Организация внеклассной деятельности по математике на примере кружка для первоклассников «Хочу быть успешным»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Литвинова Т. В. Организация внеклассной деятельности по математике на примере кружка для первоклассников «Хочу быть успешным» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 21. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45098.htm.
Аннотация. В статье предлагается вариант организации дополнительных занятий по математике для учащихся 1–х классов с целью расширения и углубления их знаний по предмету. Каждое занятие включает в себя 4 этапа: упражнения для улучшения мозговой деятельности, тренировка психических процессов, динамические паузы, решение нестандартных задач.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Литвинова Татьяна Валерьевна,учительначальных классовМАОУ СОШ №4, г. Томскtan16v@mail.ru

Организация внеклассной деятельности по математике на примере кружка дляпервоклассников «Хочу быть успешным»

Аннотация.В статье предлагается вариант организации дополнительных занятийпо математике для учащихся 1–х классов с целью расширения и углубления их знаний по предмету. Каждое занятие включает в себя 4 этапа:упражнения для улучшения мозговой деятельности,тренировка психических процессов, динамические паузы, решение нестандартных задач.

Ключевые слова:дополнительное математическое образование школьников, математический кружок, решение задач, развитие творческих способностей, развитие интереса к предмету.

Начало школьной жизни для многих детей становится серьёзным испытанием. И как он переживёт его, зависит и от родителей, и от учителей. Для успешного усвоения учебного материала действия ребёнка должны сопровождаться высокой внутренней активностью, мобилизацией всех ресурсов, памяти, внимания, мышления. Недостаточный уровень развития этих психических процессов–первая причина неуспеваемости.Особенно страдает от общей неподготовленностидетейусвоение предметов математического цикла. В связи с этимсчитаю необходимым введение в рамках дополнительного образования систематической работы над развитием ребёнка, в том числе над математической подготовкой. Работа математического кружка направлена на решениесистемызадач:развитие способностей ребёнка, в том числе творческих, возможностьпривить уучащихся интереск предмету,развитие навыков самостоятельной работы. В целом работа над решением данных задач направлена на решение основной цели:повышение качества математического образования в школе.Занятие математического кружка имеет следующую структуру:1.«Мозговая гимнастика» –упражнения для улучшения мозговой деятельности.2.Тренировка психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).3.Решение нестандартных задач.4.Динамические паузы.Мозговая гимнастика –комплекс упражнений для улучшения мозговой деятельности, которые помогают снять эмоциональное напряжение и развивают целый ряд психических процессов.В свой работе я привожу комплекс упражнений, предложенных Н.П. Локаловой [1].На занятии выполняется 23 таких упражнения:

«Перекрёстные движения»–одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперёд, в бок, назад. Одновременно совмещается движения глазами во все стороны (упражнение активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).«Качание головой» –расслабить плечи, уронить голову вперёд. Позволить голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления мышц(упражнение улучшает мыслительную деятельность).«Качание икр» –возьмитесь за спинку стула впереди себя, поставьте вперёд правую ногу и немного согните её в колене. Левая ногасзади вытянута. Одновременноснаклоном вперёдивыдохом мягко прижмите находящуюся сзади пятку к полу. Затем приподнимите пяткуи сделайте глубокий вдох. Повторите 3 раза, меняя ноги (упражнение улучшает мыслительную деятельность, внимания, понимания при чтении).«Точки мозга» –одну руку дети кладут на пупок, другой рукой массируют точки, которые расположены сразу же под ключицей с правой и левой стороны груди. При выполнении движения дети представляют, что на носу находится кисточка, и «рисуют» ею бабочку на потолке (упражнение улучшает внимание, чтение).«Ленивые восьмёрки» –нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение одновременно двумя руками (упражнение активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).«Точки равновесия» –дотронуться двумя пальцами одной рукидо впадины у основания черепа, другую руку положить на пупок. Через минутупоменять руки.(упражнение улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений).«Заземлитель»–удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо, левую направьте строго прямо. При выходе согните правое колено,вдохните, одновременно напрягая правую ногу. Повторите упражнение 3 раза, затем сделайте то же самое с левой ногой (упражнение улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении).«Активизация руки» –держите одну вытянутую вверх рукурядом с ухом, другой рукой обхватите за головой локоть вытянутой руки. Мягко выдохните воздух через сжатые губы. Одновременноактивизируя мышцы и подталкивая кисть другой руки в четырёх направлениях–вперёд, назад, к себе, от себя(упражнение улучшает зрительномоторную координацию).«Сова»–ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, что бы смотреть назад через плечо. Теперь посмотрите назад через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, даваямышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой(упражнение улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении).«Шапка для размышлений»–детидолжны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки уха 3 раза. Это помогаетим слышатьрезонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют (упражнение улучшает внимание, правописание, ясное восприятие речи).«Слон» –согнуть левое колено, «Приклеить» голову к левому плечу и вытянуть руку, показывая пальцем поперёк комнаты, используя грудную клетку двигайте верхнюю часть тела так, чтобы, рука описала восьмёрку (смотрите дальше пальцев, если вы видите две кисти –всё в порядке). Повторитьдвижениевторой рукой (упражнение улучшает восприятие, правописание)«Симметричные рисунки»–дети должны рисовать симметричные рисунки одновременно двумя руками–к себе, от себя,вверх, вниз(*упражнение улучшает зрительно –двигательнуюкоординацию).Второй этап–тренировка психических процессов, включаетв себя соответственно задания, развивающие внимание, память, воображение ребёнка.На данном этапе в течение 10–15 минут детям предлагаются задания на развитие различных психических процессов.Внимание–избирательная направленностьвосприятияна тот или иной объект.Произвольное внимание начинает формироваться у ребёнка ещёв дошкольный период, но дляуспешного обучения в школе часто этого уровня бывает недостаточно.Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшеговолевого усилия, напряжения, причём длительноеподдерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическоенапряжение.Для развития таких качеств внимания, каксосредоточенность (концентрация), объём, распределение, устойчивость и переключаемость используются различные виды заданий, такие, как:корректурные задания, находить и вычёркивать определенные буквы в печатном тексте;прослеживание перепутанных линий, лабиринты;кодирование слов через цифрыи числа через различные символы;отличия по картинкам;различные анаграммы;таблицы Шульте;графические диктанты;отделять в сплошном тексте слова друг от друга;находить слова среди напечатанных букв;буквенные путаницы;находить ошибки в тексте;найти закономерность и вписать нужный символ и т.д.Памятьявляется сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы:

Запоминание(или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определённых приёмов, называетсязаучиванием.Сохранение или удержаниев памяти того, что было запечатлено или заучено.Воспроизведениезапомненного или заученного.Узнавание.Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии какихлибо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.Неумение ребёнка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном счёте на отношение к учёбе и школе.Психологи различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, зрительную, слуховую и логическую. Однако выделить их в чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, так как в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определённых сочетаниях, например:а) зрительная память необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти);б) слуховая память–для работы по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т.п.;в) логическая память –для запоминания последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, последовательности действий в сюжетных рассказах и т.д.[2].Для развития всех видов памяти в современной педагогике существует множество различных методик и приемов, способствующих их развитию.

–способность сознания создаватьобразы,представления,идеии манипулировать ими.Многие скажут, что воображение у детей итак достаточно развито, но для успешного обучения необходимо развитие более активного вида воображения –творческого воображения.Для успешного развития данного вида воображения разработано и апробировано множество курсов, в качестве основы которых взята«ТРИЗпедагогика» [3].3 этап, в зависимости от степени усталости детей, включает в себя решение 12нестандартных задач. Такие задачи способствуют развитию логического мышления учащихся, умению находить взаимосвязи между различными предметами и явлениями.Безусловно, данные навыки положительно скажутся в последующем на уровне освоения математического образования в начальной школе.Подбор материала для этого этапа занятий каждый педагог сможет осуществить самостоятельно, используя пособияМежрегионального центраинновационных технологий в образовании: рабочие тетради «Математический кружок»;курсы: «Летний поход Совёнка», «Увлекательный вояж Совёнка», «Экспедичия в мир творчества», «Творческиепрогулки под звёздами» и т. д.;задания олимпиад «Совёнок».Динамические паузы–та часть занятия, к которой необходимо обращаться в течение всего занятия по мере утомляемости детей. Очень эффективны для развития психических процессов младшего школьника кинезиологические паузы.Примеры физминуток,включающих кинезиологическиеупражнения:КОЛЕЧКО.Поочередно и, как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца.Более сложный вариант–пальцы однойруки поочередно соединяем с большимотуказательного до мизинца, одновременно пальцы другой руки мизинца к указательному.КУЛАКРЕБРОЛАДОНЬ. При положении руки последовательно сменяют друг друга:сжатая в кулак ладонь–ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом –левой, затем двумя руками вместе. Повторяем810 раз, постепенно увеличивая темп. При затруднениях помогаемкомандами («кулакребро –ладонь»), произнося их вслух или про себя.«БУРАТИНО».Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.ЛЕЗГИНКА. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6–8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Берём в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеимируками зеркальносимметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.«УХОНОС».Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».ЗМЕЙКА. Скрещиваем руки ладонями друг к другу, соединяем пальцы в замок. Двигаем каждым пальцем точно и четко, не допуская синкинезий (содружественных движений).В упражнении последовательно участвуют все пальцы обеих рук.ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА. Вытягиваем перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжимаем в кулак, оставляя вытянутым указательный и средний. Рисуем в воздухе этими пальцами горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начать следить глазами, немигая, не поворачивая головы. Если возникает напряжение в глазах, частое моргание, нужно запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок.МАССАЖ УШНЫХ РАКОВИН. Массируем мочкиушей, затем всю ушную раковинуснизу вверх, потомсверху вниз. В конце упражнения растираем уши руками. Оттягиваем ушные раковины вперед, потом назад, медленно считая до десяти. Начинаем с открытыми глазами,затем с закрытыми. Повторяем 4–7 раз.ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ выполняется с помощью плакатасхемы.На ней стрелками показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполненияупражнений: вверхвниз, влевовправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки», Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 –коричневый, № 3–красный, № 4–голубой, № 5–зеленый. Упражнения выполняются только стоя[4].Следует отметить, что значение кинезиологических упражнений особенно велико в дошкольном имладшемшкольном возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области[5].

Ссылки на источники1.Н. П. Локалова «Комплекс упражнений мозговой гимнастики»http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskienauki/library/2012/06/03/kompleksuprazhneniymozgovoygimnastikinplokalovoy[10.07.2015]2.Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В.,«Учебное пособиедля студентов среднихпедагогических учебных заведений»,Издательский центр «Академия», 1998.3.https://www.covenok.ru/sov/[10.07.2015]4.Черепкова Диана Александровна «Использование кинезиологическихприёмов в логопедической работе». http://nsportal.ru/nachalnayashkola/logopediya/2013/03/24/ispolzovaniekineziologicheskikhpriyomovvlogopedicheskoy [10.07.2015]5.Горев П. М. Приобщение к математическому творчеству: Дополнительное математическое образование: Монография. –Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. –156 с.o