Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлено внеклассное занятие по математике для обучающихся 5-6 классов. Занятие проводится в форме игры – путешествия для более успешного проведения можно использовать звуковое сопровождение.
Ключевые слова: занимательная математика, игра – путешествие, внеклассное мероприятие по математике, дополнительное математическое образование.

 В игре принимают участие команды 5-6 классов. Каждая команда получает маршрутный лист, в котором указан порядок следования по станциям. По свистку команды отправляются на указанные станции. Через определенное время (10-15 минут) дается новый сигнал и команды перемещаются на другие станции и т. д. На каждой станции есть ученик старших классов, который заранее ознакомился с вопросами и имеет правильные ответы на них. Он знакомит участников с правилами игры и выставляет команде количество набранных очков в маршрутный лист.

Подведение итогов проводится после сбора маршрутных листов. Определяют какое место заняла каждая команда на каждой станции, складывают места. Выигрывает та команда, которая по сумме мест набрала меньшее число.

Станция «Отгадай-ка»

На столе три кроссворда. Их заполняют по очереди. За количество правильно угаданных слов ставятся очки.

Кроссворд 1

По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м26. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.

По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5.Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.

Ответы:

По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный.

По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.

 Кроссворд 2



По горизонтали: 1. Книга для занятий по какому-либо предмету. 4. Перерыв в школьных занятиях. 6. Знак, используемый для записи музыки. 9. Документ, который выдают школьнику по окончании школы. 10. Месяц. 11.Большой лист, используемый для чертежей, стенгазет и т. п. 12. Чертежный инструмент. 13. Предмет, используемый художником для нанесения краски на холст.

По вертикали: 1. Время, отведенное в школе для занятий одним из предметов. 2. Знак, используемый для обозначения звука. 3. Учреждение, которое дети посещают, пять раз в неделю. 5. Деревянная палочка с грифелем. 7. Жидкий состав для письма. 8. Наука.

Ответы:

По горизонтали: 1. Учебник, 4. Каникулы, 6. Нота, 9. Аттестат. 10. Август. 11. Ватман. 12. Циркуль. 13. Кисть.

По вертикали: 1. Урок. 2. Буква. 3. Школа. 5. Карандаш. 7. Чернила. 8. История. 

Кроссворд 3

По горизонтали: 1. Мера времени. 2. Наименьшее четное число. 3. Очень плохая оценка знаний. 4. Ряд чисел, соединенных знаками действий. 5. Мера земельной площади. 6. Число в пределах десяти. 7. Часть часа. 8. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий. 9. Наименьшее четырехзначное число. 10.Единица третьего разряда. 11. Столетие. 12. Арифметическое действие. 13. Название месяца.

По вертикали: 7. Весенний месяц. 8. Прибор для

вычислений. 14. Геометрическая фигура. 15. Малая мера времени. 16. Мера длины. 17. Предмет, преподаваемый в школе. 18. Мера жидкостей. 19. Денежная единица. 20.Вопрос для решения. 21. Некоторое количество единиц. 22. Название месяца. 23. Первый месяц года. 24.Последний месяц школьных каникул.

Ответы:

По горизонтали: 1. Час. 2. Два. 3. Единица. 4. Пример. 5. Ар. 6. Четыре. 7. Минута. 8. Скобки. 9. Тысяча. 10. Сотня. 11. Век. 12. Деление. 13. Июль.

По вертикали: 7. Март. 8. Счеты. 14. Квадрат. 15. Секунда. 16. Метр. 17. Арифметика. 18. Литр. 19. Рубль. 20. Задача. 21. Число. 22. Май. 23. Январь. 24. Август.

Станция «Спичечная»

На столе карточки с заданиями и спички. За правильный ответ – 1 очко.

1. Задание. Нужно переместить только одну спичку в выложенном спичками арифметическом примере «8+3-4=0» так, чтобы получилось верное равенство (можно менять и знаки, цифры).

Ответ. Из восьмерки перемещаем нижнюю левую спичку в середину нуля. Получается:

9+3-4=8.

2. Задание. Переставьте три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратном направлении. Другими словами, нужно повернуть рыбу на 180 градусов по горизонтали


Станция «Рыболовная» [1]

На  столе – бумажные рыбки: большие, средние и маленькие. На носу у каждой рыбки скрепка. Удочкой с магнитом необходимо поймать рыбку и решить задачу. За правильные ответы 3 очка, 2 очка, 1 очко соответственно размерам рыбок.

  1. У меня две монеты на общую сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты?

Ответ  10 и 5

2. На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед?

Ответ 5 км

  1. Что легче: килограмм пуха или килограмм железа?

Ответ одинаково

  1. Горело пять свечей, две погасли. Сколько свечей осталось?

Ответ 2

  1. Бюро прогнозов сообщило в 12 ч дня, что в Москве в ближайшую неделю сохранится безоблачная погода. Можно ли ожидать, что через 36 часов в Москве будет светить солнце?

Ответ нет, будет ночь

  1. Два отца и два сына, дед и внук разделили три яблока так, что каждому досталось по целому яблоку. Может ли так быть?

Ответ да, если это дед, отец и сын.

  1. Один господин писал о себе: «… пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять…» Почему он такой урод?

Ответ после слова двадцать не поставлено двоеточие.

  1. 100 кур съедают за 100 дней 100 кг зерна. Сколько килограммов зерна съедят 10 кур за 10 дней?

Ответ10 кг

  1. Летела стая из 25 гусей. Одного убили. Сколько гусей осталось?

Ответ 1

  1. У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестер?

Ответ 4 брата и 3 сестры.

  1. Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижет двух французов, чем одного немца?

Ответ Потому что больше заработает

  1. Сколько бегемотов может увезти пятитонная машина, если вес одного бегемота 1500 кг?  Сколько крокодилов может увезти та же машина, если вес одного крокодила 175 кг?

Ответ Три бегемота, и если они уже погружены, то еще два крокодила

  1. Сколько месяцев в году содержат 30 дней?

Ответ  11

  1. Коля поспорил, что определит, какой будет счет в игре футбольных команд «Спартак» и «Динамо», перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счет?

Ответ 0:0

  1. В корзине лежат три яблока. Можно ли эти яблоки поделить поровну между тремя братьями так, чтобы в корзине осталось одно яблоко? Резать яблоки не разрешается.

Ответ да, одно отдать с корзиной

  1. Сколько концов у трех палок? У четырех с половиной палок?

Ответ  6, 10

  1. Сколько раз за время от 0 до 12 ч минутная стрелка совпадет с часовой?

Ответ 10

  1. Скажите сколько в комнате кошек, если в каждом из четырех углов сидит по одной кошке, против каждой кошки сидит по три кошки и на хвосте у каждой кошки сидит по  кошке?

Ответ 4

  1. За книгу заплатили 100 руб и еще половину стоимости книги. Сколько стоит книга?

Ответ 200руб

  1. Когда моему отцу был 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет теперь?

Ответ 23 года

Станция «Вычисляй-ка»

На столе карточки с заданиями. За правильный ответ – 1 очко.

1[2].  Продолжи числовой ряд:    6     9     18     21     42     45     Ответ 90  

2[2].   Назови пропущенное число.

   

4

 

6

 

9

 

13

7

 

10

 

15

 

?

 

Ответ  22

3[2].  Вставь недостающее число.

18         20           24           32        ?       80           144

Ответ 48

4[3]. Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим.

Ответ 58      фарков

5. Расставьте скобки в записи  7*9+12:3-2   так, чтобы значение полученного выражения было равно 75

Ответ (7*9+12):(3-2)

6. Сколько нулей стоит в конце произведения всех натуральных чисел от 10 до 25?

Ответ 5

7. Расшифруйте запись. Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры, разными буквами – разные цифры.

УДАР+УДАР=ДРАМА

Ответ 8126+8126=16252

8. Выразите число 16 с помощью четырех пятерок, соединяя их знаками действий.

Ответ 55:5+5=16

9. Расшифруйте «животноводческий» ребус:

Б+БЕЕЕ=МУУУ

Ответ 1+1999=2000

10. Сколько раз к наибольшему однозначному числу надо прибавить наибольшее двузначное число, чтобы получить наибольшее трехзначное.

Ответ 10

11. Поставьте вместо звездочек цифры: 59,27+**,45+78,*3=182,1*

Ответ 59,27+44,45+78,43=182,16

12.Алеша задумал число. Он прибавил к нему 5, потом разделил сумму на 3, умножил на 4, отнял 6, разделил на 7 и получил число 2. Какое число задумал Алеша?

Ответ 10
13. Запишите наибольшее и наименьшее семизначное число

Ответ 9999999, 1000000

14. Запишите подряд 22 пятерки: 555555…5. Поставьте между некоторыми цифрами знаки арифметических действий так, чтобы в результате получилось число 2004.

Ответ 5*5*5*5+5*5*5*5+5*5*5*5+5*5*5+5+5:5-5:5-5:5

15. Напишите число 100 шестью одинаковыми цифрами.

Ответ 99+99:99

16. Вычислите:  90 – 89 – 88 - … - 1+0+1+2+…+98+99+100

Ответ  91+92+…+100=955 

Список литературы

  1. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин. – 10 изд – М.Просвещение,2010г
  2. Введение в логику. Логические операции.  / Л.В.Ончукова
  3. Математические олимпиады: 5-6 классы/ А.В.Фарков- М.Издательство «Экзамен», 2006г