов целью обучения становится развитие личности ребенка, научение «добывать» а не только «получать» знания. Это и меняет принципы деятельности учителя. Приоритетным становятся:

-     достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребенка к образованию;

-     достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;

-     достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.

Школьная дисциплина – математика играет значимую роль в формировании таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В новых стандартах образования говорится о том, что «одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности».

Профессиональный рост учителя это, прежде всего поиск, поиск новых, а порой и не стандартных подходов в обучении. Полностью отказаться от учебного процессе передачи информации, на мой взгляд не возможно. Классическую педагогику никто не отменял. Есть темы, которые сложно понять ребенку с нуля. Роль учителя стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ребенок - ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельности ученика. Реализовать это можно, используя различные педагогические технологии. Еще один рычаг обучения – это родители, на которых возлагается домашний контроль, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие [1].

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по математике всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса у большинства учащихся к школьному курсу математики. Важность массовой внеурочной работы по математике обусловлена тем, что общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

Внеурочная работа по математике предусматривает разные формы: кружки, викторины, конкурсы, и т.д. Особая роль должна быть уделена проектно – исследовательской деятельности. Проектная деятельность школьников – наиболее эффективное средство формирования ключевых компетенций школьника. Целью работы над проектами является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Наиболее целесообразной формой работы являются математические занятия, которые вооружают учеников практическими навыками, обогащают их теоретическими и историческими сведениями. Целесообразно использование ребусов, дидактических игр, викторин, загадок, задач-шуток и т. д. У учащихся есть возможность проверить, испытать, попробовать свои силы для решения задач «не школьного курса», причем добровольно, без принуждения к этому.

Расширение границ образовательной программы по математике такими словами как, «Разрезание», «Раскраска», «Логика», «Комбинаторика» у детей вызывает сначала любопытство, а потом понимание. Работая в сельской школе, где детей в классах не много, внеклассная работа по математике строится, как групповая (5-6 классы). В основном робота строится по принципу проявления интереса к предмету, однако не исключаю и работу с отстающими (отдельно).

На кружковой работе на много больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, ведь внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника и родителей, стремится к их удовлетворению, требует индивидуального подхода в обучении. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету «математика», повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания школьников. Необходимый набор знаний достигается непосредственно через содержание заданий. Задания должны подбираться с учётом умственного развития учащихся и переходить от менее сложного к более сложному. Во внеурочной деятельности, в том числе и по математике, формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная научная информация, в учебнике, а знания, «пропущенные» через личностный опыт ученика. Знания начнут усваиваться учеником, если он к ним не равнодушен, если они будут представлять для него личностный смысл. А это возможно в результате создания учителем условий для возникновения у учащихся ценностного субъективного отношения к изучаемым предметам.

Неотъемлемой частью работы кружка считаю применение новых информационных технологий. Они помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать, как уже указывалось, для активизации познавательной деятельности учащихся, а во время работы кружка используется, прежде всего как поиск информации. Конечно, если каждый из учащихся будет иметь возможность во время работы пользоваться персональным компьютером и, иметь доступ к ресурсам INTERNET, то потребуются и новые приемы и методы работы на уроке. Достаточно и одной точки доступа с контент-фильтром, делим школу на сетку подключаем Wi-Fi, и используем планшеты и смартфоны т.е. доступные гаджеты.

 Мультимедийные и интерактивные модели, иллюстративный материал, поднимают интерес к внеклассной деятельности обучения. Не секрет, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, и не интересны схемы и таблицы. При использовании компьютера на кружке информация представляется динамичными видео и аудио моментами, что значительно повышает эффективность усвоения материала [2].

В качестве одной из форм внеклассной деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала. Обязательно научить правилам или «законам» создания презентации. Ученик имеет возможность использовать все доступные средства.

Но компьютер не решает всех проблем, это многофункциональное техническое средство обучения. Значительно важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого запас знаний, но и создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

Традиционные педагогические технологии также имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на занятии.

Замена ЗУН (знания, умения, навыки) на УУД (универсальные учебные действия) позволяет открывать учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности. Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный характер. Таким образом, и перестраивается система внеурочной работы это включение в обязательную часть учебного плана, который является одним из разделов основной образовательной программы основного общего образования. Меняется базовая модель обучения. В кружковой работе это, прежде всего поисковая деятельность.

Внеурочные занятия имеют не только пропедевтическое, познавательное и развивающее значение, но и огромное воспитательное. Ребята дружны, доброжелательны, взаимно вежливы, всегда готовы прийти на помощь друг к другу. Общение взрослых с детьми происходит в рамках товарищеского сотрудничества.

Такие занятия полезны, интересны, доставляет удовольствие всем участникам педагогического процесса: учащимся, родителям, учителю. В процессе такого общения учащиеся не боятся математики, а наоборот проявляют интерес к ее изучению.

В любом классе есть ученики которые стремятся получить больше знаний по математике, задавая вопросы которые не касаются базы предмета. Стремление к учебе, к труду интерес к посильной исследовательской работе учащихся необходимо постоянно воспитывать. Для всего этого внеклассная работа дает большое поле творческой деятельности. Внеклассная работа по предмету повышает и квалификацию самого учителя, побуждает его к изучению разнообразной литературы по предмету [3].

Кружковая работа рассчитана на «среднего» ученика, и опирается на требования образовательной программы школы. Постепенно происходит разделение на группы, по уровню освоения материала, по скорости решения, по умению применения, и т.д. В конечном итоге остаются те, кому это интересно. Но нельзя отказывать тем, кто посещает кружок хаотично. Это может быть устранение пробелов школьного курса (болезнь, ликвидация а, также и предупреждение пробелов в знаниях). Приход таких учеников на кружок не значит, что на уроке плохо или не достаточно полно ведется работа учителем. Впоследствии для таких учеников было выделено дополнительное время. Ведь математический кружок это не «продленка», поэтому основу деятельности все - таки составляет «Математическая логика».

Задачи поставленные для достижения целей стандартные:

  • повышение качества обучения школьников;
  • развитие устойчивого интереса к математике;
  • расширение и углубление знаний по математике;
  • развитие у учащихся способности самостоятельного мышления;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей школьников;
  • развитие умения планировать свою работу, ставить самостоятельно цели, добиваться результата, оценивать проделанную работу.

Из различных форм внеурочной работы, я остановился на кружке, наиболее по моему, стабильная форма проведения организованной внеурочной деятельности, не исключающая индивидуальный подход к ученику. В итоге ученик посещающие кружок становятся незаменимыми помощниками во время урочной деятельности.

 Стандартно подходить к одному виду внеурочной деятельности не получается, это синтез разных форм и методов. Олимпиады, викторины, проекты, КВНы, тренинги, моделирование всё это является неотъемлемой частью работы в кружке.

Кружковые занятия должны проходить в разнообразных формах, учитывающих индивидуальные особенности учащихся и организационные факторы, связанные со временем, местом проведения и содержанием кружка. Система кружковых занятий должна быть максимально гибкой: учитывать интересы и способности каждого школьника, давать возможность вновь прибывающим учащимся начинать заниматься в кружке с любого момента. В то же время содержание должно отвечать принципу концентрической последовательности: один и тот же материал изучается несколько раз на разных этапах с различным уровнем сложности [4].

Основной темой работы кружка это решение задач логического типа. В настоящее время элементы логики начинают постепенно вводиться в содержание курса математики общеобразовательной средней школы, а с введением нового базового типа ЕГЭ, где часть задач ориентирована на логику. Также логические основы построения компьютера изучаются в курсе информатики.

Цель создания такого кружка опирается прежде всего на недостаточное формирование тем в базовом школьном курсе математики.

Спецкурс «Математическая логика» по математике может использоваться и для учащихся 7 класса, т. к. предназначен для развития логического мышления учащихся и познавательной активности. Материал данного курса содержит нестандартные задачи, вызывающие затруднения у учащихся, так как мало встречаются в школьных учебниках. Курс предусматривает ознакомление учащихся с нестандартными приемами и методами решения математических задач. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков решений задач, но формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности при изучении курса. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математически способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой выбору профиля дальнейшего обучения.

На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися заданий на каждом уроке и при выполнении индивидуальных домашних заданий. Формой итогового контроля являются мини – олимпиада, проводимая в виде конкурсов между командами, викторины.

Обучающие задачи

-     учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
-     учить быть критичными слушателями;
-     учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
-     учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
-     учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
-     изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
-     демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
-     достигать более высоких показателей в основной учебе;
-     синтезировать знания.

Развивающие задачи

-     повышать интерес к математике;
-     развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
-     развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
-     развивать эмоциональную отзывчивость
-     развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные задачи

-     воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
-     воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
-     формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
-     развивать пространственное воображение;
-     формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
-     воспитывать трудолюбие;
-     формировать систему нравственных межличностных отношений;
-     формировать доброе отношение друг к другу.

Тематическое планирование у всех может и должно быть различное.

 

Таблица 

№ занятия

Наименование темы

 

Часы

1

Вводное занятие. Задачи на сообразительность, внимание, смекалку.

1

2

Решение логических задач.

1

3

Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары.

1

4

Четность и нечетность в задачах.

1

5

Простые и составные числа. Деление с остатком в натуральных числах.

1

6

Признаки делимости. НОД чисел.

1

7

Применение НОД и НОК чисел к решению задач. Алгоритм Евклида.

1

8

Разложение на множители.

1

9

Принцип Дирихле. Обобщенный принцип Дирихле.

1

10

Решение логических задач.

1

11

Решение олимпиадных задач. Подготовка к школьной олимпиаде.

1

12

Школьный тур математической олимпиады.

1

13

Разбор заданий школьного тура математической олимпиады.

1

14

Решение олимпиадных задач прошлых лет.

1

15

Разбор заданий городского тура математической олимпиады.

1

16

Перестановки и сочетания. Перебор вариантов.

1

17

Расстановки, перекладывания.

1

18

Переливания, дележи, переправы.

1

19

Числовые ребусы. Числовые головоломки.

1

20

Решение логических задач. Задачи – таблицы.

1

21

Решение логических задач. Задачи – таблицы.

1

22

Решение геометрических задач арифметическим способом.

1

23

Задачи на вычисление отношений различных величин.

1

24

Решение логических задач.

1

25

Решение олимпиадных задач прошлых лет.

1

26

Решение задач с помощью пропорций. Решение задач на части.

1

27

Решение логических задач.

1

28

Решение логических задач.

1

29

Задачи на части. Дроби.

1

30

Проценты и дроби.

1

31

Задачи на разрезание и моделирование геометрических фигур. Задачи на конструирование.

1

32

«Расстановки вдоль стен»

1

33

Решение олимпиадных задач прошлых лет.

1

34

Решение олимпиадных задач прошлых лет.

1

ИТОГО

 

34 ч

 Описанная выше работа кружка как одна из основных форм дополнительного математического образования должна быть обязательно наполнена качественным и соответствующим возрасту учащихся содержанием. Однако те достижения, которых ученики добьются на кружке, участвуя в олимпиадах различного уровня должны подтверждаться теми же, или около тех результатов в период Государственной итоговой аттестации ОГЭ-9 и ЕГЭ-11.

 Ссылки на источники

  1. Министерство образования и науки РФ. ФГОС ООО (5-9 классы)// UPL:http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/93.-[Дата обращения 11.03.2015].
  2. Дюсембаева Б.У. Внеклассная работа по математике – UPL:http://b.slave.festival.1september.ru/articles/538428/ [дата обращения 18.03.2015]
  3. Новоселова О. А. Занятие математического кружка для учащихся 7–9-х классов по теме «Алгоритм Евклида» // Концепт. – 2013. – № 07 (июль). – ART 13152. – 0,3 п. л. – URL: http://ekoncept. ru/2013/13152.htm. – [дата обращения 18.03.2015]
  4. Горев П. М. Основные формы организации дополнительного математического образования в средней школе // Концепт. – 2013. – № 05 (май). ART 13116. – 0,3 п. л. – URL: http://ekoncept.ru/2013/13116.htm. – [дата обращения 19.03.2015]