Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена описанию математических игр как одной из форм внеклассной работы по математике. В ней приводится анализ понятия «математическая игра»; даются различные классификации игр, обосновывается необходимость включения математических игр в процесс обучения математике. Приводятся правила наиболее популярных из них.
Ключевые слова: математическое образование школьников, математические соревнования, развитие интереса к предмету, решение задач, формы обучения и развития школьников.

Настало время переоценки ценностей. Нельзя судить о результатах работы учителя по числу плохих и хороших оценок в классе. Во главу угла нужно поставить воспитание интереса к математике. Именно такой подход обеспечивает гуманное отношение к ученику. Для воспитания и развития интереса к предмету учитель располагает двумя возможностями: работой на уроке и внеклассной работой. Главной из них является, конечно, работа на уроке, ведь она охватывает всех учащихся. Поддержать интерес, активизировать деятельность детей на уроке можно с помощью игры. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности учащихся, создают уникальные условия для личностного проявления.

Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет каждого педагога задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу, активизировать деятельность обучающихся на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у большинства обучающихся зависит от того, насколько умело учитель построит свою работу. Необходимо заботиться о том, чтобы каждый ребенок активно и увлеченно работал, стремился к непрерывному познанию и развитию своей ребячьей фантазии. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках и во внеурочное время, справедливо усматривает в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся. Игра - творчество и труд одновременно. Игра и работа неразделимы: работа и учение не теряют элементов игры и могут приобретать характер игры. Значение игры в личностно ориентированном образовании трудно переоценить. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности обучающихся, создают уникальные условия для личностного проявления. Игру можно использовать на различных этапах урока и во внеурочной деятельности обучающихся. Этап устного счёта должен присутствовать практически на каждом уроке в 5 классе. Из урока в урок просто предлагать детям выполнять действия в уме – не самое удачное решение вопроса. Используя игровую деятельность, данный этап можно “оживить”. Предлагаю следующие формы организации устного счета:

Математическая эстафета. Этот вид работы эффективен при проверке умений пользоваться несложными формулами (пути, площади, периметра), выполнять арифметические действия и задания должны быть составлены с учетом личностно ориентированного подхода, то есть индивидуально для каждого ребенка. Необходимо взять за правило следующее: “ни одно задание на уроке не должно быть “безымянным”. Разрабатывая карточку, всегда нужно продумывать кому, какому ученику в каждом классе она будет дана, а если этого ученика не будет, то кому другому”.

Кроссворды. При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в расположении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность.

 Для проверки знаний, умений и навыков обучающихся по математике можно использовать следующие игры:

Математическое лото. Эта игра может быть проведена как для закрепления изученной темы, так и для повторения пройденного ранее материала..Примеры ученики могут решать устно или же письменно. Выигрывает тот ученик (или пара учеников), который раньше других закрыл все клетки большой карты. Игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и тогда, если все ответы верные, должна получиться картинка.

Ребусы, анаграммы. Они позволяют превращать труд ученика в серьезную игру, заставляющую искать ответы на разные по степени сложности вопросы, способствуют развитию логического мышления и творческих способностей обучающихся.

 Закрепление материала или проверку навыков по решению примеров и задач по определенной теме можно проводить в виде турнира. Учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить. Очевидно, что если бы эти задания предлагались просто в виде самостоятельной работы, то не вызвали бы особого интереса у обучающихся. Учащимся, решающим примеры и задачи у доски, выставляются оценки в журнал. Арбитром выступает учитель. Количество заданий определяется целью турнира, наличием времени, сложностью темы, составом играющих.

Урок-КВНТребует тщательной подготовки, поэтому часто использовать на уроках математики нецелесообразно. Удобно проводить такой урок в качестве обобщающего по какой – либо достаточно большой теме или в конце четверти в качестве повторительно – обобщающего урока. Класс заранее разбивается на равноценные команды, которые подбирают себе названия с расшифровкой, эмблемы, приветствия команде – сопернику. Количество конкурсов может быть определено по усмотрению учителя для того, чтобы детям было интересно и соревноваться, и смотреть . В конкурсе участвуют 2 -3 команды по 5 – 8 человек. Игра заканчивается подведением итогов и награждением победителей. Следует отметить, что в качестве заданий можно брать задания обязательного уровня. Стоит только немного пофантазировать учителю и практически любое задание можно переформулировать и приспособить для игры. Урок – КВН превращает в игру занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит живинку в однообразное течение уроков, вызывая активизацию деятельности даже самых слабых учащихся.

Урок-сказка. Существенной стороной данного урока являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания и умения для достижения целей игры. Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, поддерживает интерес, подбадривает отстающих.

Известный русский математик и педагог А. Я. Хинчин писал:

“Перед учителем математики стоит нелёгкая задача- преодолеть в сознании учеников возникающее представление о “сухости”, формальном характере, оторванности от жизни и практики науки математики”.

Одним из способов решения этой проблемы является использование игровых ситуаций на уроках математики. Каждому учителю необходимо помнить, что учащиеся подросткового возраста, а тем более слабоуспевающие из них, особенно быстро устают от длительной однообразной умственной работы. Усталость - одна из причин падения интереса и внимания к учению. Уменьшить усталость обучающихся от выполнения однообразных упражнений вычислительного характера можно с помощью игровых ситуаций, разнообразных математических соревнований.

Математические эстафеты в различных формах проявления способствуют не только формированию знаний и умений, быстроты и гибкости мышления, но и воспитывают чувство коллективизма. В такой форме можно проводить отдельные этапы уроков обобщения и систематизации знаний учащихся, повторения пройденного материала. Игра заставляет всех без исключения учащихся повторять материал, вынесенный на обсуждение. Для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно, необходима доброжелательная обстановка на уроке, то есть необходим личностно ориентированный подход к учащимся на уроках и во внеурочной деятельности.

Заключение

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий: уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью); . характером (многосторонними, широкими интересами, локальными- стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого); местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием; . своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера); . связью с жизненными планами и перспективами. Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Список литературы:

Аменицкий Н.Н. Забавная арифметика / Н.Н. Аменицкий, И.П. Сахаров.- М., 1991.-128с.

Арутюнян Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов: Книга для учителя / Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков, Г.Г. Левитас.- М.: Просвещение, 1991.- 80с.

Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.Ф. Демидова.- Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 2003.-224с.

Мантуленко В.Г. Кроссворды для школьников. Математика / В.Г. Мантуленко, О.Г. Гетманенко.- Ярославль: “Академия развития”, 1998.- 144с.

Минаева С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя / С.С.Минаева.- М.: Просвещение, 1990.- 128с.

Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 классов средних школ / Ф.Ф.Нагибин.- М.: Просвещение, 1988.- 160с.

Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся: Книга для учителя / А.Е.Падалко.- М.: Просвещение, 1985.- 128с.

8.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В.Хуторской.- СПб.: Питер, 2004.- 541с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Внеклассное мероприятие по математике «Занимательная математика»

Цели:

прививать интерес к предмету;

развивать интуицию, догадку, эрудицию;

воспитывать чувство коллективизма;

формировать умение работать группой.

Оборудование: плакаты, сигнальные карточки, мультимедиа.

Правила игры:

В игре принимают участие две команды.

Первая команда выбирает тему вопроса и отвечает в первую очередь. Если ответ неверный, то дается возможность ответить второй команде. (Можно предложить командам отвечать по принципу: кто быстрее)

За правильный ответ команда получает право поставить свой знак на игровом поле.

Победителем считается та команда, у которой больше знаков на игровом поле.

Ход мероприятия

Игровое поле.

Перевертыши

Сладкоежка

Великие имена

Задача

Эрудит

Шкатулка

Смекалка

Ребус

Айболит

1. Перевертыши.

Например, «Умножать на один можно!»

Ответ: «Делить на ноль нельзя!»

1) Кривая дуга больше свернутой.

Ответ: Прямой угол меньше развернутого.

2) Периметр треугольника не равен кубу чужого угла.

Ответ: Площадь квадрата равна квадрату его стороны,

3) Перпендикулярные отрезки скрещиваются.

Ответ: Параллельные прямые не пересекаются.

2. Сладкоежка.

Карлсон попросил у Малыша малинового варенья. На полке стояли три банки с вареньем. На первой было написано «Клубничное или малиновое», на второй – «Вишневое», а на третьей – «Малиновое». В какой из них находится малиновое варенье, если известно, что Фрекен Бок все надписи перепутала?

Ответ: Малиновое варенье во второй банке.

3. Великие имена.

Вашему вниманию предлагаются портреты известных вам людей.

Л.Н. Толстой, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин.

1) С кем произошел случай

«… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу: «Ученость выглядывает оттуда…». «Нисколько, сударь,– немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»

Ответ: М.В. Ломоносов

2) Кто из этих людей сделал интересное и меткое « арифметическое сравнение», что человек подобен дроби, числитель которой есть то, человек представляет собой, а знаменатель то, что он думает о себе, чем больше мнение о себе человека, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.

Ответ: Л.Н. Толстой

4. Задача.

Над болотом тихо, тихо.
В теплом воздухе парят
Сам комар и комариха,
С ними тучи комарят.
Комариха с комаром говорят:
– Сосчитай-ка, комар комарят.
– Как же счесть, комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала комариха 40 пар.
А продолжил этот счет уж комар.
Комарят комар до ночи считал,
Насчитал 13 тысяч, аж устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья?

Ответ: 13082.

5. Эрудит.

Сколько волос?

Из парикмахерской я вышел остриженным наголо. Лето, жарко. Навстречу приятель. Очень любознательный и хитроумный парень. Спрашивает: «Что же ты столько волос оставил на голове?» Я удивился, а он продолжает: «Сколько, по-твоему, метров волос осталось у тебя на голове». «Может метр или два», – ответил я, не ожидая подвоха. Он рассмеялся: «Ошибся. И во много раз. Подумай как следует. Прежде чем ответить на этот простой вопрос».

Ответ: после стрижки остаются волосы длиной в 1 мм, а их число на голове 200000. После стрижки на голове остается около 200 м волос.

6. Шкатулка.

Известно, что в России – картофель, во Франции – виноград, в странах Южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды изменил судьбу человечества?

Ответ: Яблоко дерева познания, яблоко раздора, ньютоновское яблоко.

7. Смекалка.

За 3 мин. бревно распилили на полуметровые куски, причем каждая распиловка занимала 1 мин. Найдите длину бревна. (2 м)

Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена? (1)

Какими нотами можно измерять расстояние? (ми-ля-ми)

Тройка лошадей бежит со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью бежит каждая лошадь? (15 км/ч)

3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 9 кур за 9 дней. (27)

8. Ребус.

3,14..П..3,14

Разгадав этот ребус, назовите фамилию итальянского архитектора и художника, ученика и помощника Рафаэля, больше известного под именем Джулио Романо. Его картина «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» хранится в Эрмитаже. (Пиппи)

9. Айболит.

Длительно и много курящие люди заболевают язвой желудка в 10 раз чаще. Некурящих в отделении 33 человека. Сколько человек могли бы не заболеть? (30)

30 больных перенесли инфаркт ( нарушение питания участка сердечной мышцы и его омертвение). Известно, что среди них 80%курящих. Сколько человек могли бы быть здоровыми? (24)

Подведение итогов игры.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

5-й класс. Урок-сказка. Тема урока: "Натуральные числа"

УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие.

Форма урока: « Математическая сказка».

Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

· закрепить и проконтролировать уровень знаний, умений и навыков сложения, вычитания, умножения, деления возведения в степень натуральных чисел;

· усовершенствовать навыки решения задач, использующих операции над числами;

· проверить умения и навыки решений простейших уравнений;

· проверить и расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей;

Развивающие:

· создать у школьников положительную мотивацию к предмету;

· повысить общую культуру учащихся;

· расширить умственный кругозор учащихся, помочь школьникам лучше понять роль математики в истории общества.

Воспитательные: воспитывать у школьников честность, ответственность и аккуратность.

Оборудование урока: иллюстративный материал (плакаты с достопримечательностями Краснодара), компьютер, мультимедийная установка, карточки.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение учителя:

Сегодня на уроке мы обобщим и повторим тему: « Натуральные числа». У нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в математическую сказку.

Жил-был пятиклассник Витя Востриков. Как-то раз учительница задала ему домашнее задание: повторить все о натуральных числах. Испугался Витя, что не справится и расстроенный пошел домой. А навстречу ему идет старушка и спрашивает: «Что пригорюнился, внучек?» Поведал мальчик ей о своей беде, и согласилась бабушка ему помочь: «Перенесу я тебя, мальчик, в прошлое время и не вернешься ты домой, пока не узнаешь все про натуральные числа. Согласился с предложением старушки Витя Востриков.

I этап (устный счет)

Не успел и глазом моргнуть мальчик, как оказался у ворот славного города Екатеринодара. Чтобы в него войти, необходимо набрать нужный код и тогда ворота в город откроются. А код состоит из чисел, которые получаются из суммы всех правильных ответов каждого из трех устных заданий.

1) Найти значение выражений:

2 2 + 8 =

3 3 + 22 =

5 2 • 23 =

8 2 – 30 =

2) Вычислить рациональным способом:

(16 • 17) : 8 =

25 • 3 • 4 =

17 + 28 + 43 =

34 – 15 – 14 =

3) Найти площадь прямоугольника со сторонами 14 см и 3 см.

Найти периметр квадрата со стороной 11 см.

Итак, открылись перед Витей ворота славного города Екатеринодара.

(Ученики получают информацию о том, что мальчик должен проехать через весь город, чтобы узнать всё о натуральных числах и вернуться домой).

Но на пути к заветной цели его поджидают многие испытания. Так поможем мы всем классом Вите Вострикову преодолеть препятствия.

II Этап (письменная работа в тетрадях)

Зашел Витя в город, а там огромный камень закрыл дорогу на мост в том месте, где в реку Кубань впадает маленькая речка Карасун. На камне написаны четыре уравнения. Если их правильно решить, то можно узнать год основания Екатеринодара.

1. 59 + 2х = 61

2. 245 : х – 20 = 15

3. (127 + m ) – 98 = 38

4. ( 3 + х) 14 = 2х + 78

(К доске вызываются четыре человека, которые решают уравнения).

Правильные решения уравнений открывают нам год 1793 – год основания Екатеринодара атаманом Захарием Чепегой.

Путь для Вити был неблизким. Но автобусов, трамваев и троллейбусов в то время еще не было. Зато в кузнеце неподалеку стояла лошадь. Пообещал кузнец дать ее мальчику, если тот решит задачу:

«Хватит ли Вите 50 подков для лошади на весь путь, если он будет скакать со скоростью 20км/ч на протяжении 6 часов. И через каждые 5 км будет менять подковы на задних копытах, а через каждые 10км подковы на передних копытах?»

(Учащиеся решают задачу двумя способами.)

Способ I:

1. 20 • 4 = 80(км) – весь путь

2. 80 : 5 = 16

3. 16 • 2 = 32 (подковы) будут израсходованы на задние ноги.

4. 80 : 10 = 8

5. 8 • 2 = 16 (подков) будут израсходованы на передние ноги

6. 32 + 16 = 48 (подков) потребуется на весь путь

7. 48 < 50

Способ II:

1. 20 • 4 = 80(км) – весь путь

2. 80 : 10 = 8

3. 2 + 2 + 2 = 6 (подков) расходуется на каждые 10 км.

4. 8 • 6 = 48 (подков) будут израсходованы на весь путь.

5. 48 < 50

Ответ: хватит.

III Этап (работа по карточкам)

Доехал в Екатеринодаре Витя до огромной стены на улице Красной. Не переехать её, не объехать. На стене висят задания. Если решить все, то исчезнет стена и дальнейший путь откроется (ученики подходят по очереди к доске, берут карточки, читают классу условия задачи и решают её сами или с помощью товарищей).

Содержание карточек

- Протяженность реки Кубань 870км. На территорию Краснодарского края приходиться на 170км меньше. Какова протяжённость реки Кубань на территории Краснодарского Края?

- Собор Святого Александра Невского был освящён спустя 79 лет после основания города Екатеринодара. В каком году это было?

- При массе 4000 пудов звук колокола слышен на 20 км. Какова должна быть масса колокола, чтобы звук распространялся на 60 км?

- Если территорию России разделить на 224 равных части, то одна из них придётся на Краснодарский край. Какова площадь Краснодарского края, если территория России составляет 17 024 000 кв.м.

- Если вы захотите обойти Краснодарский Край по границе, то двигаясь со скоростью 4 км/ч, не останавливаясь ни на одну минуту, проведёте в пути 8 суток и ещё 8 часов. Сколько километров составляет граница Краснодарского края?

- Стрела из лука пролетает не более 163 м, а пушечное ядро в 2 раза дальше. Вычислите предельную дальность ядра из пушки.

IV Этап (Физкультминутка)

(Ученики выполнили задание по карточкам, но стена не убралась).

Ребята, давайте поможем Вите убрать стену. (Проводится физкультминутка).

Мы за дело взялись смело,

Посмотрели вправо, влево,

Голову подняли вверх,

Стену вместе одолеем

И разделим свой успех!

V Этап (решение задачи)

Дальнейший путь мальчика пролегал около собора Святого Александра Невского. Решил Витя спросить дорогу у монахов, которые о чём-то спорили между собой.

Согласились они помочь ему, если Витя разрешит их спор:

- Монахам необходимо покрасить одно из помещений в форме прямоугольного параллелепипеда, длина которого 10 м, ширина 5 м, высота 4 м. Хватит ли 10 банок краски, если в 1 банке 8 кг краски и расход краски 4 кг на 10 квадратных метров?

(Один из учеников решает задачу у доски).

VI Этап (самостоятельная работа с выбором ответов)

Дальше на своём пути Витя повстречал бравого казака, у которого имелись булава, бунчук и бешмет.

Ребята, чтобы узнать, что означают эти старинные названия, вам придется решить самостоятельную работу с выбором ответов.

I уровень (расшифровка слова бешмет)

1. Выполнить действия:

35+480:16-12

53 (длинный) 67 (короткий) 45 (медный)

2. Решить уравнение:

27 x =324

17 (куртка) 12 (плащ) 15 (сапоги)

3. Найти значение выражения:

647-а- 247, при а=98

302 (сшитый) 405 (связанный) 322 (покрашенный)

4. Решить задачу:

В саду посадили 660 плодовых деревьев. Сколько рядов в саду, если в каждом по 30 деревьев?

34 (из ситца) 28 (из сатина) 22 (из меха)

II уровень (расшифровка слова булава)

1. Выполнить действия:

(3102-102•4+6):15

204 (современное) 180 (старинное) 184 (красивое)

2. Решить уравнение:

33 x -17 x +14=558

76 (украшение) 36 (награда) 34 (оружие)

3. Найти значение выражения:

12 c +74+39 c +65+14 c , при с=11

854 (символ) 152 (хлыст) 320 (оглобля)

4. Решить задачу:

На пароме по реке Кубань плыло 98 пассажиров. На первой остановке вышло 27 и вошло 14 пассажиров, на второй остановке вышло 17 и вошло 25 пассажиров. Сколько пассажиров стало после второй остановки?

100 (закон) 93 (власть) 87 (вензель)

III уровень (расшифровка слова бунчук)

1. Выполнить действия:

15(5408-5382:26+799)

30 тыс. (длинное) 90 тыс. (короткое) 80 тыс. (тяжелое)

2. Решить уравнение:

(285-(х:14-481)):6=36

7100 (амфора) 6700 (власть) 7700 (древко)

3. Найти значение выражения:

с:(318-( d +18)), если с=560, d =260

14 (с конским) 16 (с длинным) 20 (с коротким)

4. С овощехранилища в первый день вывезли 764 кг, а завезли 568 кг овощей. Во второй день вывезли 445 кг, а завезли 643 кг. Увеличилась или уменьшилась первоначальная масса овощей и на сколько.

на 5 (челом) на 2 (хвостом) на 15 (оглоблей)

(Ученики сдают листки с самостоятельной работой и проверяют расшифровку слов.)

I уровень: бешмет – длинный плащ, сшитый из меха.

II уровень: булава – старинное оружие, символ власти.

III уровень: бунчук – короткое древко с конским хвостом.

VI этап (математический диктант)

Подошло к концу путешествие Вити Вострикова. И чтобы выбраться из города, ему необходимо расшифровать современное название города Екатеринодара.

Ученикам требуется ответить на вопросы диктанта, первые буквы ответов которого и откроют им нужное слово.

Вопросы диктанта.

1. Число, которое является решением уравнения. ( Корень)

2. Результат вычитания. ( Разность)

3. Старинная мера длины. ( Аршин)

4. Результат сложения. ( Сумма)

5. Как называют числа, которыми мы ведем счет. ( Натуральные)

6. Формула V = abc . ( Объема)

7. Как называется первый компонент при делении. ( Делимое)

8. Единица измерения площади. ( А р)

9. У прямоугольного параллелепипеда их 12. ( Ребер)

При верном выполнении задания, получилось слово Краснодар – современное название города Екатеринодара.

Выдержал с честью и последнее испытание Витя Востриков, вернулся домой с прочным запасом знаний по теме «Натуральные числа». А вы, ребята, ему в этом помогли.

Домашнее задание.

Составить текстовую задачу, используя в условии данные из истории Краснодарского края, района, города.

Итог урока.

Подводится итог урока, выставляются оценки.